Меню
Гостеприимство в Библейские времена

Гостеприимство в Библейские времена

Обычай дважды посылать приглашение на праздник характерен для некоторых частей Востока. Подтверждение этой традиции содержится в Библии. За некоторое время до начала празднования посылалось первое приглашение. Позже слуга приходил еще раз сообщить, что все уже готово. Один примеров этому находится в притче о званом ужине: "Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово." (Лук.14:16-17)

* * *


Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
(Лук.14:23) На Востоке от человека, которого приглашают куда-либо, ожидат отказа на первом приглашение. Приглашающий должен убедить гостя в необходимости его присутсивия на празднике.

* * *


Пировали в древности обычно в ночное время в ярко освященных комнатах. Человека, которого выгоняли с праздника, повелевали бросить из освященной комнаты "во внешнюю тьму" ночи. В учении Иисуса Христа день суда подобен изганию с праздника (Мф. 8:12). На Востоке светильник обычно оставляли гореть всю ночь. Люди боялись темноты, поэтому выражение "тьма внешняя" наиболее подходящее для изображения будущего наказания неправедных.

* * *
Гостеприимство в Библейские времена

Стулья не были распространены в ранние библейские времена. Они имелись в царском доме или использовались во время каких-то церемоний. Пророк Амос был первым, кто упомянул о традиции " лежать на ложах" во время приема пищи (Ам. 6:4).

Во времена Иисуса римляне также возлежали на ложах во время приема пищи.

* * *


Почетных гостей приглашали в комнату с более высоким полом, чем во всем остальном доме. Такая комната была предназначена для особых случаев.

* * *


Гостям выражали почтение, усаживая их по правую руку от хозяина во время трапезы. Второе по значимости место было слева. Иисус осуждал фарисеев за то, что они стремились занять самые почетные места, когда их приглашали на пир.

* * *


Развлечением на празднике были танцы. Когда блудный сын вернулся домой, его встречали музыкой и танцами (Лук 15:24-25). В основном танцевали женщины и девушки, хотя иногда это делали и мужчины. Давид танцевал перед ковчегом завета, когда его переносили в Иерусалим (2 Ц. 6:14).

* * *


Гостеприимством являлось неотъемлемой частью жизни израильтян. Мужчины на Востоке верили, что гости посылаются Богом. Поэтому позаботиться о хорошем приеме считалось священной обязанностью. Когда Авраам принимал троих необычных путников, его энтузиазм был проявлением восточного гостеприимства (Бытие 18: 2-7). Мы обычно считаем гостями друзей или знакомых. А на Востоке гостей разделяли на три группы: друзья, путники и враги.

* * *


Гости - путники. Восточная поговорка гласит: "Каждый путник - желаемый гость". Арабские бедуины нашего времени сидят у входя в свой шатер, как когда-то сидел Авраам, чтобы издали увидеть путника или гостя (Быт. 18:1)

* * *

Гостеприимство в Библейские времена
Важным аспектом восточного гостеприимства является то, что враг может быть принят в качестве гостя. Пока он остается в таком положении, то находится в совершенной безопасности, и к нему относятся как к другу. Некоторые племена кочевников живут, что враг, который "спешился и коснулся веревки шатра, находится в безопасности".

* * *


Приветствиям, с которыми входят в арабский дом или шатер бедуина, придается большое значение. Обычно это выглядит так: гости говорят: : «Шалом алейхем», что значит «Мир вам», на что хозяин отвечает словами: «Ва алейхем ес-шалом», то есть « и вам Мир».

После приветствия следует целование. Мужчина кладет свою правую руку на левое плечо гостя и целует его в правую щеку, а потом наоборот. В Писании мы находим, что приветствие поцелуем было очень распространенным. Например, Иаков целовал своего отца, Исав целовал Иакова, Иосиф целовал братьев, Аарон целовал Моисея, Моисей целовал Иафора, Ионафан и Давид целовали друг друга, отец целовал блудного сына, когда тот вернулся домой.

* * *


Гости снимают свою обувь перед тем, как войти в главную комнату дома. Это необходимо, так как сидят они на ковриках, подстилках или на тахте, поджав под себя ноги. Обувь может вымазать покрытие или одежду. Такой порядок связан с повелением Господа снимать обувь на святом месте. Возле горящего куста Господь сказал моисею: " не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая"
(Исх.3:5).

* * *


После поклона,приветствия и целования гостю омывают ноги. Слуга поливает воду на ноги гостью над медной миской, омывая их руками и вытирая полотенцем. Когда Иисус был с учениками, Он сам вместо слуги омыл им ноги и попросил, чтобы они также делали" Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. (Иоан.13:14-17)

* * *

Гостеприимство в Библейские времена
Традиция помазания.гостей является очень древней. Она была широко распространена среди народов Востока. Для этой цели используют чистое оливкое масло, о иногда в него добавляют специи.

Симон, фарисей, не оказал Иисусу должного гостеприимства: не омыл ноги, не поцеловал Его, не помазал головы Его маслом (Лк. 7:46). Давид увековечил эту традицию, упомянул ее в "Псалме": "Умастил елеем голову мою" (Пс. 22:5).

* * *


Одним из первых напитков, который предлагали гостю, была вода. Это являлось знаком того, что человека считали достойным мирного приема в доме. Подать воды - это самый простой способ подружится с человеком. Иисус говорит об этой традиции: " И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей" (Мар.9:41).

* * *


Жители Востока упоминают Бога в повседневных разговорах. Удивленный человек зачастую восклицает: «Машала!», что значит «Вот что делает Бог!». Это же воскликнул Валаам много столетий назад (Чис 23:23). Когда человек рассказывает о своих планах он говорит: «Если будет угодно Богу». Так советовал поступать в своем послании Иаков (иак. 4:15).




Материал подготовлен проектом: bible-facts.ru

Поделиться