Меню
Гостеприимство в Библейские времена

Гостеприимство в Библейские времена

Писание повествует нам об Аврааме, который принял в свой дом путников. Странники хотели вообще пройти мимо этого дома, но он усердно упрашивал их остаться. А после их согласия он выбрал самого лучшего теленка и заколол его. Приготовив еду, он стоял смирено в стороне пока те наслаждались пищей. Позже он узнал, что это были ангелы. Благословение пришло в его дом. Наконец-то у него родился долгожданный сын.

До сих пор ангелы иногда приходят в человеческом обличии, и мы можем им оказать честь, за что и будем благословенны.

* * *


Гостеприимством являлось неотъемлемой частью жизни израильтян. Мужчины на Востоке верили, что гости посылаются Богом. Поэтому позаботиться о хорошем приеме считалось священной обязанностью. Когда Авраам принимал троих необычных путников, его энтузиазм был проявлением восточного гостеприимства (Бытие 18: 2-7). Мы обычно считаем гостями друзей или знакомых. А на Востоке гостей разделяли на три группы: друзья, путники и враги.

* * *


Гостеприимство в Библейские времена


Иисус после Своего крещения на Иордане, увидел как двое учеников Иоанна, следуют за Ним. Пригласив их к Себе в дом, Он угощал их в течение целого дня. А когда Иисус призвал Матфея к апостольству, тот первым делом пригласил Его и всех апостолов к себе домой.

Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: «учитель», – где живешь?
Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Иоанна 1 глава.


* * *


Приветствиям, с которыми входят в арабский дом или шатер бедуина, придается большое значение. Обычно это выглядит так: гости говорят: : «Шалом алейхем», что значит «Мир вам», на что хозяин отвечает словами: «Ва алейхем ес-шалом», то есть « и вам Мир».

После приветствия следует целование. Мужчина кладет свою правую руку на левое плечо гостя и целует его в правую щеку, а потом наоборот. В Писании мы находим, что приветствие поцелуем было очень распространенным. Например, Иаков целовал своего отца, Исав целовал Иакова, Иосиф целовал братьев, Аарон целовал Моисея, Моисей целовал Иафора, Ионафан и Давид целовали друг друга, отец целовал блудного сына, когда тот вернулся домой.

* * *


Гости снимают свою обувь перед тем, как войти в главную комнату дома. Это необходимо, так как сидят они на ковриках, подстилках или на тахте, поджав под себя ноги. Обувь может вымазать покрытие или одежду. Такой порядок связан с повелением Господа снимать обувь на святом месте. Возле горящего куста Господь сказал моисею: "

не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая"
(Исх.3:5).


* * *


После поклона, приветствия и целования гостю омывают ноги. Слуга поливает воду на ноги гостью над медной миской, омывая их руками и вытирая полотенцем. Когда Иисус был с учениками, Он сам вместо слуги омыл им ноги и попросил, чтобы они также делали.

* * *


Гостеприимство в Библейские времена


В библейские времена на Ближнем Востоке человеку мазали голову маслом в знак глубокого уважения или гостеприимства. Как правило, для этой цели использовалось ароматизированное оливковое масло.

Кроме того, евреи возливали масло на голову того, кто официально получал особое положение или наделялся властью.

* * *


Обычай дважды посылать приглашение на праздник характерен для некоторых частей Востока. Подтверждение этой традиции содержится в Библии. За некоторое время до начала празднования посылалось первое приглашение. Позже слуга приходил еще раз сообщить, что все уже готово. Один примеров этому находится в притче о званом ужине: "Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово." (Лук.14:16-17)

* * *


Пировали в древности обычно в ночное время в ярко освященных комнатах. Человека, которого выгоняли с праздника, повелевали бросить из освященной комнаты "во внешнюю тьму" ночи. В учении Иисуса Христа день суда подобен изганию с праздника (Мф. 8:12). На Востоке светильник обычно оставляли гореть всю ночь. Люди боялись темноты, поэтому выражение "тьма внешняя" наиболее подходящее для изображения будущего наказания неправедных.

* * *


Стулья не были распространены в ранние библейские времена. Они имелись в царском доме или использовались во время каких-то церемоний. Пророк Амос был первым, кто упомянул о традиции " лежать на ложах" во время приема пищи (Ам. 6:4).

Во времена Иисуса римляне также возлежали на ложах во время приема пищи.

* * *


Почетных гостей приглашали в комнату с более высоким полом, чем во всем остальном доме. Такая комната была предназначена для особых случаев.

* * *

Гостеприимство в Библейские времена
Гостям выражали почтение, усаживая их по правую руку от хозяина во время трапезы. Второе по значимости место было слева. Иисус осуждал фарисеев за то, что они стремились занять самые почетные места, когда их приглашали на пир.

* * *


Развлечением на празднике были танцы. Когда блудный сын вернулся домой, его встречали музыкой и танцами (Лук 15:24-25). В основном танцевали женщины и девушки, хотя иногда это делали и мужчины. Давид танцевал перед ковчегом завета, когда его переносили в Иерусалим (2 Ц. 6:14).

* * *


Гостеприимство в Библейские времена


На Востоке существует традиция преломления, а не нарезки хлеба. Резать хлеб там означает разрушать. Так как Христос преломлял хлеб во время Вечери Господней, то выражение "преломление хлеба" стало использоваться в отношении причастия.

* * *


Гости - путники. Восточная поговорка гласит: "Каждый путник - желаемый гость". Арабские бедуины нашего времени сидят у входя в свой шатер, как когда-то сидел Авраам, чтобы издали увидеть путника или гостя (Быт. 18:1)

* * *


Важным аспектом восточного гостеприимства является то, что враг может быть принят в качестве гостя. Пока он остается в таком положении, то находится в совершенной безопасности, и к нему относятся как к другу. Некоторые племена кочевников живут, что враг, который "спешился и коснулся веревки шатра, находится в безопасности".

* * *


Традиция помазания гостей является очень древней. Она была широко распространена среди народов Востока. Для этой цели используют чистое оливкое масло, о иногда в него добавляют специи.

Симон, фарисей, не оказал Иисусу должного гостеприимства: не омыл ноги, не поцеловал Его, не помазал головы Его маслом (Лк. 7:46). Давид увековечил эту традицию, упомянул ее в "Псалме": "Умастил елеем голову мою" (Пс. 22:5).

* * *


Одним из первых напитков, который предлагали гостю, была вода. Это являлось знаком того, что человека считали достойным мирного приема в доме. Подать воды - это самый простой способ подружится с человеком. Иисус говорит об этой традиции: " И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей" (Мар.9:41).

* * *


Жители Востока упоминают Бога в повседневных разговорах. Удивленный человек зачастую восклицает: «Машала!», что значит «Вот что делает Бог!». Это же воскликнул Валаам много столетий назад (Чис 23:23). Когда человек рассказывает о своих планах он говорит: «Если будет угодно Богу». Так советовал поступать в своем послании Иаков (иак. 4:15).

Материал подготовлен проектом: bible-facts.ru

Поделиться
Опрос по теме
Вы любите больше ходить в гости или принимать гостей у себя?