Меню
Труд земледельца в библейские времена

Труд земледельца в библейские времена


Во 2-м послании к Тимофею (2:6) Павел говорил: "Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов".

Традиции земледелия на Ближнем Востоке уходят вглубь истории на тысячи лет. Много разных исторических документов описывают работу земледельца. Не меньше 50 греческих авторов оставили после себя записи своих наблюдений за работой крестьян. К сожалению, именно эти документы сохраняются редко. Тем не менее их все еще достаточно много.

История раскрывает такой факт, что в тех странах, где процветало христианство, система земледелия была высокоразвитой. Территории, окружающие Израиль, были сельскохозяйственными землями. Именно поэтому Иисус так часто использовал образ земледельца в Своих притчах. Примеры были взяты из повседневной жизни, которой в Его время жило большинство людей.

Псалом 125:5 говорит: "Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью". В книге Екклесиаста (3:2) говорится: "...время насаждать, и время вырывать посаженное". В конце всегда приходит время пожинать плоды своего труда!

* * *


В дни Иисуса существовало два основных метода посева. Первый заключался в том, что почву сначала обрабатывали и подготавливали к посеву семян. Когда почва была готова, семена разбрасывались и затем запахивались земледельцем в почву. При втором методе семена сеяли на твердую, невспаханную землю. Позже земледелец пахал землю плугом, запряженным волами, и таким образом семена проникали в почву.

Из двух методов первый был более продуктивным. Этот метод отображает сеяние Слова в Церкви.

* * *


Инструменты для сбора урожая и обработки земли. Эти инструменты были популярны в библейские времена. Сбор урожая происходил обычно вручную. Для обработки земли часто использовали мотыги, у которых наконечники был сделан из камня либо из железа.

Труд земледельца в библейские времена

"Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я — Господь, Бог ваш" (Лев. 19:9, 10).

Подобный же обычай — не собирать урожай полностью — соблюдался и при сборе оливок. Этот акт человеколюбия давал возможность нуждающимся получить пропитание и при этом сохранить чувство собственного достоинства.

* * *


Еще одна опасность подстерегает земледельца и его поля - угроза всепожирающей саранчи. Что еще хуже, земледельцы библейских времен не имели даже самых примитивных механизмов или химикатов для борьбы с этими ужасными вредителями полей. Саранчи было так много, что невозможно было собрать ее руками.

На первый взгляд может показаться, что из такой ситуации не было выхода. Если саранча наводняла ваши поля, вы просто теряли урожай. Земледельцы не имели ни средств, ни методов борьбы с этими разрушителями. У них не было никаких пестицидов. Но существовало одно последнее средство, к которому они прибегали, это была контратака на этих отвратительных тварей. Они обнаружили, что саранча ненавидит дым.

Труд земледельца в библейские времена

Вместо того чтобы позволить саранче пожирать поля, они научились разводить большой огонь. Величина костра определялась количеством нападающей саранчи. Если стая насекомых была большой, они складывали груды и груды дров, чтобы пламя было сильным, а дым -очень, очень густым. Если стая была не столь многочисленной, пламени и дыма требовалось меньше.

Дым от разожженного костра поднимался в небо, и оно становилось серо-черным от пепла и сажи. Когда дым полностью окутывал небо, их контратака срабатывала! Саранча, теряя способность дышать, задыхалась и погибала. В конце концов она падала вниз, прямо в разожженный костер, и сгорала, пожираемая его пламенем.

* * *


Многие земледельцы в библейские врмена просто беспорядочно разбрасывали семена по полю. Это срабатывало, но существовал более продуктивный метод.

Самые лучшие земледельцы своей рукой опускали каждое семя - одно за другим - в почву. Таким образом они не только обретали уверенность в том, что семена посеяны с должной заботой; их посевы могли содержаться в порядке, образуя ровные ряды.

* * *


На древнем Ближнем Востоке площадь поля нередко обозначалась количеством зерна, необходимого для того, чтобы его засеять. По-видимому, именно так измеряется площадь поля в Лев 27:16 (но есть и другое предположение: что речь идет о количестве зерна, которое можно собрать с поля в качестве урожая).

* * *


Земледелец начинал работу со вспашки в октябре или ноябре, когда проходили дожди. Дождь размягчал пересохшую землю и облегчал пахоту. Нередко пахали и одновременно сеяли. Плугом служило Т-образное деревянное орудие с острым выступом, который взрезал почву. Тянули плуг два осла или вола. Если земельный участок располагался на холме или среди деревьев, вспахивать его приходилось вручную. Для такой вспашки использовали орудие, напоминавшее мотыгу; называлось оно «бороздник» (Ис. 7:25).

Труд земледельца в библейские времена


В библейские времена семена обычно сеяли вразброс. Сеятель носил семена в складке своей одежды или в мешкообразной суме и разбрасывал их широким, размашистым движением.

* * *


Когда в июле, августе или сентябре виноград созревал, семья виноградаря нередко перебиралась в сторожевую башню посреди виноградника (Ис. 5:2). По ночам люди охраняли виноград от воров, а днем собирали его и укладывали в большие корзины.

Виноградные лозы лучше всего было высаживать по склонам холмов (Ис. 5:1). Виноград там получал много солнца, а дождевая вода стекала вниз. Часто склоны холмов разделяли уступами на ряд нешироких террас, поднимавшихся по склону одна над другой. На краю каждой террасы возводили невысокую стенку из камней и обломков скал.

Прежде чем высаживать новые лозы, виноградарь вскапывал землю мотыгой или бороздником.Затем он сажал лозы на значительном расстоянии одну от другой. Если одни лозы росли по земле, то другим нужны были подпорки, чтобы подниматься вверх.

Труд земледельца в библейские времена

* * *


Многие уже не знают, что такое ярмо. А в библейские времена ярмо одевали на волов, чтобы пахать на них поле. Это приспособление состояло из деревянной рамы с прорезями с обеих сторон, для того, чтобы фиксировать головы животных и уравновешивать их усилия. Ярмо одевалось на головы волов и они становились одной командой. Ярмо связывало животных.

Ярмо иногда называют любую ношу или обязанности человека. Рабство, тюремное заключение или налог можно назвать ярмом.

* * *


Время посева было крайне важным для земледельца. Погода, насекомые или птицы могли легко помешать росту семян. Серьезный, ответственный земледелец всегда внимательно наблюдал за тем, как молодые побеги поднимаются и набирают силу. Он знал, что ранние весенние ветры могут повредить им. Это было опасно как для почвы, так и для семян. Сильная буря могла поднять в воздух верхний слой земли и унести семена.

Сегодня в Израиле время жатвы в разных регионах разное, так как зависит от температурных условий и от такого фактора, как высота над уровнем моря. В более низменной местности сбор урожая может идти в полную силу, тогда как в высотных районах он может начаться через несколько недель или через месяц.

Средняя температура воздуха, высота над уровнем моря и климат в целом определяют время жатвы для каждого отдельного региона.

* * *


Как отделяли зерно от соломы? Сжатый хлеб доставляли на гумно — площадку плотно утрамбованной земли (1 Пар. 21:18-26). Обычно гумно находилось за городом на возвышенности, где преобладали сильные ветра.

Здесь хлеб молотили деревянными орудиями или гоняли по нему волов, которые копытами выбивали зерно из колосьев. Иногда применяли молотилку. Это была деревянная доска, на нижней стороне которой имелись каменные или железные шипы. Волы таскали ее взад и вперед по расстеленному хлебу и вымолачивали зерно из колосьев.

Веяние - После молотьбы нужно было отделить зерно от мякины — шелухи и мелких частиц соломы. Зерно подбрасывали вверх особой деревянной лопатой, веялом. Легкую мякину ветер относил в сторону, а более тяжелое зерно падало тут же на землю.Окончательно зерно очищали от всяких примесей, встряхивая его в большом решете.



Материал подготовлен проектом: bible-facts.ru

Поделиться