Меню
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЕГИПЕТСКИХ КАЗНЕЙ 2 часть

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЕГИПЕТСКИХ КАЗНЕЙ 2 часть

Существует документ, очевидно, являющийся описанием бедствий, обрушившихся на Египет перед тем, как его покинул израильский народ. Это древнеегипетский документ, записанный на папирусе во время правления 19-й династии, сменившей 18-ю вскоре после Исхода и сопровождавших его событий.

Он носит название «Увещевания Ипувера» и достигает в длину 347 см. Папирус Ипувера является длинным описанием состояния общества в кризисное время. Документ носит скорее поэтический характер и содержит больше повторений, нежели новой информации.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЕГИПЕТСКИХ КАЗНЕЙ 2 часть

В качестве аргумента в пользу этого варианта обычно приводят выдержку из текста, где говорится, что вся страна (то есть Египет) терпит ужасное бедствие, а рабы получают всё имущество своих прежних господ.

Согласно библейском тексту, именно так всё и происходило во время Исхода: рабы (весь израильский народ) взяли с собой несметные богатства в качестве подношения от египтян, тогда как часть высшего египетского сословия погибло в водах Красного Моря, а оставшиеся вельможи оказались в ситуации, которую вполне можно было описать как ужасное бедствие. Таким образом, аргумент, выдвинутый с целью доказать, что папирус Ипувера повествует о вымышленных событиях, на самом деле выступает в пользу обратного утверждения - что описанные в библейском тексте бедствия действительно имели место в древнем Египте.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЕГИПЕТСКИХ КАЗНЕЙ 2 часть


О содержании папируса Ипувера:

1. «Пойдёмте и займёмся грабежом», «Градоначальник едет без охраны».
Если люди могли заниматься грабежом, значит отсутствовала служба охраны порядка, функции которой в Египте выполняли вооружённые силы. В Библии говорится, что вся египетская армия была уничтожена.
«… не осталось ни одного из них» (Исх.14:28).

2. «Чужестранцы повсюду».
Израильтяне, являвшиеся чужестранцами по отношению к египтянам, настолько возросли количественно, что в течение некоторого периода времени их новорождённых детей мужского пола убивали по приказу фараона, который стремился сократить увеличение числа евреев.
«… а народ умножался и весьма усиливался» (Исх.1:20).

3. «Чужестранцы в Дельте искусны в различных ремёслах».
Израильтяне («чужестранцы»), жившие в области дельты Нила, являясь рабами египтян, занимались изготовлением кирпичей, строительством и другими видами работ (Исх.5).

4.«Случилось то, что предки предрекли».
Иосиф - второй человек в Египте после фараона, примерно за 260 лет предсказал, что его народ выйдет из Египта. Кроме того, Исход израильтян в нескольких библейских текстах называется обетованием Господним. Согласно Библии, Иосиф, незадолго до своей смерти (которая, учитывая его высокий пост, на котором он пробыл 80 лет, должна была быть важным и всем известным событием в стране), говорит следующее: «…я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.

И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Быт.5-:24–26).
Таким образом, Исход был предсказан верховным министром Египта.

5. «Нам неведомо, что произошло на этой земле».
Когда Египет постигли страшные бедствия, волхвы фараона, сказали правителю: «… это перст Божий» (Исх.8:19).
Эти слова, очевидно, означают, что происходящее превосходит их понимание и вне их контроля. Считалось, что фараон и его волхвы имели в своём подчинении всех египетских богов, не говоря уже том, что сам правитель являлся воплощением бога солнца.


6. «Бедняки стали состоятельными людьми», «Золото, лазурит, серебро и бирюза, сердолик, аметист, … украшают шеи рабынь», «Золото в дефиците».
Во время Исхода рабы-израильтяне взяли с собой большую часть богатств египтян (рис.273-275).
«И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян» (Исх.12:35,36).
Согласно библейскому тексту (Исх.25:1–9,11,17,24,29,31; 26:1,6,7,11,14,19,25; 28:15–28 и т.д.), когда израильтяне подошли к горе Синай, у них были золотые чаши, серебро, дорогие ткани и пряжа, драгоценные камни, включая упомянутые в папирусе Ипувера — ладан и многие другие вещи, представлявшие большую материальную ценность.

7. «Река стала кровью»
Это уникальное замечание. Не в каждом тексте можно встретить утверждение, что вода в Ниле превратилась в кровь. Более того, оно в точности соответствует библейскому описанию одного из бедствий, постигших Египет: «И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь» (Исх.7:20).
Необходимо также отметить, что Ипувер говорит, что река стала кровью, а не просто выглядела как кровь (Исх.7:20).

8. «Повсюду кровь, кругом царит смерть».
Это описание может относиться к двум феноменам. Во-первых, к вышеупомянутому явлению (река превратилась в кровь, согласно библейскому тексту). И во-вторых, возможно, автор рассказывает о небывалом граде, убивающим всё на своем пути. Более вероятен последний вариант, так как Ипувер упоминает большое количество погибших людей. В Библии также имеется описание грозы с градом: «И простёр Моисей жезл свой к небу, и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения её. И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал [град]» (Исх.9:23–25).

9. «Многих мёртвых погребли в реке».
Это описание может означать, что в результате обрушившихся на Египет катаклизмов количество человеческих жертв стало настолько огромным, что хоронить умерших в земле стало невозможно, и их тела сбрасывали в Нил. Если это действительно имело место в египетской истории, то речь идёт о существенном отклонении от обычного ритуала погребения усопших, что свидетельствует о чрезвычайности сложившейся ситуации. В Библии сказано, что во время одного из бедствий умирает, по крайней мере, один человек в каждой семье (каждый первенец). (Исх. 11:4–10)

10. «Истощились запасы сырья для всех ремёсел», «Нехватка зерна, угля, древесины, кустарника», «Деревья повалены, ветви оборваны».
После пережитых Египтом бедствий, в стране был острый дефицит буквально всего. В указанном отрывке упоминается недостача зерна и сырья для многих ремёсел, особенно древесины. Библия также отмечает, что в результате сильного града были повалены деревья, а у тех, что выстояли бурю - оборваны ветви. Подобные разрушения нечасто случались в Египте: «… и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал [град]» (Исх.9:25).

11. «Мало еды», «Великий голод и большие страдания», «Богатые женщины говорят: мы хотим есть», «Женщины бездетны, не могут зачать», «Их страждущие тела облечены в лохмотья», «Кладовые пусты».
Приведённые цитаты описывают голод: нехватка продуктов питания, люди голодают, стада изнурены. Ситуация в стране заметно ухудшилась. Женщины могли стать бездетными, лишившись своих детей, либо сильный голод сделал их бесплодными и неспособными рожать детей. Такими вполне могли быть последствия бедствий, обрушившихся на Египет, и описанных в книге Исход в главах 7–12.

12. «Вот, тот, кто спал без жены, нашёл себе женщину благородных кровей», «Посмотрите! Богатые жёны голодают».
Замечание о том, что женщины из высшего класса общества испытывают голод и идут к мужчинам из более низких социальных слоёв, означает следующее: те, кто обеспечивал их, а также мужчины-вельможи, исчезли. К последним относились в основном военные, офицерские чины и высокопоставленные государственные служащие, находившиеся в непосредственном подчинении фараону. Библия сообщает, что вся египетская армия исчезла в водах Красного моря (Исх.14:26–29). Другими словами, в дополнение к уже имевшимся жертвам, страна лишилась довольно большой группы людей (около 250000).

13. «Писари обиты, их записи похищены», «Их книги уничтожены».
Хаос, царивший в Египте, оказал огромное влияние на всю культурную жизнь страны. Писарей убивали, а их записи развеивали по ветру. Это объясняет, почему до нас дошло так мало письменных подтверждений происшедших событий. Искусство письма было привилегией тех немногих избранных, которые занимали высокие посты в Египте.

14. «Горе местам священным», «Что нам делать? Всё в развалинах!», «Пропало всё, что ещё вчера можно было видеть», «Посмотрите! Земля лишилась своего царя и всех начальников», «Взгляните! Все чиновники подобны стаду без пастыря своего».

В священных местах египтяне поклонялись своим богам, жрецы совершали тайные обряды бальзамирования умерших богоподобных фараонов. Эти покровители Египта были бессильны перед лицом кризиса, который переживала вся страна. Население стало выражать своё презрение к потерявшим былую мощь богам, что привело к беспорядкам и хаосу. Судя по описанию, Египет лишился правителя и многих начальников. На протяжении всего текста Ипувера упоминается этот хаос, что должно означать прекращение работы многих основных правительственных учреждений. Очевидно, сила, сумевшая уничтожить столь отлаженную и мощную машину правления в Египте той эпохи, обладала небывалым потенциалом.

15. «Если бы я знал, где бог, то служил бы ему».
Достаточно странное замечание. Египтяне очень хорошо знали, где находятся их боги, в каком обличье они появляются, за какие сферы жизни отвечают и какого рода жертвы необходимо приносить каждому из них. Однако текст Ипувера говорит не о египетских богах. Египтянам было известно, что израильский народ поклонялся «Единому Богу». У них определённо не осталось сомнений относительно того, чей Бог действительно обладает силой.

В библейском тексте рассказывается о тех благодеяниях, которые сделал для Египта Иосиф. Он не только спас страну от голодной смерти, но и помог ей достичь её экономического процветания. Спустя некоторое время египтяне поработили израильтян, и позднее, несмотря на то, что десять раз они могли позволить им покинуть Египет, когда гнев Единого Бога евреев обрушился на страну в виде небывалых бедствий, израильтян вынудили остаться на египетской земле. Тем не менее, египтяне не смогли удержать евреев, когда началось великое переселение - Исход!

В конце концов, вся армия супердержавы была уничтожена, когда она безуспешно попыталась преследовать народ рабов, ведомый одним человеком, Моисеем, который был вооружён простым пастушеским посохом. Логично было бы предположить, что оставшиеся в живых египтяне осознали, что бросили вызов Богу, против которого все их боги оказались бессильны. В этой цитате явственно слышно отчаяние: «Если бы я знал, где бог, то служил бы ему».


Дата написания папируса Ипувера

Ипувер был писцом, который документально изложил события, по всей вероятности имевших место в истории Египта. Считается, что текст был составлен им во время правления 19-й династии; следовательно описываемые Ипувером события вполне могли произойти в конце царствования 18-й династии, ознаменовать её закат и положить начало власти нового дома. Бедствие (или бедствия) самым разрушительным образом сказалось на состоянии всей страны и соответствует библейскому описанию.

Согласно тексту Библии, Исход и другие события, описанные в той же ветхозаветной главе, произошли около 1446 г. до н.э., то есть в конце правления 18-й династии. Библейская хронология подробно рассмотрена в Главе 45 нашей книги.

Источник: Загадки истории. Древний Египет
Материал подготовлен: bible-facts.ru

Поделиться