Меню
Как хоронили в библейские времена

Как хоронили в библейские времена

В библейские времена многие умирали, не дожив до старости. Люди умирали от болезней, нищеты или голода. Как только человек умирал, его друзья и родственники начинали плакать и причитать. Так соседи узнавали о случившейся смерти. Вся семья собиралась на оплакивание.

* * *


В библейские времена похоронить умершего человека считалось очень важным. Так, Авраам был готов отдать за подходящее место для погребения большие деньги. У хеттеев (сыновей Хета), которые продали ему для этого участок земли, были свои лучшие места для погребения (Быт 23). Купленная Авраамом пещера стала семейным местом погребения, где после его жены был похоронен он сам, а также Исаак, Ревекка, Лия и Иаков ( Быт 25:9; 49:29—32).

* * *


Следуя примеру Авраама, многие, по-видимому, создавали семейные места для погребения. О Гедеоне, Самсоне и Асаиле сказано, что каждый из них был похоронен «в месте погребения его отца».

* * *


Похоронить умершего человека означало проявить к нему любящую доброту. Если тело человека оставалось непогребенным, это считалось бедствием. В таком случае тело умершего становилось пищей для животных и птиц-падальщиков ( Иер 16:4).

* * *


Закон Бога, данный через Моисея, предусматривал даже погребение преступников (Вт 21:23; Исус Навин 8:29). Был погребен Ахитофел, хотя он и совершил самоубийство (2 Царства 17:23). Когда Соломон распорядился, чтобы убили Иоава, он также повелел его похоронить. Ииуй намеревался похоронить нечестивую Иезавель, так как она была «царской дочерью», однако его распоряжение было «отменено» исполнением пророчества Господа, согласно которому она должна была стать «навозом на поле» (4Цр 9:10, 34—37).

* * *


Как хоронили в библейские времена


После смерти человека его тело обычно мыли (Дея 9:37) и мазали ароматическими маслами и мазями — этот процесс, если его вообще можно считать бальзамированием, отличался от того, что делали древние египтяне. Затем тело оборачивали тканью, как правило льняной. При этом обычно использовали такие ароматические вещества, как мирра и алоэ.

Или же тело могли погрузить в смесь из масла и различных мазей, как сделали с телом царя Асы. Под упомянутым в этом случае «великим сожжением» подразумевалось, очевидно, сжигание ароматических веществ, при котором распространялся приятный аромат. Голову умершего могли покрыть отдельным куском ткани.

Когда тело иссыхало, то кости собирали в сосуды (оссуарии), которые хранились в стене. Некоторые каменные оссуарии и сегодня стоят на своих местах, дере­вянные же давно истлели.

* * *


На третий день к склепу Иисуса пришли женщины, чтобы помазать его тело ароматическими веществами. Вероятно, они хотели обработать тело Иисуса, похороненного в спешке, более тщательно, чтобы оно дольше сохранилось (Мк 16:1; Лк 23:55, 56).

* * *


Очевидно, израильтяне погребали умерших в день смерти — случаи Иакова и Иосифа были исключением. Иаков очень беспокоился о том, чтобы его похоронили не в Египте, а там, где были погребены его предки (Быт 47:29—31). Чтобы исполнить желание Иакова, его тело пришлось набальзамировать. Такое же желание выразил Иосиф, и его тело тоже набальзамировали и затем положили в гроб, где оно оставалось до времени исхода евреев из Египта Быт 50:26).

Это было необходимо потому, что в теплом климате мест, о которых говорится в Библии, трупы быстро начинали разлагаться.

* * *


Это место, традиционно считающееся местом погребения Спасителя.

Как хоронили в библейские времена


В 1882 г. британский генерал Чарльз Гордон обнаружил недалеко от стены Старого города крутой скалистый склон, расщелины которого напоминали человеческий череп. Поскольку Голгофа в переводе с арамейского и древнееврейского языков означает « череп» Гордон, заключил, что именно этот холм и является Голгофой.

Кроме визуальной схожести скалы с черепом, генерал опирался и на свидетельства Евангелия о том, что место распятия и захоронения Иисуса Христа находилось вне стен Старого города, а рядом находились сад и пещера-гроб:

«На том месте , где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко». (Иоан 19:41-42).


В письме своей сестре генерал написал: «Я как никогда уверен в том, что гора возле Дамасских ворот является Голгофой».

В скале была обнаружена гробница с жёлобом у входа, по которому, как считается, перемещался камень, закрывающий вход. Всё это свидетельствовало о том, что истинное место погребения Иисуса Христа находится в Садовой гробнице, а не в Храме Гроба Господня.

* * *


На Ближнем и Среднем Востоке мертвых погребали в разных местах. Захоронение в земле, принятое на Западе, не было там широко распространено, хотя и практиковалось. Девора, кормилица Ревекки, была похоронена под большим деревом; также под деревом, по крайней мере сначала, были похоронены царь Саул и его сыновья.

Однако предпочтение, по всей видимости, отдавали пещерам, естественным или высеченным в мягких известняковых породах палестинских скал, как это было в случае Авраама.

* * *


Часто человек подготавливал для себя место погребения задолго до смерти. Оно могло находиться недалеко от его дома, например в саду.

* * *


По закону все, кто прикасались к трупу, считались нечистыми семь дней. И хотя в основе такого постановления лежал главным образом тот факт, что смерть — это результат греха и несовершенства, его соблюдение также предотвращало распространение в народе болезней и было полезно с гигиенической точки зрения.

* * *


Археологические раскопки дают представление о том, какими были места погребения в древние времена. В Палестине людей хоронили не только в могилах, выкопанных в земле, но и в склепах, высеченных в скале, часто в склонах холмов. По-видимому, для погребения чаще выбирали места на возвышенностях.

* * *


Как хоронили в библейские времена


Склеп мог предназначаться для одного тела, которое клали в выемку, сделанную в полу. Или же он мог быть рассчитан на несколько тел, и тогда в стенах склепа под прямым углом к ним высекали длинные углубления, в каждое из которых можно было положить одно тело. Узкое отверстие, через которое клали тело, закрывали подходящим по размеру камнем. В других случаях в задней и боковых стенах склепа высекали похожие на скамью ниши, или полки, а иногда над ними высекали еще один ряд таких же полок, что увеличивало вместимость склепа.

В гробнице могло быть более одной камеры, хотя среди иудеев такие гробницы, судя по всему, были редкостью. Если тело просто клали на полку, то нужно было надежно закрыть вход в склеп, чтобы защитить его от вторжений диких животных. Вход закрывали большим камнем, который иногда навешивали, как дверь, или реже плоским круглым камнем, который подкатывали к входу по желобу. Такие камни могли весить больше тонны.

* * *


У древних иудеев места для погребения были очень простыми. Этим они сильно отличались от языческих гробниц, которые украшали настенными рисунками или как-то иначе. Хотя Иаков поставил на могиле Рахили памятник — возможно, это был обычный камень (Быт 35:20).

* * *


Как хоронили в библейские времена


К месту погребения тело, как правило, несли на носилках, возможно плетеных. Их могла сопровождать большая процессия, в частности музыканты, игравшие траурную музыку ( Мф 9:23). На могиле иногда не только плакали, но и говорили что-то о покойном ).

* * *


По мере того как число умерших росло, стали возникать кладбища. Обычно они находились за городскими стенами. Однако иудейских царей хоронили в «Городе Давида», а израильских царей — в столице северного царства. В одном труде сообщается: «Как правило, евреи высекали склепы в склоне холма возле своего города (хотя некоторых хоронили в самом городе). Существование склепов в склоне какого-либо холма часто служит надежным признаком того, что на противоположном или соседнем холме было поселение.

И наоборот, отсутствие следов захоронений возле какого-либо места убедительно доказывает, что в этом месте никто не жил» Biblical History.

* * *


В скалах вокруг Иерусалима найдено много захоронений. Считается, что под «местом для погребения сыновей народа» в долине реки Кедрон или «кладбищем простого народа» подразумевается кладбище для бедняков. В Библии также упоминается «поле гончара», на котором хоронили чужеземцев (Мф 27:7).

* * *


Кремация, широко практиковавшаяся в более поздние времена среди вавилонян, греков и римлян, не была распространена среди евреев. Трупы Саула и его сыновей были сожжены, однако их кости были похоронены. (1Цар гл. 31:1 Пар гл. 10).

* * *


В богатые семьи иногда приглашали наемных плакальщиц (Иер. 9:17-18). В период траура люди часто носили грубую одежду из козьей шерсти, называвшуюся "власяницей", или же раздирали на себе одежды, чтобы показать свое горе.

В жарком климате важно было похоронить умершего, прежде чем тело начнет разлагаться. Обычно его омывали и заворачивали в льняную ткань, а потом несли на носилках к месту погребения.

* * *


Но места в пещерах на всех не хватало, поэтому, когда плоть истлевала, кости покойного собирали и складывали в специальную урну (оссуарий), чтобы освободить место для новых усопших. Бедняков хоронили проще (Лк. 7:14). Носилки с телом опускали на землю, засыпали землей и прикрывали большими камнями.

* * *


Как хоронили в библейские времена


Многие гробницы сохранились. За дверным проемом,таким низким, что приходится на­гибаться, — просторное помещение с высоким потолком. Вдоль стен, в метре от пола, вырублены скамьи. Над ними в стене пробиты отвер­стия глубиной ок. 2 м.

Иногда за первым помещением следовало второе и даже третье. Перед входом в склеп — площадка для проведения погребальных церемоний. Возмож­но, здесь же разводился небольшой садик.

Тело умершего, помазанное и об­витое пеленами, клали на скамью или в одно из отверстий в стене. Вход закрывали большим валуном, реже — круглой каменной плитой, перекатывавшейся по специально­му желобу. (Надежная дверь была необходима для защиты тела от ди­ких животных и птиц-стервятни­ков.)

* * *


Евангельские описания смерти и воскресения Иисуса Христа деталь­но соответствуют археологическим данным: тяжелый камень, преграж­давший вход, низкий дверной про­ем, погребальные одеяния — все это типично для иудейских захороне­ний того времени.

bible-facts.ru

НЕОПРОВЕРЖИМЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА



Иисус Воскрес

Поделиться