Меню
Как путешествовали по морю в библейские времена

Как путешествовали по морю в библейские времена

В ДНИ апостола Павла пассажирских кораблей не было. Поэтому путешественник обычно выяснял, не идет ли в нужном ему направлении какое-нибудь торговое судно и не берет ли оно пассажиров.

и, найдя корабль, идущий в Финикию, взошли на него и отплыли.
(Деян. 21:2, 3).

Даже если пунктом назначения было другое место, путешественник мог сойти в порту по пути следования и пересесть на судно, которое доставило бы его ближе к конечной цели (Деян. 27:1—7).

Как путешествовали по морю в библейские времена


Обычно путешествовать по морю можно было только в определенное время года. К тому же корабли не отправлялись по расписанию. Задержать отплытие могла не только плохая погода, но и суеверные моряки, которые не выходили в море, завидев дурную примету. Например, считалось, что каркающий на снастях ворон или обломки судна на берегу предвещают беду.

Кроме того, корабль снимался с якоря, только если дул попутный ветер. Найдя судно, на котором можно было добраться до нужного места, путешественник шел со своими вещами ближе к бухте и ждал, пока глашатай не объявит о скором отправлении судна.

«В Риме предоставлялись услуги, которые избавляли путешественников от изнурительных поисков корабля,— пишет историк Лайонел Кассон.— Римский порт располагался в устье Тибра. А в соседнем городке Остия была большая площадь, окруженная конторами. Многие из них принадлежали судовладельцам из разных портов — Нарбона [территория современной Франции], Карфагена [территория современного Туниса]... и других. Путешественнику нужно было просто зайти в конторы и узнать, в каких портах будет останавливаться корабль».

Путешествия по морю экономили время, но были сопряжены с опасностями. Совершая миссионерские путешествия, апостол Павел несколько раз терпел кораблекрушение.

три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
2-е Коринфянам 11:25

Корабль, на котором апостола Павла везли в Италию, столкнулся с сильными встречными ветрами. Во время одной из стоянок Павел посоветовал команде отложить плавание
Павел советовал, говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.
(Деяния 27:9—12).

Чем он при этом руководствовался?


Моряки в древности знали, что путешествовать зимой по Средиземному морю было опасно. Навигация на море была закрыта с середины ноября до середины марта. Но корабль, на котором находился Павел, должен был выйти в море в сентябре или октябре.

Об особенностях навигации в Средиземном море римский историк Вегеций в своем трактате «Краткое изложение военного дела» (IV век н. э.) написал: «Некоторые месяцы особенно удобны, в некоторые из них плыть рискованно, а в остальные по природным условиям море недоступно для кораблей». Вегеций отметил, что «плавание считается спокойным» с 27 мая по 14 сентября, но есть два периода, когда «плавание сомнительно и грозит большими опасностями»: с 15 сентября по 11 ноября и с 11 марта по 26 мая. Павел, как опытный путешественник, без сомнения, был осведомлен об этом.

Скорее всего, рулевой и владелец корабля тоже об этом знали. Но они проигнорировали совет Павла, и в итоге судно потерпело кораблекрушение (Деяния 27:13—44).

Как путешествовали по морю в библейские времена


Эвроклидон - (Деян 27:14; от слова ευρος (юго-восточный ветер) и κλυδων (волна, вал) — бурный ветер).

Этот ветер застиг корабль, на котором плыл апостол Павел. Он относился к разряду так называемых Левантских бурных ветров, и свирепствовал с одинаковою силою во всех направлениях между с.-в. и ю.-в. Крепкий ветер, о котором говорится в кн. пр. Ионы (Ион.1:4 ), очевидно, принадлежал к разряду Левантских бурных ветров.

Новейшие морские путешественники и в настоящее время нередко подвергаются гибельным действиям этого ветра в Средиземном море.

Так например Д. Томсон, в недавнее время, следуя на корабле почти тем же самым морским путем, как и св. ап. Павел, и плывя близь о. Крита был застигнут столь сильным евроклидоном с морскою бурею, что едва был в состоянии только через четыре дня достигнуть о. Мальты.

Александрийский корабль, на котором плыл св. ап. Павел, принимая во внимание громадную разность между устройством корабля и ходом его древнейшего и новейшего времени и затруднения от ветра, естественно мог проплыть до о. Мальты не иначе как в 14 дней.

bible

Поделиться