Библейская Энциклопедия -- А --


Аарон
[евр. Ахарон], значение имени точно не установлено, возм., соответствует егип. "великое имя". А. был потомком Левия, сыном Амрама и Иохаведы (Исх 6:20; Числ 26:59). Он был моложе своей сестры Мариами и на три года старше брата Моисея (Исх 7:7). А. был женат на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона из колена Иуды (Числ 1:7).

Она родила ему четырех сыновей - Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6:23). Призвав Моисея быть вождем и освободителем Израиля, Бог назначил А. говорить к народу вместо его косноязычного брата. А. должен был стать "устами" Моисея (Исх 4:16) и его пророком (Исх 7:1). Братья встречаются в пустыне (Исх 4:27), выступают перед старейшинами Израиля (Исх 4:28-31) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трех казнях египетских А. владеет жезлом (Исх 7:9.19; Исх 8:5.17), к-рый позднее действует только в руках Моисея.

А. и Моисей получают Божье позволение на исход из Египта (Исх 12:31) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, А. вместе с Ором поддерживает его руки (Исх 17:12). А. вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх 24:1.9). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя А. и Ора, к-рым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14). В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить А. и его сыновей в священники (гл. 28; 29). Потомки А. получили право наследовать первосвященство (Исх 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение - все это устанавливается Самим Богом (Числ 4:18). В то время как Моисей находится на горе,

А. уступает давлению народа и воздвигает изваяние быка (золотой -> Телец). Здесь А. проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ (Исх 32). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего (Втор 9:20) и по сооружении скинии собрания посвящает А. и его сыновей в священство в соотв. с волей Господа (Лев 8). Особое положение А. подчеркивает прежде всего -> наперсник с 12 драг. камнями, а также урим и туммим (-> Свет). В день посвящения старшие сыновья А. -> Надав и -> Авиуд "принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им"; за такое своеволие они были наказаны смертью (Лев 10:1 и след.). О том, как строго Бог относится к священнич. служению, свидет-вует не только их внезапная смерть, но и то, что А., как первосвященник, не смел выражать свое личное горе, иначе ему тоже грозила смерть (ст. 6). Наказуя, Бог остается верен Своему слову: "в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь" (ст. 3). На втором году странствования по пустыне А. вместе с Мариамью выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за "жену Ефиоплянку" (-> Моисей) и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариами, к-рую Господь наказывает проказой. А. заступается за нее перед Моисеем, и, благодаря молитве последнего, ей даруется исцеление (Числ 12).

Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за А. и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и А. в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, к-рое А. предотвращает посредством жертв. воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство А.: жезл Левия, на к-ром было написано имя А., зазеленел и расцвел (Числ 16, 18). В дальнейшем этот жезл был помещен в ковчег завета (Евр 9:4). В Кадесе А. оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Числ 20). Вскоре Господь отзывает А. Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с А. и Елеазаром. Там он снимает с А. первосвященнич. одежды и облекает в них его сына Елеазара, к-рый занимает место своего отца. А. умирает в возрасте 123 лет (Числ 33:39), и его оплакивают в течение 30 дней (Числ 20:23-29). А. недостает самостоятельности, в своих поступках он сильно зависим от других - Моисея, Мариами, народа. Значение А. как личности в том, что именно его Бог призвал в первосвященники Израиля. Но служение А. ограничено, что особо символизируется фактом сложения им перед смертью первосвященнич. одеяния. В Евр 7:1 - Евр 9:1 подчеркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессиан. священством "по чину Мелхиседека" (Евр 5:6; Евр 7:11). Священников Израиля впоследствии обозначали как "сыновей Аарона". "Сыны Садока", служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за искл. периода вавил. плена), тоже принадлежат к потомкам А.

Ав,
пятый месяц года у израильтян.

Авагфа
[евр. Авагта, "прекрасный образом" или "счастливый дар" (?)], один из -> евнухов перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10), прислуживавших лично царю.

Аваддон
[евр. имя "ангела бездны" (Откр 9:11), греч. Аполлион, "губитель" (Иов 15:21), "уничтожение", "гибель"]. В ВЗ также преисподняя - место, где пребывают мертвые. В Иов 26:6, как и в Притч 15:11; Притч 27:20, понятие А. употреблено в одном ряду со словом "преисподняя" (в МТ в обоих случаях "шеол"), в Пс 87:12 - со словами "во гробе" (в Синод. пер. этого стиха значение слова "аваддон" передано словосочет. "место тления"), в Иов 28:22 - со словом "смерть". В лит-ре раввинов А. встречается в значении самого нижнего отделения ада (Bill 3, 810).

Авана
(возм. знач. "каменистая"), река, берущая начало на высотах Аманы, отрога хребта Антиливан (4 Цар 5:12); протекает по садам -> Дамаска, орошая их; славилась чистотой и прозрачностью воды. Совр. название - Барада, "холодная".

Аварим
("по ту сторону"):
1) название местности - долины или реки;
2) горная страна вост. Мертвого моря (Иер 22:20), к-рую замыкает с севера гора Нево (ее крутые склоны были названы "по ту сторону" жителями зап. берега реки Иордан). А. занимает часть тер. Моава и наследственного удела Рувима. Самые высокие из ее гор - Нево (Втор 32:49), с к-рой Моисею было дано увидеть землю обетованную, а также вершины Фасга (Втор 34:1) и Фегор (Числ 23:28). В горах А. израильтяне в предпоследний раз перед входом в землю Ханаанскую разбивали свой стан, отсюда они вышли к равнинам Иордана, чтобы достичь Аве-Ситтима в долине Вади Кефрен (Числ 33:47).

Авациния
[евр. Хаваццинья, возм., от аккад. "обильный", "богатый"], предок Иазании из дома Рехавитов, жившего во времена Иеремии (Иер 35:3).

Аввакума пророка книга
-> Книга пророка Аввакума.

Авва
-> Отец -> Имена Бога (III,2).

Авва (Ивва),
город в Ассирии. Жители А. были переселены в Самарию на место угнанных израильтян (4 Цар 17:24; 4 Цар 18:34; 4 Цар 19:13; Ис 37:13). Предположит. А. находилась на месте совр. Телль-Кафр-Айи близ Ривлы или в Амми, совр. Энфи, в 26 км сев. Библа (Гевала), которая упоминается еще в письмах из архива Эль-Амарны.

Аввеи,
народ, живший вблизи Газы. А. были изгнаны пришедшими с -> Кафтора филистимлянами (Втор 2:23; Ис Нав 13:3).

Аввим,
город в уделе Вениамина (Ис Нав 18:23), возм., совр. Хирбет-Хайджан, в 0,5 км юж. Дер-Дивана.

Август
("удостоенный почтения"). В 27 г. до Р.Х. рим. сенат присвоил родившемуся в 63 г. до Р.Х. Гаю Юлию Цезарю Октавиану почетный титул А. [греч. себастос, "его величество"]. Титул А. был сохранен и за его преемниками, однако когда речь идет об А. без дальнейших уточнений, то подразумевается именно Октавиан. Супруги, матери, дочери и сестры императоров носили титул "Августа" (ф-ма ж. р. от Август) как выражение божеств. освящения. Октавиан А. был внучатым племянником Гая Юлия Цезаря, к-рый усыновил его и в своем завещании назначил наследником.

Из развернувшейся после смерти Цезаря борьбы за власть А. вышел победителем и стал повелителем всей империи - первым рим. императором (31 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Его родным отцом был Гай Октавий. Ожидание рождения спасителя мира, к-рое должно было знаменовать наступление новой, счастливой эры, предсказ. Вергилием в его четвертой эклоге ("пастушеской поэме"), напис. ок. 40 г. до Р.Х., связывалось с молодым императором Октавианом, мировое господство к-рого обещало принести долгожданный мир; ему оказывались божеств. почести. Вергилий в "Энеиде" (6:791/2) признал исполнение своего пророчества: кесарь А. и есть Обетованный! В Лионе был освящен жертвенник рим. богам и А., в Риме сооружен алтарь августейшего мира, а в 8 г. до Р.Х. офиц. закрывается храм бога Януса, покровительствовавшего войне, - в рим. империи наступил мир. А. поддерживает хорошие отношения с иудеями. Он приказывает дважды в день приносить в храме жертвы за его счет и приветливо встречает Ирода. Тот стремится не отстать с введением офиц. культа императора, переименовывает г. Самарию в Себастию (такое название города является греч. соответствием титулу А.) и возводит там храм А. Другой храм в честь Рима и А. был построен в средиземноморском порту Кесарии (также названном в честь императора). Третий храм А. строится в Кесарии Филипповой, названной так позднее в честь Тиберия. В Иерусалимском храме отныне ежедневно приносилась жертва за кесаря, как ранее - за перс. царя (Езд 6:10). Таков фон, на к-ром звучит сообщение евангелиста Луки (Лк 2:1) о переписи населения, проводимой по приказу имп. А. для исчисления налогов. Это событие заставило Иосифа и Марию отправиться в Вифлеем, где в городе Своего предка Давида и родился Иисус.

Авда
("слуга", вероятно, кр. ф-ма от Овадия - "слуга Яхве"; окончание -а может быть вокативным, т.е. окончанием зват. падежа: "О, слуга"):
1) отец Адонирама (3 Цар 4:6);
2) левит, сын Шаммуя (Шемаии) (1 Пар 9:16 - Овадия; Неем 11:17).

Авдемелех
[евр. Эвед-Мелех, "раб царя"], ефиоплянин, евнух царя Седекии. С согласия царя А. вытащил пророка Иеремию из ямы, в к-рую его бросили князья Иерусалима, и за это получил от Господа обетование, что останется жив после взятия Иерусалима вавилонянами (Иер 38:7-13; Иер 39:15-18).

Авденаго
[евр. Авед-Него, возм., сознательно искаженное имя Авед-Нево, "слуга (вавил. бога) -> Нево"], вавил. имя Азарии, друга Даниила (Дан 1:7). А. вместе с Седрахом и Мисахом был назначен управлять провинцией Вавилон (Дан 2:49). За отказ поклоняться золотому истукану всех троих бросили в огненную печь, но они были спасены ангелом (Дан 3:12-30).

Авдиил
("cлуга Божий" или "мой слуга"):
1) [евр. Авдиэл] гадитянин из Галаада, отец Ахи (1 Пар 5:15);
2) [евр. Авдеэл] отец Селемии (Иер 36:26).

Авдий
[евр. Авди, кр. ф-ма от Авдиила, "слуга Божий" или "мой слуга"]:
1) левит из рода Мерари, дед Ефана, одного из певцов в храме во времена Давида (1 Пар 6:44);
2) отец левита Киса, жившего во времена Езекии (2 Пар 29:12);
3) израильтянин из рода Елама (Езд 10:26);
4) -> Овадия (5; 7).

Авдия пророка книга
-> Книга пророка Авдия.

Авдон
["покорный", "раб (Божий)"]:
1) сын Гиллела из г. Пирафона в земле Ефремовой; в течение восьми лет был судьей Израиля. У каждого из его 40 сыновей и 30 внуков было по ослу для езды верхом, что во времена, когда у израильтян еще не было лошадей, служило признаком богатства и знатности рода (Суд 12:13-15);
2) сын Шашака, вениамитянин, живший в Иерусалиме (1 Пар 8:23.25.28);
3) старший сын Иеила, живший в Гаваоне, родственник Саула (1 Пар 8:30; 1 Пар 9:35 и след.);
4) согл. МТ, сын Михея, придворный чиновник царя Иосии (2 Пар 34:20), в 4 Цар 22:12 назван Ахбором;
5) левитский город гирсонитян в уделе Асира (Ис Нав 21:30; 1 Пар 6:74), ныне Хирбет-Абде (новоевр. Авдон), в 17 км сев.-вост. Акко. В Ис Нав 19:28 вместо "Еврон" в соотв. с нек. древними рукописями, возм., следует читать "Авдон", поскольку буквы д и р евр. алфавита, видимо, были здесь перепутаны.

Аве-Ситтим
(возм., "долина акаций"), место, где израильтяне в последний раз расположились станом, перед тем как перейти через Иордан в землю Ханаанскую (Числ 33:49). Это место в Числ 25:1; Ис Нав 2:1; Мих 6:5 названо -> Ситтим.

Аведдар
-> Овед-Едом (1).

Авел
1) А. в названии местности чаще всего переводится как "ручей", "поток". Слово "А." может также означать "местность с крытым колодцем";
2) А. (2 Цар 20:18) тождествен -> Авел-Беф-Маахе (ср. ст. 14 и след.).

Авел-Беф-Мааха
("поток Беф-Мааха", т.е. "поток при Беф-Маахе"), погран. крепость в уделе Неффалима (2 Цар 20:15), прим. в 45 км сев. Геннисаретского озера. В 2 Пар 16:4 это город Авелмаим ("пойменная земля", "болотистый луг", ср. 3 Цар 15:20). Здесь Иоав прекратил преследование восставшего Савея (2 Цар 20:13-22). Мудрость жителей А.-Б.-М. вошла в поговорку (ст. 18). Город был разрушен Венададом (3 Цар 15:20), а Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) увел его жителей в ассир. плен (4 Цар 15:29).

Авел-Мехола
(возм., "луг для танцев"), город, где родился пр. Елисей. Вероятно, это совр. Телль-Абу-Сифри в верхнем течении потока Вади-эль-Малех, прим. в 25 км сев.-вост. Сихема. О важной роли, к-рую этот город играл во времена Соломона, свидет-вует упоминание о нем как о погран. пункте адм. области: "... от Беф-Сана до Абел-Мехола" (3 Цар 4:12). По обеим сторонам потока широко раскинулись пахотные земли, так что здесь нетрудно представить себе Елисея из А.-М., пашущего на двенадцати парах волов (3 Цар 19:16.19).

Авелмаим
-> Авел-Беф-Мааха.

Авель
[eвр. Хевел, возм., происходит от аккад. аплу или шумер. ибила, "сын", но более вероятно, от евр. хевел, "дуновение", "ничтожность"]. А. - второй сын Адама, пастух. Бог принял жертву, к-рую А. принес от первенцев своего стада и от их тука. Каин из зависти убил А., своего брата, поскольку его собств. жертва не была принята Богом (Быт 4:2-11). В НЗ А. назван праведным, а его вера и деяния восславлены (Мф 23:35; 1 Ин 3:12; Евр 11:4). В Евр 12:24 пролитая кровь А., к-рая вопиет к Богу об отмщении, сравнивается с кровью Христа, чей голос звучит сильнее, поскольку кровь Спасителя делает возможным прощение.

Авель-Керамим,
местность, до к-рой Иеффай преследовал аммонитян (Суд 11:33). Согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, А.-К. находился в 6 рим. милях от Филадельфии (Раввы Амманитской, совр. Аммана); возм., речь идет о нынешнем Хирбет-эс-Суке, располож. в 8 км юж. Аммана.

Авен:
1) ("злое", "зловещее", "плохое"), презрит. именование Вефиля [Ос 10:8, ср. -> Беф-Авен (= "дом зла"), cт. 5];
2) ("ничтожество", т.е. идол). В Ам 1:5, вероятно, имеется в виду долина, располож. между Ливаном и Антиливаном (в Арам. царстве, столицей к-рого был Дамаск). В наст. время на этом месте расположен Баальбек (сир. Гелиополь) со знаменитой террасой и храмами рим. эпохи.

Авен-Езер
("камень помощи"):
1) место, на к-ром израильтяне расположились станом перед сражением с филистимлянами, стоявшими при -> Афеке (2) (1 Цар 4:1); возм., это совр. Дер-Баллут, располож. в 26 км вост. Яффы, или Медждель-Яба, находящаяся несколько западнее;
2) камень, воздвигнутый Самуилом между Массифой и Сеном в честь победы над филистимлянами (1 Цар 7:12). Возм., камень был назван так по месту прежнего поражения израильтян, чтобы т.о. заявить о том, что после былого поражения пришла победа. Точное местоположение камня неизвестно.

Авенир
[евр. Авнер, "отец - это свет"], сын Нира, брат Саула и начальник его войска (1 Цар 14:5 и след.; 1 Цар 20:25; 1 Цар 26:5.14-16). После гибели Саула А. в Маханаиме провозгласил его сына Иевосфея царем над всем Израилем (2 Цар 2:8-10), а колено Иуды в это время избрало на престол Давида. Вслед за этим два войска сошлись в пригран. области у Гаваонского пруда. Предложенная А. "игра" переросла в настоящее сражение, из к-рого Израиль вышел с большими потерями. Спасаясь бегством, А. убил своего преследователя Асаила, брата Иоава и Авессы. Только к вечеру, после предупреждения А., воины Давида прекратили преследование.

Однако война продолжалась (2 Цар 2:12 - 2 Цар 3:1). Иевосфей упрекал А. в том, что тот вступил в связь с наложницей Саула Рицпой, чем якобы заявил претензии на верховенство, но А. гневно возразил ему, указав, что Бог определил в цари Давида, и перешел на сторону Иуды. Давид принял его услуги только при условии, что сначала получит назад свою жену Мелхолу. А. склонил израильтян на сторону Давида, и сам доставил Мелхолу в Хеврон. Давид устроил пир в честь А. и отпустил его, чтобы тот исполнил свои обещания (2 Цар 3:7-21). Иоав, вскоре после этого возвратив-шийся домой с войском, обманом заставил А. вернуться и убил его, мстя за брата Асаила. Давид публично заявил о своей непричастности к этому убийству и приказал народу оплакивать А. Давид сам участвовал в погреб. церемонии и скорбел над гробом А. Но он не отважился наказать Иоава (2 Цар 3:39), предоставив это своему сыну Соломону (3 Цар 2:5 и след.). Соломон приказал убить Иоава, невзирая на то, что, ища спасения (Исх 21:13 и след.), Иоав схватился за роги жертвенника (-> Жертвенник, II,А). У А. был сын Иаасиил (1 Пар 27:21). Часть своей воен. добычи А., как и др. военачальники, посвящал Господу (1 Пар 26:28).

Авесса
[евр. Авишай (Авшай)], сын Саруии, брат Иоава и Асаила (Азаила), племянник Давида (1 Пар 2:15 и след.). С момента бегства Давида от Саула становится соратником Давида, сохраняя верность ему и во время восстаний Авессалома и Савея (2 Цар 16:1; 2 Цар 20:1). Играет выдающуюся роль среди храбрых у Давида (2 Цар 23:18; 1 Пар 11:20). А. сопровождает Давида в стан к Саулу (1 Цар 26:6-9) и спасает жизнь царя в битве с великаном Иесвием (2 Цар 21:16 и след.). Однако его позиция, как и позиция Иоава, отличается от представлений Давида. А. не способен щадить врага. Так, он хочет убить Саула (1 Цар 26:8) и Семея (2 Цар 16:9; 2 Цар 19:21 и след.) и не понимает Давида, предпочитающего воздержаться от насилия, хотя и повинуется его приказу.

Вместе с Иоавом он мстит Авениру за то, что тот убил их брата Асаила (2 Цар 3:30). Давид не раз подчеркивает предел своей близости с А. и Иоавом: "Что мне и вам, сыны Саруины?" (2 Цар 16:10; 2 Цар 19:22; ср. 2 Цар 3:39). В битве на два фронта - против сирийцев и аммонитян - Иоав поручает А. командование половиной войска (2 Цар 10:10). Согл. 1 Пар 18:12 и след., А. нанес поражение идумеям в Соляной долине. Между тем, во 2 Цар 8:13 и след. победителем в этой битве назван не военачальник, а царь Давид, противниками же израильтян - не идумеи, а арамеи (сирийцы).

Авессалом
[евр. Авшалом, "отец - это мир/отец мира"]. В 3 Цар 15:2.10 в евр. тексте значится "Авишалом". Третий сын Давида, родившийся в Хевроне от Маахи, дочери гессурского царя Фалмая (2 Цар 3:3), т.е. и по материнской линии А. имел цар. происхождение. Наделенный необычайной красотой и великолепными волосами (2 Цар 14:25 и след.), А. внешне являл идеальный образ царя. Уже в молодости он попытался за спиной отца склонить израильтян на свою сторону (2 Цар 15:1-6). Однако над жизнью А. с самого начала нависла тень вины его отца и Божьего суда над Давидом за совершенное прелюбодеяние и убийство Урии (2 Цар 12:9-11).

Излишне снисходит. отцовская любовь Давида усиливает действие вины и меру суда: когда старший сын Давида Амнон обесчестил свою сводную сестру Фамарь, Давид оставил это безнаказанным. Но через два года А. пригласил Амнона на праздник стрижки овец и распорядился убить его. После этого А. бежал к своему деду в Гессур, располож. вост. Геннисаретского озера. Давид был опечален, но ничего не предпринял (2 Цар 13:1). Через три года Иоав, воспользовавшись любовью Давида к А., уговорил царя оправдать А., что дало возможность последнему безнаказанно вернуться в Иерусалим. Со стороны это выглядит так, как если бы Давид только исполнил просьбу Иоава. Сначала А. не был принят ко двору, но через два года офиц. добился полного примирения (2 Цар 14:1).

Вернув себе прежнюю свободу, А. завел личную охрану и начал "вкрадываться в сердце Израильтян" (2 Цар 15:6), обещая им лучшее правосудие, чем при его отце. Централизация власти при царе Давиде, вероятно, вызвала нек-рое недовольство, что было выгодно А. Через 4 года он решил, что его время пришло. Заговорщики собрались в Хевроне. Самым опасным и способным среди них был Ахитофел, советник Давида, дед Вирсавии. Получив известие о восстании, Давид со своим двором и надежным войском покинул Иерусалим, оставив там преданных ему священников и своего доверенного Хусия архитянина (2 Цар 15:1; ср. Пс 3:1). По совету Ахитофела, А. на глазах у всех вошел к наложницам Давида. Так он формально вступил в права наследника Давида, окончат. отказался от всякого примирения (2 Цар 16:15 и след.) и, одноврем., исполнил Божий суд над Давидом. Теперь Ахитофел советует отправиться в погоню за Давидом во главе отряда отборных воинов и убить царя. Совет был мудрый, но из-за присущей ему неуверенности А. просил совета и у Хусия. Тот, втайне смеясь над честолюбием А., предложил не рисковать, а действовать наверняка и отказаться от нападения на царя небольшим войском. А. позволил заманить себя в эту ловушку и, т.о., в первый же вечер своего правления утратил все шансы на успех. В этом открылся Божий суд над А. Ахитофел сразу же осознал безнадежность положения и кончил жизнь самоубийством. Хусий через священников Садока и Авиафара предостерег Давида, и, перейдя через Иордан, царь избежал опасности (2 Цар 17:1). А. собрал свои войска и последовал за Давидом, к-рый пришел в Маханаим. Войска встретились в сражении в лесу Ефремовом, и А., понеся большие потери, потерпел поражение. Спасаясь бегством на муле, А. запутался волосами в ветвях большого дуба и повис. Его, живого, но беспомощного, нашел Иоав и, нарушая приказ Давида о даровании А. пощады, вонзил в его сердце три стрелы. Десять оруженосцев Иоава добили А. и бросили в яму, набросав сверху кучу камней (2 Цар 18). Боль Давида не знала границ, и только когда жестокий Иоав пригрозил ему новым отпадением, царь сел у ворот, чтобы встретить победителей (2 Цар 19:1 и след.). У А. было три сына (2 Цар 14:27), к-рые, вероятно, умерли молодыми, поскольку он сам поставил себе памятник в долине царей, обосновав этот поступок словами "нет у меня сына" (2 Цар 18:18). Его дочь, назв. им Фамарью в честь сестры, вероятно, была женой Уриила из Гивы и бабушкой царя Авии (2 Цар 14:27; 2 Пар 11:20-22; 2 Пар 13:2; -> Авия (4) -> Мааха).

Авец,
город в уделе Иссахара (Ис Нав 19:20). Точное местоположение А. неизвестно.

Ави,
дочь Захарии, мать Езекии (4 Цар 18:2); в 2 Пар 29:1 названа Авией.

Ави-Албон
[евр. Авиалвон], один из храбрых у Давида (2 Цар 23:31). Возм., "Албон" является опиской, вызванной словом "Шаалбонянин" в след. стихе. В Септуагинте в назв. месте, а также в 1 Пар 11:32 он именуется Авиелом.

Авиасаф
["(мой) отец собрал/присовокупил"], левит из рода Корея (Исх 6:24). В 1 Пар 9:19, где упоминается его сын Коре, он носит имя Евиасаф. В 1 Пар 26:1 его имя сокращено до ф-мы "Асаф".

Авиафар (Эвиафар)
[евр. Эвьятар, "отец изобилия"], сын Ахимелеха, священник из потомков Илия. Когда Саул приказал Доику истребить священников в Номве, А. оказался единств., кому удалось спастись. Он бежал к Давиду, взяв с собой и ефод (1 Цар 22:20; 1 Цар 23:6). С помощью этого ефода Давид неоднократно узнавал волю Господа (1 Цар 23:9-12; 1 Цар 30:7 и след.). После воцарения Давида А., происходивший от Ифамара, младшего сына Аарона, и назнач. Саулом Садок, потомок Аарона по линии его старшего сына Елеазара (1 Пар 24:3), делили сан первосвященника (2 Цар 15:24.35; 1 Пар 15:11; 3 Цар 4:4). А., всю жизнь хранивший верность Давиду, включая и время восстания Авессалома, все же перешел вместе с Иоавом на сторону старшего цар. сына Адонии (исходя из древнего представления о престолонаследии, согл. к-рому преимущ. право сохраняется за первородным сыном). Адония восстал против престолонаследия Соломона (3 Цар 1:7). Когда после смерти Давида Адония вновь попытался заявить свои права на престол (3 Цар 2:22), Соломон положил конец этому заговору. А., как священнику Давида и его соратнику, единств. из заговорщиков сохранили жизнь, но сослали в Анафоф. В результате этого он и его сыновья потеряли право на сан первосвященника (ст. 26 и след.), к-рое теперь полностью перешло к Садоку, сохранившему верность Соломону. Так исполняется слово Божьего суда над домом Илия (1 Цар 2:27-36). Однако в ряде мест (2 Цар 8:17; 1 Пар 18:16; 1 Пар 24:3.6.31) вместо А. священником, наряду с Садоком, назван его сын Ахимелех (Авимелех). Эта замена могла быть связана с тем, что А. принял сторону Адонии в борьбе за престолонаследие после смерти Давида. Возможно, А. (или его сын Ионафан) был автором или поручителем истории Давида, излож. во 2-й и 3-й книгах Царств. Полагают также, что пр. Иеремия мог быть потомком А., сосланного в Анафоф (Иер 1:1).

Авив
-> Год.

Авигея
[евр.: 1 - Авигайл, 2 - Авигал, "мой отец - ликование" (?)]:
1) разумная и красивая жена Навала, к-рая спасла мужа от мести Давида (1 Цар 25). После смерти Навала становится женой Давида. При нападении амаликитян на Секелаг А. была взята в плен, но затем освобождена (1 Цар 30:5.18). Она родила Давиду сына по имени Далуиа (евр. Килав, 2 Цар 3:3) или Далуия (евр. Даниэл, 1 Пар 3:1);
2) мать Амессы и сестра Давида (1 Пар 2:16 и след.), однако, согл. 2 Цар 17:25, А. была только его сводной сестрой. Ее отцом был Наас, а не Иессей.

Авида
["(мой) отец знал/знает"], потомок Авраама по линии Мадиана, сына Хеттуры (Быт 25:4; 1 Пар 1:33).

Авидан
["(мой) отец поступал честно"], cын Гидеония, глава колена Вениамина в период странствования по пустыне (Числ 1:11; Числ 2:22; Числ 10:24).

Авиезер
[евр. Авиэзер, "мой отец - помощь"]:
1) израильтянин из колена Манассии (Ис Нав 17:2; 1 Пар 7:18). В Числ 26:30 это имя упоминается в краткой ф-ме: Иезер. В Суд 8:2 под именем А., вероятно, подразумевается род, к к-рому принадлежал и Гедеон (Суд 6:11);
2) один из храбрых у Давида, вениамитянин из Анафофа (2 Цар 23:27; 1 Пар 11:28, в Синод. пер. в обоих местах - Евиезер), начальник девятого отделения воинов (1 Пар 27:12).

Авиел
-> Авиил (2).

Авиил (Авиел)
[евр. Авиэл, "(мой) отец - Бог"]:
1) вениамитянин, отец Киса, дед Саула (1 Цар 9.1 и след.) и Авенира (1 Цар 14:51);
2) один из храбрых у Давида (1 Пар 11:32). В 2 Цар 23:31 он назван -> Ави-Албон.

Авилинея
(Абилена), местность в вост. части хребта Антиливан, названная так по имени города Абилы. Абилы были расположены прим. в 25 км сев.-зап. Дамаска. Местное предание о том, что здесь якобы похоронен Авель, происходит от созвучия слов "Авель" и "Абилы". Когда Иоанн Креститель пришел на Иордан, А. управлялась четвертовластником Лисанием (Лк 3:1). Это подтверждается обнаруж. вблизи Абил надписью, к-рая относится к периоду правления Тиберия; она называет Лисания тетрархом А.

Авимаил
[евр. Авимаэл, "(мой) отец, что есть Бог?" (?)], потомок Иоктана (Быт 10:28; 1 Пар 1:22). Предположит. жил в Аравии.

Авимелех
["(мой) отец - царь"]:
1) царь -> Герара, живший во времена Авраама. А. берет к себе Сарру, к-рую Авраам из страха выдал в Гераре за сестру, но затем, по указанию Бога, А. возвращает ее Аврааму (Быт 20). Впоследствии Авраам и А. заключают союз (Быт 21:22-32). Исаак тоже нек-рое время живет у филистим. царя А. в Гераре, выдавая свою жену за сестру. Он также вступает в союз с царем (Быт 26). Вероятно, здесь речь идет не о том же царе А., а о его наследнике. Тогда А. может означать не собств. имя царя, а титул филистим. царей, подобно титулу егип. царей - "фараон". В пользу этого говорит и тот факт, что Анхус, царь гефский (1 Цар 21:10 и след.), в Пс 33:1 также назван А.;
2) сын Гедеона от его наложницы, жившей в Сихеме (Суд 8:31). С помощью своих родственников А. убивает в Офре 70 своих братьев и становится царем Сихема. Иофаму, младшему сыну Гедеона, удалось спастись от расправы. Рассказав жителям Сихема притчу о терновнике, Иофам проклял их и А. Это проклятие сбылось, когда через три года жители Сихема, недовольные правлением царя и подстрекаемые Гаалом, восстали против него. Бунт закончился разрушением города и гибелью его жителей. После того как одна женщина проломила А. череп обломком жернова, он приказал своему оруженосцу добить себя (Суд 9);
3) священник А., сын Авиафара (1 Пар 18:16), однако, вероятно, здесь ошибка переписчика (ср. 2 Цар 8:17; -> Ахимелех, 1).

Авинадав
["(мой) отец показал себя щедрым"]:
1) израильтянин из Кириаф-Иарима, в дом к-рого был принесен ковчег завета, возвращ. из земли филистимской. Его сын Елеазар был посвящен хранить ковчег (1 Цар 7:1). Когда Давид увозил ковчег завета из Кириаф-Иарима, чтобы доставить его в Иерусалим, сыновья А., Оза и Ахио, вели колесницу. При попытке предохранить ковчег от падения Оза погиб (2 Цар 6:3 и след.; 1 Пар 13:7,9 и след.);
2) второй сын Иессея, старший брат Давида (1 Цар 16:8; 1 Цар 17:13; в Синод. пер. - Аминадав);
3) сын Саула, павший, как и его отец, на горе Гелвуй (1 Цар 31:2; в Синод. пер. - Аминадав).

Авиноам
(прибл. значение: "отец миловидности"), отец Варака из колена Неффалима (Суд 4:6).

Авирам (Авирон)
["(мой) отец возвышен"]:
1) А. (в Синод. пер. - Авирон) и Дафан, сыновья Елиава из колена Рувима, вместе с -> Кореем восстали против Моисея (Числ 16);
2) первенец Ахиила, восстановившего Иерихон (3 Цар 16:34); со смертью А. исполнилась первая часть проклятия Иисуса Навина (Ис Нав 6:26).

Авирон
-> Авирам (1).

Ависага
[евр. Авишаг], девушка из Сунема, отличавшаяся необычайной красотой. Она ухаживала за состарившимся Давидом (3 Цар 1:1-4). Впоследствии Адония, старший сын Давида, хотел жениться на ней, чтобы этим браком оправдать свои притязания на престол. Соломон разгадал это намерение и приказал убить Адонию (3 Цар 2:13-25).

Авитала
[евр. Авиталь, "(мой) отец - роса"], жена Давида и мать его пятого сына Сафатии (2 Цар 3:4; 1 Пар 3:3).

Авитув
["(мой) отец - доброта"], сын вениамитянина Шегараима и его жены Хушимы (1 Пар 8:8.11).

Авиуд
[евр.: 1 - Аваху, 2 - Авихуд, "(мой) отец - это Он (т.е. Бог)"]:
1) второй сын Аарона (Исх 6:23). А. и его брат Надав сопровождали Моисея, Аарона и 70 старейшин к горе Синай для торжеств. заключения завета с Богом (Исх 24:1.9). Когда в день их посвящения в священники А. и Надав своевольно принесли "пред Господа огонь чуждый", то были сожжены огнем от Господа (Лев 10:1 и след.) и умерли, не оставив детей (Числ 3:4);
2) потомок Вениамина (1 Пар 8:3).

Авиф,
город в земле Эдома (Быт 36:35; 1 Пар 1:46), где родился царь Гадад. Полагают, что А. находился в районе Хирбет-Джутта у Вади-Джутта, между Бастой и Мааном, прим. в 20 км юго-вост. Петры.

Авихаил (Авихаиль)
["мой отец - сила" (?)]:
1) левит из рода Мерари (Числ 3:35);
2) жена Авишура из колена Иуды (1 Пар 2:29);
3) израильтянин из колена Гадова (1 Пар 5:14);
4) дочь Елиава, брата Давида, жена Иеримофа, сына Давида. Ее дочь Махалафа стала женой Ровоама (2 Пар 11:18; согл. Синод. пер., Авихаиль не теща, а жена Ровоама);
5) отец Эсфири (Есф 2:15; в Синод. пер. - Аминадав).

Авишуа (Авишуй)
["(мой) отец - помощь/спасение"]:
1) вениамитянин из семейства Белы (1 Пар 8:4);
2) сын священника Финееса (1 Пар 6:4 и след.; Езд 7:5), четвертый израил. первосвященник начиная с Аарона.

Авишуй
-> Авишуа (2).

Авишур
["(мой) отец - (ограждающая) стена"], израильтянин из рода Есрома колена Иуды (1 Пар 2:28 и след.).

Авия
["(мой) отец - Яхве"]:
1) второй сын Самуила, к-рый, как и его брат, был судьей в Вирсавии. Оба были корыстолюбивы, поэтому израильтяне обратились к Самуилу с просьбой дать им царя (1 Цар 8:2-5);
2) израильтянин из колена Вениамина (1 Пар 7:8);
3) потомок Аарона. Во времена Давида его семейство было избрано по жребию восьмой из 24 чред священников (1 Пар 24:10);
4) сын израил. царя Иеровоама. Ахия, пророк из Силома, возвестил царице суд Божий над Иеровоамом и предсказал смерть ее сына А. Из всего дома Иеровоама только А. был похоронен в гробнице, т.к. в нем "нашлось нечто доброе пред Господом" (3 Цар 14:1-18);
5) сын иуд. царя Ровоама, к-рого отец при жизни назначил своим преемником (2 Пар 11:22); правил с 910 по 908 г. до Р.Х. Его мать, Мааха, в 3 Цар 15:2 и в 2Пар 11:20 и след. названа дочерью Авессалома, а в 2 Пар 13:2 - "Михаия, дочь Уриилова, из Гивы". А., подобно своему отцу, был повинен в распространении идолопоклонства в Иудее. А. одержал победу над Иеровоамом, царем Израиля (2 Пар 13). От своих 14 жен А. имел 22 сына и 16 дочерей. Его сын Аса стал наследником престола;
6) глава семейства священников, возвратившихся из изгнания вместе с Зоровавелем (Неем 12:4.7). Главой след. поколения священников из рода А. был Зихрий (Неем 12:17). В период правления Неемии священник по имени А. приложил печать к обязат-ву исполнять Закон (Неем 10:7). Позднее отец Иоанна Крестителя, Захария, будет принадлежать к священнической чреде А. (Лк 1:5);
7) жена Есрома из колена Иуды (1 Пар 2:24).
Авнан
[евр. Он, "сила производить потомство", "полный жизненных сил"], сын Фалефа из колена Рувима (Числ 16:1).

Авраам
[евр. Аврахам].
I. Имя патриарха первонач. звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5). Обе формы по значению соответствуют исходному авирам - "(мой) отец возвышен", причем под словом "отец" может подразумеваться Бог. В Быт 17:5 А. истолковывается как "отец множества" [евр. ав-хамон]. Имеются подтверждения существования этого имени на Бл. Востоке во II тысячел. до Р.Х.
II. Согл. данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением А. и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5; Быт 25:26; Быт 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40). О конкретных современниках А. в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными ист. личностями. Археол. находки последних десятилетий (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают нек-рый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религ. представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни А. в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой пол. II тысячел. до Р.Х.; А. жил прим. с 2000 до 1800 г. до Р.Х.
III. А. был сыном Фарры из рода Сима. У А. были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и след.). Жена А., Сара (впоследствии Сарра), от к-рой у него не было детей, была его сводной сестрой (Быт 20:12). Фарра вместе с А., Сарой и Лотом ушел из Ура, направляясь в Ханаан. На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Оттуда в возрасте 75 лет А. последовал дальше, к первонач. цели своего странствования, Ханаану (Быт 12:4). По словам Стефана (Деян 7:4), это произошло после смерти Фарры.

IV. А. отправился из Харрана, повинуясь зову Господа (Быт 12:1-3), К-рый вывел его из Ура Халдейского (ср. Быт 15:7; Неем 9:7 и Деян 7:2-4). Призывая А., Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем - "все племена земные" (Быт 12:3). Вероятно, А. следовал из Харрана через Дамаск (примечат., что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт 15:2) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном. За искл. Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура, что также свидет-вует о том, что его отец Фарра умер в Харране. Но и в Ханаане А. не обрел постоянного места жительства (-> Шатер). Он располагает свой стан в Сихеме (Быт 12:6), где Господь дарует ему обетование отдать его потомкам Ханаанскую землю.

После этого А. отправляется в местность, располож. между Вефилем и Гаем, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет. Из страха перед фараоном он выдает Сару за свою сестру. Возвратясь на юг Ханаана, А. вновь отправляется в Вефиль (Быт 13:1.3). Здесь он расстается с Лотом, предоставляя ему право поселиться в плодородной долине Иордана, к-рую тот сам выбрал. Вслед за этим Бог вновь обещает отдать во владение А. и его потомкам всю Ханаанскую землю, и А. располагается на жительство у дубравы Мамре в Хевроне. А. заключает союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13). Когда Лот попадает в плен во время набега четырех царей с востока, А. освобождает его. Возвращающегося домой победителя благословляет Мелхиседек, и А. отдает ему десятину от своей воен. добычи (Быт 14).
V.

А. получает от Бога обетование о том, что ему будет даровано многочисл. потомство. А. поверил обетованию, и Бог вменил ему это в праведность (Быт 15:5 и след.). Обещание дать землю заверяется торжеств. заключением завета между Богом и А.. А. пытается собств. усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету Сары, производит на свет сына от ее служанки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельств. тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2); т.о., когда А. было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16:15 и след.). Через 13 лет (Быт 17:1 и след.) Господь повторяет Свое обетование: не Измаил, а Исаак, сын Сары, к-рая с этого времени должна именоваться Саррой ("княгиня/госпожа"), будет наследником А. При этом А. принял знамение завета - обрезание, и Бог изменил его имя на "Авраам" (ср. I). Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества А. Лот был спасен (Быт 18). А. уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом (Быт 20). Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Потом у столетнего А. родился сын Исаак. По просьбе Сарры и Божьему повелению А. отослал Агарь и Измаила прочь (Быт 21:1-21). В Вирсавии ("колодец клятвы") А. заключил союз с герарским царем Авимелехом и еще долгое время оставался в этих местах. Здесь Бог повелел ему принести в жертву Исаака. А. повиновался в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19). В последний момент Господь вмешивается в происходящее и окончат. подтверждает все обетования, данные А., к-рый вновь возвращается в Вирсавию (Быт 22).

VI. Когда Сарра в возрасте 127 лет умерла, А. купил у Ефрона хеттеянина пещеру Махпелу и похоронил ее там (Быт 23). Описание этого события напоминает по ф-ме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой (-> Деньги). Этот участок был единств. земельной собственностью, приобрет. А. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, получ. во владение праотцем израильтян. После смерти Сарры, когда А. было 140 лет, он направил своего раба Елиезера (см. IV) в Месопотамию с поручением найти среди родственников А. жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Елиезер нашел в городе Нахора (Быт 24:10), располож. вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой. Впоследствии А. взял в жены Хеттуру, к-рая подарила ему еще 6 сыновей (Быт 25:1 и след.). Всех своих наложниц (и их сыновей) А. отослал прочь. А. умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил похоронили его рядом с Саррой в пещере Махпеле.

VII. У А. было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт 24:35). Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт 12:5). Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт 12:16; Быт 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт 17:23.27). Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт 14:14). Вожди хеттеев относились к нему как к "князю Божию" (Быт 23:6), аморреи и филистимляне заключали с ним союзы (Быт 14:13; Быт 21:22-32). Учитывая происхождение и богатство А., можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, т.к. известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена А. Не исключено, что письм. свидет-ва людей из окружения А. могли стать источником для книги Бытие (-> Пятикнигие Моисея).

VIII. Господь избрал А. быть родоначальником Израиля (Быт 12:2; Быт 17:4-8; Ис 51:2), Божьего народа среди проч. народов. На это избрание А. отвечает послушанием (Быт 12:4) и верой (Быт 15:6; Евр 11:8), являя пример для всех верующих (ср. Гал 3:29; -> Жилище, III). Вера А. подвергается небывалому испытанию, и он становится "другом Божиим" (Ис 41:8; Иак 2:23) и отцом тех, кто послушен в вере (Рим 4; Гал 3:6-14; Евр 11:8-19; Иак 2:21-24). -> Праотец, патриарх.

Авран
Горы А. (Иез 47:16.18), или Джебель-эд-Друс, находятся вост. Иордана, в Васане (Пс 67:16), на границе пустыни, прим. в 100 км вост. южного побережья Геннисаретского озера. Здесь когда-то действовал вулкан. Самая высокая точка А. достигает 1800 м. В рим. эпоху эта область называлась Авранитидой и включала в себя чрезвычайно плодородную равнину, лежащую зап. и сев.-зап. этих гор.

Аврон
Это название связано с евр. глаголом "проезжать". Место стоянки израильтян во время странствования по пустыне (Числ 33:34). Возм., что ныне на этом месте расположен оазис Эн-Дефийе (новоевр. Эйн-Аврона), прим. в 14 км сев. Эцион-Гевера (в Синод. пер. - Ецион-Гавер) на берегу залива Акаба. С

Агав
-> Пророк из Иерусалима. Находясь в Антиохийской церкви, предсказал голод, к-рый наступил при имп. Клавдии (Деян 11:27-30). Позднее в Кесарии А. предсказывает Павлу арест в Иерусалиме, в знак чего связывает себе ноги и руки поясом апостола (Деян 21:10 и след.).

Агава,
река или оросит. канал в Сев. Вавилонии (Езд 8:15). А. находилась прим. в девяти днях пути от Вавилона (Езд 7:9; Езд 8:31). Здесь Ездра собрал евреев, возвращавшихся в
Иерусалим, и провозгласил пост, прося у Бога благополучного пути (Езд 8:21).

Агаг
(возм., цар. титул у амаликитян):
1) царь, к-рого упоминает Валаам в своем благословении Израилю (Числ 24:7);
2) царь амаликитян, к-рого Саул щадит вопреки повелению Господа. Самуил убивает А. (1 Цар 15:7-9,32 и след.).

Агаритяне
-> Агаряне, агаритяне.

Агарь
[евр. Хагар], египтянка, рабыня Сарры, возм., одна из тех, кого фараон подарил Аврааму (Быт 12:16). Бездетная Сарра отдала А. в наложницы своему мужу, чтобы исполнилось Божье обетование о сыне и наследнике Авраама. Ожидая ребёнка, А. возгордилась и стала с непокорством и презрением относиться к своей госпоже. Это вызвало недовольство Сарры, и она "стала притеснять" А. (Быт 16:6). Не выдержав сурового обращения и боясь наказания, А. бежала. Но Бог через ангела повелел А. вернуться, дав ей обетование о том, что у нее родится сын, от к-рого произойдет большое потомство. А. вернулась к Аврааму. Но Измаил, к-рого она родила Аврааму (Быт 16), не наследовал Божьего обетования (Быт 17:19); наследником стал сын Сарры Исаак (Быт 21:2). Когда Сарра отнимала от груди Исаака, она потребовала удалить рабыню А. вместе с сыном. Авраам подчинился этому желанию Сарры, лишь когда его подтвердил Бог. В пустыне, продвигаясь на юг, А. и Измаил заблудились и едва не умерли от жажды, но Господь указал им колодец. После этого мать и сын не пошли в Египет, к-рый, казалось, был целью их путешествия, а поселились в пустыне Фаран. Позже А. сосватала Измаилу египтянку (Быт 21:8-21). В Гал 4:22-31 ап. Павел, говоря об отношениях между Церковью Христовой и иуд. народом, сравнивает их с отношениями А. и Сарры.
Агаряне, агаритяне,
скотоводы-кочевники, жившие на востоке Ханаана (Пс 82:7); во времена правления Саула были побеждены израильтянами, к-рые захватили у них большую добычу - скот и пленных (1 Пар 5:10.18-22). Один из агаритян присматривал за стадами овец у Давида (1 Пар 27:31).

Агат
-> Драгоценные камни.

Аггея пророка книга
-> Книга пророка Аггея.

Аггифа
[евр. Хаггит, "рожденная в праздник"], жена Давида, мать Адонии (2 Цар 3:4; 3 Цар 1:5).

Аге
("верблюжья колючка"), отец Шаммы гараритянина, одного из храбрых у Давида
(2 Цар 23:11).

Аглая
-> Эгла.

Агнец, ягненок
(в Синод. пер. часто переводится как -> овца). Уже в древнейшие времена А. считался жертв. животным (Быт 4:2; Быт 22:7). Закон устанавливал принесение в -> жертву годовалых баранов во время -> Пасхи (Исх 12:3.5), в ежедневных, праздничных, а также особых жертвоприношениях (Числ 6:14; Числ 28:3-27; Числ 29:2.8.13 и др.). Метафорич. А. символизирует нуждающееся в помощи (Ис 40:11; ср. Иез 34:15.16; Ин 21:15), беззащитное (Ис 11:6; Ис 65:25; Ис 53:7; Ин 1:29.36; Деян 8:32; Лк 10:3; -> Пастырь) существо. -> Имена Иисуса Христа.

Аголиав
[евр. Охолиав, "Отец (т.е. Бог) есть шатер (т.е. укрытие)"], израильтянин из колена Дана, сын Ахисамаха, искусный ремесленник, участвовавший в изготовлении скинии и утвари для нее (Исх 31:6).

Агриппа
-> Ирод Агриппа.

Агур
("наемный работник"), автор гл. 30 Притчей (Притч 30:1); сын Иакея из Массы (так в евр. тексте). Под Массой здесь следует понимать либо измаилитское племя, либо область его обитания в Сев. Аравии (Быт 25:14).

Ад, преисподняя
I. В Синод. пер. ВЗ словами "ад" и "преисподняя" переведено евр. слово шеол (3 Цар 2:6; Иов 26:6; Пс 15:10 - "царство мертвых"; Иов 24:19 - "смерть"), а в НЗ ими же переданы греч. слова гадес и геенна. Два последних и нек-рые другие слова (напр., -> Аваддон) встречаются в тех греч. текстах, где речь идет о царстве мертвых, в к-ром умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (см. Откр 20:13 и след.).
II: 1) слова шеол и гадес обозначают царство мертвых, подземный мир. Смерть, царство мертвых, А. и преисподняя - понятия тождественные (Ис 38:18; Ос 13:14; Откр 1:18; Откр 6:8; Откр 20:13 и след.). При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли (Иов 7:9; Пс 62:10; Ис 14:15; Иез 32:18). Так, Корей и его сообщники сошли в подземный мир (Числ 16:30.33), а Самуил вопрошает, для чего он должен выйти оттуда (1 Цар 28:15, евр. глагол ала означает движение вверх). В НЗ также говорится о том, что Христос "нисходил прежде в преисподние места земли" (Еф 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице духам, мертвым (1 Петр 3:19; 1 Петр 4:6). Иногда создается впечатление, что слово шеол означает просто могилу (Быт 37:35; Быт 42:38; 3 Цар 2:6; Иов 17:13-16), четкого разграничения с понятием "царство мертвых" здесь не существует. В шеоле нет "ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Екк 9:10); мертвые молчат (Пс 30:18) и не славят Господа (Пс 6:6; Пс 113:25; Ис 38:18). Шеол - это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует (Ис 14:9 и след.). В царстве мертвых пребывают не только грешники (Числ 16:33; Иов 24:19; Пс 9:18; Пс 48:14 и след.), но и праведники (Ис 38:10), ожидающие Божьей помощи и новой жизни (1 Цар 2:6; Пс 15:10; Пс 48:16; ср. Пс 72:24; Дан 12:13 -> Воскресение, II,АБ), ибо и шеол открыт для Бога (Иов 26:6; Притч 15:11; Ам 9:2), Господь присутствует и там (Пс 138:8). Только в Лк 16:22-26 определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных "великой пропастью", что, однако, не мешает их обитателям видеть и слышать друг друга. В Ев. от Луки сказано, что праведники там утешаются, а грешники страдают;

2) победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении (Деян 2:27.31), распространяется и на подземный мир: Христос - Господь живых и мертвых (Рим 14:9), Он владеет ключами А. и смерти (Откр 1:18). Духам в темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (1 Петр 3:19; 1 Петр 4:6), а раскаявшемуся разбойнику Он сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23:43). Врата А. не одолеют Церкви Христовой (Мф 16:18), и уходящий из мира в вере будет пребывать со Христом (Флп 1:23). Смерть попрана победой Христа (1 Кор 15:55.57). В конце времен после всеобщего -> воскресения царство мертвых опустеет (Откр 20:13). Тогда неправедные навечно останутся в "озере огненном" (Откр 21:8).

III. Об огненном А. (греч. слово геенна происходит от названия долины сыновей Енномовых) Иисус неоднократно говорит как о месте наказания осужденных Богом грешников (Мф 5:22,29 и след.; 10:28; 23:15-33; А. может быть обозначен и как тьма, Мф 8:12; Мф 22:13; Мф 25:30). А. - это "печь огненная", где будет "плач и скрежет зубов" (Мф 13:42.50), это неугасимый, вечный огонь (Мф 3:12; Мф 18:8), где "червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк 9:47 и след.; ср. Ис 66:24), это "мука вечная" (Мф 25:46). Огонь А. предназначен также в наказание -> дьяволу и его ангелам (ср. Откр 19:20; Откр 20:10.15). Но в Библии нет указаний на А. как на царство, где властвует сатана (ср. Еф 2:2; Еф 6:12). Трудно говорить о том, каковы временный границы адских мук. В библ. контексте А. связан с окончат. приговором, вечным поруганием и посрамлением грешников (Дан 12:2), что особо подчеркивает Божью милость к праведникам.

Ада
(знач. имени связано с евр. "надевать украшения", "украшать себя"):
1) одна из двух жен Ламеха, мать Иавала и Иувала (Быт 4:19-21);
2) одна из жен Исава, дочь хеттеянина Елона, мать Елифаза (Быт 36:2.4).

Адада,

город на юге Иудеи (Ис Нав 15:22). Его местонахождение неизвестно. Вряд ли это может быть А., располож. в 90 км сев.-вост. Пальмиры. Возм., вместо А. следует читать "Арара", город, располож. прим. в 20 км юго-вост. Вирсавии (в евр. алфавите буквы, передающие звуки д и р, близки по начертанию). Ср. -> Ароир (3).

Адаия (Адая)
("Яхве украсил, надел как украшение"):
1) израильтянин из Боцкафы, дед царя Иосии (4 Цар 22:1);
2) левит из рода Гирсона (1 Пар 6:41);
3) священник из рода Малахии (1 Пар 9:12; Неем 11:12);
4) вениамитянин, сын Шимея (1 Пар 8:21);
5) два потомка Вания, согрешивших, взяв иноплем. жен (Езд 10:29.39);
6) сын Иоиарива из колена Иуды (Неем 11:5);
7) отец Маасеи, начальника сотни (2 Пар 23:1).

Адалья,
один из десяти сыновей Амана (Есф 9:8).

Адам
I. ЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ
"Человек", или собират. наименование для обознач. понятия "люди/человечество". Знач. слова связано с евр. существительным -> адама и глаголом адэм - "быть красным" (ср. "Едом"). В Быт 2-5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. имени первого человека:

1) в Быт 1:26-30 человек, созданный по образу и подобию Божьему как "мужчина и женщина", завершает собой шестидневное сотворение мира. Выражение "образ Божий" относится к человеку во всей его целостности. Человек представляет Бога на земле (как, напр., изваяние царя представляет его самого). Бог создал его, чтобы иметь партнера, к к-рому Он мог бы обращаться и получать от него ответ. Человек представляет собой образ Божий только как "мужчина и женщина". Это может служить и указанием на то, что социальная роль человека, его способность к общению связаны с его подобием образу Божьему. Мужчина и женщина поставлены здесь на один уровень. В НЗ об "образе" или соотв. об "образе Божием" говорится в связи с Христом, в совершенстве олицетворяющем Собой подобие образу Бога (-> Человек, IV,1);
2) в Быт 2:4 и след. еще раз говорится о создании человека. Бог создал человека (адама) из пахотной земли (адамы) и вдохнул в него дыхание жизни, так что он стал душою живою (т.е. живым существом). По своей природе человек (вне своего духовного назначения, Быт 2:20), подобен животным (Быт 2:19; Быт 6:17; Екк 3:18-21). Но от всех прочих живых существ его отличает подобие образу Божьему (см. выше) и обусловленное с этим завещанное ему Богом владычество над всем творением (Быт 1:28; ср. -> Человек). Как сказано в Быт 2, Бог создает женщину подобной А. и из плоти А. и дарует ее ему как дополнение и как спутницу. А. должен был возделывать и хранить Эдемский сад (Быт 2:15). Все Божье творение, по суждению Господа, было "хорошо весьма" (Быт 1:31). Но Бог связал человека заповедью не есть от -> дерева познания добра и зла (Быт 2:16 и след.). Здесь вступает в действие искушение. Разрушаются доверие и послушание Богу, человек преступает указанный ему предел (Быт 3; ср. -> Женщина, I и -> Грех, I,В);

3) из детей А. названы по именам только его сыновья Каин, Авель и Сиф (Быт 4:1 и след.,25; Быт 5:4). А. умер в возрасте 930 лет (Быт 5:5). Данные Библии позволяют определить, когда именно жил Адам (-> Летосчисление);
4) в НЗ ап. Павел противопоставляет А. Христу (Рим 5:12 и след.; 1Кор 15:21 и след.). В результате преступления заповеди одним человеком грех и смерть вошли в мир и настигают всех людей - не через наследственность, а потому что все люди, подобно первому человеку, преступают заповедь Бога: "... потому что все согрешили" (Рим 5:12 - цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; в Синод. пер., как и в лат. пер. Библии, вместо союза "потому что" стоит "в нем", что предполагало биологич. наследственность). Как и грех, благодать пришла через одного человека, через Христа, "для многих", создав "правдою одного всем человекам оправдание". Деяние А., как и Христа, имеет всеобщее значение, причем благодать Христа оказывается сильнее грехопадения А. (Рим 5:15 и след.). И смерть, привнесенная в мир грехом, также была побеждена "последним А.", т.е. Христом (1 Кор 15:45-58). Христианин - как и всякий человек - все еще носит образ земного человека, т.е. А., но через воскресение получит образ человека небесного, т.е. Христа. Начало этой перемены совершается уже сейчас - в "совлечении" старого и "облечении" в нового человека (Кол 3:9 и след.), что проявляется в отношениях между людьми, в частн., в отметании всего разделяющего и противопоставляющего друг другу по мере того, как сбывается сказанное ап. Павлом в Послании к колоссянам: "...все и во всем Христос".

II. НАЗВАНИЕ МЕСТНОСТИ
"Красное место", город на Иорданской равнине под Цартаном (Ис Нав 3:16; Ос 6:7); ныне Телль-эд-Дамие, прим. в 2 км юж. впадения Иавока в Иордан. Здесь воды Иордана, по Божьему повелению, остановились, чтобы народ Израиля мог пройти по дну речного русла ниже по течению - в 30 км юж. А., у г. Иерихона.

Адама
(первонач. "красная, вспаханная земля", впослед. всякая "возделанная земля с растительностью"):
1) один из укреп. городов удела Неффалима (Ис Нав 19:36) сев.-вост. Геннисаретского озера. Совр. холм Телль-эд-Дамие (не путать с одноим. местом на Иордане, -> Адам, II) расположен юго-зап. Тивериады, поэтому его тождественность древней А. сомнительна (ср. Адами-Некев). А. предположит. можно отождествить с совр. городом Хадшар-эд-Дамм, прим. в 4 км сев.-зап. впадения Иордана в Геннисаретское озеро;

2) -> Адма.
Адами-Некев,
погран. город удела Неффалима (Ис Нав 19:33), возм., совр. Хирбет-Дамие. Это место было заселено еще в бронз. веке. А.-Н. расположен у колодца на древнем караванном пути, ведущем из Акко в Галаад, прим. в 8 км юго-зап. Тивериады.

Адар
["темный, пасмурный (месяц)"] -> Год.

Адая
-> Адаия.

Адбеел,
третий сын Измаила (Быт 25:13; 1 Пар 1:29). В ассир. надписях VIII в. до Р.Х. упоминается сев.-арав. племя идибаил, обитавшее недалеко от егип. границы.

Адда
-> Иддо (II,3,4).

Аддар:
1) город на юге Иудеи, на границе с Эдомом (Ис Нав 15:3), тождествен Гацар-Аддару (Числ 34:4). Ныне, возм., Аин-Кедерат, прим. в 8 км сев.-зап. Кадес-Варни;
2) вениамитянин (1 Пар 8:3). Возм., то же лицо, что -> Ард в Быт 46:21 (евр. написание этих имен сходно).

Адди
(вероятно, кр. ф-ма от Адаии), предок Христа, живший на несколько поколений раньше Зоровавеля (Лк 3:28).

Адер
[евр. Хадад] -> Хадад (4).

Адиел (Адиил)
[евр. Адиэл, "украшение Божье"]:
1) израильтянин из колена Симеона (1 Пар 4:36);
2) отец Азмавефа, заведовавшего сокровищами Давида (1 Пар 27:25);
3) священник, сын Иахзера (1 Пар 9:12).

Адиил
-> Адиел (1), (2).

Адин
("великолепный", "роскошный"). Переселенные пленники из рода А. вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:15) и Ездрой (Езд 8:6). Во времена Неемии некто А. был среди тех, кто от имени народа подписал обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:16).

Адина,
один из храбрых у Давида, из колена Рувима (1 Пар 11:42).

Адифаим,
город в уделе Иуды (Ис Нав 15:36), один из погран. городов, точное местоположение неизвестно. Предположит. речь идет о селении А. в 5 км сев.-вост. Еммауса.

Адлай
(возм. знач. "кресс-салат"), отец Шафата, заведовавшего скотом Давида, пасущимся в долинах (1 Пар 27:29).

Адма,
город вблизи Мертвого моря (Быт 10:19; Быт 14:2.8), к-рый был уничтожен вместе с Содомом и Гоморрой (Втор 29:23; Ос 11:8; в Синод. пер. - Адама).

Адмафа
[перс. армати, "неодолимый" или "святое смирение"], один из семи князей при -> Артаксерксе (Есф 1:14). Эти ближайшие советники перс. царя упомянуты и в Езд 7:14. Они обладали высшей гос. властью и имели беспрепятств. доступ к царю.

Админ,
предок Иисуса Христа (Лк 3:33 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; в Синод. пер. имя Админа отсутствует).

Адна
[евр. Адина, возм., "великолепный", "роскошный"]:
1) военачальник при Иосафате, принадлежавший к колену Иуды (2 Пар 17:14);
2) сын Пахаф-Моава (Езд 10:30);
3) священник, возглавлявший дом Харима во втором поколении после вавил. плена (Неем 12:15).

Аднах,
израильтянин из колена Манассии, перешедший на сторону Давида (1 Пар 12:20).

Адоникам
["(мой) Господь возвысился"]. Израильтяне из рода А. вернулись из вавил. плена с Зоровавелем и Ездрой (Езд 2:13; Езд 8:13; Неем 7:18). В Неем 10:16, в том месте, где можно было бы предположить А., значится Адония (-> Адония, 3).

Адонирам
["(мой) Господь возвышен"], сын Авды, высокопост. чиновник при царях Давиде, Соломоне (3 Цар 4:6; 3 Цар 5:14) и Ровоаме, ответств. за сбор податей. Он же Хадорам (2 Пар 10:18 в евр. тексте) и Адорам (2 Цар 20:24; и в евр. тексте в 3 Цар 12:18). Когда 10 колен Израилевых восстали против Ровоама, царь необдуманно посылает А. парламентером, но израильтяне свершили над ним скорую расправу, побив камнями (3 Цар 12:18; 2 Пар 10:18).

Адониседек
[евр. Адони-Цедек, "(мой) Господь - праведен/праведность"], царь иерусалимский. Его имя напоминает имя Мелхиседека, царствовавшего ранее над Салимом. После падения Гая и заключения союза между жителями Гаваона и израильтянами А. вместе с четырьмя другими царями напал на Гаваон, но был побежден и убит Иисусом Навином (Ис Нав 10:1-27).

Адония
["(мой) Господь - Яхве"]:
1) четвертый сын Давида, родившийся в Хевроне от Аггифы (2 Цар 3:4). Когда царь состарился, А., как старший из оставшихся в живых цар. сыновей (на основании древнего права), попытался добиться цар. власти, несмотря на то, что наследником престола был определен Соломон. А. создал собственный отряд телохранителей и пытался вместе с Иоавом и Авиафаром привлечь на свою сторону войско и часть священников и левитов. Но ему не удалось привлечь ни пророка Нафана, ни священника Садока, ни Ванею, ни цар. гвардию. Предупрежденный Нафаном, Давид в последний момент успевает помазать на царство Соломона, и заговор А. проваливается. Соломон милует А. (3 Цар 1). Однако когда А., после смерти Давида, пытается при посредничестве Вирсавии взять в жены Ависагу сунамитянку, Соломон усматривает в этом новую попытку А. заявить претензии на престол. Он распоряжается казнить А. и Иоава и отправляет Авиафара в ссылку, избавляя себя от дальнейшей опасности (3 Цар 2:13-34);
2) один из левитов, к-рым Иосафат повелел учить народ Закону Господню (2 Пар 17:8);
3) израильтянин, во времена Неемии подписавший от имени своего рода обязат-во исполнять Закон (Неем 10:16).

Адораим,
город, превращ. Ровоамом в крепость (2 Пар 11:9). Позднее - Адора (ср. 1 Макк 13:20: в Синод. пер. - Адара), ныне - Дура, примерно в 7,5 км зап. Хеврона.

Адорам
-> Адонирам.

Адраазар
[евр. Хададэзер, "(Бог) Хадад - помощь"], сын Рехова, арам. царя Сувы, области, располож. сев. Дамаска. А. и арамеи из Дамаска покорились Давиду, после того как он победил их и захватил ценную добычу. Упомянутые среди трофеев золотые щиты, вероятно, были отличит. признаком военач. А. Его противник, царь Имафа (Хамата), приветствовал победу Давида (2 Цар 8:3-10; 1 Пар 18:3-10). Вновь выступив против Давида в союзе с аммонитянами, А. потерпел еще одно, на этот раз окончат., поражение при Еламе. Арам. цари покорились Давиду (2 Цар 10:6-19; 1 Пар 19:6-19). Во время одного из сражений сириянин Разон бежал от своего государя А.; позднее Разон стал царем в Дамаске (3 Цар 11:23).

Адрамелех
[евр. Адраммелех, "(Бог) Адар (= Хадад) есть царь"]:
1) бог народа из Сепарваима, переселенного царем ассир. в Самарию. В жертву этому, вероятно сир., божеству сжигали детей (4 Цар 17:24.31);
2) сын Сеннахирима (Синаххериба), царя ассир. В 681 г. до Р.Х. А. и его брат Шарецер убили отца, а затем бежали в Армению (4 Цар 19:36 и след.; Ис 37:38).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ---