Библейская Энциклопедия -- Г --


Гаал
(возм., араб. "навозный жук" или "орошенная пальма"), израильтянин, призывавший жителей Сихема выступить против -> Авимелеха (2). Г. потерпел поражение в сражении с Авимелехом и был изгнан из города (Суд 9:26-41).

Гааш
[возм., от евр. слова со значением "колебаться" (о земле)]. Гора юж. Фамнаф-Сараи (Ис Нав 24:30). Здесь в холмистой местности между ручьями Вади-Айн-эль-Дибе и Вади-Айн-эз-Зерка, прим. в 30 км юго-зап. Сихема, расположен совр. Хирбет-Тибне.

Габбай,
вениамитянин, живший в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (Неем 11:8).

Гаваон
("возвышенное место"), крупный город в Ханаане (Ис Нав 9:3.17; Ис Нав 10:2), после израил. завоевания отданный в удел колену Вениамина (Ис Нав 18:25) и затем переданный левитам (Ис Нав 21:17). Местоположение Г. определить сложно. Принято считать, что он находился на месте совр. Эль-Джиба [ивр. Гивон], прим. в 9 км сев.-зап. Иерусалима. В этом случае упоминаемый в 2 Цар 2:13 Гаваонский пруд - это находящаяся к востоку от города запруда у источника. Возле "большого камня, что у Гаваона" Иоав убил Амессая (2 Цар 20:8). Т.о., "высоту, что в Гаваоне" можно отождествить с горой Неби-Самвил, высота к-рой составляет 895 м и к-рая доминирует над этой местностью - вплоть до Иерусалима. Здесь некогда находился "главный жертвенник" (3 Цар 3:4) и была временно установлена скиния собрания (2 Пар 1:3); здесь же Соломону во сне явился Господь (3 Цар 3:5-15). -> Давид (VIII).

Гаваонитяне,
евеи, населявшие города -> Гаваон -> Беероф (1) -> Кефиру и -> Кириаф-Иарим (Ис Нав 9:17). Г. хитростью заключили союз с израильтянами, возглавляемыми Иисусом Навином. Благодаря этому союзу они, "остатки аморреев" (2 Цар 21:2), могли жить среди израильтян, хотя и должны были рубить дрова и носить воду для скинии (Ис Нав 9:16-27). Иисус Навин защитил их от аморреев (Ис Нав 10:1-10). Саул предпринял попытку истребить Г. Мстя за зло, причиненное им Саулом, Г. потребовали от Давида, чтобы он выдал им семерых потомков Саула. Все семеро были затем казнены (2 Цар 21:1-14). В 1 Пар 12:4 гаваонитянином назван живший в Гаваоне вениамитянин.

Гавафа
[евр. Бигтан], один из евнухов при дворе Артаксеркса, вместе с сообщником замышлявший убить царя. Их планы выдал Мардохей, и оба заговорщика были казнены (Есф 2:21-23; Есф 6:2).

Гавафон
-> Гиввефон.

Гаввафа
[возм., происходит от евр. габбахат, "лысина", или от арам. габбета, "возвышение", "высота"], каменный помост [греч. литостротон], находившийся рядом с преторией (резиденцией наместника) Пилата в Иерусалиме (Ин 19:9.13). Местоположение Г. можно установить, лишь определив местонахождение самой претории, а это пока не выяснено. Предположение о том, что Г. находилась в башне Антония, стоявшей на площади перед храмом, не подтвердилось, т.к. эта башня никогда не служила преторией, а имеющийся в ней помост был возведен лишь во II в. по Р.Х. Вероятнее всего, под Г. следует понимать скалу, по краю к-рой был проложен "нижний водопровод".

Гавриил
[евр. Гавриэл, "Бог явил Cвою силу"], один из двух ангелов, названных в Библии по имени. Г. разъясняет Даниилу его видение (Дан 8:16-27) и, отвечая на его покаянную молитву за народ, предсказывает ему о семидесяти седьминах (Дан 9:21-27). Позже Г. явился в Иерусалимском храме Захарии и возвестил ему о рождении сына Иоанна (Лк 1:11-22), назвав себя "Гавриилом, предстоящим перед Богом" (ср. Мф 18:10). Через полгода после этого в Назарете он принес Марии весть о том, что она избрана Богом стать матерью Его Сына (Лк 1:26-28). Г. указал Марии на ее родственницу -> Елисавету, к-рая по обетованию зачала сына, явив свидет-во истинности ангельской вести.

Гагедолим
[евр. Хаггедолим], отец Завдиила, к-рый жил в Иерусалиме в период после вавил. плена (Неем 11:14).

Гагрий
[евр. Хагри], отец -> Мивхара, одного из храбрых у Давида (1 Пар 11:38).

Гад
("счастье", "счастливая судьба"):

1) седьмой сын Иакова, первенец Зелфы, служанки Лии, и старший брат Асира (Быт 30:10-13. Когда Г. вместе с Иаковом отправился в Египет, у него было семь сыновей (Быт 46:16). В своем благословении Иаков говорит о Г. как о воине (Быт 49:19; ср. Втор 33:20 и след.);
2) потомки Г., сына Иакова, колен
о Гадово и его удел. За время, прошедшее между двумя исчислениями народа, число боеспособных мужчин в колене Гадовом уменьшилось с 45 650 до 40 500 человек; гадитяне по своей численности переместились с восьмого на десятое место среди всех колен (Числ 1:25; Числ 26:18). Во время странствования по пустыне колено Гада вместе с коленами Рувима и Симеона разбивало стан юж. скинии собрания; эти три колена, объединенные под знаменем стана Рувима, выступали в поход во вторую очередь (Числ 2:10-16). Еще при жизни Моисея колено Гада получило удел вост. Иордана, между рекой и владениями аммонитян. На юге этот удел граничил с уделом Рувима, а на севере - с уделом полуколена Манассии (Числ 32:1-5; Втор 3:12.16-29; Ис Нав 13:4-28). Во владение левитам в уделе Г. были определены след. города: Маханаим, Есевон, Иазер и Рамоф в Галааде (Ис Нав 21:38 и след.). Колену Гада вместе с коленом Рувима и полуколеном Манассии позволили поселиться на пастбищных землях вост. Иордана в обмен на обязат-во оказать другим коленам поддержку при завоевании Ханаана (Числ 32:16-33; Ис Нав 4:12). После окончания войны Иисус Навин отпустил гадитян по домам (Ис Нав 22:1-6). Жертвенник, сооруж. этими тремя коленами у Иордана во свидет-во их принадлежности к богоизбранному народу, вызвал сначала недовольство у остальных колен, но в конце концов был ими признан (Ис Нав 22:10-34).

На всем протяжении своей истории колено Гадово вовлекалось в воен. конфликты, чему способствовало геогр. положение его удела. Возм., колено Гадово принимало участие в войне Иеффая против аммонитян (Суд 11), но конкретно об этом не говорится. Во времена Саула при участии гадитян была одержана крупная победа над племенами измаильтян (1 Пар 5:10.18-22). Несколько гадитян сопровождали Давида во время его бегства от Саула (1 Пар 12:8-15). В Маханаиме Авенир возвел на цар. трон Иевосфея (2 Цар 2:8 и след.); позже Давид нашел здесь укрытие от Авессалома (2 Цар 17:24.27-29). Город Рамоф в Галааде имел важное стратегич. значение в погран. войнах против сирийцев, к-рые вели цари Ахав и Иорам (3 Цар 22:29; 4 Цар 8:28). Здесь был помазан на царство Ииуй (4 Цар 9:1-6). Позднее Азаил опустошил все земли вост. Иордана (4 Цар 10:32 и след.). В Библии упоминается о нескольких родах из колена Гада, живших в VIII в. до Р.Х. (1 Пар 5:11-17). В 30-х гг. того же века ассир. царь Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) угнал гадитян в плен (4 Цар 15:29; 1 Пар 5:26), из к-рого они уже не вернулись, и их земли заняли аммонитяне (Иер 49:1). Согл. пророчеству Иезекииля, колено Гадово последним из колен получит удел в земле обетованной, на самом юге (Иез 48:27). Среди 144 тыс. запечатленных из 12 колен 12 тыс. будут гадитянами (Откр 7:5);

3) пророк и прозорливец, пославший Давида, скрывавшегося в Адолламской пещере, в землю Иуды (1 Цар 22:5). Позднее Г. провозвестил Давиду наказание за исчисление народа и поручил ему соорудить жертвенник, на месте к-рого позднее Соломон должен был построить храм (2 Цар 24:11-19; 1 Пар 21:9-19). Г. принимал участие в назначении левитских певцов (2 Пар 29:25). Традиционно считается, что Г. был родом из Халхула, к-рый находился недалеко от Хеврона;
4) языч. бог счастья, имя к-рого, наряду с именем Мени, встречается в Ис 65:11 и входит в состав топонимов и личных имен: Ваал-Гад возле Ермона (Ис Нав 13:5) и Мигдал-Гад в уделе Иуды (Ис Нав 15:37). -> Гаддий -> Гаддиил -> Азгад.

Гадад
-> Хадад.

Гададриммон
Согл. Зах 12:11, город, название к-рого состоит из имен двух божеств - западносемит. бога растительности -> Хадада и аналогичного ему главного божества Дамаска (4 Цар 5:18). Полагают, что Г. нужно искать вблизи Таанаха, на месте совр. Руммане или совр. Эль-Леджуна, располож. сев. Таанаха. Иероним упоминает Ададреммон, "город вблизи Изрееля, ныне Максимианополь в долине Мегиддонской". Согл. самому древнему описанию Палестины, составленному паломниками из Бордо, Максимианополь находился в 17 милях (27 км) от Кесарии Приморской и в 10 милях (15 км) от Изрееля, что соответствует местоположению Эль-Леджуна. Что касается плача, упомянутого в Зах 12:11, то, вероятно, речь идет о плаче по царю Иосии, павшему при Мегиддо в сражении против фараона Нехао (2Пар 35:24 и след.). Расположение Эль-Леджуна у горного перевала также говорит в пользу того, чтобы отождествлять это место с Г.

Гадар
-> Хадад (3).

Гадаринская страна
Область вокруг эллинистич. города Гадары, находившегося прим. в 10 км юго-вост. Геннисаретского озера. Во время раскопок здесь были обнаружены остатки строений, относящихся к рим. и визант. периодам. В новозаветное время Гадара стала центром эллинистич. культуры. Долгое время город являлся ареной противостояния иудеев и язычников. Согл. Мф 8:28-34, Иисус исцелил на вост. берегу озера, в Г.С. (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) двух бесноватых. Возм., под "страной Гадаринской" в Мф 8:28 подразумевается все вост. побережье, заселенное язычниками. -> Герасинская страна.

Гадасса
[евр. Хадасса, "мирт"], евр. имя царицы -> Есфири (Есф 2:7).

Гаддиил
[евр. Гаддиэл, "счастье есть Бог"], сын Содия из колена Завулона. Один из соглядатаев, посланных Моисеем в землю Ханаанскую (Числ 13:11).

Гаддий
[евр. Гадди], имя, производное от "Гад". Сын Сусия из колена Манассии. Один из соглядатаев, посланных Моисеем в землю Ханаанскую (Числ 13:12).

Гадер
("каменный вал", "стена"), хананейский цар. город (Ис Нав 12:13) в Негеве (на юге страны). В Ономастиконе (список георг. названий) Евсевия Кесарийского Г. отождествляется с башней Гадер (Быт 35:21), что, впрочем, вызывает сомнения. -> Едер (1).

Гадий
[евр. Гади, "счастливый"], отец израил. царя Менаима (4 Цар 15:14.17).

Гадитяне,
представители колена -> Гада (1 Пар 12:8 и др.).

Гадорам (Иорам)
[евр. Хадорам, "Хадад возвышен"]:
1) потомок Иоктая, родоначальник одного из араб. племен (Быт 10:27; 1 Пар 1:21);
2) сын царя Имафа (Хамата), Фоя, передавший Давиду приветствия и дары от своего отца по случаю победы над Адраазаром, царем сувским (1 Пар 18:9 и след.).

Гады, пресмыкающиеся
Евр слова ремес и шерец (букв.: "двигающийся", "ползающий"), переводимые обычно как "гады", обозначают в Библии всех пресмыкающихся, обитающих на земле (Быт 1:24.25) и в воде (Пс 103:25), а также крылатых насекомых (Лев 11:20) и животных, "ползающих на чреве" или, напротив, "многоножных животных" (Лев 11:41.42). Все эти животные считались нечистыми (Лев 11:20.29.30.41.42). За искл. млекопитающих, птиц и рыб, а также саранчи, к Г. могут быть причислены все остальные виды животных, в т.ч. и мелкие млекопитающие, напр. мыши (Лев 11:29.30).

Гаенам
("место источника"), город в Иудее (Ис Нав 15:34), возм., идентичный -> Енаиму (Быт 38:14).

Газа
1) город в уделе Ефрема (1 Пар 7:28), -> Гай (1). Но возм., что это совр. Турмус-Айя, в 2 км юж. Силома;
2) один из крупных филистимских городов, располож. в 4 км к вост. от побережья Средиземного моря, в 80 км от Иерусалима и в 66 км юго-зап. Яффы (Иоппии). Г. была самым южным из пяти филистимских городов и располагалась на границе тер., завоеванной Иисусом Навином (Ис Нав 10:41). Город был предназначен в удел колену Иуды (Ис Нав 15:47), тем не менее оно, видимо, его так и не получило. Очевидно, Г. не была завоевана Иудой, хотя в Суд 1:18 утверждается обратное. Судя по тому, что филистимляне держали в Г. плененного Самсона, город позднее находился в их владении (Суд 16:21). Во времена Езекии иуд. цари, побеждая филистимлян, продвигались вплоть до Газы (4 Цар 18:8). Расположение города близ моря на главном караванном пути в Египет объясняет постоянные стремления египтян владеть этим городом (Иер 47:1.5). Пророки предсказывали ожидающее Г. Божье наказание (Ам 1:6; Соф 2:4; Зах 9:5). В 529 г. до Р.Х. город захватил перс. царь Камбис, а в 322 г. до Р.Х. - Александр Македонский. Позднее, в эллинистич. эпоху, город переживал расцвет. Маккавеи захватывали город дважды, после чего он обезлюдел. Помпей отделил область Г. от Иудеи; позднее город, вероятно, был восстановлен, но уже в другом месте, ближе к гавани. Однако путь в Египет все так же пролегал мимо руин старого города. Видимо, на это указывается в Деян 8:26: "На дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста". Ф.Питри полагал, что древняя Г. находилась на месте холма Телль-эль-Аджул, в 7 км юж. совр. города, но результаты раскопок это не подтвердили.

Газез
("рожденный во время стрижки"):
1) сын Халева, сына Есрома, и его наложницы Ефы (1 Пар 2:46);
2) внук Халева и сын Харана (1 Пар 2:46).

Газер
(евр. и в совр. науч. лит-ре - Гезер), хананейский город, имевший собственного царя (Ис Нав 12:12), к-рый был побежден Иисусом Навином (Ис Нав 10:33). Хотя Г. был предназначен для жительства левитам, израильтяне, однако, не изгнали из него хананеев (Ис Нав 16:3.10; Суд 1:19). В Библии сказано, что Давид поразил филистимлян "от Гевы [в Синод. пер. - Гаваи] до Газера" (2 Цар 5:25), след., в то время Г., видимо, принадлежал филистимлянам.

Позднее город был завоеван егип. фараоном, но тот отдал его своей дочери, жене Соломона, в приданое (3 Цар 9:16). В Ис Нав 21:21; 1 Пар 6:27 Г. назван -> городом-убежищем. В VIII в. до Р.Х. городом завладел Тиглатпаласар III, к-рый распорядился сделать рельеф, изображающий сцены захвата Г. Во время маккавейских войн Г. был завоеван Иудой Маккавеем, а его преемник Симон возвел вокруг города новые стены (1 Макк 14:7; 2 Макк 10:32 - в Синод. пер. - Газара). О том, что Г. находился на месте холма Телль-Джезер (новоевр. Телль-Гезер), в 18 км вост. Явне, свидет-вуют найденные здесь при раскопках камни с надписью: "Граница Гезера". Древнейшие обитатели Г. жили в пещерах, на стенах к-рых они делали рисунки. Трупы они сжигали, из чего следует, что эти люди не были семитами. Археологич. находки в культурных слоях, относящиеся к бронзовому веку, свидет-вуют о егип. влиянии. Филистимляне и хананеи устанавливали особые камни (маццебы) на тех местах, к-рые они считали святыми. Важным технич. достижением газерцев был сооруженный ими подземный туннель, по к-рому в город поступала вода. Ко времени правления израильтян относится Гезерский календарь (-> Год, III), на к-ром были обозначены сроки сева и сбора урожая. -> Высота (V).

Газзам
("кузнечик" или "гусеница"), предок храмовых прислужников (нефинеев), возвратившихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:48; Неем 7:51).

Гаий (Гай):
1) македонский христианин и спутник ап. Павла. Г. был схвачен разъяренной толпой во время мятежа серебряников в Ефесе, но, видимо, остался невредим (Деян 19:29);
2) спутник ап. Павла, сопровождавший его на пути из Македонии в Малую Азию (Деян 20:4). В одном из дошедших до нас вариантов текста говорится, что Г. был родом из Дубера в вост. Македонии, а не из Дервии в Малой Азии, как об этом говорят остальные рукописи Деян В этом случае он, вероятно, являлся тем же лицом, что и первый Г. Подтверждением этому может служить то обстоят-во, что оба Г. упоминаются вместе с македонянином Аристархом;
3) коринфский христианин, к-рого крестил Павел (1 Кор 1:14). Апостол останавливался в доме Г.; здесь же собиралась и вся коринфская церковь (Рим 16:23). Исследователями было высказано предположение, что этот Г. и тот, к-рый принимал у себя Павла (Деян 18:7), - одно и то же лицо и что, соотв., его полное имя - Г. Титий Иуст (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);
4) адресат 3 Послания Иоанна. Г. гостеприимно принимал у себя братьев и странников и, возм., был обращен в веру Иоанном.

Гай
[евр. Ай (в Библии всегда с артиклем - Хаай), "куча (обломков)", "развалины"]:
1) город вблизи Вефиля (Быт 12:8; Быт 13:3; Езд 2:28), названный в МТ также Айя (в Синод. пер. - Гай, Неем 11:31) и Айа (в Синод. пер. - Газа, 1 Пар 7:28). Ко времени покорения Ханаана израильтянами Г. был укреп. городом с 12 тыс. жителей, в к-ром правил царь. Г. был завоеван Иисусом Навином (Ис Нав 8). Если Аиаф [евр. Айят, Ис 10:28] также отождествить с Г., то его местоположение надо искать сев. Михмаса. Неоднократно указывали на холм Ат-Телль близ селения Дейр-Диван как на возм. местонахождение древнего Г. В результате раскопок здесь был обнаружен город, по своим размерам превосходящий Иерихон или Мегиддо (что противоречит Ис Нав 7:3), к-рый уже ок. 2000 г. до Р.Х. стал жертвой какой-то катастрофы и только ок. 1200 г. до Р.Х. был в незначит. степени заселен израильтянами. Т.о., ко времени завоевания Г. этот город лежал в развалинах. Нет здесь и упомянутой в Ис Нав 8:12 располож. сев. города долины. Значит, Г. следует искать в другом месте, вост. Вефиля.
2) город аммонитян, располагавшийся, вероятно, вблизи Есевона (Иер 49:3).

Гаккатан
[евр. Катан, "меньший" или "младший"], отец Иоханана, из потомков Азгада (Езд 8:12).

Гаккоц
[евр. Хаккоц, "терновник"], глава рода священников, к-рому выпал седьмой жребий для служения в храме во времена Давида (1 Пар 24:10). Члены рода Г. вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем, но не могли доказать своей принадлежности к священству (Езд 2:61 и след.; Неем 7:63 и след.). Судя по Неем 3:4.21, нек-рым из них все же удалось отстоять свои права.

Галаад
[евр. Гилад, возм., "неровная поверхность"]:
1) сын Махира, внук Манассии, праотец рода Г., составлявшего основную часть колена Манассии (Числ 26:29.30; Числ 27:1; Числ 36:1; Ис Нав 17:1.3);
2) отец судьи Иеффая (Суд 11:1.2), потомок Г. (1);
3) израильтянин из колена Гада (1 Пар 5:14);
4) горный массив, простирающийся зап. Иордана, возле Изреельской долины (Суд 7:3), к-рый, по мнению ряда ученых, тождествен -> Гелвую. Название Галаад появилось в этом месте Библии в результате ошибки переписчика;
5) горный массив вост. Иордана (Быт 31:21.23.25; Песн 4:1), ср. Галаад (7);
6) в Ос 6:8 (ср. 12:12) говорится о Г. - "городе нечестивцев, запятнанном кровью", но, вероятно, здесь имеется в виду земля Г. (7);
7) область вост. Иордана (Втор 3:10), границы к-рой точно не определены. Во Втор 34:1 подразумевается область к востоку от Иордана, а в Ис Нав 22:9 - область, находящаяся сев. Арнона, завоеванная израильтянами (4 Цар 10:33). Река Иавок делит Г. на юж. (Втор 3:12.16; Ис Нав 12:2.5) и сев. части (Ис Нав 13:31). После победы израильтян над васанским царем Огом (Числ 21:32-35) юж. часть отошла во владение коленам Гада и Рувима, а сев. - колену Манассии (Втор 3:12-16). Позже израильтяне неоднократно сражались с сирийцами за Рамоф Галаадский; область была разорена сир. царем Азаилом, к-рый "молотил Галаад железными молотилами" (Ам 1:3; ср. 4 Цар 10:32.33). Галаадское нагорье, в отличие от зап. берега Иордана, очень плодородно: на нем простирались обширные пастбища (Числ 32:1; Песн 4:1), а сев. часть в основном покрывали леса, в том числе -> Ефремов лес, в к-ром был убит Авессалом (2 Цар 18:6). Из Г. вывозились благовония и лекарств. средства (Быт 37:25), о чем говорится в Иер 8:22: "Разве нет бальзама в Галааде?"

Галал
("черепаха"):
1) левит из рода Мерари, вернувшийся из вавил. плена (1 Пар 9:15);
2) другой потомок Мерари, сын Идифуна и отец Шемаии (1 Пар 9:16).

Галатия
I. ОБЛАСТЬ
Плоскогорье в Малой Азии, тянущееся по обе стороны от реки Галис (совр. Кызыл-Ирмак), в эпоху НЗ населенное кельтскими племенами - галатами, обосновавшимися здесь в III в. до Р. Х. По одной из версий, сюда было направлено -> Послание к Галатам. Важнейшие галатийские города - Пессинунт - на западе, Анкира (совр. Анкара) - в центре и Тавий - на востоке области.
II. РИМСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Галатия (с 25 г. до Р. Х.) включала, помимо собств. Галатии, Ликаонию, Писидию и Фригию. Здесь Павел проповедовал во время своих первого и второго миссионерских путешествий (Деян 13:14; Деян 14:24; Деян 16:1-5).
Галгал (Галгалы)
["круг", "колесо повозки" или "диск" (каменный)]:
1) место первой стоянки израильтян в Ханаане вост. Иерихона (Ис Нав 4:19), т.е. между городом и Иорданом (Ис Нав 5:10; Ис Нав 9:6; Ис Нав 10:6; Ис Нав 14:6; Суд 2:1; Суд 3:19; 2 Цар 19:15; Мих 6:5). Полагают, что Г. был расположен на месте холма, к-рый сейчас называется Эн-Нетеле, в 5 км юго-вост. Иерихона, где его древнее название звучит как Телль-Джельджул. По мнению Г.Г.Дальмана, Г. следует искать на месте Эн-эль-Гарабе, к-рый равноудален от Иордана и Иерихона на 4 км. Наконец, Г. отождествляют и с развалинами Хирбет-эль-Мефджир в 2 км сев.-вост. Иерихона. Предположение о том, что в 1 Цар 11:14.15 и в Неем 12:29 (Беф-Гаггилгал) имеется в виду одно и то же место, неоднократно подвергалось сомнению. Возм., пророч. школа была организована здесь с целью сохранения древней традиции. В VIII в. до Р.Х. этот город стал центром нечестивого идолослужения, см. Ос 4:15; Ос 9:15; Ос 12:11; Ам 4:4; Ам 5:5;
2) Э.Зеллин полагает, что Г., согл. Втор 11:30 располагавшийся недалеко от Сихема, находился на месте развалин Хирбет-Джуледжил (в 4 км юго-вост. Сихема). Однако существует мнение, что указанные места связаны с Г. (1);
3) очевидно, что от Г. (1) следует отличать Г., упоминаемый в Ис Нав 12:23. Здесь говорится о городе, находившемся на месте совр. Джилджулийе [евр. Гилгал] на равнине Шарон (Сарон), в 6 км сев. Рас-эль-Айна (Антипатриды);
4) нек-рые ученые предполагают, что Г., упоминаемый в Ис Нав 15:7, то же место, что и Г. (1), но это маловероятно. В параллельном описании в Ис Нав 18:17 этот город называется Гелилофом. Считается, что он находился возле Хан-эс-Сала (также Хан-эль-Ахмар), в 9 км сев.-вост. Иерусалима.

Галгалы
-> Галгал.

Галилейское море
-> Геннисаретское озеро.

Галилея
Считается, что название "Г." происходит от евр. слова галил ("местность" или "окружность"). Г. называли область вокруг Кедеса, одного из -> городов-убежищ (Ис Нав 20:7; Ис Нав 21:32), к-рая изначально принадлежала коленам Иссахара, Неффалима, Завулона и Асира. Позже здесь обосновалось и колено Дана (Суд 18). Завоевание Г. израильтянами происходило медленно (Суд 1:30; Суд 4:2). Когда Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) угнал израильтян в плен, оставшиеся евреи смешались с переселенцами-язычниками (4 Цар 15:29; 4 Цар 17:24). К коренным жителям и переселенцам, пришедшим сюда во времена вавил. плена, позднее присоединились арам., араб., финик. и греч. переселенцы. Поэтому чистокровные евреи относились к жителям Г. с презрением (Ин 1:46; Ин 7:52), и уже в Ис 9:1 Г. называется языческой. Галилеяне говорили по-арамейски с характерным акцентом (Мф 26:73; Мк 14:70). Жителей области считали людьми храбрыми и склонными к мятежу. Г. играет в Библии особую роль, потому что именно здесь Иисус совершил большую часть Своих деяний (Мф 4:23). В то время область входила в состав царства -> Ирода Антипы. (-> Масличная Елеонская гора)

Галлим:
1) один из важнейших городов на пути из Иерусалима в Геву (1 Цар 25:44; Ис 10:30). Вероятно, это совр. Хирбет-Какул, местоположение к-рого соответствует приведенному в Ис 10:30 перечню городов. Найденные здесь остатки гор. стены и черепки свидет-вуют о том, что на этом месте (ок. 5 км сев.-вост. Иерусалима)жили израильтяне во времена Израильской государственности;
2) город в уделе Иуды, упоминаемый только в тексте Септуагинты (Ис Нав 15:59), возм., совр. Бейт-Джала, располож. в 2 км сев.-зап. Вифлеема.

Галлион,
брат рим. гос. деятеля и философа-стоика Сенеки, воспитателя имп. Нерона. Изначально его звали Луцием Юнием Аннеем Новатом, а имя Г. он получил после того, как был усыновлен Луцием Юнием Галлионом, другом его отца. Г. избрал полит. карьеру, и во времена первого пребывания Павла в Коринфе он был уже проконсулом провинции Ахаии. Когда евреи привели к нему на суд апостола, Г. отказался выносить решение относительно его учения и не вмешался, когда толпа эллинов в его присутствии избила начальника синагоги Сосфена (Деян 18:12-17). Нерон принудил Г., как и Сенеку, совершить самоубийство. Найденная в Дельфах надпись с именем и титулом Г. позволяет заключить, что Павел посетил Коринф в 51/52 гг. по Р.Х. Это может помочь более точно определить, когда происходили те или иные события в жизни апостола.

Галлохеш
-> Лохеш.

Гам,
место вост. Иордана, возм., совр. Хам, лежащий сев. Иавока, в 6 км юго-зап. Ирбида и сев. Аджлуна. Здесь жили зузимы (Быт 14:5).

Гамалиил
[евр. Гамлиэл, "Божья награда"]:
1) фарисей, законоучитель и член иерусалимского синедриона во времена Иисуса Христа. Г. стоял во главе умеренного теологич. направления, основоположником к-рого был его дед Гиллей. Выдающаяся ученость и личная честность Г. снискали ему всеобщее уважение. Он всегда старался быть вне политики и избегать крайностей: проявив мудрость и осторожность, Г. дал синедриону совет не наказывать арестованных апостолов слишком строго (Деян 5:34-40). Но это не стоит расценивать как свидет-во его единомыслия с христианами. Одним из учеников Г. был Савл из Тарса (Деян 22:3). Г. умер ок. 50 г. по Р.Х. Его называют Гамалиилом I, чтобы отличать его от внука, Гамалиила II, к-рый в 90-110 гг. по Р.Х. тоже был уважаемым раввином;
2) сын Педацура, начальник колена Манассии во время странствования по пустыне (Числ 1:10; Числ 2:20; Числ 7:54.59; Числ 10:23).

Гамул
("делающий добро"), глава 22-й чреды священников во времена Давида (1 Пар 24:17).

Гапицец
[евр. Пиццец, "разбитый", "раздробленный"]. Священник и руководитель 18-й чреды священников во времена Давида (1 Пар 24:15).

Гаран
-> Харан (2).

Гарари, гараритяне
Название неизвестного города или местности. Возм., Г. был расположен на Иудиной или на Ефремовой горе. Трое из храбрых у Давида носили прозвище "гараритянин" (2 Цар 23:11.33; 1 Пар 11:34 и след.).

Гареб
[евр. Гарев], один из храбрых у Давида, итритянин (ифриянин) (2 Цар 23:38; 1 Пар 11:40).

Гарив,
холм вблизи Иерусалима (Иер 31:39), находившийся, вероятно, сев. храмовой горы. Позднее, в новозаветное время, на Г. располагался пригород, называвшийся Бецета. -> Гоаф.

Гаризим,
гора, находящаяся юж. Сихема, совр. название - Джебель-эт-Тор [евр. Гризим] (881 м). На этой горе, стоящей напротив горы -> Гевал, колена Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Иосифа и Вениамина провозгласили благословение израил. народу (Втор 11:29; Втор 27:12; Ис Нав 8:33). На сев. склоне горы имеется выступ, с к-рого, возм., говорил, рассказывая притчу, Иофам (Суд 9:7). На горе Г. находился храм самарян, к-рый ок. 128 г. до Р.Х. был разрушен Иоанном Гирканом (-> Маккавеи). Но и после этого Г. оставалась для самарян местом поклонения Богу (Ин 4:20).

Гарми
[возм., от евр. герем, "кость"]. В Синод. пер. слово "Гарми" понимается как собств. имя одного из сыновей Годии (1 Пар 4:19). В большинстве же совр. переводов оно передано либо как "гармитяне" - жители города Кеилы, либо как "гармитянин" - прозвище сына Годии - Кеилы.

Гарум
[евр. Харум], отец Ахархела из колена Иуды (1 Пар 4:8).

Гассофереф,
а также Софереф (от евр. "писец", "книжник"), один из рабов Соломона, потомки к-рого вернулись из вавил. плена с Зоровавелем (Езд 2:55; Неем 7:57; в последнем случае в Синод. пер. - Софереф).

Гаф-Риммон
("пресс для выжимания сока из гранатов"):
1) левитский город в уделе Дана (Ис Нав 19:45; 1 Пар 6:69), возм., Телль-Абу-Зейтун, расположенный на Нахр-эль-Аудже, в 2,8 км сев.-вост. Телль-Джерисе;
2) левитский город в уделе Манассии (Ис Нав 21:25), называемый в док-тах архива Эль-Амарны Гитиримунима, совр. Руммане, располож. в 1,5 км сев.-зап. Таанаха.

Гафам
[евр. Гатам], сын Елифаза, потомок Исава и царь в земле Едома (Быт 36:11.16; 1 Пар 1:36).

Гафах
[евр. Хатах], евнух царя Артаксеркса, находившийся в распоряжении царицы Есфири (Есф 4:5 и след.,9 и след.).

Гафхефер (Геф-Хефер)
("давило колодца"), место рождения пр. Ионы (4 Цар 14:25) в уделе Завулона (Ис Нав 19:13). Согл. Иерониму, Г. был небольшим селением, располож. в 5 км вост. Сепфориса на пути в Тивериаду; если исходить из утверждений местных жителей, что здесь находилась гробница с прахом пр. Ионы, то можно предположить, что Г. - это Эль-Мешед, располож. прим. в 7 км сев.-вост. Назарета. Однако в лежащем южнее Хирбет-эз-Зурре, обычно отождествляемом с Г., по сей день также почитается гробница Неби Юнуса (пр. Ионы).

Гахам
(возм., от араб. "яркий огонь"), сын Нахора и его наложницы Реумы (Быт 22:24).

Гахар
(возм., араб. "(рожденный в) засушливый год"), один из прислужников (нефинеев) в храме, чьи потомки вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:47; Неем 7:49).

Гахила,
холм в пустыне Зиф или на ее границе (1 Цар 23:19; 1 Цар 26:1.3); его точное местоположение неизвестно.

Гацар-Аддар
-> Аддар.

Гацар-Енан
("место у источника"), селение на сев.-вост. границе земли обетованной, в пределах, установленных для нее Богом (Числ 34:9). В Иез 47:17; Иез 48:1 эта местность названа Гацар-Енон. Предположит. речь здесь идет о совр. Кариетеине, или Карьятеине, большом селении, имеющем источник и располож. в 130 км от Дамаска на пути в Пальмиру.

Гацлелпони
[евр. Хацлелпони, "дай тень (т.е. защиту), к-рую Ты обращаешь на меня"], израильтянка из колена Иуды (1 Пар 4:3).

Гацор
Гацор (Асор) евр. Хацор (именно это написание принято в науч. лит-ре), "двор (селение)".
1) город в уделе Вениамина (Неем 11:33), предположит, совр. Хирбет-Хаццур. располож. между Бейт-Ханина и Неби-Сам-вил, прим. в 5 км сев.-зап. Иерусалима.
2) город в уделе Иуды, называемый также "Кириаф-Хецрон" (Ис Нав 15:25, в Синод, пер. Кириаф и Хецрон - разные города);
3) другой город в уделе Иуды (Ис Нав 15:23). Возм., стоящие рядом слова составляют одно название - Асор-Ифнан (см. Септуагинту) и подразумевают совр. Эль-Джебарие. располож. прим. в 30 км сев.-вост. Кадеш-Барнеа.
4) наиболее значит, город с таким названием лежал на склонах холма (совр. Телль-эль-Кеда) в сев. части Палестины (ср. Ис Нав 11:13), к югу от Кедеса (4 Цар 15:29). Он упоминается еще в содержащих проклятия егип. текстах, относящихся к XIX в. до РХ. и обнаруженных в архивах Мари и Эль-Амарны. Асор (Хацор) был столицей хананейских царств (Ис Нав 11:10), его царь был предводителем коалиции, войска к-рой Иисус Навин разбил у вод Ме-ромских (Нав 11:1,7 и след.). После сражения город был сожжен (ст. 11), но во времена судей вновь обрел былое величие и стал опасным противником Израиля (Суд 4:2.24). В результате раскопок, проводившихся в период между 1875 и 1969 гг., стала ясна планировка Хацора (Гацора, Асора). В юж. части укрепленного земляным валом города, занимавшего площадь прим. 1300 х 700 м и насчитывавшего, по оценкам ученых, 40 тыс. жителей, находились крепость и цар. дворец. Археологи обнаружили здесь два храма и при них - два скульптурных изображения богов, глиняные маски, культовую утварь. На одном из обломков керамич. сосуда, датируемого XIII в. до Р.Х., сохранились две буквы синайского письма ("Алфавит"). Аккад, надпись на глиняном кувшине (до наст. времени - древнейшая из обнаруженных в Палестине) свидет-вует о том, что Г. уже во II ты-сячел. до Р.Х. был довольно большим и процветающим городом. При Соломоне город вновь укрепляется (3 Цар 9:15) и становится важным форпостом на границе с набиравшим силу Дамасским царством (3 Цар 11:23.24.25). Мощная цитадель, построенная во времена царя Ахава, была дополнит, укреплена Иеровоамом II, однако после штурма города войсками Тиглатпаласара III во время нападения ассирийцев ее вост. часть оказалась разрушенной до основания (733 или 732 г. до Р.Х.). Строения эпохи Иеровоама II носят следы разрушений, вызванных землетрясением (ср. Ам 1:1). В более поздних гор. сооружениях представлены все эпохи - вплоть до эллинистич.
5) область в пустыне в вост. части Палестины (Иер 49:28-33). Возм., это название указывает на то, что здесь жили оседлые арабы. Поход Навуходоносора против араб. племен состоялся в 598 г. до Р.Х.

Гацор-Хадафа
("новый Гацор"), город в уделе Иуды (Ис Нав 15:25). Его упоминание рядом с Кириаф-Хецроном указывает на то, что он был расположен в районе Мертвого моря. Возм., речь идет об Эль-Худейре, прим. в 10 км юго-вост. Маона.

Гашем
/евр. Хашем/, уроженец Гизона (о селении с таким названием ничего более не известно), отец или более отдаленный предок Ионафана (7), одного из храбрых у Давида (1Пар 1:34). В 2 Цар 23:32 он назван Яшеном.

Гвоздь
/евр. масмер/. В Ин 20:25 Фома, не веря в то, что Господь воскрес, говорит: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей ... не поверю".

Гева
(холм) 1) город колена Вениамина, отданный левитам (Нав 18:24; Ис Нав 21:17).Согл. Ис 10:29, Г. находилась сев. Иерусалима, поэтому ее следует отличать от Гивы Саула -> Гива Саула. Возм., это тот же город, что и Гива Вениамина, упоминаемая в 1 Цар 13:2,15 и след. В наст. время это, вероятно, Джаба, располож. в 9 км сев.-вост. Иерусалима и в 3 км вост. Рамы. Г. была погран. городом Иудейского царства; Аса превратил ее в крепость (3 Цар 15:22 - в Синод, пер. - Гива). Во времена Иосии выражение "от Гевы до Вирсавии" означало: всё Иудейское царство - от севера до юга (4 Цар 23:8). Недалеко от Джабы расположена Сахель-Джаба, возм., та же самая местность, что и "поле" около Гивы (Суд 20:31) или Г. (Неем 12:29; Зах 14:10 - в Синод, пер. - Гаваона). Рядом с Г. (в Синод, пер. - Гивы) находилась скала Сене (1 Цар 14:4 и след.), возм., это место возле Хирбет-эль-Алальят;
2) название еще одной Г. встречается в списке городов, составленном Тутмосом III. Возм., это упоминаемая Иосифом Флавием Гава-совр. Джебате /евр.Геват/, располож. в 10 км вост. Иокнеама.

Гевал
1) гора в Ханаане, отделенная долиной от горы -> Гаризим (Втор 27:12,13). Недалеко от этих гор находились город Сихем и дубрава Море (Быт 12:6). Г. (вые. 938 м) - голая, лишенная растительности скала. После перехода израильтянами реки Иордан Иисус Навин соорудил жертвенник из "цельных '.т.е. неотесанных камней и принес на нем жертвы всесожжения и жертвы мирные, а на больших, побеленных известью камнях написал "список с закона Моисеева", полученного израильтянами на горе Синай. Затем шесть израильских колен провозгласили с горы Гаризим благословение Израилю, а другие шесть колен с горы Гевал - проклятие (Нав 8:30-35). Это было совершено во исполнение указаний Моисея (Втор 27).
2) (возм., "горная страна"), финикийский город (в совр. лит-ре - Библ), располож. на побережье Средиземного моря между Бейрутом и Триполи (Иез 27:9). Результаты раскопок свидет-вуют о том, что оживленная торговля с Египтом велась здесь уже во времена Древнего царства. Египтяне вывозили из Г. корабельный лес и медь, а ввозили папирус, к-рый здесь перерабатывался. Отсюда произошло греч. название города - Библос ("книга"). Среди док-тов архиваЭль-Амарнского найдено более 50 табличек, написанных Риб-Адди, царем Г. Известный исторический факт - плавание в Библ египтянина Унамона (незадолго до 1100 Г.ДОР.Х.). Прим. 1000-м г. до Р.Х. датируется найденный в Г. саркофаг царя Ахирама с надписью из финикийских букв (-> Алфавит). В Библии Г. упоминается в одном ряду с Тиром (Иез 27:9). 3) гористая местность на вост. берегу Иордана, жители к-рой вошли в союз, направленный против Израиля (Пс 82:8).

Гевер
"(молодой,сильный) мужчина"), сын Урия, приставник Соломона в юж. Галааде (3 Цар 4:19), возм., отец приставника в сев. Галааде и Аргове.

Гевим
Гевим ("ров", "пруд"), селение расположенное севернее Иерусалима (Ис 10:31). Г. Дальман отождествляет этот город с Шуафатом, расположенным примерно в 3 км севернее столицы.

Гевла
Земля гивлитян (-> гивлитян)(Нав 13:5).

Гегай
/евр. Хеге и Хегай, "владеющий хорошими коровами"/, евнух царя Артаксеркса, страж его жен, служивший также и Есфири (Есф 2:3,8,15).

Гедалия
Гедалия, Годолия. I. (евр. Гедалья и Гедальяху, "велик Яхве"). 1) сын левита Идифуна, руководитель второго отделения певцов во времена Давида (1Пар 25:3,9); 2) предок пр. Софонии (Соф 1:1); 3) сын Пасхора, один из иуд. князей, повелевших бросить пр. Иеремию в яму (Иер 38:1,4-6); 4) сын Ахикама, придворного царя Иосии, и внук Шафана. Захватив Иерусалим и угнав народ в плен, вавил. царь Навуходоносор в 587 г. до Р.Х. назначил Г. управлять Иудеей. Резиденцией Г. была Массифа. Как и его отец, он покровительствовал пр. Иеремии и собрал вокруг себя рассеянных по Иудее евреев. После двухмесячного правления Г., по наущению аммонитского царя Ваалиса, был убит Исмаилом, сыном Нафании из иуд. цар. рода. Опасаясь мести Навуходоносора, остаток народа под предводит-вом Иоханана (Иоанана), сына Карея, вопреки совету Иеремии, отправился в Египет (4 Цар 25:22-26; Иер 39:14; Иер 40; Иер 41). В Лакише (Лахисе) был обнаружен оттиск печати высокопост. сановника Гедалии, к-рый и был тем самым Геда-лией; 5) священник из рода первосвященника Иисуса, женившийся на иноплеменнице (Езд 10:18). II. /евр. Йигдальяху, "Яхве явит свое величие"/, отец рехавита Алана (Иер 35:4).

Гедеон
(евр. Гидон, от араб. "с поврежденной рукой" или "разрушать, разбивать на куски"), сын Иоаса, потомка Авиезера из колена Манассии, живший в Офре (Суд 6:11). Вероятно, Гедеон жил примерно в XII в. до Р.Х. Он был призван стать судьей в то время, когда Господь наказал израильтян за непослушание, предав их произволу мадианитян на 7 лет. Мадианитяне вместе с амаликитянами и племенами с востока нападали на израил. земли вплоть до Газы, опустошая поля всякий раз, когда они были засеяны, и уводя скот. Тем самым они лишали страну пропитания. Из страха перед мадианитянами израильтяне соорудили себе "ущелия в горах, пещеры и укрепления". Они воззвали к Господу, и Он послал к ним пророка, который обличил их "в отпадении" от Бога. Одноврем. ангел Господень явился Г., к-рый "выколачивал пшеницу в точиле, чтобы скрыться от глаз мадианитян". Ангел призвал его освободить Израиль. Получив от Господа наказ, Г. построил жертвенник и назвал его "Господь - мир". В ту же ночь, по повелению Господа, Г. разрушил жертвенник Ваала и срубил стоявшее рядом с ним свящ. дерево, идол -> Ашеры. Жители города потребовали от Иоаса, отца Г., чтобы он выдал им сына для казни. Но Иоас ответил им: если Ваал - действительно бог, "то пусть сам вступится за себя" и "судится" с Г. С тех пор Г. стали называть Иеро-ваалом, что означает"пусть судится Ваал". В евр. тексте 2 Цар 11:21 имя Иероваал (евр. Йеруббаал) заменено на Йеруббешет (Йеруббошет); имя бога Ваала заменено на слово бошет ("стыд") (ср. "Иевосфей", "Мемфивосфей"). Для нападения на мадианитян и их союзников, расположившихся лагерем в Изреельской долине, Г. созвал колена Манассии, Асира, Завулона и Неффалима (Суд 6:33-35). Он испросил у Господа знамение и получил его в виде росы на стриженой шерсти. С 300 воинами, к-рых он, по Божьему указанию, отобрал из 22 тыс. человек посредством опрецел. испытания, Г. обратил врага в бегство. По призыву Г. ефрем-ляне отрезали беглецам путь к переправе через Иордан и пленили двух мадиамских князей, Орива и Зива: оба князя были затем убиты (Суд 7). Г. с 300 воинами переправился через реку и продолжил преследование врагов. На требование Г. снабдить его войско хлебом жители Сокхофа и Пенуэла ответили отказом (Суд 8:4-9). Г. напал на находившийся в Каркоре лагерь мадиамских царей Зевея и Салмана, разбил их войско, а самих царей взял в плен. На обратном пути он наказал жителей Сокхофа и Пенуэла.

Когда выяснилось, что Зевей и Салман убили на Фаворе братьев Г., он умертвил их по закону кровной мести. После одержанной победы израильтяне предложили Гедеону цар. власть, но он, зная, что царь Израиля - Господь, отклонил их предложение. Однако он испросил себе по серьге из добычи каждого. Общий вес этих украшений составил 1700 золотых сиклей (ок. 20 кг). Из этого золота Гедеон сделал "ефод" (что подразумевается в данном случае под ефодом, неизвестно) и "положил его в своем городе, в Офре". В результате этого весь Израиль,"блуд-но" ходивший к ефоду, обратился к идолопоклонству. Ефод оказался "сетью Гедеону и всему дому его" ("Авимелех"). Своими великими деяниями в качестве судьи и военачальника Гедеон обеспечил израильтянам мир и покой на 40 лет. Но то обстоят-во, что он косвенно склонил израильтян ко греху, показывает, что институт судей - при всех положит. моментах - имел преходящий характер. После смерти Г. Израиль проявил неблагодарность к его памяти и снова обратился к служению Ваалу. Но победы Г. не были забыты (Пс 82:10,12; Ис 9:4). В Евр 11:32 Г. назван в числе великих ветхозаветных мужей веры. Среди судей он был одной из наиб. выдающихся личностей, однако его победы были победами Господа. Г. был погребен в своем родном городе Офре.

Гедера
("каменный загон (для мелкого скота)"). 1) город в уделе Иуды (Нав 15:36),возм., Джудрайа в сев. части Долины дуба -> Долина дуба; 2) в 1Пар 12:4 говорится о вениамитянине Иозаваде из Г. Эта Г. в уделе Вениамина, возм., тождественна Джудере. располож. в 2 км сев.-вост. Гаваона, или Хирбет-Джудере. располож. в 10 км зап. Гаваона; 3) город, где жили цар. горшечники (1Пар 4:23 - в Синод, пер. - "в огородах"), возм., то же, что и Г. (1).

Гедеритянин
прозвище Баал-Ханана, одного из начальников над имением Давида (1Пар 27:28), возм., указывающее на место его рождения. -> Гадер -> Гедор -> Гедера.

Гедероф
(форма мн.ч. от Гедера), город в уделе Иуды, на равнине Шефела (Нав 15:41; 2 Пар 28:18), возм., совр. Гедера, располож. в 6 км юго-вост. Явне. Но ср. -> Екрон.

Гедерофаим
Две загороди (два каменных загона). В списке городов, располож. "на низменных местах" в уделе Иуды (Нав 15:36), Г. является 15-м названием, в то время как их должно быть только 14 (в Синод, пер. эта трудность обойдена путем добавления союза "или", отсутствующего в евр. оригинале:"Гедера или Гедерофаим"). Возм., Г. означает скотный двор,находившийся в окрестностях упомянутой выше -> Гедера (1). Подобным образом это слово переведено и в Септуагинте.

Гедор
(араб. "рябой", "покрытый сыпью, оспой"). 1) вениамитянин (1Пар 8:31); 2) город в уделе Вениамина (1Пар 12:7),совр. Хирбет-Джедур. прим. в 9 км сев.-зап. Иерусалима; 3) город в уделе Иуды (Нав 15:58), совр.Джедур, в 12 км сев.Хеврона. Вероятно, этот город имеется в виду и в 1Пар 4:4,18, где говорится о Пенуеле (или Иереде) как об отце вениамитянина Г. (1); 4) местность в пустыне Негев (1Пар 4:39 - в Синод, пер. - Герара), ее точное расположение определить невозможно; вполне вероятно, что Г. - это то же место, что и -* Гадер.

Гелвуй
(возм., "пенящийся источник"), гора (вые. 518 м) и возвышенность юго-вост. Из-рееля (1 Цар 28:4; 2 Цар 1:21; 2 Цар 21:12). По-араб. гора Г. /евр. Гчлбоа/ называется Джебель-Фу-куа. Расстояние от Г. до Циклага (Секелага) составляет 140 км, а до Гивы Сауловой - 80 км. На Гедвуйской возвышенности в битве с филистимлянами вместе с тремя сыновьями погиб Саул (1 Цар 31).

Гелилоф
("область", "округ"), город на границе уделов Вениамина и Иуды (Нав 18:17). Существует мнение, что Г. - это измененная форма названия города Галгала (Ис Нав 5; ср. Нав 15:7).

Гемаллий
(евр.йА(олли),отец Аммиилаиз колена Дана, одного из двенадцати соглядатаев, посланных в Ханаан Моисеем (Чис 13:13).

Геман
Гемам (евр. Хеман, Хемам), сын Ло-тана, внук Сеира хорреянина (Быт 36:22; 1Пар 1:39).

Гемария
Евр. Гемарья и Гемарьяху, "Яхве совершил (это)". 1) сын Хелкии, посланный царем Седекией к Навуходоносору. Иеремия передал с Г. и с Елеасой послание пленным евреям, находившимся в Вавилоне (Иер 29:3); 2) иуд. князь, сын писца Сафана и брат Ахи-кама. У него была собственная комната на верхнем дворе, у входа в Иерусалимский храм (Иер 36:10,12,25).

Геннисарет
Этот город был известен еще в XV в. до Р.Х. под названием Киннерет. Результаты археол. раскопок свидет-вуют, что он находился на сев.-зап. берегу Геннисарет-ского озера. Остатки строений относятся к раннему периоду бронзового века (III тыся-чел. до Р.Х.). После завоеват. похода ассир. царя Тиглатпаласара III, предпринятого им в 732 г. до Р.Х., Г. был оставлен жителями. В новозаветное время город, видимо, переместился в долину, красоту и плодородие к-рой воспел Иосиф Флавий (Иудейская война, III, 516 и след.). На юге Геннисаретской равнины ныне расположен город Мигдал (новозаветная Магдала) с кибуцем Гинносар. Здесь в 1986 г. была найдена лодка, построенная в новозаветное время. Согл. Мф 14:34; Мк 6:53, ученики Иисуса, переправивпшсь на лодке,"при-были в землю Геннисаретскую", причем неясно, имеется ли в виду город или равнина.

Генуват
(возм.,связано с евр. "красть", "уносить"), сын идумеянина Адера и его жены-египтянки, сестры царицы Тахпенесы (3 Цар 11:20). Г. рос и воспитывался во дворце фараона вместе с его сыновьями.

Гера
(связано с евр. гер, "странник", "иноземец"). 1) сын Белы и внук Вениамина (Быт 46:21; 1Пар 8:3); 2) сын вениамитянина Егу-да; его переселили из 1евы в Манахаф (1Пар 8:7); 3) вениамитянин, отец Аода, второго судьи над народом Израиля (Суд 3:15); 4) вениамитянин, отец Семея (2 Цар 16:5). Возм., в пп. 3 и 4 под Г. подразумевается глава одного и того же рода, к-рый может быть тем же лицом, что и внук Вениамина (1); 5) -> Меры длины площади объема веса (II).

Герар
("округ"), город на юж. границе Палестины (Быт 10:19). Во времена Исаака Г. был филистимским городом (Быт 26:1): по-видимому, филистимляне поселились здесь раньше, чем в других местах Палестины. Учитывая название города, ученые высказали предположение, что Г. находился недалеко от Умм-Джерара. Но при раскопках здесь были обнаружены лишь предметы, относящиеся ко времени рим. правления. Это, однако, не опровергает версии, согласно к-рой древний Г. находился в долине, недалеко от того места, к-рое город стал занимать позднее; Ф.Питри отождествляет его с холмом Телль-Джемме. располож. в 13 км юж. Газы. Во время раскопок здесь были обнаружены фундаменты зернохранилищ, что свидет-вует об оживленной торговле зерном, к-рую вел город с древнейших времен, и соответствует сведениям, сообщаемым в Быт 20; Быт 26. Обращает на себя внимание и то обстоят-во, что цар. дворец находился в сев.-зап. части города: только там местность была достаточно ровной для разбивки стана. Авимелех вполне мог наблюдать отсюда за Исааком и Ревеккой (Быт 26:8). Но все же неясно, действительно ли Телль-Джемме - это древний Г. Вероятно, этот город мог находиться и на месте располож. прим. в 2,5 км южнее Газы холма Телль-эль-Фара, под к-рым археологи обнаружили крупнейшее из древних поселений на границе пустынной равнины с Негевом.

Герара
(Гедор (4). Местность в пустыне Негев (1Пар 4:39 - в Синод, пер. - Герара), ее точное расположение определить невозможно; вполне вероятно, что Г. - это то же место, что и - Гадер.

Герасинская страна
область вокруг города Герасы, где Иисус освободил одного из местных жителей от злых духов (Мк 5:1; Лк 8:26,37 - во всех случаях см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). В Мф 8:28-34 рассказывается об исцелении двух жителей города Гадары. Покинув исцеленных, бесы вселились в стадо свиней, и обезумевшие животные бросились с обрыва в море. После этого окрестные жители-язычники, в к-рых сотворенное Иисусом чудо вселило страх, стали просить Его покинуть город. Название города, где произошли описанные события, вызывает, однако, нек-рые сомнения. В указ. выше местах в различных списках Евангелий встречаются названия "земля герасян", "земля герге-сян" и "земля гадарян" (-> Гадаринская страна). Проблема состоит в том, что города Деся-тиградия Гадара и Гераса располагались далеко от озера (соотв. в 10 и 60 км к юго-востоку). Как часто считают, события, описанные в Мк 5:1 и след., происходили в Эль-Курси,у места впадения в Геннисаретское озеро потока Вади-Семах. Возм., первонач. название Эль-Курси - Гергеса. В новозаветное время Вади-Семах служил границей между тетрархией Филиппа и Десятиградием и находился, т.о., в языч. области.

Гергесеи
народ, упоминающийся в Библии при перечислении хананейских племен, земли к-рых Бог отдал израильтянам (Быт 10:16; Быт 15:21; Втор 7:1; Нав 3:10; Ис Нав 24:11; Неем 9:8). Какие именно области населяли Г., неизвестно.

Гессур
1) область, располож. сев.-вост. Ген-нисаретского озера (Втор 3:14; Нав 12:5; Ис Нав 13:11.13), совр. Голан. Здесь родилась Мааха, мать Авессалома (2 Цар 3:3). 2) область на юге Палестины (Нав 13:2), жители к-рой, как и жители Г. (1), названы в Библии гессурянами (1 Цар 27:8).

Гессуряне
-> Гессур. Геуил /евр. Дуэл, "спасенный Богом" (?)/,сын Махия, гадитянин, один из соглядатаев, посланных Моисеем в Ханаан (Чис 13:16).

Геф
("виноградный пресс"), один из пяти филистимских городов (Нав 13:3), в к-ром жили остатки енакимов (Нав 11:22; 1 Цар 17:4; 2 Цар 21:19-22; 1Пар 20:5-8). Сыновья Ефрема, участвовавшие в разбойном нападении на Г., погибли от рук жителей этого города, защищавших свои стада (1Пар 7:21). Сюда филистимляне на время перенесли захваченный ими ковчег завета (1 Цар 5:8). По-видимому, Г. был самым вост. из филистимских городов, ближайшим к границе с Израилем (ср. 1 Цар 17:52). Гефский царь -> Анхус принял у себя -> Давида и отдал ему во владение Секелаг (1 Цар 27:2-11).

Позднее Давид захватил Г. (1Пар 18:1). Изгнание жителей Г. приписывается также вениамитянам (1Пар 8:13). Ровоам превратил город в погран. крепость (2 Пар 11:8). Сирийский царь Азаил неоднократно захватывал Г. (4 Цар 12:17), а Озия разрушил стены города (2 Пар 26:6), после чего Г. опять перешел во владение филистимлян. Пр. Амос, к-рый больше не упоминает Г. в числе филистимских городов (Ам 1:6 и след.; так же как позднее Иер 25:20; Соф 2:4; Зах 9:5 и след.), говорит о его разрушении (Ам 6:2). В 711 г. до Р.Х. Г. был захвачен Саргоном II, после чего город исчез со страниц истории. Археологи искали Г. в разных местах, и, прежде всего, там, где сохранились развалины (Телль-эс-Сафи. Телль-Закарийе. Бейт-Джибрин). но, вероятно, он находился на месте Телль-Арак-эль-Меншийе /евр. Телль-Гат/,в 10 км от Бейт-Джибрина (Елев-ферополя), на пути в Газу.

Гефер
евр. Гетер/, сын Авраама и внук Сима (Быт 10:23; 1Пар 1:17).

Гефсимания
("масличный пресс"), сад у подножия Масличной (Елеонской) горы (Ин 18:1). Назв. так потому, что здесь, в саду или возле него, в одной из пещер, вероятно, некогда находился пресс для выжимки масла. И сегодня жители Г. указывают на пещеру дд. 19 и шир. Юму перекрестка трех дорог, проходящих через Масличную гору, как на место, где Иисус совершал молитвенное борение (Лк 22:44) и рядом с к-рым Он, вероятно, был схвачен. Пещера расположена в непосредств. близости от дороги, по к-рой Иисус ходил в Вифанию.

Не исключено, что именно здесь Он уединялся с учениками (Ин 18:2), поэтому это место было известно и Иуде. Пещера была приспособлена для ночлега. Фраза "Сказав сие, Иисус вышел..." также указывает на эту пещеру. В IV в. на горе, где, как полагали, происходило молитв, борение Иисуса, была возведена церковь. Прим. в 100 м сев. церкви расположен естеств. скальный грот, к-рый считается местом, где Иуда предал Христа. С XVII в. он почитается также в качестве места смертельной скорби Иисуса. Зап. грота находится вход в храм крестоносцев, под к-рым расположена визант. нижняя церковь V в., построенная на месте захоронения Марии, матери Иисуса. Само расположение Г. показывает, сколь сильным было для Иисуса искушение избежать страданий: требуется не более 10 минут, чтобы через заросли сада добраться до вершины Масличной горы и оказаться на границе со спасит. пустыней. Различные предания указывают также на другие близлежащие места как на места молитв, борения Иисуса.

Гефское орудие
Значение выражения "на гефском орудии" /евр. гиттит; Пс 8:1; Пс 80:1; Пс 83:1/ точно не установлено. Предположит. оно может указывать на то, что названные псалмы исполнялись жителями Гефа, или же обозначать псалом, исполняемый при выжимке винограда. Возм., также, что Г.О. - это музык. инструмент.

Гефянин
1) прозвище филистимлян (2 Цар 15:18 и след.; 2 Цар 18:2) и великанов (2 Цар 21:19,20 и след.) из города -> Гефа; 2) Г., упомянутый в 2 Цар 6:10 и след.; 1Пар 13:13 -> Овед-Едом (1).

Гешан
третий сын Иегдая из колена Иуды (1Пар 2:47).

Гешем
"Ливень" (т.е. рожденный в период дождей), аравитянин, противник Неемии (Неем 2:19; Неем 6:1), царь "Кедар". Возм., Г. был перс. наместником в Идумее.

Гиах
"ключ" (источник). Г. находился "по дороге к пустыне Гаваонской" (2 Цар 2:24). Учитывая название источника и исходя из описания местности, приводимого в данном тексте, Г. можно отождествить с существующим ныне источником Эн-эль-Фаувар. название к-рого переводится как "ключевая вода"; он находится в 11 км зап. Иерихона.

Гиббар
название местности (или, как в Синод, пер., имя израильтянина, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зорова-велем, Езд 2:20), возм., то же, что Гаваон (Неем 7:25).

Гива
("холм") 1) Г.Вениаминова (1 Цар 13:2,15,16; 1 Цар 14:2.16) Гева (1); 2) город в уделе Вениамина, называемый также Г. Сауловой (Нав 18:28 - в Синод, пер. - Гивеаф; Суд 19:12-16; Суд 20:4-48; 1 Цар 11:4). Родной город Сау-ла (1 Цар 10:26; 1 Цар 11:4; 1 Цар 15:34), располагавшийся, согл. Ис 10:29, сев. Иерусалима. Результаты археол. раскопок, проведенных У.Ф.Ол-брайтом, подтвердили предположение о том, что Г. Саулову следует отождествлять с холмом Телль-эль-Фул (прим. в 6 км от Иерусалима). Вероятно, ок. 1200 г. до Р.Х. здесь находилось поселение вениамитян, к-рое, не просуществовав и столетия, было разрушено. Возм., это произошло во время воен. похода израильтян против колена Вениамина, о к-ром повествуется в Суд 19; Суд 20 (ср. Ос 9:9; Ос 10:9). При Сауле Г. укрепляется и становится его резиденцией (ср. 1 Цар 22:6; 1 Цар 23:19).Резуль-таты раскопок свидет-вуют о том, что вскоре после этого, предположит, после смерти царя (1 Цар 31),крепостьГ.была разрушена. Позже ее отстроили заново. Семеро потомков Саула были казнены в Г. гаваонитянами за то зло, к-рое причинил им Саул (2 Цар 21:6);
3) город в уделе Иуды (Нав 15:57), находившийся, верятно, зап. Бейт-Якарьи и в 17 км сев. Хеврона;
4) город на Ефремовой горе (в Синод, пер. - "холм Финееса" - Нав 24:33). Местоположение его точно не установлено. Возм.,это совр.Эль-Джеба, находящаяся неподалеку от Вифлеема;
5) место, где располагался охранный отряд филистимлян (в Синод, пер. - "холм Божий" - 1 Цар 10:5; ср. 1 Цар 13:3); возм., тождественно родному городу Саула Гива Саулова. (2) (Телль-эль-Фул). Но существует также версия, что это место идентично лежащему в 9 км сев. Г. Рамаллаху, название к-рого имеет то же значение, что и Г., - "холм".

Гива Саулова
город в уделе сынов Вениа-миновых (Нав 18:28; в русском переводе в данном случае Гшеаф). Родной город Саула (1 Цар 10:26; 1 Цар 11:4; 1 Цар 15:34), расположенный согл. Ис 10:29, севернее Иерусалима. Предположение о том, что Г. следует искать в кургане Тель-эль-Фул, примерно в 6 км. от Иерусалима, было подтверждено раскопками Олбрайта. Около 1200 г. до Р.Х. здесь находилось некое, вероятно вениамитское, поселение, которое не просуществовав и одного столетия, оказалось разрушенным, предположительно во время похода всего Израиля против вениамитян согл. Суд 19-20 (сравн. Ос 9:9; Ос 10:9). После этого там возникло укрепление, резиденция Саула (сравн. 1 Цар 22:6; 1 Цар 23:19). Как свидетельствуют раскопки, крепость вскоре после этого была разграблена, предположительно после смерти царя (1 Цар 31).Впоследствии она была восстановлена. Семь человек из потомков Саула были казнены в Г. за то зло, которое он причинил гаваонитянам (2 Цар 21:6).

Гиввефон
(Гавафон) ("возвышенное место", "холм"), левитский город в уделе Дана (Нав 19:44) недалеко от Ваалафа. В царствование Навата Г. принадлежал филистимлянам (3 Цар 15:27). Согл. Евсевию и Иерони-му, Г. располагался в 16 милях (ок. 26 км) от Кесарии. Но указанное ими место, вероятно, все же не соответствует истинному положению Г., т.к. находилось много севернее, а в Нав 19:44,45 рядом с Г. упоминается Игуд (9 км сев. Лидды). Поэтому Г. отождествляется нек-рыми исследователями с Киббийе.располож. между Бет-Навалой и Абудом, недалеко от Иехуда. По другой, более убедительной версии Г., бывший, согл. 3 Цар 15:27; 3 Цар 16:15, по-гран. городом между Газером (Гезером) и Ак-кароном (Экроном), находился на месте совр. Телль-эль-Мелата, прим. в 5 км юж. Гезера. Согл. же Талмуду, Г. располагался юж. Анти-патриды, в районе Вефсамиса (Бет-Шемеша). В этом случае Г. можно, вероятно, отождествить с Рас-Абу-Хамидом, лежащим в 6 км сев.-вост. Телль-эль-Мелата.

Гивлитяне
Жители города "Гевал" (3 Цар 5:18).

Гиддалти
руководитель 22-го отделения певцов при храме (1Пар 25:4,29).

Гиддел
"Он (Бог) возвысил" 1) прислужник при храме (нефиней), потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зорова-велем (Езд 2:47; Неем 7:49); 2) раб Соломона, потомки к-рого также вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:56; Неем 7:58).

Гиддо
Иддо (II,2). Отец Ахинадава, одного из приставников Соломона (3 Цар 4:14)

Гидеоний
Евр. Гчдони, значение то же, что у имени "Гедеон", отец Авидана, главы колена Вениамина во время странствования по пустыне (Чис 1:11; Числ 2:22; Числ 7:60.65; Числ 10:24).

Гидом
(производноеотевр."разрубать, разбивать на куски"), место возле скалы Рим-мон, куда бежали вениамитяне, разбитые израильтянами (Суд 20:45); находится прим. в 5 км вост. Вефиля, но точно его местоположение неизвестно.

Гиезий
Евр. Ехази. Слуга пр. Елисея (см. 3 Цар 19:21; 4 Цар 3:11). Г. сообщил Елисею о желании сонамитянки иметь ребенка (4 Цар 4:12,14), но позднее, когда родившийсяу этой женщины младенец умер, Г. не захотел допустить ее к пророку с просьбой о помощи. Посланный Елисеем к умершему ребенку, Г. не смог ничем помочь ему, а лишь констатировал смерть младенца. Вернуть жизнь умершему смог лишь сам пророк. Исцелив сир. военач. Неемана, Елисей отказался от вознаграждения. Г. же обманом получил часть обещанного пророку вознаграждения, но в разговоре с пророком отрицал это. Поэтому Елисей предсказал Г., что тот будет наказан "проказою Неемана" (4 Цар 5:20-27). Когда царь расспрашивал Г. о деяниях Елисея, Г. еще раз сослужил добрую службу сонамитянке, рассказав о ней царю (4 Цар 8:3-6). Но в целом, хотя Г. и общался с Елисеем, он остался человеком, не сумевшим осознать, какой должна быть жизнь по Божьим законам.

Гизонитянин
прозвище Гашема, одного из храбрых у Давида (1Пар 11:34). Этимология этого прозвища неизвестна.

Гилалай
левит и музыкант, участвовавший в освящении стены Иерусалима (Неем 12:36).

Гиллел
Евр. Хиллел,"Он восхвалил. Он (Бог) дал воссиять", отец судьи Авдона (Суд 12:13).

Гило
родной город Ахитофела (2 Цар 15:12), располагавшийся в нагорной части удела Иуды (Нав 15:51); сегодня это развалины Хирбет-Джала, зап. Бейт-Уммара, в 11 км сев. Хеврона.

Гилонянин
прозвище "Ахитофел" (2 Цар 15:12; 2 Цар 23:3423:34), бывшего родом из "Гило".

Гимзо
погран. город между уделом Иуды и землей филистимлян (2 Пар 28:18). В настоящее время - это селение Джимсу /евр. Гим-зо/, в 7 км вост. Рамлы.

Гиннефой
Евр. Линнеотой,священник,вер-нувшийся из вавил. плена вместе с Зорова-велем (Неем 12:4). Возм., то же лицо, что и "Гиннефон" (2).

Гиннефон
Евр. Гиннетон. 1) священник, во времена Неемии подписавшийся под обя-зат-вом соблюдать Закон (Неем 10:6); 2) священник, вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:16). Возм., то же лицо, что и "Гиннефой".

Гирзеяне
племя, обитавшее на юге Фили-стии и упоминаемое в 1 Цар 27:8 вместе с гес-сурянами и амаликитянами.

Гирсам
(Гирсон) (евр. Гершом). 1) первенец Моисея и Сепфоры, родившийся в Ма-диамской земле. В Исх 2:22; Исх 18:3 говорится, что Моисей образовал это имя из слов: гер - "пришелец" и шам - "там", потому что в момент рождения сына он был "пришельцем в земле мадианитян". М.Нот переводит (с араб.) это имя как "бубенчик", "колокольчик"; оно должно было свидет-вовать о радости, вызванной рождением ребенка. В 1Пар 23:14-16 Г. вместе со своим братом назван в числе левитов; 2) потомок священника Фи-нееса, возвратившийся из вавил. плена вместе с Ездрой (Ездр 8:2); 3) относит. Суд 18:30 Ионафан (2).

Гирсон
Евр. Гертон, значение то же, что у имени Гирсам (1). 1) сын Левия и отец Ливни и Шимея (Быт 46:11; Исх 6:16 и след.; Чис 3:17 и след.). Потомки Г., гирсоняне, образовали один из трех больших родов колена Левия. Во время странствования по пустыне они ставили свои палатки с зап. стороны скинии собрания и заботились о покровах и завесах скинии под надзором Ифамара, сына Аарона (Чис 4:21-28; Числ 26:57-65). Для транспортировки этих вещей в их распоряжении находились две повозки и четыре вола (Чис 7:7). Сыновья Г. Ливни и Шимей возглавляли каждый свой род (Чис 3:21; 1Пар 6:1,17 и след.). При разделе Ханаана Иисус Навин выделил им во владение 13 городов, два из к-рых находились за Иорданом, в уделе полуколена Манассии, четыре - в уделе Исса-хара, четыре - в уделе Асира и три - в уделе Неффалима (Нав 21:27-33). В 1Пар 23:7-11 названы роды гирсонян, существовавшие во времена Давида; 2) Гирсам (2 и 3).

Гиффаим
("давило"), город в уделе Вениамина (2 Цар 4:3; Неем 11:33). Местоположение его точно неизвестно. В Ономастиконе (список геогр. названий) Евсевия Кесарий-ского говорится, что Г. находился между Ан-типатридой и Иамнией; на Медевской карте этот город указан между Беф-Дагоном и Лиддой. В документах Эль-Амарны этот город назван Гамтети, что дает право отождествлять его с Рас-Абу-Хумедом. располож. в 3 км юго-вост. Рамлы.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ---