Меню

Библейская Энциклопедия -- Х --



Хабайя (Ховаия)
[евр. Хавайа, "Яхве сокрыл" (т.е. уберег)"], священник, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем, но не смогли доказать своей принадлежности к священству и поэтому были исключены из него (Езд 2:61-63; Неем 7:63).

Хаббон,
город в уделе Иуды (Ис Нав 15:40), возм., это совр. Хебра, где сохранились древние развалины; находится в 4 км вост. Телль-эд-Дувейра (Лахиша).

Хавила
(возм., от евр. "песок" или "круг"):
1) земля вблизи Едема, где протекала река Фисон. Здесь добывали золото, "бдолах и камень оникс" (Быт 2:11). Местонахождение Х. точно установить невозможно;
2) область, к-рая упоминается в выражении "от Хавилы до Сура"; она была населена измаильтянами (Быт 25:18) и амаликитянами (1 Цар 15:7) и поэтому, вероятно, находилась где-то между Синаем и сев.-зап. Аравией;
3) потомок -> Хама по линии -> Хуша (Быт 10:7; 1 Пар 1:9);
4) потомок -> Сима по линии -> Иоктана, -> Евера, -> Салы и -> Арфаксада (Быт 10:29; 1 Пар 1:23).

Хавор
[ассир. Хабар], ныне Хабур, приток Евфрата в местности -> Гозан (в Синод. пер. Х. ошибочно назван насел. пунктом, а Гозан - рекой; 4 Цар 17:6). Здесь были поселены пленные израильтяне.

Хагаб
-> Саранча (IV).

Хагаба
-> Хагава.

Хагав
("саранча"), храмовый служитель (нефиней), потомки к-рого вернулись на родину из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:46).

Хагава (Хагаба)
("саранча"), храмовый служитель (нефиней), потомки к-рого вернулись на родину из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:45; Неем 7:48).

Хагги (Хаггий)
("рожденный в праздник"), сын Гада (Быт 46:16), праотец одного из родов колена Гадова (Числ 26:15).

Хаггий
-> Хагги.

Хаггия
("праздник Господа"), левит из рода Мерари (1 Пар 6:30).

Хадад (Гадад, Гадар, Адер):
1) западносемит. бог грома. Его имя часто становилось составной частью личных имен (напр., Бен-Хадад - библ. Венадад, Хадад-Езер - библ. Адраазар). Ассирийцы отождествляли Х. со своим богом Риммоном, "громовержцем" (ср. 4 Цар 5:18). Свящ. животным Х. был бык, а его знаком - топор;
2) царь Едома, сын Бедада (Быт 36:35; 1 Пар 1:46);
3) другой царь Едома (1 Пар 1:50), к-рый назван также Гадаром (Быт 36:39). Возм., это произошло в результате ошибки переписчика;
4) сын царя Едома, противник Соломона, искавший защиты от Иоава в Египте (3 Цар 11:14-25);
5) сын Измаила (Быт 25:15; 1 Пар 1:30).

Хадаша
["новый (город)"], город в уделе Иуды в Шефеле (Ис Нав 15:37). Возм., это совр. Хатта, располож. в 17 км вост. Ашкелона, но более вероятно, что речь идет о Хирбет-эль-Джудейде, что находится в 4,5 км юго-зап. Гата (араб. Арак-эль-Менжие; в Синод. пер. - Геф).

Хадид
(от евр. "быть агрессивным", "колким"), город вблизи Лидды и Она (Езд 2:33; Неем 11:34). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, Адифа (она же Х.) располагалась в 6 км сев.-вост. Лидды на круто поднимающемся холме, где ныне находится селение Эль-Хадите. Х. существовал еще во времена фараонов Тутмоса III и -> Сусакима (3 Цар 11:40), или Шешонка, к-рые упоминают его в списке поверженных городов.

Хадлай
(возм., от араб. "толстый" или "приземистый"), отец ефремлянина Амасы, жившего во времена Факея (2 Пар 28:12).

Хадрах,
область, упомянутая в Зах 9:1 наряду с Дамаском и Емафом (Хаматом). Как название города Х. упоминается также в надписи, посвящ. победе Закира, царя Хамата, к-рый находился в Х. во время его осады царем Дамаска Венададом, сыном Азаила, и десятью его союзниками. "И здесь воздел я свои руки к Беелшемину (Господину неба), и он ответил мне и сказал мне через провидца: не бойся, ибо я сделал тебя царем и я остаюсь с тобой и спасу тебя от всех этих царей, которые насыпали укрепления против тебя". Ассир. тексты также содержат упоминание об этом городе, называя его "Хатарикка". Вероятно, Х. был расположен вблизи Хамата, на р. Оронт.

Хазаия
("Яхве увидел"), израильтянин из колена Иуды, потомок Шилония (Неем 11:5).

Хазва
[евр. Козви, "обманчивая"], дочь мадианитянского князя Цура, к-рую привел в израил. стан Зимри, израильтянин из колена Симеона. Оба они были убиты Финеесом (Числ 25:6-8.14.15.18).

Хазиил
[евр. Хазиэл, кр. ф-ма от "да увидит Бог (бедствие, чтобы оказать помощь)"], левит, потомок Гирсона, сын Шимея (1 Пар 23:9).

Хазо,
сын Нахора и Милки (Быт 22:22). Его потомки предположит. жили в Хацу, селении в области Авран, упоминаемом в надписи ассир. царя Асархаддона.

Хакуфа
(от араб. "согнутый"), храмовый служитель (нефиней), чьи потомки вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:51; Неем 7:53).

Халак
-> Палестина (I,2).

Халах,
местность в Ассирии, вероятно, Халахху, располож. сев.-вост. Ниневии; место ссылки израильтян, живших на вост. берегу Иордана (1 Пар 5:26) и в Северном царстве (4 Цар 17:6; 4 Цар 18:11).

Халван
Евр слово хелбена, встречается только в Исх 30:34. Оно обозначает одну из составных частей благовония. Х. - это застывший, похожий на резину млечный сок, к-рый добывали, надрезая корни различных видов ферулы (Umbelliferae), растения семейства зонтичных. Эти травянистые растения, достигающие в высоту 2 м, произрастают преимущ. в Сирии, Иране и Афганистане. При сжигании Х. издает достаточно резкий и одновременно приятный запах (см. Сир 24:18). В древности Х. использовался также как приправа к пище и как лекарств. растение.

Халдеи
[евр. касдим; вавил. калду; греч. халдайой], арам. полукочевое племя, упомянутое в Иов 1:17. Х. поселились на юге Вавилонии, восприняли вавил. цивилизацию, заложив основу Нововавилонского, или Халдейского, царства (4 Цар 25:4; 2 Пар 36:17; Ис 13:19; Иер 21:4 и др.). В Дан 2:2.4.10; Дан 4:4 слово "Х." употребляется также как обозначение определ. разряда вавил. жрецов, занимавшихся толкованием снов и астрологией (-> Вавилон -> Вавилония -> Сирийцы, Сирия).

Халдея,
страна халдеев, одна из наиб. известных земель на побережье Персидского залива. Здесь находился город Ур Халдейский (Быт 11:28). Со временем слово "Х." стала служить обозначением для всей Вавилонии (Иез 23:16), это название закрепилось во время правления последней вавил. династии (626-539 гг. до Р.Х.). На тер. Ура Халдейского, в Телль-аль-Мукайяре, в 40-х гг. XX в. археол. экспедицией под рук. Л.Вулли были произведены раскопки, давшие богатый науч. материал (см.: Леонард Вулли. Ур халдеев (рус. пер.). М., 1961).

Халев
[евр. Калев, "кусающийся", "защищающийся" или "собака"]:
1) израильтянин из колена Иуды, сын Есрома, брат Иерахмеила (1 Пар 2:18-20.42-50). От Ефрафы, на к-рой Х. женился после смерти своей первой жены Азувы, у него остался сын Хур (в Синод. пер. чаще - Ор), соратник Аарона. Правнук Х. Веселиил участвовал в изготовлении скинии (Исх 31:2). См. -> Ефрафа (2);
2) сын Иефоннии, из колена Иуды (Числ 13:7), принадлежал к 12 израильтянам, к-рых Моисей послал соглядатаями в Ханаан. После возвращения соглядатаи рассказали, что Ханаанская земля чрезвычайно плодородна. Однако десять из них стали запугивать израильтян, утверждая, что "народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие" (Числ 13:28.29). Иисус Навин и Х., пытаясь вселить в израильтян мужество, предложили им немедленно двинуться на Ханаан и, уповая на Господа, завладеть им (Числ 13:31). Это едва не стоило им жизни (Числ 14:6.10). В награду Х. получил Божье обетование о том, что ему будет позволено войти в землю Ханаанскую (Числ 14:24.30; Числ 32:12; Втор 1:36). Это обетование исполнилось: Господь пощадил Х. и Иисуса Навина, тогда как остальные десять соглядатаев погибли, пораженные болезнью (Числ 14:38). Оба были еще живы во время второго исчисления народа в конце сорокалетнего -> странствования в пустыне (Числ 26:65). Х. был назначен представителем колена Иуды при распределении уделов в Ханаане (Числ 34:19). Когда делили землю, ему было 85 лет. Х. попросил себе во владение Хеврон, и Иисус Навин удовлетворил его просьбу (Ис Нав 14:6-15; 1 Пар 6:56). Х. изгнал из Хеврона "сынов Енаковых" (Ис Нав 15:13; Суд 1:20). Он пообещал отдать свою дочь Ахсу в жены тому, кто завоюет Давир (ранее называвшийся Кириаф-Сефер). Его племянник Гофониил завоевал город и получил в жены Ахсу, к-рая выпросила у отца в приданое часть земли с источниками (Ис Нав 15:16-19; Суд 1:12-15). В 1 Цар 30:14 говорится также о "полуденной части", т.е. южном уделе Х. Одним из потомков Х. был Навал, к-рый пас свои стада на юге удела Иуды (1 Цар 25:3).

Хали
(возм., от араб. "женское украшение"), город в уделе колена Асира (Ис Нав 19:25), предположит. совр. Телль-эль-Али, находящийся прим. в 1 км юж. Эль-Харитие.

Халкол
[евр. Калкол], сын Махола, современник царя Соломона, один из мудрейших мужей Израиля (3 Цар 4:31). Вероятно, он тождествен Халколу, упоминаемому в 1 Пар 2:6, в этом случае он - потомок Зары из колена Иуды.

Халколиван (ливанская медь),
название металла или сплава металлов; точно идентифицировать Х. не удается (Откр 1:15; Откр 2:18).

Халне
-> Калне (Халне).

Халон,
город в Моаве (Иер 48:21), возм., это совр. Кфер-Абу-Хинан, в 3 км сев. Мадабы (-> Медева).

Халхул,
город в уделе Иуды (Ис Нав 15:58), располагавшийся, согласно Ономастикону Иеронима (списку геогр. названий), вблизи -> Хеврона. В 7 км сев. этого города и ныне существует селение Х. Еще в XIII-XVI вв. Х. был иуд. селением, в к-ром почиталась гробница пр. -> Гада (3). Возм., это свидет-во того, что Х. был родиной Гада (ср. 1 Цар 22:1 и 5).

Хам
("горячий"), младший из трёх сыновей Ноя (Быт 9:24), родившихся, когда их отцу было 500 лет (Быт 5:32; Быт 6:10). Все братья были женаты еще до потопа (Быт 7:7.13; ср. 1 Петр 3:20), но дети у них появились позднее (Быт 10:1). То, что Х. насмехался над опьяневшим отцом, стало причиной наложенного на него Богом проклятия, особенно сильно затронувшего его сына Ханаана (Быт 9:20-27). Потомки Х. перечислены в Быт 10:6-20; 1 Пар 1:8-16. От его сыновей Куша, Мицраима и Ханаана произошли жители Вавилонии, Эфиопии, Южной Аравии, Египта, Палестины и Сирии, от Фута - один из африканских народов. В псалмах выражения "шатры Хамовы" (Пс 77:51) или "земля Хамова" (Пс 104:23.27; Пс 105:22) означают Египет, а под хамитянами, жившими в Гераре, местонахождение к-рой неизвестно (1 Пар 4:39), вероятно, подразумеваются жители Ханаана.

Хамаф
("горячий источник"), город в уделе колена Неффалима (Ис Нав 19:35), ныне Хаммам-Табарийе (новоевр. Хаммей-Тверия), располож. на зап. берегу Геннисаретского озера юж. Тивериады. Горячие источники Х., часто упоминающиеся в Талмуде, существуют и поныне. Ср. -> Хаммон -> Хамоф-Дор.

Хаммон
("горячий источник"):
1) прибрежный погран. город в уделе колена Асира (Ис Нав 19:28), предположит. совр. Умм-эль-Авамид, располож. в 15 км юж. Тира и сев. Накуры, вблизи Вади-эль-Хамула. Здесь был найден камень, посвящ. "Милк-Астарту, божеству Хаммона";
2) в 1 Пар 6:76 Хамоф-Дор, упоминаемый в Ис Нав 21:32, из-за ошибки переписчика назван Хаммоном.

Хаммуил
[евр. Хаммуэл], израильтянин из колена Симеона, сын Мишмы, отец Закура (1 Пар 4:26).

Хамос
[евр. Кемош], бог моавитян (Числ 21:29; Иер 48:46), к-рый упомянут и в надписи царя Меши (Месы) (-> Камень Меши). Меша просил помощи у этого идола в борьбе против народа Израиля и принес ему в жертву собств. сына (4 Цар 3:27). Соломон соорудил на горе близ Иерусалима капище Х., к-рое позднее было разрушено Иосией (3 Цар 11:7.33; 4 Цар 23:13). Согл. ассир. клинописным текстам, имя бога Х. входило в состав нек-рых имен собств. Синаххериб упоминает в надписи, к-рую он приказал сделать на шестигранной призме (II,52), моавитского царя Кам-му-су-на-ад-би. Обращает на себя внимание то обстоят-во, что Иеффай в Суд 11:24 называет Х. богом аммонитян; след., в это время аммонитяне уже почитали бога моавитского народа.

Хамоф-Дор,
город левитов в уделе колена Неффалима (Ис Нав 21:32). Х.-Д. предположит. тождествен Хамафу, упоминаемому в Ис Нав 19:35.

Хамул
("пощаженный", "убереженный от несчастья"), сын Фареса, внук Иуды (Быт 46:12; 1 Пар 2:5).

Хамуталь,
дочь Иеремии из Ливны, жена иуд. царя Иосии и мать царей Иоахаза и Седекии (4 Цар 23:31; 4 Цар 24:18; Иер 52:1).

Ханаан
[евр. Кенаан]:
1) сын Хама, внук Ноя (Быт 9:18.22; Быт 10:6). Х. был проклят Ноем за проступок -> Хама (Быт 9:22.24). В Быт 10:15-18 перечислены сыны Х., т.е. народы, произошедшие от него: Сидон, Хет (в МТ лишь эти два имени - имена собственные, далее в списке идут названия народов), иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, аркеи, синеи, арвадеи, цемареи и химафеи (-> Список народов). В Быт 10:18 говорится о расселении различных ханаан. племен, а в Быт 10:19 указаны границы региона их расселения: от Сидона в направлении Герара и Газы, оттуда - к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму - вплоть до Лаши;
2) Х. - одно из древнейших названий Палестины (Быт 11:31), относящееся, однако, только к зап. берегу р. Иордан. В Числ 33:51 говорится: "Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую..." Колена Рувима, Гада и половина колена Манасии соорудили жертвенник "на земле Ханаанской, в окрестностях Иордана, насупротив сынов Израилевых" (Ис Нав 22:10), т.е. на берегу Иордана, к-рый и здесь был погранич. рекой. В Исх 16:35 сообщается, что израильтяне питались манной, пока не подошли к пределам земли Ханаанской. На то, где следует искать границу Х., указывает текст Ис Нав 5:10-12; там говорится, что манна перестала падать после того, как народ перешел через Иордан. Позднее название Х. употребляется в Библии по отношению как к отдельным частям страны, так и к земле филистимлян, поскольку Филистимская земля составляла часть обетованной земли Х., и там жили хананеи (напр., Соф 2:5: "Ханаан, земля филистимская" - так в МТ). Жителей Финикии, Тира, Сидона и др. также называли хананеями (см., напр., Мф 15:22). В хеттских клинописных текстах (около 1300 г. до Р.Х.) название Х. встречается как Кинаххе и соответствует мат Кинахн или Кинаххи в письмах из архива Телль-Амарны (-> Телль-Амарна, III), в к-рых эта страна упоминается в связи с Тиром. В Ис Нав 5:1 говорится о хананеях, живших "при море". Во время исчисления народа при царе Давиде Иоав приходил "к укреплениям Тира и во все города Хивеян и Хананеян" (2 Цар 24:7). Но ханаан. царем был и Иавин, правивший в -> Гацоре (4), располагавшемся вдали от моря (Суд 4:24). Согл. Числ 13:30, хананеи жили на морском побережье и у реки Иордан, а согл. Ис Нав 11:3 - и на востоке, и на западе. След., наряду со всей землей, название "Х." обозначает также юж. и сев. прибрежные равнины (Филистию и Финикию), а также равнины внутри страны. Т.о., хананеи выступают как жители равнин в отличие от -> аморреев, живших в горах.

Ханан (Анан)
(кр. ф-ма от Ханания):
1) сын Маахи, один из храбрых у Давида (1 Пар 11:43);
2) вениамитянин, сын Шашака (1 Пар 8:23);
3) вениамитянин из рода Саула и Ионафана (1 Пар 8:38; 1 Пар 9:44);
4) сын Годолии. Во времена Иеремии сыновья Х. владели помещением в храме (Иер 35:4);
5) родонач. семейства нефинеев, вернувшегося из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:46; Неем 7:49);
6) левит, современник Неемии (Неем 8:7; Неем 10:11), возм., тождествен сыну Заккура (Неем 13:13);
7-8) двое из глав семейств, подписавшихся под Законом во времена Неемии (Неем 10:22.26).

Хананеи, хананеяне:
1) в Быт 9:25; Быт 10:6.15-18 о Ханаане говорится как о праотце племен, населявших Палестину до прихода туда израильтян. Под Х. следует понимать несемитское население, к-рое вторглось на эту тер. до филистимлян и заселило прибрежную полосу и плодородные равнины. След., Х. как народ первоначально отличались от семитов, т.е. потомков Сима (Быт 10:21-31). Но впоследствии название Х. стало собират. для всех жителей этой земли (Быт 24:3; Неем 9:24), несмотря на то, что они происходили из разных племен (ср. Быт 15:18-21; Исх 3:8);
2) религией Х. явл. чувств. культ плодородия. Остерегаясь произносить подлинное имя своего божества, Х. заменяли его на неопредел. -> "Ваал", т.е. "Господин", а именно: "Господин" свящ. источников, деревьев, животных, камней, гор, местностей и, наконец, неба. Наряду с Ваалом почиталась -> Астарта - богиня плодородия и чувств. любви. В честь божеств воздвигали жертвенники, маццебы (каменные стелы) и ашеры (-> Столбы), освящ. столбы. Жертвоприношения совершали на -> высотах. См. -> Идол, идолослужение -> Блуд, блудница, блудник -> Рас-Шамра;
3) Х. жили в городах-гос-вах, во главе к-рых стояли цари. Однако на основании того, что посланцы Гаваона (Ис Нав 9:11) говорили только от имени своих старейшин, можно предположить, что у них была своего рода республика. Когда израильтяне вторглись в Ханаан, Х. переживали переходный период от бронзового века к железному. У них уже были железные (обитые железом) воен. колесницы, поэтому потомки Иосифа сомневались в возможности завоевания Беф-Сан (Ис Нав 17:16); колено Иуды по той же причине не решалось изгнать жителей долины (Суд 1:19). Сохранившихся в стране Х. Соломон превратил в оброчных работников (3 Цар 9:20).

Ханани (Ананий, Хананий)
(кр. ф-ма от Ханания):
1) левит, руководитель восемнадцатой чреды певцов и музыкантов, назначенных Давидом для служения в храме (1 Пар 25:4.25);
2) провидец, отец пр. Иуя. Царь Аса бросил Х. в темницу за то, что тот порицал его союз с арам. царем Венададом (3 Цар 16:1; 2 Пар 16:7-10);
3) брат Неемии, к-рый первым сообщил ему о бедствиях иудеев в разоренном Иерусалиме (Неем 1:2). Позднее Х. вместе с Хананией, начальником Иерусалимской крепости, получил в городе значит. власть (Неем 7:2);
4) священник из семейства Иммера, взявший иноплем. жену (Езд 10:20);
5) левит, современник Неемии (Неем 12:36).

Хананий
-> Ханани (4,5).

Ханания (Анания)
[евр. Хананья, греч. Гананиас, "Яхве милостив"]:
1) вениамитянин, сын Шашака (1 Пар 8:24);
2) левит, руководитель шестнадцатой чреды певцов, назначенных Давидом для служения в храме (1 Пар 25:4.23);
3) военач. царя Озии (2 Пар 26:11);
4) отец Седекии, один из высших чиновников царя Иоакима (Иер 36:12);
5) сын Азура, лжепророк из Гаваона, разбивший ярмо, к-рое по воле Господа носил Иеремия (Иер 27:2). За лжепророчество Господь возвестил ему через Иеремию скорую смерть, и через два месяца после этого он умер (Иер 28);
6) предок начальника стражи Иреии, современника Иеремии (Иер 37:13-15);
7) евр. имя -> Седраха (Дан 1:6);
8) сын Зоровавеля, отец Фелатии и Исаии (1 Пар 3:19.21);
9) израильтянин из семейства Бевая, взявший иноплем. жену (Езд 10:28);
10) изготовитель мазей (в Синод. пер. - "сын Гараккахима"), принимавший участие в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:8);
11) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся от имени своего рода под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:23);
12) начальник Иерусалимской крепости, к-рый вместе с братом Неемии Ханани получил в городе значит. власть (Неем 7:2);
13) глава священнич. рода Иеремии во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:12.41);
14) член первой христ. общины в Иерусалиме, отдавший апостолам часть средств от продажи своего имения для раздачи бедным. С ведома жены Сапфиры Анания утаил от апостолов часть средств, утверждая при этом, что отдал всю вырученную сумму. Т.о., пожертвование Анании шло не от чистого сердца. Солгав апостолам, он солгал Св. Духу, а также - Богу, Который обличил Ананию через Петра и произвел Свой суд: Анания и его жена умерли (Деян 5:1-11). -> Бедность, бедный, бедные, попечительство о бедных;
15) ученик из Дамаска, к-рому Господь, явившись в видении, поручил пойти в дом Иуды на Прямой улице и возложить руки на ослепшего Савла, с тем чтобы тот вновь прозрел и принял Св. Духа. Анания подтвердил Павлу, что он призван Иисусом, и отвел его в христ. общину (Деян 9:10-18; Деян 22:12-16);
16) первосвященник, к-рого царь Ирод Агриппа II, правивший в Халкиде, назначил на этот пост в 47 г. по Р.Х. Во время разбират-ва по делу Павла в синедрионе, устроенного по приказу рим. тысяченач. Клавдия Лисия, Анания приказал бить апостола "по устам", когда тот утверждал, что жил пред Богом "всею доброю совестью". Не зная, что перед ним первосвященник, Павел отвечает ему: "Бог будет бить тебя, стена подбеленная!" Заседание закончилось "раздором" (Деян 22:30 - Деян 23:10). Планируемое с ведома первосвященника покушение на Павла сорвалось (Деян 23:15.30). В Кесарии Анания в сопровождении старейшин и ритора Тертулла появился до прихода туда римского наместника Феликса, но вынужден был вернуться домой, поскольку разбират-во по делу Павла было отложено (Деян 24:1-22). Вскоре после этого, в конце пребывания Феликса на своем посту, Ирод Агриппа II сместил Ананию с поста первосвященника (Иосиф Флавий, Иудейская война, II,13.3). В 66 г. по Р.Х., накануне иуд. восстания, Анания был убит зилотами как приспешник римлян (там же, II,17.6 и 9).

Хане,
город, состоявший в торг. отношениях с Тиром (Иез 27:23). Он упомянут вместе с Харраном и Еденом, расположенными в Месопотамии, но больше о его местоположении ничего не известно. Есть предположение, что Х. - это одно из названий -> Калне, или Кално.

Ханес,
город в Египте (Ис 30:4), упомянутый вместе с Цоаном. Возм., этот город, известный в греко-рим. период как Гераклеополь, находился на зап. берегу Нила, прим. в 90 км юж. Мемфиса; совр. Инасие-эль-Медине.

Ханнафон,
город в уделе Завулона (Ис Нав 19:14). В док-тах из архива Телль-Амарны он обозначен как Хинатуна. Исследователи полагают, что Х. находился на месте совр. Телль-эль-Бедевийе (новоевр. Телль-Ханнатон), в зап. части равнины Эль-Баттуф, в 17 км сев.-зап. горы Фавор. Здесь были обнаружены следы поселения, относящегося к бронзовому веку. Местонахождение Х. зап. Риммона не противоречит сведениям, сообщаемым в Ис Нав 19:14.

Ханниил
[евр. Ханниэл, "Бог был милостив (т.е. Бог милостив)"]:
1) сын Ефода, князь колена Манассии. Х. был представителем своего колена при разделе земли Ханаанской (Числ 34:23);
2) сын Уллы из колена Асира (1 Пар 7:39).

Ханох (Енох)
I: 1) сын Каина, именем к-рого был назван построенный Каином город (Быт 4:17);
2) сын Иареда из рода Сифа, отец Мафусала. Енох вел богоугодную жизнь и был взят Господом (Быт 5:18.21-24), избавившим его от смерти (Евр 11:5). В Лк 3:37 имя Еноха упоминается в родословии Иисуса Христа, а в Иуд 1:14 приводится его пророчество, к-рое есть и в апокрифич. Книге Еноха 1:9;
3) сын Мадиана, внук Авраама и Хеттуры (Быт 25:4; 1 Пар 1:33);
4) старший сын Рувима (Быт 46:9; Исх 6:14; 1 Пар 5:3). Его потомки образовали род Ханоха (Числ 26:5).
II. Город, к-рый основал Каин, назвав его в честь своего сына. Это первое поселение, название к-рого упоминается в Библии (Быт 4:17).

Ханун (Аннон)
("помилованный"):
1) сын и наследник аммонитского царя Нааса. Он повелел схватить послов Давида, направленных в Равву. Послы должны были выразить Аннону соболезнование в связи с кончиной Нааса, с к-рым Давид поддерживал дружеские отношения. Послам наполовину обрили бороды и обрезали одежды до пояса. Этим тяжелым оскорблением Аннон спровоцировал войну, к-рая, несмотря на союз Аннона с сирийцами (арамеями), завершилась его полным поражением. В двух воен. походах Давид завоевал Равву и покорил аммонитян (2 Цар 10:1-14; 2 Цар 12:26-31; 1 Пар 19:1 - 1 Пар 20:3);
2) израильтянин, участвовавший в восстановлении Иерусалимской стены во времена Неемии (Неем 3:13);
3) израильтянин, сын Цалафа, также участвовавший в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:30).

Харада
("дрожь", "страх", "боязнь людей"), место, где израильтяне располагались станом во время странствования по пустыне (Числ 33:24). Его местоположение неизвестно.

Харан (Аран, Гаран):
1) сын Фарры, брат Авраама (Быт 11:26-29);
2) левит из рода Гирсона (1 Пар 23:9);
3) израильтянин из колена Иуды, сын Халева, родившийся от его наложницы Ефы (1 Пар 2:46).

Харбона
(перс. "лысый" или "погонщик ослов"), евнух перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10; Есф 7:9). -> Авагфа.

Харгаия
[евр. Хархайа, "Яхве сердится"], отец серебряника Уззиила (Неем 3:8).

Харгол
-> Саранча (4).

Хареф,
(от евр. "перезимовать"), сын Халева из колена Иуды, основатель (отец) города Бефгадера (1 Пар 2:51).

Харим
("посвященный (Богу)" или "с раздвоенным носом"):
1) священник и руководитель третьей череды священников во времена Давида (1 Пар 24:8). По-видимому, именно его потомки возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:39; Неем 7:42). Многие члены этого семейства священников (Неем 12:15) взяли себе иноплем. жен (Езд 10:21). Во времена Неемии один из представителей этого рода подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:6);
2) израильтянин, потомки к-рого также возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:32; Езд 10:31; Неем 3:11; Неем 7:35).

Хариф
[возм., от "резкий", "живой" (о свойстве характера)], израильтянин, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 7:24). Возм., он тождествен Иоре (Езд 2:18). Во времена Неемии сам Х. (или представитель его семейства) подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:19).

Харифиянин,
прозвище вениамитянина Сафатия, пришедшего к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:6).

Харми
[евр. Карми, "мой кувшин для вина"]:
1) четвертый сын Рувима (Быт 46:9). Прародитель одного из родов колена Рувима (Числ 26:6);
2) сын Завдия из колена Иуды, отец Ахана (Ис Нав 7:1; 1 Пар 2:7; 1 Пар 4:1).

Харнефер
(возм., егип. "Гор милостив"), сын Цофаха из колена Асира (1 Пар 7:36).

Харод, хародитяне
(от евр. "содрогаться"):
1) двое храбрых у Давида отмечены как хародитяне (2 Цар 23:25). Предполагают, что их родной город Х. находился на месте развалин Хирбет-Харейдан, располож. в 6 км юго-вост. Иерусалима, на пути в Мар-Сабу;
2) источник Х., у к-рого останавливался Гедеон (Суд 7:1), - это, вероятно, источник Айн-Джалуд, располож. сев. Гилбоа и вост. Изрееля.

Хародитяне
-> Харод, хародитяне (1).

Харошеф (Харошеф-Гоим)
("лес язычников" или "режущее орудие язычников"). Эту резиденцию Сисары (Суд 4:2.13.16), исходя из названия, сначала отождествляли с совр. Эль-Харитие (новоевр. Шаар-ха-Амаким), располож. на сев. берегу Кишона (Киссона), в 15 км юго-вост. Хайфы. Но такое отождествление неправомерно, поскольку в Эль-Харитие не обнаружено остатков древней культуры, кр. того, он расположен на склоне горы. Поэтому многие ученые считают, что Х. мог находиться на месте близлежащего холма Телль-Харбадж, у подножия к-рого во время раскопок были обнаружены предметы, относящиеся к периоду от позднего бронзового до железного века II. Во времена судей здесь стояла окруж. стеной крепость. (-> Хелкаф). По другим предположениям, город располагался на месте Телль-эль-Амр, в 2 км сев.-зап. Эль-Харитие, на левом берегу Кишона, к-рый был заселен только в период раннего железного века. Это соответствует егип. спискам палест. городов, в к-рых не было названия Х.
Харран
(аккад. "перекресток", "дорога"): важный торг. город в сев.-зап. Месопотамии, на р. Балих, левом притоке Евфрата, примерно в 450 км сев.-вост. Дамаска. Здесь пересекались караванные пути из Вавилона в Малую Азию, Арам (Сирию) и Египет. В ассир. надписях этот город назван Ир-Харрани. Главным божеством города считался бог луны Син, "господин неба, чей серп сверкает среди богов". В Х. Фарра сделал остановку на пути из Ура в Ханаан (Быт 11:31; Деян 7:2.4), а родственники Авраама остались жить в этой местности (Быт 27:43; Быт 28:10; Быт 29:4). В док-тах архива Мари (-> Письма Мари) имеются подтверждения существования вблизи Х. не только "города Нахорова" (Быт 24:10), но и мест, названия к-рых соответствуют именам Серуха и Фарры (Быт 11:22.24). Позднее Х. был завоеван ассирийцами (4 Цар 19:12), но еще долго оставался важным торг. центром (Иез 27:23). Римляне называли его "Карры". Ныне Х. - это небольшое селение юго-вост. Урфы (Эдессы).

Харумаф
("с рассеченным носом"), отец Иедаии (Неем 3:10).

Харуц
("золото", "ров" или "отмеченный надрезом" (возм., "заячья губа"), а также "молотило" или "прилежный"), отец Мешуллемеф, жены царя Манассии и матери Аммона (4 Цар 21:19).

Хархас,
предок Шаллума, мужа пророчицы Олдамы (Олданы) (4 Цар 22:14; 2 Пар 34:22).

Хархур
("лихорадочный жар"), храмовый служитель (нефиней), потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:51; Неем 7:53).

Харша
("немой", возм., также "молчаливый"). Храмовый служитель (нефиней), потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:52; Неем 7:54).

Хасадия
("Яхве сохранил верность"), сын Зоровавеля (1 Пар 3:20).

Хасуфа
("быстрый"), храмовый служитель (нефиней), потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:43; Неем 7:46).

Хатита,
левит и привратник, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:42; Неем 7:45).

Хатифа
("ограбленный"), храмовый служитель (нефиней), потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:54; Неем 7:56).

Хаттил
(возм., "болтливый"), один из рабов Соломона, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:57; Неем 7:59).

Хаттуш:
1) священник, возвратившийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:2);
2) потомок Давида, возвратившийся из Вавилона вместе с Ездрой (1 Пар 3:22; Езд 8:2);
3) сын Хашавнии, восстанавливавший часть Иерусалимской стены (Неем 3:10);
4) священник, подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:4).

Хафараим
(возм., от евр. "водяная скважина"), город в уделе Иссахара (Ис Нав 19:19). В Ономастиконе (списке геогр. названий) Евсевия Кесарийского упоминается Афария, находившаяся в 6 милях от Легио; это соответствует совр. Хирбет-эль-Фаррие, что лежит в 9 км сев.-зап. Леджуна, близ Мегиддо. Этот город отождествляют и с Эт-Тайджибе, находящимся в 13 км сев.-зап. Бет-Шеана, но по другим предположениям на месте Эт-Тайджибе прежде находилась -> Офра (1). Согл. списку городов, захваченных фараоном -> Сусакимом, Х. находился, видимо, юж. или юго-зап. Бет-Шеана (библ. Беф-Сана).

Хафаф
[евр. Хатат, возм., "испуг", "замешательство" или "слабость"], сын Гофониила (1 Пар 4:13).

Хахмоний (Ахамани)
[евр. Хахмони], отец Иехиила (1 Пар 27:32) и Иесваала, принадлежавших к числу храбрых у Давида (1 Пар 11:11).

Хацар-Гадда
["двор (селение) Гадды"], город в Иудее, в пустыне Негев (Ис Нав 15:27); предположит. - это Хирбет-Газза - развалины, находящиеся юго-зап. Рас-эз-Зувейра, новоевр. Рош-Зохар, прим. в 35 км вост. Беэр-Шевы.

Хацар-Суса (Хацар-Сусим)
["двор (селение) кобылицы"], город в уделе Симеона (Ис Нав 19:5; 1 Пар 4:31), предположит. находившийся на месте совр. Сбалат-Абу-Сусейна, прим. в 3 км вост. Телль-эль-Фары (Шарухена). Отождествление Х.-С. с Сусие, располож. близ Эштемоа, неправомерно, т.к. Сусие находится значит. севернее.

Хацар-Сусим
-> Хацар-Суса.

Хацар-Шуал
["лисий двор (селение)"], город в Иудее (Ис Нав 15:28; Неем 11:27), доставшийся в удел колену Симеона (Ис Нав 19:3; 1 Пар 4:28). Полагают, что Х.-Ш. находился на месте Эль-Ватана, прим. в 3 км юго-зап. Беэр-Шевы.

Хацармавеф
[евр. Хацармавет, "двор (селение) смерти"], сын Иоктана (Быт 10:26; 1 Пар 1:20). Потомки Х. селились в Хадрамауте, на юге Аравии, название к-рого соответствует имени Х. Ученые усматривают связь между именем Х. и названием этой местности.

Хацацон-Фамар
("город обрезания пальм"), другое его название - Енгедди (2 Пар 20:2). Название Х.-Ф. указывает на то, что здесь производили искусств. опыление пальм: срезав мужские цветки, пыльцу с них наносили на женские соцветия. Упомянутый в Быт 14:7 Х.-Ф., возм., тождествен находившемуся юго-зап. Мертвого моря городу Тамара, упомянутому в Иез 47:19.

Хашавия
["Яхве зачел (богоугодное поведение человека)"]:
1) левит из рода Мерари, предок Идифуна или Ефана (1 Пар 6:45);
2) другой потомок Мерари, отец Азрикама (1 Пар 9:14);
3) сын Идифуна, руководитель 12-й чреды левитских певцов в храме (1 Пар 25:3.19);
4) должностное лицо из левитов, к-рому во времена Давида был поручен надзор за территориями на зап. берегу Иордана (1 Пар 26:30);
5) сын Кемуила, главный начальник колена Левия во времена Давида (1 Пар 27:17);
6) один из левитских начальников в правление Иосии (2 Пар 35:9);
7) один из левитов, сопровождавших Ездру в Иерусалим (Езд 8:19.24). Вероятно, он же назван среди подписавшихся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:11) и среди руководителей певцов при храме (Неем 12:24);
8) начальник Кеильского полуокруга (-> Кеиль) во времена Неемии (Неем 3:17);
9) левит, потомок Асафа (Неем 11:22);
10) глава священнич. дома Хелкии во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:21).

Хашавна
(возм., кр. ф-ма от Хашавния), израильтянин, современник Неемии, подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:25).

Хашавния
[евр. Хашавнея, возм., "Яхве зачел мне"]:
1) отец Хаттуша (Неем 3:10);
2) левит, современник Неемии (Неем 9:5).

Хашбаддана,
израильтянин, современник Неемии (Неем 8:4).

Хашмона,
место, где израильтяне разбили стан во время -> странствования в пустыне (Числ 33:29). Евсевий Кесарийский называет его Асемоной, или Асемоном, и помещает в окрестностях Кадеса (совр. Кадеш-Барнеа). Ученые предполагают, что Х. находилась на месте развалин близ Айн-Ксейме, в 14 км сев.-зап. Кадеш-Барнеа. -> Ацмон.

Хашува
("зачтено"), сын Зоровавеля (1 Пар 3:20).

Хашум
("широконосый"), израильтянин, потомки к-рого возвратились из вавил. плена с Зоровавелем (Езд 2:19; Неем 7:22). Представитель этого семейства, вероятно, стоял рядом с Ездрой, когда тот зачитывал Закон (Неем 8:4), затем он подписался под обязат-вом соблюдать его (Неем 10:18).

Хашшув
("учтено", "зачтено"):
1) сын Пахаф-Моава, принимавший участие в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:11);
2) израильтянин, также помогавший при восстановлении стены Иерусалима (Неем 3:23). Он или Х. (1) подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:23);
3) левит из рода Мерари, отец Шемаии (1 Пар 9:14; Неем 11:15).

Хвала, восхвалять
I. Вся Библия исполнена Х. Богу; Х. присутствует во всех библ. книгах, но особенно в хвалебных псалмах, к-рые чередуются с псалмами философского содержания и плачами. Основное значение евр. глагола яда, переводимого как "восхвалять" ("признавать", "подтверждать", тогда как греч. доксадзейн - "восхвалять", "почитать" - соотносится со словами "слава", "честь", "великолепие", "могущество").

II. В Х. выражается -> благодарность всего творения, и прежде всего человека, за все, что содеял Бог для создания, сохранения и спасения мира (Пс 39:4; Деян 4:21). При этом следует отметить, что в ВЗ нет слова с прямым значением благодарности. На Божьи спасительные деяния человек отвечает Х. Восхвалять Бога человек может лишь при жизни, т.к. смерть заглушает и Х. (Пс 29:10; Пс 87:11.12; Пс 113:25.26; Ис 38:18.19). Если в ВЗ подобное утверждение в большинстве случаев относится исключит. к физич. смерти - Бог желает услышать Х. от людей, живущих на земле, - то уже в Иов 19:25 можно заметить (а в НЗ это становится совершенно очевидным, см. Флп 1:21-23; Откр 7:9-17), что Х. Богу звучит и из уст верующих, призванных Им в Его небесные обители. Именно подобная Х. является отличит. чертой жизни в Боге.
III. Общество верующих (во времена ВЗ - народ израил., а во времена НЗ - Церковь) возносит хвалу Богу на своих -> богослужениях. Здесь Бог присутствует среди Своего народа, здесь Он живет "среди славословий Израиля" (Пс 21:4; ср. также 2 Пар 5:13.14; Пс 94:1; Пс 99:1; Рим 15:6). Х. возносится Богу и во время жертвоприношения (2 Пар 29:25-31), и даже сама Х. рассматривается в качестве жертвы (Пс 49:23; Пс 68:31.32).

IV. Поводом для славословия служат в первую очередь Божьи деяния, приносящие благо народу завета (Исх 15:1-19; Пс 104:1; Пс 134:1) и направляющие историю человечества. Но главной причиной славословия явл. избрание и призвание людей через Христа и во Христе (Еф 1:3-14). Даже если путь, по к-рому Бог ведет Свой народ, не всегда легок, Х. все равно не умолкает (Иов 1:20.21): Бог и "в ночи дает песни" (Иов 35:10; ср. Деян 16:25). Х. звучит даже из уст тех, кто познал праведное Божье наказание (Ис Нав 7:19; Ис 12:1-6). Бог восхваляется не только за милостивое водительство Своего народа, но и за сотворение мира; там, где оно воспевается, звучит хвалебный гимн (Пс 28; Пс 103 и др.), к-рому вторит вся Вселенная (Иов 38:7; Пс 18:2-7; Пс 144:10; Ис 42:10-12).
V. Богу возносится Х. не только на земле, но и на небе (Авв 3:3). Там Его славословят ангелы, все "воинство небесное" (Пс 102:20.21; Пс 148; Ис 6:1-4; Лк 2:13.14); земная Х. - лишь слабый отблеск небесной славы. Но уже сейчас существует тесная связь между Церковью на земле и ангелами, находящимися перед Божьим престолом, как о том убедительно свидет-вует книга Откровение, в величеств. гимнах к-рой голоса живущих на земле людей вливаются в небесное славословие (Откр 4:8-11; Откр 5:8-14; Откр 11:15-18; Откр 12:10-12; Откр 14:3; Откр 15:3.4; Откр 19:1-7).

Хвалебная песнь
I. Вслед за величеств., победными и Х.П. Моисея (Исх 15:1-19; Втор 32:1-43), Деворы (Суд 5) и Анны (1 Цар 2:1-10) обширнейшее собрание песен, восхваляющих Господа, представлено в -> Псалтири. Некоторые -> псалмы изнач. были молитвами и славословиями отдельных людей (Пс 8:1; Пс 9:1-21; Пс 33:1), другие же с самого начала предназначались для богослужений в святилище (Пс 75:1; Пс 104:1; Пс 113:9-26; Пс 117:1; Пс 123:1; ср. 1 Пар 16:7-36). Песнопения в храме часто сопровождались игрой на -> музык. инструментах (1 Пар 25:6; 2 Пар 5:12.13; Пс 53:1; Пс 54:1; Пс 135; ср. -> Богослужение, III,4). Х.П. (халлел) в первую очередь называются псалмы Пс 112, Пс 113, Пс 114, Пс 115, Пс 116, Пс 117,которые пелись в храме во время ежегодных великих праздников, в частности во время Пасхи (ср. Мф 26:30).
II. В НЗ содержатся Х.П. Марии (Лк 1:46-55), Захарии (Лк 1:68-79) и Симеона (Лк 2:29-32), тесно связанные с ветхозаветной поэзией. В Еф 5:14; 1 Тим 3:16 содержатся отрывки раннехрист. песен (-> Богослужение, V,3), к-рые выделяются в греч. тексте определ. стихотворным размером. Дополнением к Еф 5:14 могут служить стихи, приводимые Климентом Александрийским:"Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос, солнце Воскресения, предвещенное утренней звездой и дарующее жизнь своими лучами". Своей полноты восхваления Бога достигают в Откровении Иоанна Богослова, к-рое возвещает об окончат. победе Господа в конце времен (Откр 4:11; Откр 5:12-14; Откр 7:12; Откр 11:15-18; Откр 22:10-12; Откр 19:1-7). Кр. того, отдельно упоминаются новая песнь (Откр 5:9; ср. Откр 14:3), песнь Моисея и песнь Агнца (Откр 15:3.4; ср. Исх 15:1). -> Хвала, восхвалять -> Песня.

Хвост
-> Голова, глава (II).

Хевер
("соединение", "сообщество"):
1) сын Брии (Верии), внук Асира (Быт 46:17; Числ 26:45), праотец одного из родов колена Асира;
2) кенеянин, потомок Ховава, муж Иаили (Суд 4:11-24);
3) израильтянин из колена Иуды, отец Сохо, т.е. праотец жителей города Сохо (1 Пар 4:18);
4) вениамитянин, сын Елпаала (1 Пар 8:17).

Хеврон
["(место) союза"]:
1) город в уделе Иуды с двойным названием: "Кириаф-Арба, что ныне Хеврон" (Быт 23:2; Быт 35:27; Ис Нав 20:7). Х. был построен на семь лет раньше егип. города Цоана (Числ 13:23). О возрасте Цоана сообщает егип. надпись, относящаяся прим. к 1290 г. до Р.Х. и датированная 400 г. с момента основания Цоана. Соответственно, Х. был основан ок. 1700 г. до Р.Х. Но название города Кириаф-Арбы встречается еще в Быт 23:2, где повествуется об истории Авраама. Поэтому существует предположение, что древний Кириаф-Арба находился на месте Джебель-эр-Румеде, располож. зап. совр. араб. города Эль-Халиль, в то время как Х. располагался севернее. Здесь же находилась и пещера Махпела (Быт 23), купленная Авраамом у хеттеянина Ефрона. Вокруг этой пещеры, в к-рой, кроме Авраама (Быт 25:9), были погребены Исаак, Ревекка, Лия и Иаков (Быт 49:29-32; Быт 50:13), вырос новый город Х. Дубрава -> Мамре, где жил Авраам (Быт 13:18), находится прим. в 3 км сев. Х. До Х. дошли израил. соглядатаи (Числ 13:22). При покорении Ханаана этот город, к-рым правил царь, был завоеван Иисусом Навином (Ис Нав 10:36; Ис Нав 12:10). После этого область Х., в качестве наследственного удела, получил Халев (Ис Нав 14:12-14), сам же город стал одним из шести -> городов-убежищ (Ис Нав 20:7), городом священников (Ис Нав 21:11). Давид в течение семи с половиной лет царствовал здесь над "мужами Иудиными" (2 Цар 2:1.11). В воротах Х. был убит Авенир (2 Цар 3:27), здесь же была погребена голова Иевосфея (2 Цар 4:12). Здесь же колена Израилевы помазали Давида на царство (2 Цар 5:3). В этом городе родился Авессалом (2 Цар 3:3.5), и здесь же начался его бунт (2 Цар 15:10). Ровоам укрепил оборонит. сооружения Х. (2 Пар 11:10). По возвращении израильтян из плена Кириаф-Арба был вновь заселен (Неем 11:25). Идумеи, к-рые за время изгнания израильтян расширили свои границы вплоть до Х., были оттеснены Иудой Маккавеем (1 Макк 5:65). Во время иуд. войн город был разрушен римлянами. Ныне Х., называемый арабами в память об Аврааме Эль-Халиль-эр-Рахман, что означает "друг Божий" (см. Иак 2:23), или просто Эль-Халиль, - довольно большой город на зап. берегу Иордана. Х. располож. на высоте 927 м над уровнем моря. Земли вокруг него плодородны, здесь выращивают виноград, оливы, миндаль, инжир, абрикосы. Пруд Х. (2 Цар 4:12) - это, вероятно, совр. Биркет-эс-Султане, имеющий 40 м в диаметре и обнесенный отес. камнями;
2) левит, сын Каафа (Исх 6:18). Его потомки образовали род Х. (Числ 3:27; 1 Пар 26:30);
3) израильтянин из колена Иуды (1 Пар 2:42).

Хезив
-> Ахзив.

Хезион
[евр. Хезйон], отец Тавримона, дед арам. (сир.) царя Венадада (3 Цар 15:18).

Хезир
("вепрь"):
1) руководитель 17-й чреды священников во времена Давида (1 Пар 24:15);
2) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:21).

Хела
("ржавчина"), одна из двух жен Ахшура, отца Фекои (1 Пар 4:5.7).

Хелал
[евр. Келал, возм., "совершенство"], израильтянин из семейства Пахаф-Моава; по возвращении из вавил. плена он расстался со своей иноплем. женой (Езд 10:30).

Хелбон
("тучное, плодородное место"), город, прославившийся вином и медом (его упоминает и др.-греч. географ Страбон) (Иез 27:18). Возм., это совр. Халбун, селение в долине Антиливана, в 25 км сев. Дамаска.

Хелдай
("долгожитель"):
1) -> нетофафянин, начальник двенадцатого отделения израил. войска во времена Давида (1 Пар 27:15) (Ср. -> Хелед);
2) один из израильтян, которые во времена Захарии еще находились в изгнании (Зах 6:10). В Зах 6:14 этот же человек упомянут под именем Хелем.

Хелев,
сын Бааны, -> нетофафянин, один из храбрых у Давида (2 Цар 23:29). В 1 Пар 11:30 этот же человек упомянут под именем -> Хелед.

Хелед,
сын Вааны, -> нетофафянина, один из храбрых у Давида (1 Пар 11:30). В 2 Цар 23:29 этот же человек упомянут под именем Хелев. Предположит. Х. тождествен -> Хелдаю (1).

Хелек
[возм., кр. ф-ма от "(Господь - наша) доля, достояние"], сын Галаада. Его потомки образовали род Х. (Числ 26:30; Ис Нав 17:2).

Хелем
-> Хелдай (2).

Хелеф
(возм., "(режущий) тростник" или "бритвенный нож"), город в уделе Неффалима (Ис Нав 19:33), вероятно, это Бейтлиф в горах Галилеи, прим. в 18 км зап. Кедеса.

Хелефеи и Фелефеи
-> Телохранители -> Давид -> Филистимляне.

Хелец
(кр. ф-ма от "(Бог) вырвал, спас"):
1) -> пелонитянин, начальник седьмого отделения войска Давида (1 Пар 27:10);
2) сын Азарии, отец Елеасы из колена Иуды (1 Пар 2:39).

Хелкаф
("поле", "участок поля"), левитский город в уделе Асира (Ис Нав 19:25; Ис Нав 21:31; 1 Пар 6:60). Вероятно, его следует искать в нижнем течении Кишона (библ. Киссона). А.Альт полагает, что Х. - это холм Телль-Харбадж, однако англ. археологи считают, что под названным холмом скрыты руины -> Харошеф-Гоима.

Хелкаф-Хаццурим
("поле камней, валунов" или "поле, на котором кололи друг друга в бока"), местность у Гаваонского пруда (2 Цар 2:16).

Хелкия
[евр. Хилкия, Хилкияху, "доля, достояние - Господь"]:
1) левит из рода Мерари (1 Пар 6:45);
2) сын Хосы, другой потомок Мерари, живший во времена Давида (1 Пар 26:11);
3) отец Елиакима, царедворец во времена царя Езекии (Ис 22:20; Ис 36:3);
4) священник из Анафофа, отец пр. Иеремии (Иер 1:1);
5) отец Гемарии, современника Иеремии (Иер 29:3);
6) сын Селлума (Шаллума) (1 Пар 6:13; Езд 7:1), первосвященник во времена царя Иосии. Х. нашел в храме книгу Закона - Книгу Завета - и поддерживал царя в проведении реформ (4 Цар 22:3 - 4 Цар 23:25; 2 Пар 34:8 - 2 Пар 35:19);
7) священник и глава одной из семей священников, возвр. из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:7.21);
8) один из тех, кто стоял рядом с Ездрой, когда тот зачитывал Закон (Неем 8:4);
9) [евр. Хелкай], священник, живший во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:15).

Хелон
("сильный"), отец -> Елиава (1) (Числ 1:9 и др.).

Хелув
[евр. Келув, "корзина, клетка (для птиц)"], отец Езрия, надзиравшего за земледельцами царя Давида (1 Пар 27:26; ср. 1 Пар 4:11).

Хемдан
(от евр. "находить что-либо желанным"), -> хоррей, сын Дишона (Быт 36:26; 1 Пар 1:41).

Хенаана
[евр. Кенаана, возм., связано с Ханааном]:
1) вениамитянин, сын Билгана (1 Пар 7:10);
2) отец лжепророка Седекии, современника Ахава (3 Цар 22:11; 2 Пар 18:10).

Хенадад
("сострадание Хадада"):
1) левит, потомки к-рого возвратились из плена вместе с Зоровавелем (Езд 3:9);
2) отец Баввая, начальника Кеильского полуокруга (Неем 3:18).

Хенани
[евр. Кенани, кр. ф-ма от Хенания], левит, современник Неемии (Неем 9:4).

Хенания
[евр. Кенанья, Кенаньяху, "Господь укрепил, усилил"], левит из рода Ицгара, начальник левитов и учитель пения во времена Давида. Х. участвовал в переносе ковчега завета из дома Овед-Едома в Иерусалим. Позднее он и его сыновья были судьями и писцами вне Иерусалима (1 Пар 15:22.27; 1 Пар 26:29).

Херан
[евр. Керан], -> хоррей, сын Дишона (Быт 36:26; 1 Пар 1:41).

Херес
("солнце"):
1) название города Хар-Херес правильнее было бы перевести как "солнечная гора", а не "гора Херес", как это сделано в Синод. пер. (Суд 1:35). Этот город предположит. тождествен Ир-Шемешу (Ис Нав 19:41), к-рый называют также -> Вефсамисом (Ис Нав 15:10). Возм., Х. находился на месте совр. Хирсы, располож. в 2,5 км юго-вост. Яло (Аялона).
2) возвышенность Х., откуда Гедеон вернулся, одержав победу над мадианитянами (Суд 8:13). Ученые предполагают, что она находится на Дарб-эль-Мнекка, дороге, ведущей из Дамаска в г. Деръа (библ. Едреи) и далее проходящей через Вади-Сирхан (см. Суд 8:11).

Херет,
лес в уделе Иуды. Здесь Давид скрывался от Саула (1 Цар 22:5). Возм., это Харас - местность вост. Кеилы, где отдельные участки земли покрыты зарослями кустарника.

Хереш,
левит, один из сыновей Мерари, после возвращения из вавил. плена живший в Иерусалиме (1 Пар 9:15).

Херуб-Аддан
-> Херув-Аддон.

Херув-Аддон (Херуб-Аддан),
город в Вавилонии (Езд 2:59; Неем 7:61). Иудеи, во время плена наход. в Х.-А., по возвращении на родину не могли привести доказат-ва своей принадлежности к народу Израиля. Местоположение этого города неизвестно. Однако из док-тов "торгового дома Мурашу", найденных в Ниппуре и относящихся к периоду 464-401 гг. до Р.Х., следует, что в Х.-А. проживало много иудеев. Это были иудеи, к-рые остались в городе после того, как часть переселенцев ушла из него вместе с Зоровавелем. Возм., существование в Ниппуре большой иуд. колонии указывает на то, что названные в Езд 2:59 города, и среди них Х.-А., следует искать в той же местности.

Херувимы
[евр. керувим, мн.ч. от керув]:
1) Х. в Библии следует отличать от остальных ангелов. Если последним как "посланцам" Божьим даются различные поручения (Быт 28:12; Быт 32:1; Суд 2:1-4; Пс 90:11; Мф 18:10; Деян 12:7-10; Евр 1:4), то Х. появляются прежде всего там, где находится и обнаруживается в Своем величии Сам Бог (ср. Исх 25:17-21; Пс 79:2; Пс 98:1; Иез 1:1; Иез 10:1 и др.). Впервые о Х. говорится в Быт 3:24, где Бог поручает им сторожить дерево жизни и Эдемский сад. В сходной символич. роли Х. выступают в Исх 25:17-22. Х. понимаются как защитники ковчега завета, являющиеся в то же время видимым основанием невидимого престола Господа (1 Цар 4:4; 2 Цар 6:2; Пс 79:2; Пс 98:1 и др.);
2) в противоположность ангелам, которые всегда предстают в человеч. облике (только в Откр 14:6 упоминается "летящий ангел"; в греч. тексте Откр 8:13 стоит "орел"), Х. неизменно описываются как крылатые существа. Наконец, только они, в отличие от ангелов, и изображаются. Х. в видении Иезекииля - это человекоподобные живые существа, прямо ходящие на ногах, подобных ногам тельца, с человеч. руками и четырьмя крыльями, два из к-рых закрывают тело. Самое удивительное, однако, - это четыре лица у каждого Х. - человека, льва, тельца и орла (Иез 1:4; здесь Х. не названы, но сказано: "подобие четырех животных ... облик их был как у человека"; в сходном описании в гл. 10 они названы Х.). То, что в Иез 41:19 упоминаются только два лица, человеч. и львиный облик, связано, видимо, с тем, что резчикам затруднительно было изобразить все четыре головы так, чтобы они были обращены в одну сторону. Тела, спины, руки и крылья Х. были "полны очей" (Иез 10:12). Сведения об изображении Х. на ковчеге завета, в скинии и в храме Соломона столь скудны, что невозможно составить ясное представление ни об их облике, ни о соответствии этого облика описанию Иезекииля. Известно только об образах Х., находившихся в Святом Святых храма (3 Цар 6:23-27; 2 Пар 3:10-13). Их высота составляла 10 локтей (ок. 5 м), и своими распростертыми крыльями они касались друг друга и стен помещения. У них, по-видимому, было только по два крыла. Сегодня Х. часто представляют внешне схожими с крылатыми существами смешанной природы (курубу), чьи вырезанные из слоновой кости изображения находят при раскопках в Месопотамии, Палестине и Сирии;
3) в видении пр. Иезекииля Х. вместе с четырьмя живыми колесами образуют колесницу Господа (Иез 1). Х. находились на крышке переносного ковчега завета (Исх 25:17-22; -> Крышка (ковчега завета), и Господь восседал на них (1 Цар 4:4; 2 Цар 6:2; 4 Цар 19:15; ср. Числ 7:89). Золотые Х. храма Соломона в 1 Пар 28:18 обозначены также как "колесница", а Давид говорит, что Господь полетел на Х. (2 Цар 22:11; Пс 17:11). Х. - свидетели личного присутствия Бога на земле, и именно так нужно понимать их изображение в украшении скинии (Исх 26:1.31; Исх 36:8.35) и храма (3 Цар 6:29.32.35; 3 Цар 7:9.36; 2 Пар 3:7.14; Иез 41:18-20.25). В видениях Иоанна еще раз встречаются четыре "небесных животных" у престола Господа (Откр 4:6-8; Откр 5:6), к-рых также, пожалуй, можно считать Х.;
4) не как свидетели присутствия Божьего, но как стражи на пути к Нему появляются Х. в Быт 3:24, где они охраняют от людей путь к дереву жизни;
5) в Иез 28:13-19 царь тирский сравнивается с Х., к-рый находился в Эдеме, в саду Божьем и на Его св. горе, но был изгнан за свое высокомерие. Толкователи часто усматривали в этом картину низвержения -> сатаны, о к-ром умалчивает Библия.

Хет
-> Хеттеи.

Хетлон,
погран. город на северо-западе земли обетованной, располож. в Сирии и упоминаемый в одном ряду с -> Дамаском, -> Емафом и -> Беротом (Иез 47:15; Иез 48:1). Местоположение Х. установить невозможно; ученые высказывали предположение, что это совр. Хейтела, прим. в 32 км сев.-вост. Триполи.

Хеттеи
(в совр. лит-ре - хетты).
I. В Быт 10:15 Хет, от к-рого произошли Х., назван сыном Ханаана и внуком Хама. Х. неоднократно упоминаются среди жителей земли Ханаанской (Быт 23:1; Быт 25:9; Исх 3:8; Числ 13:30; Ис Нав 3:10; Ис Нав 9:1). В Ис Нав 1:4 говорится о "всей земле Хеттеев". Из 1 Цар 26:6 следует, что во время бегства Давида от Саула среди людей Давида находился хеттеянин -> Ахимелех. Известен и -> Урия Хеттеянин, муж Вирсавии (2 Цар 11). В 3 Цар 10:29; 4 Цар 7:6 говорится о "царях Хеттейских". Из 3 Цар 11:1 известно о хеттеянках, живших в гареме Соломона. Х. упоминаются также в ассир. и вавил. текстах. На аккад. языке их называли хатти, а на евр. - хиттим. Значит. больше узнать о хеттах помогли раскопки археолога Х.Винклера, провед. им в 1906-1907 гг. в Богазкёе, в 150 км вост. Анкары. В древней Хаттусе, столице царства Х. в Малой Азии, был обнаружен архив, содержащий прим. 20 тыс. глиняных табличек. Однако, несмотря на эти открытия, остается нерешенным вопрос об отношении библ. Х., жителей Ханаана, к Х. Малой Азии. Наиболее приемлемой представляется версия, что ханаанские Х. принадлежали к группе народов, имевших общее название "хетты". В частности, исследователи установили интересный факт: ни по языку, ни по происхождению Х. не составляли единого целого. В Малой Азии из местного населения неизвестной этнич. принадлежности выделяется группа племен индоевроп. происхождения. К ним относятся лувийцы и неситы, из к-рых в Cреднем и Новом хеттских царствах образовался правящий класс.
II. ЯЗЫК. Среди надписей на глиняных табличках, найденных в Богазкёе, были и тексты на хеттском языке - родном языке представителей этого правящего класса. Хеттский язык включал в себя лексику разных языков индоевроп. происхождения с элементами малоазийских языков. Клинопись, к-рой были записаны тексты, называют неситской; ученым удалось ее расшифровать, так же, как и хеттские иероглифы.
III: 1) ИСТОРИЯ Х. прослеживается прим. с 3000 г. до Р.Х. В начальный период хеттской истории существовало множество мелких городов-государств, во главе к-рых стояли цари. Прим. с 2000 г. до Р.Х. (к этому времени относятся т.наз. каппадокийские глиняные таблички, 3 тыс. к-рых было найдено при раскопках в Малой Азии) здесь появляются поселения ассир. торговцев. Поселенцы поддерживали связи с родиной и находились под ее защитой. Вторжение неситов вынудило ассирийцев вернуться на родину. Прим. в 1600 г. до Р.Х. власть неситов распространилась и на сев. часть Сирии. Возникло Среднее царство Х. При царе Мурсилисе I, ок. 1560 г. до Р.Х., неситы положили конец аморрейской династии в Вавилоне (-> Вавилония). Ученые не располагают сведениями о последующем периоде истории Х., что объясняется завоеванием Малой Азии другими народами, в частности хурритами (библ. хорреями);
2) к концу XVI в. до Р.Х. хетты восстановили мощь своего гос-ва, расцвет к-рого пришелся на время существования Новохеттского царства (1500-1200 гг. до Р.Х.). Началась борьба с Египтом за власть над всем Ближним Востоком. Известно, что в 1296 г. до Р.Х. произошла битва при Кадеше (на р. Оронт) между египтянами, под командованием фараона Рамсеса II, и Х., возглавляемыми царем Муваталлисом. В этом сражении войско Рамсеса оказалось на грани полного разгрома (-> Египет). Около 1284 г. до Р.Х. между Египтом и Хеттской державой был заключен "вечный договор" (пакт о ненападении). Около 1200 г. до Р.Х. хеттская столица Хаттуса была разрушена, вероятно, "народами моря", нашествие к-рых с трудом отражал и Рамсес III. С 1200 по 717 гг. до Р.Х. на севере Сирии продолжали существовать различные государства Х. Одним из наиб. известных было царство Каркемиш (библ. Кархемис) на Евфрате, к-рое в 717 г. до Р.Х. завоевали ассирийцы.
IV. Х. поклонялись множеству богов: сами Х. говорят о тысяче своих богов. Наиб. почитаемой была богиня солнца, к-рой поклонялись жители города Аринны. Из богов наиб. влиятельным был бог молнии и грома Тешшуб. У Х. существовало множество магич. обрядов, они широко практиковали заклинания и колдовские приёмы. Особо следует упомянуть найденные в Богазкёе тексты законов, имеющих общие моменты с Законом Моисея (-> Авраам, VI).

Хеттура
[евр. Кетура, "окутанная благовонием"], вторая жена -> Авраама, на к-рой он женился после смерти Сарры (Быт 25:1-6). Ее сыновья и внуки перечислены в 1 Пар 1:32.

Хефер
I: 1) сын Галаада из колена Манассии; его потомки составили род Х. (Числ 26:32; Числ 27:1);
2) сын Ахшура, отца Фекои из колена Иуды (1 Пар 4:5);
3) уроженец Махеры, один из храбрых у Давида (1 Пар 11:36).
II. Ханаан. город, имевший собств. царя (Ис Нав 12:17); Х. входил в третий адм. округ Соломона (3 Цар 4:10). Ученые полагают, что Х. находился на месте совр. Ибсара, располож. в долине Вади-эль-Хаварит, что простирается на равнине Шарон (Сарон), или на месте совр. Тул-Карма, юж. Сохо (Сокхофа).

Хефциба
[евр. Хейци-Вах, "к ней мое расположение"], мать царя Манассии (4 Цар 21:1)

Хецрой (Хецрай)
[евр. Хецро, Хецрай, "стройный"], -> кармилитянин, один из храбрых у Давида (2 Цар 23:35; 1 Пар 11:37).

Хецрон (Есром)
("стройный").
I: 1) третий сын Рувима (Быт 46:9; Числ 26:6); его потомки образуют один из родов рувимлян;
2) сын Фареса, внук Иуды (Быт 46:12). Его потомки, образующие один из родов в колене Иуды (Числ 26:21), перечислены в 1 Пар 2:9 - 1 Пар 3:24; 1 Пар 4:3-7. К ним относятся Давид и представители цар. рода Иудеи.
II. Местность на юж. границе удела Иуды, находящаяся зап. Кадес-Варни (Ис Нав 15:3). Местоположение неизвестно.

Хешмон,
город в уделе Иуды (Ис Нав 15:27), располагавшийся между -> Хацар-Гаддой и -> Веф-Палетом. Его местоположение неизвестно.

Хиддекель
-> Тигр (Хиддекель).

Хидон
[возм., "копье (для метания)"], название гумна (1 Пар 13:9), к-рое находилось на пути из Кириаф-Иарима в Иерусалим. Здесь Господь поразил Озу смертью за то, что тот протянул руку к ковчегу завета. В 2 Цар 6:6 это место названо "гумно Нахоново". Его местонахождение неизвестно.

Хижина
-> Дом, строительство дома -> Шатер -> Скиния.

Хизкий
[евр. Хизки, кр. ф-ма от Езекии - евр. Хизкия], вениамитянин, сын Елпаала (1 Пар 8:17).

Хилен
-> Холон.

Хилеон
[евр. Килйон], младший сын Елимелеха и Ноемини, муж Орфы (Руф 1:2.5).

Химам,
селение близ Вифлеема, упомянутое в Иер 41:17.

Химафей
[евр. Хамати]. В Синод. пер. (Быт 10:18) Х. - имя одного из сыновей Хама, однако в большинстве совр. переводов слово Хамати обозначает жителей Хамата (библ. Емафа).

Хиннареф
-> Киннереф.

Хиннароф
-> Киннереф.

Хиос,
остров зап. Смирны. Во время своего третьего миссионерского путешествия ап. Павел направился из Митилины в Самос, плывя между Х. и побережьем (Деян 20:15).

Хира,
ханаан. друг -> Иуды (1), родом из Одоллама (Быт 38:1.12).

Хирам
[кр. ф-ма от Ахирама, "(мой) брат возвышен"]:
1) царь Тира (-> финикийцы), к-рого называют Хирамом I (в отличие от другого тир. царя Хирама, правившего во времена Кира). В Библии Х. упоминается как друг Давида и его сына Соломона. Еще до рождения Соломона (см. 2 Цар 7) Х. поставлял Давиду древесный материал, посылал своих плотников и каменщиков для строит-ва дворца в Иерусалиме (2 Цар 5:11). Х. оказывал Соломону помощь в сооружении храма (3 Цар 5) и, согл. 3 Цар 9:10, был еще жив через 24 года после вступления Соломона на престол (сооружение храма началось на 4-м году царствования Соломона). Это противоречит данным Иосифа Флавия, к-рый говорит лишь о 34 годах царствования Х., восшедшего, по его словам, на престол 19-летним, что опять же исключает продолжительное совместное правление с его отцом Авиваалом (Абибалом). Вероятно, даты, к-рые Иосиф Флавий заимствовал у Дия и Менандра, оказались неточными. Х., согл. их данным, царствовал в 979-945 гг. или (согл. У.Ф.Олбрайту) - в 969-936 гг. до Р.Х. Он ежегодно поставлял Соломону для строит-ва храма кедр и кипарис в обмен на 20 тыс. коров пшеницы и 20 тыс. коров (780 гектолитров) оливкового масла (3 Цар 5:8; 2 Пар 2:1). Кр. того, Соломон получил от Х. золото, общий вес к-рого составил сто двадцать талантов (ок. 4000-4400 кг). По окончании строит. работ Соломон в благодарность за услуги предложил Х. 20 городов в Галилее. Но тирский царь, осмотрев их, отказался от подарка. Отсюда название этой земли - Кавул; значение этого названия не установлено (3 Цар 9:10-14). Х. помог Соломону и при оснащении морской экспедиции в Офир (3 Цар 9:26-28; 2 Пар 8:17). Полагают, что впоследствии Соломон выплатил Х. долги и выкупил города, к-рые были отданы в залог, на что, видимо, указывает 2 Пар 8:2. Х. расширил пределы Тира и украсил его постройками. Выступив в союзе с Израилем, он, не забывая о собств. интересах, помог Давиду и Соломону во многих их начинаниях;
2) сын некой вдовы из колена Неффалима. Отец Х. был родом из Тира (3 Цар 7:13); в 2 Пар 2:13 его матерью названа "женщина из дочерей Дановых". Возм., она была родом из Дана, города, находившегося недалеко от удела колена Неффалима, и в первом браке была замужем за израильтянином из колена Неффалима, а во втором - за неким тирянином. Х. был сыном от второго брака и проживал в Тире; он, как и его отец, выполнял работы по меди при отделке храма Соломона (3 Цар 7:13-17; 2 Пар 4:11-16).

Хитрость, хитрый
Х. служит для сокрытия злого умысла (Исх 1:10; Ис Нав 9:3). Мастер Х. - сатана, к-рый под личиной друга совращает людей к непослушанию Богу (Быт 3:1-7; Еф 6:11). Х. исходит от дьявола, а коварный человек - сын дьявола (Деян 13:10).
Хиттимские острова
-> Киттим, земля Китийская, острова Хиттимские.

Хифлис,
селение в уделе Иуды, в Шефеле (Ис Нав 15:40). Х. отождествляли с Хирбет-эль-Макхазом, лежащим в 30 км зап. Хеврона, а также с местом вблизи Еглона или Бейт-Джибрина (Елевферополя).


ПРОДОЛЖЕНИЕ ---