Меню

Библейская Энциклопедия -- К --



Кааф
[евр. Кехат], второй сын Левия (Быт 46:11; Исх 6:16); он дожил до 133 лет. В Исх 6:18 сыновьями К. названы Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил (см. Числ 3:27). Его потомками были Моисей и Аарон (Исх 6:20), а через Ицгара - и Корей (Исх 6:21; Числ 16:1). Во время странствования израильтян по пустыне представителям рода К. полагалось нести ковчег завета, скинию и ее принадлежности (Числ 4:1-20); их стан располагался на юж. стороне скинии (Числ 3:29). В 1 Пар 9:32 сказано, что нек-рым из каафитов было поручено приготовление хлебов предложения. Позднее, во времена реформ царя Иосии, двое из четырех левитов, осуществлявших надзор за работами в храме, были сынами Каафовыми (2 Пар 34:12). При первом исчислении народа во время странствования по пустыне число мужчин (в возрасте от одного месяца и старше) из рода К. составило 8600 чел.; из них 2750 были в возрасте от 30 до 50 лет (Числ 3:28; Числ 4:34-37). При распределении Ханаанской земли между израил. коленами священники, потомки Аарона, получили 13 городов в уделах Иуды, Симеона и Вениамина. Остальным сынам Каафовым было предоставлено 10 городов в уделах Ефрема, Дана и полуколена Манассии (Ис Нав 21:4 и след.; 1 Пар 6:66-70).

Кавул,
город в уделе Асира (Ис Нав 19:27), вероятно, совр. Кавул, расп. в 15 км юго-вост. Акко. Совр. город лежит на вершине холма, многочисл. культурные слои к-рого свидет-вуют о древности этого поселения, существовавшего еще в бронзовом веке. Возм., К. был главным городом в горной области, к-рая позднее стала называться "землей Кавул" (3 Цар 9:13). Вероятно, тирский царь -> Хирам остался "недоволен городами", к-рые находились в бедной горной местности, предпочтя им богатые города на побережье. Первонач. значение слова кавул не установлено. В 3 Цар 9:13 оно, очевидно, произведено от евр. кевал = "как ничто".

Кавцеил (Иекавцеил)
(возм., "да соберет Бог"), город на юге удела Иуды, на границе с Эдомом (Ис Нав 15:21), родной город Ванеи (2 Цар 23:20; 1 Пар 11:22). К. был заново заселен после вавил. плена (Неем 11:25). Вероятно, это совр. Хирбет-Хора, прим. в 13 км сев.-вост. Беэр-Шевы.

Кадес(-Варни) (Кадис)
("освященный"), оазис на юге Палестины (Ис Нав 15:3), первонач. обозначенный в Быт 14:7 как "источник Мишпат, который есть Кадес", а позднее называемый Кадес-Варни (Втор 1:2). Важнейший пункт на пути странствования израильтян по пустыне; они оставались здесь длит. время после возвращения соглядатаев (Числ 13:27) и поражения, нанесенного им аморреями (Втор 1:44.46). В К. была похоронена Мариамь (Числ 20:1); здесь же текли воды Меривы ("воды пререкания", Числ 20:13; Иез 47:19). Обычно К. отождествляют либо с оазисом у источника Эн-Кадеш, к-рый сохранил древнее название, либо с находящимся в 8 км сев.-зап. от него оазисом вокруг Эн-Кедерата - и сегодня наиболее полноводного источника в этой местности.

Кадило
-> Угольница (кадильница, кадило).

Кадильница
-> Угольница (кадильница, кадило).

Кадис
-> Кадес(-Варни).

Кадмиил
[евр. Кадмиэл, "стоящий пред Богом" или "Бог вышел навстречу"], левит, возвратившийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:40; Езд 3:9; Неем 7:43; Неем 9:4 и след.; Неем 10:9; Неем 12:8.24).

Казни египетские
I. К.Е. - наказания, к-рыми Бог подверг Египет, чтобы сломить упорство фараона и заставить его отпустить народ Израиля на свободу (Исх 7-12). К.Е. подготовили -> исход израильтян из Египта. В результате евреи смогли принять от Бога Закон, к-рый устанавливал порядок их новой жизни, опред. Богом для избр. Им народа. Спасит. и искупит. деяния Бога, явленные в К.Е., в исходе, в даровании Закона, - это начало и основа нац. и духовной истории народа Израиля. В Библии постоянно звучит напоминание о том, что Господь вывел Свой народ "из земли Египетской силою великою и мышцею простертою" (4 Цар 17:36). Он сделал это с помощью -> чудес, в к-рых открыл Свою -> власть. Взгляд на К.Е. как на Божье чудо является необходимой предпосылкой для их правильного понимания.
II: 1) Бог много раз являл людям Свои чудеса. Но даже если они воспринимаются только при условии -> веры, крайне важно понять суть изменений, к-рые произошли после их свершения в познаваемой человеком реальности (см., напр., Ин 9:20; Мф 8:4; Лк 17:14). Не следует, однако, стараться найти такое "объяснение", к-рое позволило бы уйти от признания того, что в каждом чуде проявляется непосредств. деяние Бога;
2) попытки объяснить К.Е. природными особенностями Египта предпринимались неоднократно. Так, говорилось, напр., объектами казни были опред. животные (жабы), солнце и небо, именно потому, что египтяне почитали их как святыни и божества. Была предпринята попытка разобраться, существует ли между казнями внутр. связь, и т.о. объяснить то, что вызывало споры у многих поколений исследователей. Такая попытка была предпринята в книге: Greta Hort, The Plagues of Egypt, N69, [1957], N70, [1958]. Ниже предлагается краткое изложение данной концепции.
III. В назв. выше исследовании предлагается такая временная последовательность и внутр. связь между явлениями:
1) сильное наводнение, вызванное разливом -> Нила, заполнило колодцы непригодной для питья водой, поэтому египтянам пришлось копать новые (Исх 7:21.24). Цвет воды, ставшей "как кровь", объяснялся большим количеством грунтовой взвеси красного цвета, к-рую Голубой Нил и Атбара принесли из Абиссинии. Массовая гибель рыбы была вызвана, очевидно, большим количеством одноклеточных организмов класса жгутиковых (Euglena sanguinea или Haematococcus pluvialis) и болезнетворных бактерий, в результате чего "река воссмердела". Выделяя днем кислород, жгутиковые активно поглощают его ночью; недостаток кислорода ведет к гибели рыбы. Уровень воды в Ниле повышается в июле - августе и понижается в октябре - ноябре. О том, что первая К.Е. внезапно прекратилась, в Библии не говорится. Земля Гесем, где жили израильтяне, также не избежала этой казни;
2) гниение мертвой рыбы привело к активному размножению в болотистых местах болезнетворных бактерий, в т.ч. и вызывающих сибирскую язву. В результате жабы оказались изгнанными из своей среды обитания "и покрыли землю" (Исх 8:6). Будучи зараженными, жабы также погибали; их останки продолжали отравлять все вокруг. Эта вторая казнь последовала через семь дней после первой (Исх 7:25);
3) третья казнь состояла в том, что людей и животных преследовали, мучая укусами, тучи мошек [евр. киннам; Исх 8:16]. Их размножению, видимо, способствовало большое количество водоемов и луж, оставшихся после разлива Нила. Время этой казни - прибл. октябрь - ноябрь; о ее внезапном окончании в Библии также не говорится;
4) неожиданное появление множества "песьих мух" и столь же быстрое их исчезновение - четвертая К.Е. Тучи оводов - нередкое явление в тропиках и в субтропиках, климат же земли Гесем, к-рая не была подвержена этой казни, близок к средиземноморскому. См. также III,6;
5) массовый падеж скота египтян (Исх 9:3) - пятая К.Е.; в то же время скот израильтян не пострадал (Исх 9:4-7). Во время разлива Нила (май - декабрь) скот находится в стойлах, с начала января его выгоняют на пастбища. Видимо, животные заражались сибирской язвой в тех местах, где лежали "груды" погибших жаб (Исх 8:14). В Гесеме разлив, а значит и время пребывания скота в стойлах, продолжается дольше; кр. того, здесь нередки дожди - их воды могли очистить пастбища, смыв источники заражения;
6) шестая К.Е. - это язвы "на людях и на скоте" (Исх 9:9), к-рые, судя по Втор 28:27.35 (ср. Исх 9:11), прежде всего появлялись на ногах. Вероятно, кожу египтян поражала сибирская язва, вызываемая укусами жигалки осенней (Stomoxys calcitrans). Это насекомое обитает в жилищах людей и в стойлах скота и жалит прежде всего в ноги. В октябре - ноябре насекомые могли откладывать яички в гниющих остатках растений; в январе эти насекомые уже летали большими роями, заражая животных, в результате чего начался падеж скота;
7) седьмая К.Е. - сильная буря с громом, молниями и градом (Исх 9:23 и след.), обрушившаяся на Верхний Египет, но обошедшая стороной землю Гесем. Лен, к-рый уже засеменился, и ячмень, к-рый выколосился, были побиты. Не пострадали поздние зерновые, пшеница и полба. В Верхнем Египте грозы случаются редко, но в любое время года; в Гесеме они, как правило, бывают только поздней весной и ранней осенью. Сев льна обычно приходится на начало января, его цветение - на вторую половину месяца. При сильном разливе возможна задержка сева на две-три недели, т.е. прим. до начала февраля. К этому времени хорошо взошедший ячмень мог также пострадать от сильного града;
8) тучи саранчи, истребившей остатки зелени, - восьмая К.Е. (Исх 10:4). Предыдущая дождливая зима, видимо, была особенно благоприятна для размножения саранчи. Вост. ветер обычно приносит тучи насекомых через Синайский полуо-в в долину Нила;
9) трехдневная "густая тьма", вероятно, была вызвана песчаной бурей (хамсином), какие случаются здесь в период с марта по май. Очевидно, это была первая буря в году, к-рая подняла превратившуюся в пыль землю в тех местах, где растительность была уничтожена. То, что Гесем оказался не затронутым, объясняется тем, что налетавшие с юга песчаные бури не достигали этих мест;
10) десятая К.Е. - гибель всех первенцев, включая сына фараона, в ночь с 14 на 15 авива (конец марта - начало апреля; Исх 12:6.29). Теперь Израиль был отпущен, и израильтяне отправились в путь.
IV. Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта след. Последовавший после К.Е. исход датируется 15-м днем авива (Числ 33:3). При таком подходе общая картина К.Е. уже не воспринимается как искусств. нагромождение внешне не связанных между собой катастроф; внутр. связь событий, когда в первой казни заложены основы для послед., хотя они и не обязательно должны вытекать из нее, свидет-вует об их естественном, природном происхождении.

Казнохранитель
-> Сокровищехранитель, казнохранитель.

Каиафа,
прозвище Иосифа, к-рого в 18 г. по Р.Х. рим. прокуратор Валерий Грат назначил первосвященником. К. был зятем -> Анны (Ин 18:13) и первосвященником в то время, когда Иоанн Креститель начал свое служение (Лк 3:1 и след.). Именно К. предложил убить Иисуса (Ин 11:47-53; Ин 18:14); в его дворце собрался синедрион для суда над Иисусом (Мф 26:57; Ин 18:24), и К. председательствовал на этом суде. После того как показания лжесвидетелей не подтвердились, К. своим вопросом "Ты ли Христос, Сын Благословенного?" побудил Иисуса ответить положительно, в результате чего Его обвинили в богохульстве (Мк 14:59-64). В Деян 4:6 К. вновь упоминается в связи с разбират-вом в синедрионе дела ап. Петра и Иоанна. В 36 г. по Р.Х. Каиафа был смещен Вителлием, рим. наместником в Сирии. В Иерусалиме, в верхнем городе, туристам и паломникам обычно показывают место, где, по преданию, стоял дом Каиафы.

Каин:
1) старший сын Адама и Евы. Его имя, впервые упомянутое в Быт 4:1, исследователи связывают с глаголом кана ("приобретать", "добывать"). После его рождения Ева сказала: "Приобрела [евр. канити] я человека от Господа". К. стал земледельцем. Господь не призрел на жертву К., принесенную им "от плодов земли", жертва же брата его Авеля, от "первородных стада" и их тука, была принята, что очень огорчило К. и настроило его против Авеля. Несмотря на предостережение Господа, К. убил брата. На вопрос Господа "Где Авель, брат твой?" К. отвечает встречным вопросом: "Разве я сторож брату моему?" (Быт 4:9). На К. пало Божье проклятье. Земля не стала "более давать своей силы" для него; К. стал изгнанником и скитальцем на земле. Он боялся мести, и поэтому Господь Своим знамением защитил его, чтобы никто не посмел посягнуть на убийцу. К. ушел в землю Нод, на восток от Эдема. Его жена, к-рая, очевидно, была также и его сестрой, родила сына, к-рого нарекли Енохом. Именем сына был назван город, к-рый основал К.. К. считается первым человекоубийцей (Мф 23:35; 1 Ин 3:12; Евр 11:4; Иуд 1:11). Рассуждая о том, почему жертва К. не была принята, толкователи Библии обычно ссылаются на Евр 9:22: "Без пролития крови не бывает прощения". Но мог ли К. знать об этом? Принятие или неприятие жертвы в значит. большей степени зависело от свободного выбора Бога, Его милости, что стало для К. камнем преткновения;
2) город в уделе Иуды (Ис Нав 15:57), возм., совр. Хирбет-Якин, в 5 км юго-вост. Хеврона. -> Заноах (2).

Каинан
[евр. Кенан]:
1) сын Еноса, отец Малелеила, потомок Сифа. К. прожил 910 лет (Быт 5:9.12-14; 1 Пар 1:2; Лк 3:37);
2) сын Арфаксада, отец Салы (Лк 3:35 и след.). В МТ не содержится этого имени ни в Быт 10:24, ни в Быт 11:12, однако оно присутствует в указанных стихах в Септуагинте.

Калах
Ассир. город Калху (ныне Нимруд), находился прим. в 40 км юго-вост. Ниневии, вблизи Тигра (Быт 10:11). В 1845 г. здесь начал свои раскопки Г.Лэйярд, к-рый обнаружил остатки дворца Ашшур-нацир-апала II; в 1947-1963 гг. и 1970-1976 гг. были сделаны новые важные открытия (-> Иона), и, в частн., обнаружен черный обелиск Салманасара III.

Календарь
I. Евр календарный год основан на годичном ЛУННОМ ЦИКЛЕ и состоит из 12 месяцев по 29 и 30 дней в каждом попеременно, что составляет 354 дня. Подобные системы летосчисления были свойственны кочевым народам. Следует отметить, что в евр. языке сущ. ходеш - "месяц" - имеет ту же основу, что и глагольная форма "быть новым" (о новом дне, о новой луне). С луной был связан праздник Новомесячия (1 Цар 20:5; Ис 1:13.14; Ос 2:11; Ам 8:5). Израильтянам был известен и егип. способ летосчисления по СОЛНЕЧНОМУ ГОДУ, обусловленный сезонными полевыми работами и соответств. ежегодными праздниками (см. Лев 23:11.39.40; Неем 8:14-16). Солнечный год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом плюс 5 доп. дней, что в сумме давало 365 дней. Поскольку между лунным и солнечным годами было расхождение в 11 дней, возникала необходимость каждые 2-3 года согласовывать лунный календарь с солнечным, чтобы праздник Пасхи, к-рый приходился на 15-й день первого месяца, не отмечался раньше начала уборки урожая (Лев 23:10.15.16). С этой целью вводился дополнит. месяц. Но практика прибавления 13-го месяца, ве-адара (второго адара), известна ученым только со времени возвращения израильтян из вавил. плена; в Библии об этом сведений нет.

II: 1) со времени исхода из Египта и до конца вавил. плена МЕСЯЦЫ в евр. календаре именовались в соответствии с порядковым номером: первый, второй и т.д. (Исх 16:1; Числ 33:38; 3 Цар 12:32; 4 Цар 25:1.3.8.25; 1 Пар 27:2-15; 2 Пар 15:10). Но в Библии встречаются и более древние, употреблявшиеся еще хананеями, названия месяцев, производные от слов, обозначающих времена года, - авив, зиф, афаим и бул (см. ниже). Остальные названия израильтяне заимствовали у вавилонян во время пребывания в плену. В соответствии с заповедью (Исх 12:2; Исх 13:4), началом года считался весенний месяц авив, или нисан. От него отсчитывалось не только время проведения праздников, но и время правления израил. царей. Гражд., или хозяйств. год, видимо, начинался осенью, в месяц тишри (Исх 23:16; Исх 34:22; Лев 25:4.9.10), от него же исчислялось и время правления царей Иудеи (-> Летосчисление, IV,1);

2) о том, что время правления иуд. царей исчислялось с осени, свидет-вуют след. места в Библии: а) Иосия повелел восстановить храм в 18-й год своего правления (4 Цар 22:3 и след.). Затем была найдена книга Закона, после чего последовали ее публичное прочтение и заключение завета (4 Цар 23:1-3), очищение храма от идолов и разрушение капищ в окрестностях Иерусалима, в Вефиле и городах Самарии. Вслед за этим, опять-таки в 18-й год правления Иосии, была совершена Пасха Господу. Все эти события вряд ли могли произойти в короткий промежуток между 1-м и 14-м нисана, что говорит в пользу исчисления времени правления начиная с осени; б) согл. Иезекиилю, исчисляющему годы плена с того времени, когда в 597 г. до Р.Х. в Вавилон был уведен -> Иехония, падение Иерусалима произошло в 587 или в 586 г. до Р.Х.; 25-й год плена - это 14-й год от падения Иерусалима, следовательно, падение Иерусалима приходится на 12-й год плена (см. Иез 40:1; ср. Иез 33:21 и табл. ниже). Год падения Иерусалима был, согл. 4 Цар 25:2, 11-м годом правления царя Седекии. А т.к. вавил. хроника сообщает, что Седекия начал править во втором адаре 597 г. до Р.Х., то падение города в 4-й месяц (4 Цар 25:3.4; Иер 39:2; Иер 52:6) могло приходиться на 11-й год его правления только в гражд. год (начинавшийся с месяца тишри), в свящ. же год (начинавшийся с нисана) оно приходилось бы на 12-й год его правления (следует иметь в виду, что время от фактич. вступления на престол до даты офиц. начала первого года правления не учитывалось). Библ. сведения о дате падения Иерусалима согласуются друг с другом только в том случае, если время правления Седекии исчислялось с осени (см. расхождения относит. даты падения Иерусалима - в 587 или 586 г. до Р.Х.);
3) время правления царей отсчитывалось с осени, в то время как счет месяцев в году производился с весны до весны;
4) первым свидет-вом об исчислении года правления с осени являются сведения о строит-ве -> храма, продолжавшемся с зифа (2-й месяц) 4-го года правления Соломона до була (8-й месяц) 11-го года, т.е. семь лет (3 Цар 6:1.37.38). В случае же исчисления времени строит-ва по свящ. календарю результат равнялся бы восьми годам. Т.о., время правления Соломона исчислялось уже по гражд. календарю.

III. Порядок проведения полевых работ описан в т.н. "Гезерском календаре" (ок. X в. до Р.Х.). Сельскохоз. год начинался с осени; при этом два месяца отводилось на сбор урожая оливок, два - на сев зерновых культур, два - на поздний сев, один - на теребление льна, один - на сбор урожая ячменя, один - на сбор урожая пшеницы и праздник Пятидесятницы, два - на подрезание виноградной лозы, один - на сбор летних фруктов.

IV. РАЗДЕЛЕНИЕ ГОДА НА МЕСЯЦЫ:

1) в месяце АВИВ, или НИСАН, было 30 дней (в европ. календаре он соответствует периоду с середины марта до середины апреля). В память об исходе израильтян из Египта Господь определил для них этот месяц как первый месяц года (Исх 12:1.2; Исх 13:4). После вавил. плена название "авив" ("месяц колосьев") было заменено на "нисан" (Неем 2:1; Есф 3:7). В первый день этого месяца, как и в первый день всех других месяцев года, отмечался праздник Новомесячия (-> Луна). Вечером 14-го нисана праздновалась -> Пасха (Исх 12:18.19; Исх 13:3-10) как начало праздника Опресноков, продолжавшегося с 15-го по 21-й день месяца (Лев 23:6). 16-го совершалось принесение Господу первых (-> Первородство, II,3) весенних плодов (Лев 23:10-14). Ранние или поздние дожди (-> Дождь) приводили к подъему воды в Иордане (Ис Нав 3:15; 1 Пар 12:15). Начинался сбор урожая: льна (Ис Нав 2:6) и ячменя на прибрежных равнинах, ячменя и пшеницы - в долине Иордана. Затем наступал засушливый период;

2) в месяце ЗИФ, или ИЯР, было 29 дней (середина апреля - середина мая). Во время этого "месяца цветов" (3 Цар 6:1.37), в 14-й день, праздновалась т.н. малая Пасха для тех, кто не смог по к.-л. причинам принять участие в праздновании настоящей Пасхи (Числ 9:10-12). Повсеместно шла уборка ячменя (Руф 1:22) и пшеницы (Руф 2:23), чему не могли помешать редкие в этот период дожди;

3) в месяце СИВАН было 30 дней (середина мая - середина июня) (Есф 8:9). В шестой день этого месяца праздновалась -> Пятидесятница (Лев 23:15-21), или праздник Седмиц (Втор 16:9-11), называвшийся также праздником Жатвы (Исх 23:16.19). Начинался сбор урожая яблок и ранних смокв (инжира). Цветение олеандра возвещало о начале лета. До октября прекращались дожди. Преобладал сев.-зап. ветер;
4) в месяце ТАММУЗ (середина июня - середина июля) было 29 дней (Зах 8:19). В 17-й день таммуза соблюдался пост в память о разбитии Моисеем скрижалей завета (Исх 32:19). Жители горных областей приступали к жатве пшеницы. Созревание первого винограда совпадало с наступлением летней жары;
5) в месяце АВ (середина июля - середина августа) было 30 дней (Езд 7:9). В 9-й день этого месяца соблюдался пост в память о разрушении Навузарданом храма (4 Цар 25:8.9; Зах 7:3.5; Зах 8:19). Начинался сбор урожая винограда, инжира и грецкого ореха. Летняя жара усиливалась;
6) в месяце ЭЛУЛ (середина августа - середина сентября) было 29 дней (Неем 6:15). Это время позднего сбора винограда, гранатов, миндаля, фиников и олив. Все еще стояла летняя жара;
7) месяц АФАНИМ (возм., месяц "постоянно текущих ручьев", т.е. наводнений), или ТИШРИ, (середина сентября - середина октября) был свящ. праздничным месяцем; в нем было 30 дней (3 Цар 8:2). В 1-й день месяца отмечался праздник Труб (Лев 23:24 и след.; Числ 29:1), к-рый позднее стал праздником Нового года (Рош-Гашана). В 3-й день соблюдался пост в память об убийстве Годолии (4 Цар 25:25; Зах 7:5; Зах 8:19); 10-й день месяца был великим -> Днем очищения (Йом-Кипур; Лев 16:1; Лев 23:26-32). С 15-го по 21-й день отмечался -> праздник Кущей (Суккот), самый радостный, сопровождающийся многочисл. народными обрядами праздник израильтян. Он устраивался в знак благодарения за получ. урожай, а также в память о странствовании в пустыне (Лев 23:34 и след.). Поэтому в дни этого праздника израильтяне жили в специально сооруж. шалашах, или -> шатрах. Приносились в жертву Богу первые плоды винограда и масличных (Исх 23:16; Втор 16:13); 22-й день - "великий день" свящ. собрания (Лев 23:36; Числ 29:35; Неем 8:18; Ин 7:37). Наступало время сбора урожая оливок и фиников. Начинался сезон дождей, приступали к пахоте, севу и посадке различных культур (см. Притч 20:4; Екк 11:4);
8) в месяце БУЛ ("дождливый месяц"), или МАРХЕШВАН, (середина октября - середина ноября) было 29 или 30 дней. Это "месяц ростков" или, возм., "месяц дождей" (3 Цар 6:38). Производился сев ячменя и пшеницы, сбор урожая оливок в Северной Галилее, созревали зимние смоквы;
9) в месяце КИСЛЕВ (середина ноября - середина декабря) было 29 или 30 дней (Неем 1:1; Зах 7:1 - в Синод. пер. - "хаслев"). Начиная с 25-го дня кислева восемь дней праздновался праздник Обновления - очищения храма (Ин 10:22). Наступала зима, шли дожди, в горах выпадал снег; собирали зимние смоквы, начинала прорастать трава;
10) в месяце ТЕВЕТ (середина декабря - середина января) было 29 дней (Есф 2:16 - в Синод. пер. - "тебеф"). В 10-й день месяца соблюдался пост в память о начале осады Иерусалима Навуходоносором (4 Цар 25:1; Зах 8:19). В этот самый холодный месяц года, когда нередки были снег и град (Ис Нав 10:11), созревали апельсины, а долины пестрели цветущими ветреницей и маком;
11) в месяце ШЕВАТ (середина января - середина февраля) было 30 дней (Зах 1:7). Это время цветения миндаля и персиковых деревьев. Наступали теплые дни;
12) в месяце АДАР (середина февраля - середина марта) было 29 или 30 дней (Езд 6:15; Есф 3:7). В 14-й и 15-й дни месяца отмечался праздник -> Пурим в память об избавлении евреев (Есф 9:20-28). В это время гремели частые грозы и шли дожди с градом; начинался период поздних дождей, от к-рых зависел будущий урожай. Шел сбор урожая цитрусовых;
13) ВЕ-АДАР, т.е. второй адар, вводился только в високосный год.

Каллай,
глава одного из священнич. родов во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:20).

Калне (Халне):
1) город в земле Сеннаар, к-рым владел Нимрод (Быт 10:10). По одному из содержащихся в Талмуде толкований, это, возм., Ниппур. К. находился в земле Сеннаар, к-рую, согл. Быт 10:10; Быт 11:2; Дан 1:2; Зах 5:11, следует искать в Вавилонии. К. не стоит отождествлять с арам. городом Куллани, как это делают нек-рые исследователи. Даже если в док-тах архива Телль-Амарны и в хеттских текстах из Богазкёя упоминается Сеннаар, располож. севернее, отождествление этих двух городов неправомерно;
2) город на севере Арама (Ис 10:9); в Ам 6:2 и в ассир. клинописных текстах он называется Куллани. Эту столицу земли Яуди, завоев. Тиглатпаласаром III в 738 г. до Р.Х., ученые отождествляют с совр. Куллан-Кёем, находящимся в 24 км сев. Халеба.

Камелопард
-> Антилопа.

Каменотес
-> Ремесло, III.

Камень
-> Драгоценные камни -> Известь, известняк -> Мрамор -> Краеугольный камень -> Крепость, укрепление -> Ремесло (III) -> Дом, строительство дома -> Стена -> Колодец (I,2) -> Гробница (III,7) -> Гроб Иисуса -> Граница, предел -> Памятник, памятный знак -> Столб (столп) -> Праща.

Камень Зохелет
-> Драконов источник -> Рогель (Ен-Рогел).

Камень Меши
Обломок стелы (высотой более 1 м) из черного базальтового камня с 34-строчной надписью моавитского царя Меши (ок. 850 до Р.Х., -> Меша, 2). Камень был обнаружен в 1868 г. немецким миссионером Ф.Клейном в Дивоне, лежащем вост. Мертвого моря. Однако до того, как камень был доставлен в безопасное место, его разломали местные жители, поэтому впоследствии исследователям пришлось восстанавливать текст по отдельным фрагментам. Ныне камень находится в Лувре, в Париже. Надпись на К.М. имеет не только большое историч. значение, т.к. содержит данные, подтверждающие и дополняющие библ. повествования об этой эпохе, но и чрезвычайно важна как памятник языка и культуры моавитян. Текст К.М. на моавитском языке, очень близком к др.-евр. языку библ. эпохи, был записан на камне др.евр.-финикийскими буквами. Он гласит (см. перевод В.Ф.Олбрайта (Albright) в кн.: J.B. Pritchard. Ancient Near Eastern Texts, Princeton, 1955, p. 320 и далее):

"Я - Меша, сын Кемоша... царь Моава, дивонитянин. Отец мой тридцать лет был царем над Моавом, и я стал царем после отца моего - [я], соорудивший эту высоту для Кемоша в Керихо [т.е. Кир-Харешете, ср. Ис 16:7]... ибо он спас меня от всех царей и дал мне узреть радость при [поражении] всех врагов моих [ср. 4 Цар 3:27]. Омри, царь Израиля, смирил Моава на многие дни: ибо Кемош прогневался на страну свою. И сын его [т.е. Ахав] последовал за ним, и он тоже сказал: "Я хочу смирить Моава". В мои дни он говорил [так], но я узрел радость при [поражении] его [самого] и дома его, и Израиль погиб навсегда! Омри взял во владение всю [эту] страну, [начиная] от Медевы, и Израиль обитал в ней в его время и в половину [правления] сына его [Ахава], в течение сорока лет; но Кемош обитал в ней в мои дни. И я соорудил Бааль-Меон ["обитель Ваала"] и устроил там пруд, и я соорудил Кирйатон [т.е. Кариафаим, см. Иер 48:1]. Мужи [из колена] Гада от века обитали в Атароте, и царь Израиля обстроил для них Атарот. Но я сражался против этого города, и захватил его, и умертвил все население города, на радость очам Кемоша и Моава. И я доставил оттуда Арела [или Ариэль? - см. Ис 29:1.2.7: в Синод. пер. - Ариил], их предводителя [или: изображение льва; возм., также в значении "часть алтаря, на которой сжигают жертвы"], и поверг его перед Кемошем в Керийот [т.е. в Кариафе], и поселил там людей из Шарона [т.е. Сарона] и людей из Магарита. И Кемош сказал мне: "Иди, отними Нево у Израиля!" Тогда пошел я ночью и сражался против него от предрассветных сумерек до полудня, взял его и умертвил всех: семь тысяч мужчин, юношей, женщин, девочек и рабынь: ибо Аштар-Кемошу я посвятил [избиение] их. И взял я оттуда сосуды Господа и поверг их перед Кемошем. И царь Израиля отстроил [город] Яхцу [в Синод. пер. - Яаца: Втор 2:32; Иер 48:21] и обитал в ней, когда воевал со мной; но Кемош истребил его предо мною! И я взял из числа моавитян двести мужей, все [они] избранные [герои], повел их против Яхцы и захватил ее, и присоединил ее к [пределам] Дивона. Я - тот, кто отстроил Керихо, стены садов [священных садов?] и стены цитадели. Я соорудил также ее [цитадели?] ворота, и я возвел ее башни, и я выстроил царский дворец, и я устроил оба пруда внутри города. И не было цистерны внутри города в Керихо.

Тогда сказал я всему народу: "Устройте каждый цистерну в собственном доме!" И я заставил пленных израильтян рубить дрова [или: раскапывать захоронения?] в Керихо. Я обстроил Ароер, и я проложил улицу в [долине] Амона. Я обстроил Бамот-Бааль ["высоты Вааловы"], ибо они были разрушены. Я обстроил Бецер [Восор], ибо он лежал в развалинах [ср. 4 Цар 3:25], - [с помощью] 50 мужей из Дивона, ибо весь Дивон - область моего владения. И я властвовал... [в мире?] над ста городами, которые я присоединил к [своей] стране. И я отстроил... Медеву, и Бет-Дивлатайим, и Бет-Бааль-Меон ["дом обители Ваала"]; и я поселил там... [пастухов овец?] страны. Что же касается Хаурона [т.е. Хоронаима], то там обитают... И Кемош сказал мне: "Сойди и сражайся против Хаурона!" И я сошел [и сражался против этого города, и захватил его], и Кемош обитал там в мои дни..."

Каменщик
Профессия К. в Палестине часто совмещалась с работой каменотеса и была столь же мало распространена, как и профессия плотника. Это подтверждается уже тем, что Соломон при возведении храма вынужден был пригласить такого рода ремесленников из Тира (2 Цар 5:11; др.-евр. словосочетание хараш эвен означает "резчик по камню" и "каменотес"; собственно К. - годер - впервые упоминается в 4 Цар 12:12; 4 Цар 22:6). Израильтяне достаточно поздно (по сравнению с древними египтянами и другими народами) стали обрабатывать твердый природный камень, что объясняется поздним переходом к орудиям из железа. Обработке камня они научились у финикийцев (см. 3 Цар 5:13-18).

Свежевылом. известняк сравнит. легко поддается обтесыванию при помощи молота, при этом К. могли почти вплотную подгонять блоки друг к другу без цемента. В эпоху Соломона стены возводили, используя технику перекрестной кладки (камни одного ряда клали вдоль стены, а следующего - поперек). Очень прочные, массивные угловые башни имели полости, к-рые заполняли щебнем. Однако, как правило, камни, притом необтесанные, использовались только при возведении фундамента, само же здание строилось из дерева, глины или глиняных кирпичей (-> Кирпич). Известен был отвес (-> Оружие и орудия труда, II,7), необходимый для правильного расчета угловых конструкций. Применялась также своего рода лопатка для работы с похожим на цемент веществом, с помощью к-рого скреплялись слои кладки. В Ам 5:11 строит-во из тесаного камня рассматривается как расточительство. -> Ремесло -> Дом, строительство дома -> Известь, известняк -> Город.

Камон,
место, где был похоронен судья Израиля галаадитянин Иаир (Суд 10:5). Вероятно, К. следует искать вост. Иордана, возм., это совр. Камм, в 12 км сев.-зап. Ирбида.

Кана
("тростник"):
1) погранич. ручей между уделами колен Манассии и Ефрема (Ис Нав 16:8; Ис Нав 17:9), ныне Вади-Кана, приток полноводного Яркона, впадающего в Средиземное море сев. Яффы. Исток К. расположен вблизи горы Гаризим;
2) погранич. город в уделе Асира (Ис Нав 19:28), совр. Кана, прим. в 10 км юго-вост. Тира;
3) город в Галилее, родина Нафанаила (Ин 21:2) и место, где Иисус сотворил Свое первое чудо (Ин 2:1-12; ср. Ин 4:46). Ныне это Хирбет-Кана - развалины на вершине холма в 14 км сев. Назарета, а не Кафр-Канна, располож. в 6 км сев.-вост. Назарета, хотя именно ее по традиции считают Каной Иисуса.

Кананит
[от арам. канана, "ревнитель"], прозвище ученика Иисуса -> Симона (2). -> Зилоты (зелоты).

Кандакия,
вероятно, титул эфиоп. цариц (Деян 8:27), ср. с егип. титулом "фараон". В Эфиопии (тер. совр. Судана), неподалеку от городов Мероэ и Напата Джордж Рейснер обнаружил пирамиды, в к-рых были похоронены К., правившие в период с 300 г. до Р.Х. по 300 г. после Р.Х.

Кандалы
-> Цепь, цепочка, оковы, узы.

Канон
-> Священное Писание.

Капернаум
Город на сев.-зап. берегу Тивериадского озера (Мф 4:13), в земле Геннисаретской (ср. Мк 6:53 с Ин 6:22.59), на границе владений Филиппа и Ирода Антипы. В К. находилась таможня, где собирали пошлины (Мф 9:9), там же было расквартировано подразделение рим. воинов под командованием сотника (Лк 7:2). Название города происходит от евр. кефар нахум ("деревня Наума"; кто был этот Наум, неизвестно). Вероятно, холм Телль-Хум (новоевр.

Кфар-Нахум) и есть древний К. Археологи обнаружили здесь остатки синагоги (ок. II в. по Р.Х.), построенной на месте более древней синагоги - той самой, где Иисус исцелил одержимого нечистым духом (Мк 1:21 и след.) и человека с иссохшей рукой (Лк 6:6 и след.), а также произнес речь о хлебе жизни (Ин 6:59). К. был для Иисуса Его городом (Мф 9:1; ср. Мф 4:13). Здесь Он исцелил тещу Петра (Мк 1:29 и след.) и расслабленного, к-рого друзья спустили к Нему через отверстие в кровле дома (Мк 2:3 и след.). В этом городе жили сотник, раб к-рого исцелился по слову Иисуса (Мф 8:5 и след.), и царедворец, сына к-рого Иисус исцелил, находясь в Кане Галилейской, т.е. на расстоянии 26 км (Ин 4:46 и след.). В К. также жили Иаир, отец девочки, воскрешенной Иисусом (Мк 5:22 и след.,35 и след.), и мытарь Левий, принимавший Учителя в своем доме (Мк 2:14 и след.). У гор. пристани К. собралось однажды так много народа, что Иисусу пришлось говорить с людьми из лодки, в то время как народ стоял на берегу (Мф 13:2). Но все величайшие деяния, совершенные здесь Иисусом, не смогли обратить жителей этого города к Господу, и "вознесшийся до неба К. был низвергнут в ад" (Мф 11:23): в средние века город подвергся разрушению.

Каперс
[евр. абиййона], цветочные почки кустарника каперса (capparis spinosa), имеющие форму ягод, в древности служившие средством для возбуждения аппетита. В Екк 12:5 рассыпающийся К., вероятно, служит символом зрелости и приближающегося конца жизни.

Каппадокия,
область на востоке Малой Азии, с 17 г. по Р.Х. ставшая рим. провинцией. В К. входили земли, лежавшие по берегам реки Галис. На западе К. граничила с Ликаонией и Галатией, на севере - с провинцией Понт, а на юге - с Киликией. Иудеи из К. приходили в Иерусалим на праздник Пятидесятницы (Деян 2:9), позднее Петр адресовал свое Первое послание (иудео- ?) христианам этой области (1 Петр 1:1).

Карей
[евр. Кареах, "лысая голова"], отец Иоанана и Ионафана, двух военач., командовавших иуд. войском после падения Иерусалима (4 Цар 25:23; Иер 40:8).

Карем
[это название отсутствует в канонич. (основ. на МТ) тексте Синод. пер. Библии]. Город в уделе Иуды (Ис Нав 15:59), вероятно, тождествен совр. Эн-Кариму (новоевр. Эн-Керем), в 6,5 км зап. Иерусалима. По преданию, это был родной город Иоанна Крестителя. -> Ютта (Юта) -> Бефкарем.

Каркас
(перс. "коршун"), евнух перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10). -> Авагфа.

Каркая
("дно", "днище"), погран. город на юге удела Иуды, между Аддаром и Ацмоном (Ис Нав 15:3), сев.-зап. Кадеш-Барнеа (Кадес-Варни). Полагают, что К. находилась у слияния ручьев Вади-эль-Айн и Вади-Умм-Хаздум.

Каркор,
место на вост. берегу Иордана (Суд 8:10), вост. Иогбеги, сев.-зап. Аммана. А.Музиль предполагал, что это долина реки Вади-Сирхан, прим. в 70 км юго-вост. Аммана.

Кармил
["сад (с виноградником и фруктовыми деревьями)"]:
1) горная гряда в уделе Асира (Ис Нав 19:26), к-рая, вдаваясь в Средиземное море (см. Иер 46:18), закрывает с юга г. Акко. Вследствие того, что здесь выпадает много осадков, К. весь покрыт лесом, что нашло отражение в речениях пророков и в словах других библ. авторов (Ис 33:9; Ис 35:2; Иер 50:19; Ам 1:2; Ам 9:3; Наум 1:4; Песн 7:6). На К. произошел Божий суд, на к-рый -> Илия вызвал жрецов Ваала (3 Цар 18). Полагают, что местом, где Бог исполнил Свой приговор, была вершина Эль-Мухрака ("место сожжения") у юж. окончания горной цепи: она достигает высоты 514 м над уровнем моря и имеет обрывистый вост. склон. Очевидно, именно здесь находилось место, пригодное для сооружения жертвенника. На склоне горы было достаточно пространства, чтобы могла разместиться большая толпа; расположена эта гора неподалеку от потока Киссон. Всего в нескольких минутах ходьбы отсюда находится возвышение, с к-рого открывается вид на море. Здесь же несет свои воды не иссякающий с библ. времен источник Бир-эль-Мухрака. Здесь пролегает самый короткий путь от К. в Изреель (ок. 20 км), до к-рого Илия бежал перед колесницей Ахава. В честь Илии арабы до сих пор называют эту гору Джебель-мар-Элиас. Здесь, на К., бывал и преемник Илии Елисей (4 Цар 2:25; 4 Цар 4:25);
2) город в уделе Иуды (Ис Нав 15:55), в 12 км юго-вост. Хеврона. Из К. были родом Авигея, жена Давида (1 Цар 27:3; 1 Пар 3:1), и вдова Навала, у к-рого там имелись владения (1 Цар 25:2). Уроженцем К. был также Хецрай, один из храбрых у Давида (2 Цар 23:35). После победы над амаликитянами Саул соорудил в К. памятник (в Синод. пер. ошибочно говорится о К. (1) - 1 Цар 15:12).

Кармилитянин, кармилитянка
Так называли тех, кто родился или жил в -> Кармиле (2) (2 Цар 3:3; 2 Цар 23:35; 1 Пар 3:1; 1 Пар 11:37).

Карп
[греч. Карпос, "плод"], христианин из Троады, у к-рого Павел оставил свой фелонь (2 Тим 4:13).

Карфа
("город"). Левитский город в уделе Завулона (Ис Нав 21:34). По мнению Ф.М.Абеля, к-рый в своих предположениях исходил из сообщений средневековых паломников, этот город находился на месте развалин Атлита, на побережье Средиземного моря, прим. в 15 км юж. -> Кармила (1). Другие исследователи сомневаются в том, что удел Завулона мог простираться до моря и считают более вероятным, что это Телль-эль-Артийе. -> Каттаф.

Карфан
("город"), левитский город в уделе Неффалима (Ис Нав 21:32); в 1 Пар 6:76 он назван Кириафаимом. Возм., это Хирбет-эль-Курийе, лежащий прим. в 11 км сев.-зап. Кедеш-Нафтали (библ. Кедеса Неффалимова).

Кархемис (Кархамис)
(в совр. лит-ре - Каркемиш), город в Месопотамии, центр хеттской культуры, столица одного из хеттских царств. Ныне это место называется Йераблус, или Йерабис. К. занимал выгодное геогр. положение, находясь у одного из главных бродов через Евфрат, зап. Харрана. Сюда прибывали купеч. караваны из Персии, Вавилонии, Малой Азии, Египта, Палестины, Угарита (Рас-Шамры). К. был перевалочным пунктом для самых разнообразных грузов; купцы, проходившие через него или перегружавшие здесь товар, платили пошлины. Благодаря этому К. стал богатым и политич. влиятельным городом. В XVII в. до Р.Х. К. попал в руки хеттов. Хотя при Тутмосе III (1504-1450 гг. до Р.Х.) город был занят египтянами, уже к 1400 г. до Р.Х. он вновь попал под власть хеттов и стал форпостом хеттского гос-ва на севере Арама (Сирии). В 717 г. до Р.Х. ассир. царь Саргон, завоевав К., захватил здесь большое количество золота и серебра (Ис 10:9). В 605 г. до Р.Х. фараон Нехо (-> Нехао) потерпел у К. сокрушит. поражение от Навуходоносора (Иер 46:2 и след.).

Каршена,
один из семи перс. и мидийских князей, приближенных к Артаксерксу (Есф 1:14). -> Адмафа.

Касифье,
местность в Вавилонии (Езд 8:17) неподалеку от -> Агавы, ее точное местонахождение неизвестно.

Касия
-> Корица, касия.

Каслухим,
в Синод. пер. - имя одного из сыновей Мицраима, в совр. переводах "каслухимы" - егип. народ (Быт 10:14). Это название связывают с горой Касиос, располож. вост. дельты Нила. -> Филистимляне.

Кассия
[евр. Кециа, "цветы корицы", "аромат корицы"], вторая дочь Иова, родившаяся после восстановления его благополучия (Иов 42:14).

Каттаф,
погран. город в уделе Завулона (Ис Нав 19:15), возм., Хирбет-Котена, лежащий в 8 км юго-зап. Телль-Кемуна (Иокнеама). Однако этот же город отождествляют с -> Карфой или с -> Китроном.

Кафтор,
земля филистимлян (Иер 47:4; Ам 9:7); вероятно, это остров -> Крит [егип. кефто, в клинописных источниках - каптара]. Во Втор 2:23 часть филистимлян названа кафторимами, а в Быт 10:14 кафторимы перечислены среди потомков Мицраима (в Синод. пер. слово "кафторим" передано как имя собств., а не как название народа).

Кафторим
-> Кафтор.

Кварт
(лат. "четвертый"), христианин из Коринфа (Рим 16:23).

Квириний
(Публий Сульпиций Квириний), рим. наместник в Сирии. В годы его правления по приказу имп. Августа в империи проводилась перепись населения (-> Оценка, оценивать), что заставило Иосифа и Марию отправиться в Вифлеем (Лк 2:2). Это упоминание вызывает большие затруднения, поскольку оно имеет отношение к событиям, происходившим еще при жизни Ирода Великого (ум. в 4 г. до Р.Х.), а античные источники и монеты 9-6 гг. до Р.Х. свидет-вуют, что наместником в Сирии в тот период был Сатурнин, а после него - Вар Однако греч. текст можно понимать и т.о.: Квириний был не гражд. чиновником, а, напр., командующим рим. войсками в Сирии.

И в этом качестве после 11 г. до Р.Х. он совершил воен. поход в Киликию. Упомянутая в Ев. от Луки перепись была лишь частью проводившихся по приказу Августа мероприятий, призванных определить численность населения и оценить имущ. состояние каждого жителя империи. На основании этого учета надлежало упорядоч. гос. бюджет и налогообложение. Перепись началась в 27 г. до Р.Х. с Галлии, а затем распространилась и на другие провинции. Существуют егип. док-ты, подтверждающие тот факт, что регистрироваться нужно было по месту рождения. В Сирии сбор сведений начался, видимо, в 12-11 гг. до Р.Х., причем руководство акцией, к-рая затем охватила и соседние области, могло находиться в руках военачальника, т.е. Квириния. Сведения о восстании Иуды Галилеянина во время переписи (Деян 5:37) относятся, вероятно, уже ко второму этапу переписи, к-рый проходил в Самарии и Иудее после отстранения Архелая и превращения его царства в рим. провинцию. Об участии в этом Квириния, ставшего к тому времени наместником в Сирии, хорошо известно. Но было бы неоправданно на этом основании подвергать сомнению сведения из Лк 2:2, даже если помимо НЗ их ничем нельзя подтвердить.

Кегелафа
("созыв", "собрание", "общество народа"), место стоянки израильтян во время странствования по пустыне (Чис 33:22 и след.), находившееся между -> Риссой и горой Шафер; возм., тождеств. -> Макелофу (ср. с Септуагинтой).

Кедар (Кидар)
(евр. "омрачаться"), имя сына Измаила (Быт 25:13), а также название произошедшего от него племени (Пс 119:5), к-рое упоминается вместе с Неваиофом, т.е. набатеями (Ис 60:7). К. было кочевым племенем, обитавшим в сир.-аравийской пустыне. Его оружием были лук и стрелы; пророк предсказывает, что "вся слава Кидарова исчезнет; и луков у сынов Кидара останется немного" (Ис 21:16 и след.). Кедарян причисляли к жителям востока (Иер 49:28). Они жили в черных шатрах из козьей шерсти (Песн 1:4; Иер 49:28-33), их основными занятиями были скотоводство и меновая торговля, к-рую они вели, в частн., с финикийцами (Иез 27:21). Они проживали между Авраном и Фемой; во времена Синаххериба их царь правил в Думе (совр. Эль-Джау). Основная область расселения кедарян, вероятно, находилась зап. Думы, между ручьями Вади-Сирхан и Вади-эль-Феджр. Из араб. надписей известно, что Гешем (ок. 445 г. до Р.Х.), упоминаемый в Неем 2:19; Неем 6:1 и след., был сыном некого Шахру и царем К. Прим. в конце столетия преемником Гешема стал его сын Кайну.

Кедемоф
("восточная местность"), левитский город в уделе Рувима (Ис Нав 13:18; 1 Пар 6:79), название к-рого носит также пустыня, простирающаяся сев. Арнона (Втор 2:26). Полагают, что это располож. в 14 км юго-вост. Мадабы (Медевы) Каср-эз-Зафаран, представляющий собой остатки двух слившихся древних поселений. Руины одного из этих поселений сохранили следы окружавшего его вала, насыпанного в каменном веке.

Кедес
(предположит. "святилище"):
1) хананейский город, к-рый был завоеван Тутмосом III, а затем - Иисусом Навином (Ис Нав 12:22). Он вошел в удел Неффалима и потому назывался К. Неффалимов (Суд 4:6) или К. в Галилее (Ис Нав 20:7). К. был городом-убежищем и левитским городом (Ис Нав 21:32). Это родина Варака (Суд 4:6). Тиглатпаласар III захватил К. и увел его жителей в плен (4 Цар 15:29). Исследователи установили, что К. - это совр. Кедеш-Нафтали, находящийся в 16 км сев. Цефата и в 35 км юго-вост. Тира. Город располагался на холме; как свидет-вуют археологич. находки, это место было заселено еще в железном веке. На соседнем холме, где много веков спустя местное население обмолачивало зерно, были найдены черепки, относящиеся к бронзовому веку; вероятно, именно здесь находился древний К.;
2) левитский город в уделе Иссахара (1 Пар 6:72), в Ис Нав 21:28 названный -> Кишионом. Вероятно, он же подразумевается в Суд 4:11. По мнению Дж.Гарстэнга, развалины города скрыты под холмом Абу-Кудес, в 4 км юго-вост. Мегиддо, но Г.Г.Дальман считал, что К. - это Телль-эль-Касис, располож. прим. в 3 км сев. Иокнеама;
3) город на юге удела Иуды (Ис Нав 15:23), вероятно, -> Кадес(-Варни).

Кедма
("восток"), сын Измаила; его потомки образовали одно из араб. племен (Быт 25:15; 1 Пар 1:31).

Кедмонеи
("те, что с востока"), один из народов, населявших Ханаан до прихода туда израильтян (Быт 15:19). Других сведений о них нет.

Кедорлаомер
(возм. "служитель (еламского божества) Лакамара"). Эламский царь, к-рый в союзе с царями более мелких вавил. царств вторгся в Палестину и был разбит Авраамом. До этого он в течение 12 лет господствовал над мелкими гос-вами, лежавшими юж. Мертвого моря, и после их отпадения пытался восстановить свое владычество (Быт 14:1-16).

Кедр
(Cedrus libani; евр. эрэз). К. ливанский относится к хвойным деревьям (Coniferae). Это вечнозеленое растение достигает выс. 40 м, а толщина его ствола - до 4 м. Хвойный покров К. похож на покров лиственницы. Его яйцевидные шишки размером до 10 см снабжены черенками и растут на ветках вертикально вверх. Когда-то Ливан был покрыт кедровыми лесами, но сегодня можно видеть лишь жалкие остатки в трех местностях; вблизи Бешерре насчитывается ок. 300 деревьев. К. часто упоминается в Библии (Числ 24:6; Суд 9:15; Пс 28:5; Пс 147:9 и др.). Он считается благороднейшим деревом (3 Цар 5:13; 4 Цар 14:9) - это символ силы и власти, но в то же время может олицетворять гордость и заносчивость (Пс 91:13; Ис 2:13; Иез 17:22-24; Иез 31:1-18). Иногда эти деревья называют К. Божьими (Пс 79:11) или древами Господа (Пс 103:16). Кедровая древесина имеет коричневый цвет, она очень прочна, ее не точат насекомые, поэтому она высоко ценится как строит. материал, это превосходное топливо, поскольку сгорает, почти не выделяя дыма и оставляя мало золы. Кедровое дерево предписывалось для принесения определ. жертв очищения (Лев 14:4.49; Числ 19:6; -> Жертва, V,5 в-д). Из душистой смолы этого дерева с древнейших времен получают кедровое масло. Финикийцы поставляли Давиду кедровые бревна для строит-ва дворца (2 Цар 5:11), Соломону - для строит-ва храма (3 Цар 5:10) и дворца (3 Цар 7:1-12), к-рый называли "домом из дерева Ливанского" из-за того, что при его сооружении и отделке использовалось много кедрового дерева. Строит. лес, как впоследствии и при строит-ве второго храма, перевозили по Средиземному морю (2 Пар 2:15; Езд 3:7). Сами финикийцы использовали стволы К. для изготовления корабельных мачт (Иез 27:5). Ассирийцы и вавилоняне нередко привозили стволы К. из воен. походов в качестве добычи (Ис 14:8; Ис 37:24), к-рая, видимо, считалась достаточно значительной, т.к. о ней упоминается в оставл. царями надписях. Под "кедром" в Ис 60:13, вероятно, подразумевается одна из разновидностей -> кипариса.

Кедрон
("мутный ручей"), долина между Иерусалимом и Масличной (Елеонской) горой, по к-рой проходили дороги на Вифанию (ср. Ин 18:1) и на Иерихон (ср. 2 Цар 15:23). Совр. араб. название К. - Вади-ситт-Мирьям, на иврите Нахал-Кедрон. Зимой здесь собиралась вода, образуя поток. В Ин 18:1 К. назван "зимним потоком" [греч. хеймаррос]. Долина К. образовывала вост. границу Иерусалима (3 Цар 2:36 и след.; ср. Иер 31:40). Еще в эпоху Царств в долине хоронили простых людей (4 Цар 23:6; ср. Иер 26:23). Аса, Езекия и Иосия приказывали сжигать здесь выброшенных из храма идолов (3 Цар 15:3; 2 Пар 29:16; 4 Цар 23:4.6). Долина К. сливается с Енномовой долиной, располож. к югу от Иерусалима, образуя единое пространство, именуемое Вади-эн-Нар. Затем К. спускается к Мертвому морю. Согласно сложившимся в послепленный период представлениям, воскресение мертвых и суд над ними должны начаться в долине К. (-> Иосафат, 7). Поэтому долина превратилась в место, где евреи предпочитали хоронить своих близких. И поныне на востоке долины, напротив южного угла основания храма, сохранились остатки большого евр. кладбища.

Кеила (Кеиль),
город в Шефеле, в уделе Иуды (Ис Нав 15:44). Давид защищал К. от филистимлян (1 Цар 23:1-13). Часть его жителей приняла участие в восстановлении города после возвращения из плена (Неем 3:17 и след.). Обычно К. отождествляют с Хирбет-Кила, лежащим у ручья Вади-эс-Сур (прим. в 13 км сев.-зап. Хеврона). Здесь между двумя долинами возвышается гора с крутыми склонами. Древний город площадью 108 х 105 м располагался на относит. ровной вершине горы, отделенной от основного хребта ущельем 17-метровой глубины. На склонах горы были найдены черепки, относящиеся к эпохе Царств. Бьющий в долине источник в изобилии снабжал город водой.

Кеиль
-> Кеила (Кеиль).

Келаия
-> Клита.

Келуги
[евр. Келухи], израильтянин из семейства Вания, к-рый во времена Ездры расстался со своей иноплем. женой (Езд 10:35).

Кемуил
[евр. Кемуэл]:
1) сын Нахора, родоначальник арамеев (Быт 22:20 и след.);
2) сын Шифтана, князь колена Ефрема, принимавший участие в разделе Ханаанской земли (Числ 34:24);
3) отец Хашавии, главы колена Левия во времена Давида (1 Пар 27:17).

Кеназ:
1) сын Елифаза и внук Исава (Быт 36:11), старейшина эдомитян;
2) израильтянин из колена Иуды, брат Халева, отец Гофониила (Ис Нав 15:17; Суд 1:13; Суд 3:9.11; 1 Пар 4:13);
3) сын Илы, внук Халева, правнук Иефонии (1 Пар 4:15).

Кенаф
В эллинистич. эпоху этот город назывался Каната, совр. Эль-Керак (?), располож. в зап. предгорье Аврана. Новах, один из князей колена Манассии, назвал К. своим именем (Числ 32:42), тем не менее за городом удержалось его прежнее название. Позднее К. перешел к сирийцам, т.е. арамеям (1 Пар 2:23). К. был самым вост. из городов -> Десятиградия. Ирод Великий потерпел здесь поражение от арабов.

Кенезеи
В Быт 15:19 К. названы среди народов, проживавших в Ханаане до того, как этой землей завладели израильтяне. К. считаются потомками Кеназа (1) (Быт 36:11); исходя из этого можно предположить, что первонач. они были эдомитянами.
Кенеи (кенеяне, кинеяне)
Родонач. К., видимо, был Каин (Чис 24:21 и след.). Предположит., К. были мадиамским племенем, поскольку родственник Моисея, названный в Числ 10:29 мадианитянином, в Суд 1:16; Суд 4:11 назван кенеянином. Часть К. вторглась в Ханаан вместе с народом Израиля (-> Ховав). Они заселили юж. часть Ханаана (1 Цар 15:6), хотя нек-рые из них, кочевники, иногда находили пастбища и на севере (Суд 4:11). Ионадав, сын Рехава, и его потомки, к-рые по-прежнему вели кочевой образ жизни (Иер 35), были по происхождению К.; ранее дом Рехава (Бетрехав) был принят в колено Иуды (1 Пар 2:55). Т.наз. кенейская гипотеза представлена в наст. время разными точками зрения. Нек-рые комментаторы Библии рассматривают К. в качестве странствующих кузнецов [от арабск. каин, "кузнец"], к-рых считают первыми почитателями Яхве. Согл. этой теории, Моисей получил свои религ. познания от тестя, к-рый был мадиамским священником, а израильтяне у горы Синай приняли бога К. как своего Бога. Однако в Библии об этом ничего не говорится, и явление Бога в Исх 3 никоим образом не свидетельствует о том, что Моисей встретился здесь с богом К.

Кенеяне
-> Кенеи.

Кенхреи,
гавань -> Коринфа на берегу Саронического (ныне Эгинского) залива, прим. в 11 км вост. города (Деян 18:18). Фива (Рим 16:1) была диакониссой Кенхрейской церкви.

Керенгаппух
[евр. Керен-Хаппух, "рожок для косметики (для черной краски)"], младшая дочь Иова (Иов 42:14).

Кереш
[евр. Переш, "содержимое желудка"], сын Махира из колена Манассии (1 Пар 7:16).

Кериоф
("города", "селения"), город в Моаве (Иер 48:24; Ам 2:2), к-рый упомянут в надписи на -> "камне Меши". Согл. этой надписи, в К. находилось святилище Хамоса. Местонахождение города точно не установлено; Ф.М.Абель полагал, что он находился на месте Салийе, сев. Арнона, в 16 км юго-вост. Дибана (Дивона).

Керос (Кирос),
родонач. семейства нефинеев (Езд 2:44; Неем 7:47), вернувшегося из вавил. плена вместе с Зоровавелем.

Кесалон
Название связано с понятиями "твердость" или "сумасбродство". Место в уделе Иуды (Ис Нав 15:10), совр. селение Кесла, в 4,5 км вост. Цоры.

Кесария
("царственная"). К. Маритима (т.е."приморская", в отличие от К. Филипповой), город, лежащий на Средиземноморском побережье Палестины, к югу от горы Кармил. Здесь жил благовестник Филипп (Деян 8:40; Деян 21:8), здесь Петр крестил дом Корнилия (Деян 10:1 и след.), здесь умер -> Ирод Агриппа (Деян 12:19.23). Павел неоднократно посещал К. во время своих миссионерских путешествий (Деян 9:30; Деян 18:22; Деян 21:8). К., основ. в IV в. до Р.Х. финикийцами как небольшая гавань под названием Стратонова Башня на севере Саронской равнины, между 22 и 10 гг. до Р.Х. была превращена Иродом Великим в великолепный город и названа в честь -> Августа К.

Тем самым был создан крупный порт, выгодно располож. на важном торг. пути Дамаск - Египет. К услугам 40-50 тыс. жителей (греков, иудеев и римлян) построенного на песке города было два водопровода. Город окружала крепостная стена. Два выдвинутых в море мола с большими волнорезами обеспечивали бесперебойную работу порта. Возвышавшиеся над городом здания храма, цар. дворца и амфитеатра были хорошо видны издали. К. была резиденцией рим. наместников (прокураторов) (см. Деян 23-26), к-рые, однако, на время больших праздников переезжали в Иерусалим, (-> Понтий Пилат; см. Мф 27:11 и след., а также парал. места). В 1961 г. в театре, построенном Иродом Великим, был обнаружен камень с надписью, содержащей имя Пилата, - это первое, помимо НЗ, известное нам упоминание имени прокуратора. В IV в. по Р.Х. в К. жил составитель Ономастикона (списка геогр. названий) историк Евсевий. В XIII в. К. была разрушена арабами. Напоминанием о некогда богатом городе служит маленькая деревня Кайсарие, лежащая посреди голого поля, усеянного развалинами. Обломки некогда великолепных зданий пошли в основном на строит-во других городов.

Кесария Филиппова
лежит у истоков Нахр-Баньяс, одной из трех рек, слияние к-рых образует Иордан. Грот, из к-рого вытекает вода, греки посвятили богу источников Пану (отсюда название Панеас, араб. Баньяс). В 20 г. до Р.Х. Ирод Великий получил эту область и построил там город в честь Августа. Рядом с алтарем Пана он воздвиг мраморный храм со статуей императора. Четвертовластник (тетрарх) Филипп, много сделавший для украшения города, в 3 г. до Р.Х. назвал его Кесарией. Добавление "Филиппова" отличает ее от одноим. города на побережье. Здесь, в К.Ф., где почитали природную силу Пана и воздавали божеств. почести гос. власти в лице имп., группы иудеев ожидали наступления конца света. Здесь Христос спрашивал Своих учеников: "За кого почитают Меня люди?" И Петр исповедал: "Ты - Христос" (Мк 8:27-30). С богосл. т.зр., это событие - поворотный пункт в Ев. от Марка. В первой части книги делается акцент на чудеса Христовы, во второй - на Его наставления ученикам. С этого момента постепенно начинает раскрываться тайна личности Иисуса, и на первый план выходит тайна Его страданий. В Ев. от Марка К.Ф. - это и геогр. поворотный пункт. Достигнута крайняя сев. точка странствований Иисуса, и отсюда Его путь лежит на юг, в Иерусалим, навстречу страданиям и смерти (см. A. Pohl. Das Evange-lium des Markus, Wuppertaler Studienbibel, Er-gaenzungsband, 33 и след.).

Кесарь
I. Рус. слово "кесарь" восходит через греч. кайсар к родовому имени Цезарь, к-рое принадлежало одной из ветвей рим. рода Юлиев. Прославленным отпрыском этого рода был Гай Юлий Цезарь. Цезарь усыновил своего внучатого племянника, к-рый стал называть себя Гай Юлий Цезарь Октавиан (-> Август). Многие рим. властители, правившие после него, также прибавляли к своему имени, как составную часть, имя Цезарь (Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон), и постепенно оно превратилось в титул императора. В этом значении слово "кесарь" многократно встречается в НЗ. Упоминаются кесари -> Август (Лк 2:1); -> Тиверий (Тиберий, Лк 3:1 - в Синод. пер. - Тиверий), к-рый также подразумевается в Мф 22:17; Мк 12:14; Лк 20:22; Ин 19:12; -> Клавдий (Деян 18:2) и (не названный по имени) -> Нерон (Деян 25:12.21; Деян 26:32). Однако, кроме упоминания об изданных Августом и Клавдием повелениях (Лк 2:1; Деян 18:2), в НЗ отсутствуют примеры непосредств. участия императоров в описываемых событиях. Совсем не упоминается имп. Калигула (37-41 гг.), преемник Тиберия и предшественник Клавдия. О нем -> Ирод Антипа и -> Ирод Агриппа I.
II. Словосочетание "друг кесаря" (Amicus Caesaris) было офиц. почетным титулом, предоставлявшим его носителю большие привилегии; лишение этого титула предполагало немилость для его владельца (Ин 19:12). Выражение "кесарев дом" (Флп 4:22) обозначает (как и вообще понятие -> "дом") не только здание, т.е. дворец императора, но и его семейство, включая рабов и вольноотпущенников, многие из к-рых жили за пределами Рима, нередко - в крупных городах в провинциях.
III. Обращение к императору как к высшей судебной инстанции считалось правом каждого рим. гражданина. Этим обращением отменялось любое другое судебное решение, в том числе и оправдание (Деян 26:32). Под словом "царь" иногда подразумевался император (1 Тим 2:2; 1 Петр 2:13.17; возм., и Откр 17:2).

Кесед,
сын Нахора и племянник Авраама (Быт 22:22), от имени к-рого произошло слово "халдеи" [евр. касдим].

Кесил
("безрассудный" или "Орион"), город на юге удела Иуды, в Ис Нав 15:30 упомянутый после Елфолада и перед Хормой. В Ис Нав 19:4 на его месте значится Вефул; в нек-рых рукописях Септуагинты и в Ис Нав 15:30 вместо К. указан -> Вефиль. Если эти два города можно отождествить, то К., видимо, находился на месте Хирбет-эр-Рас, сев. Беэр-Шевы.

Кесиль
-> Орион (Кесиль).

Кесуллоф
Значение связано с понятием "быть безрассудным". Город в уделе Иссахара (Ис Нав 19:18); -> Кислоф-Фавор.

Кефар-Аммонай
("деревня аммонитян"), город в уделе Вениамина (Ис Нав 18:24), вероятно, Хирбет-Кафр-Ана, в 3 км вост. Джифны (расположенной прим. в 20 км сев. Иерусалима).

Кефира
("деревня"), город рядом с Гаваоном (Ис Нав 9:17), выделенный во владение колену Вениамина (Ис Нав 18:26). После возвращения народа из вавил. плена город был заново заселен (Езд 2:25; Неем 7:29). Это совр. Кефире, прим. в 13 км сев.-зап. Иерусалима.

Киброт-Гаттаава
("гробы прихоти"), место между горой Синай и -> Асирофом, где израильтяне располагались станом во время своего странствования по пустыне (Числ 11:34; Числ 33:16.17; Втор 9:22). Полагают, что это совр. холм Руэйс-эль-Эбейриг, прим. в 50 км сев.-вост. горы Синай. Холм расположен в просторной долине, к-рая образовалась на месте слияния нескольких периодич. пересыхающих потоков.

Кивцаим,
левитский город в уделе Ефрема (Ис Нав 21:22). Его местонахождение неизвестно.

Кидар:
1) -> Кедар (Кидар);
2) -> Первосвященник -> Одежда.

Киликия,
рим. провинция на юго-востоке Малой Азии, огранич. на западе и на севере горами Тавра, на востоке - горами Амана. Ее столицей был -> Тарс, родина ап. Павла (Деян 22:3). К. часто упоминается вместе с Сирией (Деян 15:23.41; Гал 1:21), обе провинции с 64 г. до Р.Х. находились под управлением римлян (практич. К. подпала под власть Рима много ранее, со 102 г. до Р.Х.). Здесь рано возникли христ. общины (Деян 15:23). Зап. часть страны гористая; вост., где расположен город Тарс, представляет собой плодород. равнину. Контакты с другими гос-вами Малой Азии осуществлялись через знаменитый перевал, называемый Киликийскими воротами. Узкая тропа через перевал была известна еще в 400 г. до Р.Х. и со временем была так расширена, что стала пригодной для колесниц. Цицерон в одном из своих писем замечает, что перевал через Тарс из-за снега непроходим до июня. Из этого комментаторы делают вывод, что Павел во время своего второго миссионерского путешествия не мог прибыть в Дервию и Листру раньше июня 50 г. (Деян 15:41 - Деян 16:1). В ветхозаветное время К. называлась Кое (-> Мицраим); в 839-833 гг. до Р.Х. ассир. царь Салманасар III установил над ней свое господство.

Кимвал
-> Музыкальные инструменты.

Кимгам
[евр. Кимхам], видимо, сын галаадитянина Верзеллия, к-рый отказался от почестей, предложенных ему за то, что он оказал царю Давиду поддержку, когда тот бежал от Авессалома. На предложение царя последовать за ним 80-летний Верзеллий ответил отказом, попросив взять вместо себя своего сына К. (2 Цар 19:37 и след.). Когда Давид отправился в Галгал, К. был вместе с ним и с тех пор жил при дворе. См. также 3 Цар 2:7.

Кина,
погран. город на юге удела Иуды (Ис Нав 15:22), возм., место (новоевр. Хурва-Кина) у Вади-эль-Кени, прим. в 10 км юго-вост. Арада.

Кинеяне
-> Кенеи (кенеяне, кинеяне).

Киннереф (Хиннароф, Хиннереф, Киннероф):
1) город в уделе Неффалима (Ис Нав 11:2; Ис Нав 19:35; Втор 3:17), совр. Телль-эль-Ореме на сев.-зап. берегу Геннисаретского озера;
2) равнина, простирающаяся юго-зап. города К. (3 Цар 15:20; ср. Ис Нав 11:2), то же, что земля Геннисаретская (Мф 14:34);
3) море=озеро -> Геннисаретское (Числ 34:11; Ис Нав 12:3 и Ис Нав 13:27).

Киннероф
-> Киннереф.

Кипарис,
растение из рода кипарисовых (Cupressoideae). В Палестине встречается только один вид этого дерева - К. вечнозеленый (Cupressus sempervirens), имеющий, однако, две разновидности: а) деревья пирамидальной формы достигают выс. 20-50 м, их ветви растут вверх, тесно прилегая одна к другой. Эта разновидность К. наиб. распространена; б) более мелкие деревья с развесистой кроной, похожей на крону кедра (Cupres-sus sempervirens var. horizontalis). Листья К. мелкие и чешуйчатые, шишки яйцевидные, деревянистые. Древесина красновато-желтого цвета, твердая, ее обычно не точат насекомые. Два евр. слова предположит. обозначают К.: берош (3 Цар 5:8.10; 3 Цар 6:15.34; 4 Цар 19:23; Ис 60:13; Зах 11:2 и др.) и теашшур (Ис 41:19; Ис 60:13; Иез 27:6). Поскольку слово берош встречается чаще, ученые предположили, что оно обозначает К. пирамид. формы, а теашшур - К. с развесистой кроной. Однако исследователь Келер считает, что слово берош обозначает похожий на К. финик. можжевельник (Juniperus phoenicea). К. упоминается в ВЗ как символ Ливана (Иез 31:8; ср. также 4 Цар 19:23; Ис 14:8; Ис 60:13 и др.) и Сенира (Ермона) (Иез 27:5), нередко наряду с кедром. Древесина К. всегда очень ценилась как красивый и долговечный строит. материал. Соломон использовал ее для облицовки стен внутри храма (3 Цар 6:15.34; 2 Пар 3:5). Кипарисовое дерево поставляли ему от Хирама из Тира (3 Цар 5:10; 2 Пар 2:7). Помосты тирских кораблей делали также из кипарисовых досок (Иез 27:5 и след.; в Иез 27:5 - берош, в Иез 27:6 - теашшур). Возм., из К. изготавливали и музык. инструменты (2 Цар 6:5, здесь текст неоднозначен) -> Ковчег.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ---