Меню

Библейская Энциклопедия -- Л --



Лаван
("белый"):
1) сын Вафуила и внук Нахора, брата Авраама (Быт 24:15; Быт 28:5; Быт 29:5). Л. был арамеем (Быт 25:20; Быт 31:24) и жил в городе Нахора (Быт 24:10), т.е. в Харране (Быт 27:43; Быт 28:10). Будучи братом Ревекки, он участвовал в принятии решения о ее замужестве (Быт 24:29.50.51). У Л. было несколько сыновей (Быт 30:35; Быт 31:1) и две дочери, Лия и Рахиль (Быт 29:16); к нему бежал -> Иаков, опасавшийся мести -> Исава. Л. владел большими стадами овец и коз (Быт 31:38) и, как следует из Быт 24:30; Быт 29:1 - Быт 31:55, был довольно алчным и хитрым человеком (Быт 29:22-27). Он поклонялся идолам (Быт 31:30), хотя знал, что Господь благословил его за Иакова (Быт 30:27). Когда Иаков после двадцатилетнего служения своему тестю Л. тайно бежал от него вместе со своей семьей, Л. отправился в погоню за ним. Бог предупредил Л., чтобы он не говорил Иакову "ни доброго, ни худого" (Быт 31:24). Между Л. и Иаковом был заключен союз, после чего Л. вернулся домой (Быт 31:44.51);
2) местность "за Иорданом" (Втор 1:1); возм., тождественна -> Ливне (1), месту третьей после Асирофа стоянки израильтян во время их странствования по пустыне (Числ 33:20). Местность под названием Л., находившаяся возле потока Египетского, упоминается в надписях ассир. царя Саргона II и егип. фараона Шешонка (библ. Сусакима).

Лагад
[евр. Лахад, "медлительный", "вялый"], еврей из колена Иуды, сын Иахафа (1 Пар 4:2).

Ладан, ливан
Ароматич. смола, применяемая при богослужении. Л. получают из прозрачной густой жидкости, выделяющейся из смоляных ходов в коре Boswellia carteri (семейство Burseraceae) - кустарника с мелкими листьями, который произрастает в Южной Аравии (Ис 60:6; Иер 6:20), но встречается и на зап. побережье Красного моря. Египтяне привозили ладановый кустарник из Пунта (-> Фут). От другой разновидности этого кустарника, а именно Boswellia thurifera, получают индийский Л., к-рый, вероятно, подразумевается в Откр 18:13. Евр слово левона = "ладан" [греч. либанос] является производным от "белый", "блестящий", что указывает на цвет Л. Вытекшая смола, содержащая эфирные масла, постепенно затвердевает, и тогда из нее катают цилиндрики светло-желтого цвета. Полож. на огонь, они медленно, с потрескиванием сгорают, распространяя приятный аромат, к-рый впитывается одеждой, подобно аромату духов (Песн 3:6). В богослужении израильтян Л. занимал важное место. Он был одной из частей священного курительного состава (Исх 30:34; ср. -> Жертва курения, курение) и входил также в состав хлебного приношения (Лев 2:1-16), в то время как его включение в жертву повинности (Лев 5:11) и жертву ревнования (Числ 5:15) было запрещено. Среди сокровищ, к-рые принесли волхвы Младенцу, упомянут и Л. (Мф 2:11).

Ладонь
-> Меры длины, площади, объема и веса.

Лаеда
[евр. Лада, "с мясистой шеей"], еврей из колена Иуды, из рода Силома, родоначальник жителей Мареши (1 Пар 4:21).

Лаедан
[евр. Ладан, "с мясистой шеей"]:
1) ефремлянин, предок Иисуса Навина (1 Пар 7:26);
2) левит из рода Гирсона (1 Пар 23:7-9; 1 Пар 26:21).

Лаел
[евр. Лаэл, "принадлежащий Богу, Его собственность"], левит из рода Гирсона, отец Елиасафа (Числ 3:24).

Лазарь
[греч. ф-ма от евр. Элеазар, "Бог помог"]:
1) нищий из притчи, рассказанной Иисусом (Лк 16:19-31). Больной, покрытый язвами Л. лежал перед воротами дома, в к-ром жил богач, и хотел только одного - утолить голод объедками с его стола. После смерти Л. был отнесен ангелами на -> лоно "Авраамово". Это единств. случай, когда герой притчи Иисуса имеет имя;
2) Л. из Вифании, брат Марфы и Марии. Иисус любил его. Получив весть от сестер о болезни их брата, Он пришел в Вифанию. Иисус воскресил Л., четыре дня до этого пролежавшего в гробнице (Ин 11:1-45). Затем Л. принял участие в праздничной трапезе, к-рая была приготовлена для Иисуса в доме Симона прокаженного (Ин 12:1.2; Мф 26:6). Услышав о том, что в доме находится Иисус, многие пришли туда посмотреть на Него, а также на воскресшего Л. (Ин 12:9). Первосвященники же, намеревавшиеся убить Иисуса (Ин 11:46-53), решили убить и Л. (Ин 12:10).

Лаис
("лев"):
1) место в уделе Вениамина, предположит. совр. Эль-Исавийе, лежащий вблизи Иерусалима, сев.-вост. Масличной горы (Ис 10:30);
2) -> (Дан 3).

Лаиш
[евр. Лайиш, "лев"], житель Галлима, отец Фалтия (1 Цар 25:44; 2 Цар 3:15).

Лаккум,
место на границе удела Неффалима (Ис Нав 19:33), возм., совр. Мансура, лежащая зап. места истечения Иордана из Геннисаретского озера, в 1,5 км сев.-зап. Эль-Абедийе.

Ламех:
1) сын Мафусала, потомок Каина, отец Иавала, Иувала и Тувал-Каина. Известны слова Л., в к-рых он, обращаясь к своим женам Аде и Цилле, восхваляет себя за свершение кровной мести. Эта речь - образец древней поэзии, к-рая широко представлена в Библии (Быт 4:18-24);
2) сын Мафусала, отец Ноя и потомок Сифа (Быт 5:25-31; 1 Пар 1:3; Лк 3:36).

Лань
-> Антилопа -> Олень.

Лаодикия,
город в Малой Азии (Откр 1:11), в к-рый было направлено седьмое послание Иоанна Богослова (Откр 3:14). Л., основ. Антиохом II и названная в честь его супруги Лаодикии, была главным городом Фригии и находилась неподалеку от Иераполя и от Колосс, на реке Лик, притоке Меандра. В лаодикийской церкви трудился Епафрас (Кол 4:13). Павел не посещал ее (Кол 2:1), но обратился к ней с посланием (Кол 4:16). Л. славилась технологией обработки шерсти и мед. школой, на что, вероятно, апостол намекает в Откр 3:18.

Лапа
Все четвероногие, "которые ходят на лапах", считались у израильтян нечистыми (Лев 11:27), т.е. к этой категории относились почти все встречающиеся в Палестине млекопитающие, за искл. копытных.

Лапидоф
[евр. Лаппидот, возм., "факелы"], муж Деворы, пророчицы и судьи Израиля (Суд 4:4).

Ласем
-> (Дан 3).

Ласея,
порт. город на юж. побережье Крита (Деян 27:8), лежащий вост. Литинона, самой юж. точки острова.

Ласточка:
1) [евр. дерор (Пс 83:4; Притч 26:2)]. Быстрый, скользящий, грациозный полет Л. в Притч 26:2 символизирует тщетность незаслуж. проклятия. В Палестине живет несколько разновидностей Л. Из видов, встречающихся и в Европе, там обитают деревенская Л. (Hirundo rustica) и береговая Л. (Hirundo riparia);
2) под евр. словом сус (вероятно, оно читалось как звукоподражат. сис, имитирующее крик этой птицы), обозначающим щебечущую (Ис 38:14) перелетную птицу (Иер 8:7), видимо, подразумевается черный стриж (Apus apus). Эти похожие на Л. птицы многочисл. стаями посещают Палестину во время своих миграций; они остаются здесь, как правило, с апреля по ноябрь, здесь они вьют гнезда. Наряду с черным стрижом распространен здесь и более крупный белобрюхий стриж (Apus melba). Его пронзит. крик сравнивается в Ис 38:14 с человеч. воплем боли.

Латинский язык
С включением Палестины в состав Римской империи Л.Я. здесь стал офиц. языком, чем и объясняется тот факт, что на кресте Иисуса была сделана надпись на латыни (Ин 19:20). Отдельные лат. слова встречаются и в тексте НЗ: центурио (Мк 15:39, сотник); легио (Лк 8:30, легион); квадранс (Мф 5:26, кодрант); преториум (Ин 18:28, претория). Однако наиб. распростр. языком оставался греч.; видимо, Пилат разговаривал с Иисусом и евреями на греч. языке. Первые христиане в Риме также долгое время общались на греч. (см. Послание к Римлянам).

Латы
-> Оружие и орудия труда (I).

Лахис,
в совр. науч. лит-ре - Лакиш. Ныне это Телль-эд-Дувейр (новоевр. Телль-Лахиш), находящийся в 7 км юго-зап. Бейт-Джибрина (Элевферополя). Первое поселение на этом месте возникло еще в III тысячел. до Р.Х. Город был завоеван Тутмосом III (1504-1450 гг. до Р.Х.); Л. упоминается в док-тах из Телль-Амарнского архива. Среди найденных в Л. письм. памятников следует отметить егип. надпись на черепке, датирующую изделие "4-м годом фараона". Если предположить, что речь идет о Мернептахе, то эта надпись может служить аргументом в пользу поздней датировки -> исхода. Иисус Навин завоевал Л. (Ис Нав 10:31-33; Ис Нав 12:11) и выделил его колену Иуды (Ис Нав 15:39). Иуд царь Ровоам укрепил город (2 Пар 11:9). Здесь был убит Амасия (4 Цар 14:19). Сцена захвата города Синаххерибом (библ. Сеннахиримом) в 701 г. до Р.Х. (4 Цар 18:14.17) изображена на ассир. рельефах, дающих нам представление об одежде, оружии, домашнем скоте и колесницах иудеев того времени. В 588-587 гг. до Р.Х. Л. был взят и полностью разрушен Навуходоносором (Иер 34:7). Окончат. разрушение города было предсказано еще Михеем (Мих 1:13). Ко времени, непосредств. предшествовавшему полному разрушению Л., относятся печать -> Гедалии (4) и "Лакишские письма" (-> Письмо, IV), к-рые являются документальными источниками, рассказывающими о последнем периоде существования Иудейского царства. В упоминаемом в этих письмах пророке исследователи видят Иеремию (ср. Иер 38:4). После возвращения евреев из плена Л. был вновь заселен (Неем 11:30); к этому времени относится возведение большого дворца перс. наместника, остатки к-рого были найдены здесь при раскопках. -> Раскопки (I) и (IV,4) -> Алфавит -> Меры длины, площади, объема и веса (I,4б).

Лахмас,
город в долине Шефела, удел Иуды (Ис Нав 15:40), совр. Хирбет-эль-Лахм, в 4 км юж. Бейт-Джибрина (Элевферополя).

Лахмий
[евр. Лахми], брат гефянина Голиафа, великан, убитый Елханамом, сыном Иаира, во время войны Давида с филистимлянами (1 Пар 20:5). Л., вероятно, принадлежал к остаткам енакимов, укрывшихся в Филистимской земле от израильтян (Ис Нав 11:22). -> Голиаф (2).

Лаша,
город на границе области, насел. хананеями (Быт 10:19). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Иеронима, город располагался вост. Мертвого моря и позже назывался Каллироя. В имевшихся в этих местах теплых источниках тщетно искал исцеления Ирод Великий. Другие исследователи отождествляют Лашу с Лахисом (-> Дан 3).

Лебедь
Евр слово тиншемет (Лев 11:18; Втор 14:16), переданное в Синод. пер. как "лебедь", обозначает, видимо, сову, а именно сипуху (Tyto alba). Птица считалась нечистой.

Лев
I. В Палестине в библ. времена львы (Felis leo) встречались повсеместно. В евр. языке существует целый ряд слов, обозначающих Л., львицу и их детенышей (ср. в евр. тексте Иов 4:10.11; Иез 19:1-9). Согл. библ. свидет-вам, Л. встречались на границе долины Шефелы (Суд 14:5), в Иудейских горах (1 Цар 17:34; 3 Цар 13:24), в лесах по берегам Иордана (Иер 49:19), в Самарии (4 Цар 17:25), Моаве (Ис 15:9) и у подножия Ливана (Песн 4:8). Этот крупный хищный зверь (Притч 30:30) нападал на стада (Иер 50:17), и его не могли отогнать крики пастухов (Ис 31:4). Очень редко пастуху удавалось спасти животное, схваченное Л. (1 Цар 17:34-36; ср. Ам 3:12).
II. Цари Древнего Востока охотились на Л., ловили их и сажали в клетку (Иез 19:4.9 и ассир. изображения). Клетки служили и для перевозки этих животных; упоминаемый в книге Даниила ров (гл. 6), вероятно, представлял собой установленную под землей клетку, в к-рой в Вавилоне держали Л.
III. Л. является символом народа Израиля (Числ 24:9) и колен Иуды (Быт 49:9), Гада (Втор 33:20) и Дана. С Л. сравнивается Бог, вершащий Свой суд (Ис 38:13; Ос 5:14; Ос 13:7.8), а в Откр 5:5 Иисус Христос назван Л. от колена Иуды. Образ Л. служит воплощением мужества (Притч 28:1) и силы (2 Цар 1:23), к нему прибегают при описании мощи врагов (Пс 21:14; Ис 5:29) и сатаны (1 Петр 5:8), он же может обозначать и надуманную опасность (Притч 22:13; Притч 26:13). В мире будущего Царства Божиего преобразится и хищная натура Л. (Ис 11:6.7; Ис 65:25). -> Дьявол (IV,3).

Левана (Лебана)
("белый", "полнолуние"), привратник в храме, потомки к-рого вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:45; Неем 7:48).

Леваоф
-> Беф-Леваоф.

Левиафан
[евр. ливьятан, "свернувшийся"]. Л., как и существо, обозначаемое евр. словом таннин (-> Змей, дракон, крокодил) - это похожее на дракона чудовище (Пс 73:14; Пс 103:26). В Ис 27:1 Л. выступает как символ темных сил. В Иов 3:8, вероятно, отражены фольклорные представления о Л. как о небесном драконе, проглотившем солнце и луну. В подробном описании Л., приводимом в Иов 40:20 - Иов 41:26, можно узнать крокодила. Нильский крокодил (Crocodylus niloticus), к-рый в Иез 29:3-5; Иез 32:2-4 назван евр. словом таннин (в Синод. пер. - "чудовище") и к-рый, вероятно, подразумевается под "зверем в тростнике" в Пс 67:31, встречался ранее и в Палестине, особенно в окрестностях Кесарии. Страбон и Плиний упоминают "город крокодилов" и "реку крокодилов", находившиеся юж. горы Кармил.

Город до наших дней не сохранился, но река - это, возм., совр. Нахал-Танниним. Нильский крокодил достигает в длину 6 м, его узкое вытянутое тело имеет темно-зеленую, с бронзовым отливом окраску и небольшие черные пятна на спине; брюшная часть туловища крокодила грязно-желтого цвета. Охотятся крокодилы обычно ночью. Они питаются рыбой и птицами, а также нападают на млекопитающих, приходящих на водопой. Их добыча - овцы, козы, коровы, ослы и иногда даже верблюды; большую опасность они представляют и для человека. Крокодилы передвигаются с поразит. скоростью, используя в качестве руля мощный хвост. В наст. время в Египте нильский крокодил почти исчез.

Левий
[евр. Леви]:
1) третий сын Иакова от Лии (Быт 29:34). Вместе с братом Симеоном Л. напал на город Сихема; мстя за поруганную честь своей сестры Дины, они убили всех мужчин в этом городе (Быт 34:25). За этот поступок потомки обоих братьев были осуждены на разделение и рассеяние (Быт 49:5-7). Позднее это проклятие обратилось для -> левитов в благословение (Исх 32:26-29; Втор 33:8-11). Л. поселился вместе с Иаковом в Египте, где и умер в возрасте 137 лет. У него было три сына - Гирсон, Кааф и Мерари (Быт 46:11; Исх 6:16);
2) евр. имя ап. Матфея (Мк 2:14; Лк 5:27);
3-4) два предка Иисуса Христа (Лк 3:24.29).

Левит,
название третьей книги Моисея. -> Пятикнижие Моисея.

Левиты
I. Л., потомки трех сыновей -> Левия - -> Гирсона, -> Каафа и -> Мерари - делились на гирсонян, каафитян и мераритян. В пустыне Господь избрал Л. в Свою нераздельную собственность как возмещение за первенцев Израиля, и они были посвящены на служение Ему (Числ 3:6-8.12.13; -> Первородство). Из числа Л. были назначены и -> священники - Аарон и его сыновья (Исх 28:1). Т.о., внутри колена Левия следует различать священников из рода Аарона, к к-рому должен был принадлежать и первосвященник, и остальных левитов, к-рые хотя и происходили от Левия, но не были потомками Аарона. Л. не получили, как все остальные колена, удела в Ханаане; их "частью" был Сам Господь (Числ 18:20). В распоряжение Л. были отданы 48 городов (по четыре от удела каждого колена) вместе с пастбищами для скота. Израильтяне отдавали Л. -> десятину от собранного урожая и от скота, первые плоды и первенцев животных, а также части от приносимых Господу жертв (см. Исх 23:19; Лев 27:30-33; Числ 18:21-24; Числ 35:1-8). В свою очередь Л. отдавали десятую часть от полученного священникам (Числ 18:26-32; Неем 10:39). Л. следовало приглашать на все устраиваемые израильтянами жертв. трапезы (Втор 12:12.18; Втор 14:27.29; Втор 16:11).

II: 1) Л. подчинялись священникам. В число их обязанностей, к-рые определены в Числ 3; Числ 4; Числ 18, входила охрана святилища, однако им не позволялось приближаться ни к утвари святилища, ни к жертвеннику (Числ 18:3). К служению привлекались Л. в возрасте от 25 до 50 лет (Числ 8:23-26). Согл. Числ 4:23, Л. в возрасте от 30 до 50 лет выполняли работы в скинии собрания, а также переносили саму скинию и ее утварь (ср. 1 Пар 23:3-5). Период между 25 и 30 годами считался у евреев временем обучения и подготовки к служению. Давид снизил возрастной ценз до 20 лет (ср. 2 Пар 31:17; Езд 3:8). Но, возм., только с 30-летнего возраста Л. начинали исполнять все возлож. на них обязанности, в т.ч. и самые важные. Обряд посвящения Л. описан в Числ 8:5-22;

2) служение Л., особенно певцов и музыкантов, было по-новому организовано Давидом (1 Пар 16:37-42; 1 Пар 23:1 - 1 Пар 26:28). Подобно священникам, Л. - певцы, музыканты и привратники - были разделены на 24 отделения (чреды), регулярно сменявших друг друга в служении; часть же Л. Давид назначил чиновниками и судьями (1 Пар 26:29-32; ср. 2 Пар 19:8-11);
3) в особо торжеств. случаях Л. надевали дорогие льняные одежды (1 Пар 15:27; 2 Пар 5:12). Для выполнения тяжелых работ в святилище, для заготовки дров и доставки воды в распоряжении Л. находились -> нефинеи [евр. нетиним, "данные"], к числу к-рых принадлежали гаваонитяне и военнопленные.

III. После разделения царства оставшиеся в Северном царстве иудеи утратили связь с Иерусалимским храмом, и поэтому многие священники и Л. покинули Израиль и отправились в Иудею (2 Пар 11:13.14), где могли служить Богу согл. Его заповедям. Л. участвовали в свержении Гофолии (2 Пар 23), в восстановлении храма при Иоасе (2 Пар 24:5), способствовали проведению реформ царей Езекии (2 Пар 29-31) и Иосии (2 Пар 34-35); они помогали священникам наставлять народ в Законе (2 Пар 17:8.9). Среди евреев, возвратившихся из вавил. плена, были и Л. (Езд 2:40-42; Езд 8:15-19), к-рые возобновили свое служение (Езд 3:8.9; Неем 12:27-30; Неем 13:22) и были восстановлены в своих прежних правах (Неем 10:38 и след.; Неем 12:44-47). Нек-рые Л. женились на язычницах (Езд 10:23.24). В НЗ наряду с Л. из притчи Иисуса (Лк 10:32) упоминаются также левитские привратники (служители первосвященников; Ин 7:32.45.46; Ин 18:3; Деян 5:22.26) и их начальники (Лк 22:4.52; Деян 4:1; Деян 5:24.26). Л. из евр. диаспоры был кипрянин -> Варнава (Деян 4:36).

Левона
(предположит. "белая"), место сев.-зап. Силома (Суд 21:19), прим. в 30 км сев. Иерусалима на пути в Сихем, совр. Луббан.

Левый, слева
Правая рука человека, как правило, более активна по сравнению с левой, вследствие чего последняя часто считается ущербной. Когда Иаков благословлял своих внуков, то с возложением его левой руки было связано менее значимое благословение (Быт 48:13). В притче о Страшном суде проклятые стоят по левую сторону от Царя (Мф 25:41). В других случаях (напр., Исх 14:22; Ис 30:21) обе стороны называются без различия их значимости даже тогда, когда правая сторона называется первой; они обозначают лишь нахождение по обе стороны от некоего центра (ср. Мф 20:21 и след.). Оружие в правой и левой руке (2 Кор 6:7) - это оружие для нападения и защиты. -> Рука (III).

Легавим
(ф-ма мн.ч. в евр. яз. = "легавы"), народность в Египте, возм., ливийцы (Быт 10:13; 1 Пар 1:11).

Легион
I. Воинское соединение в рим. армии. В древнейшие времена Л. насчитывал приблизит. 3 тыс. воинов, в эпоху Империи - 5-6 тыс. пехотинцев и около 300 всадников. Легион делился на десять когорт, каждая из к-рых состояла из трех манипул; манипула, в свою очередь, включала в себя две центурии. Легионом командовал легат, когортой - военный трибун (-> Клавдий Лисий, Деян 23:26), центурией - центурион (-> Сотник; ср. -> Юлий, Деян 27:1). Тактич. единицей являлась когорта. Легионы состояли из тяжеловооруж. воинов (легионеров), набиравшихся первонач. из рим. граждан, а затем - и из жителей провинций, к-рые, став легионерами, получали гражд. права. Из располагавшихся в Палестине войск большая часть находилась в Кесарии (на тер. Иудеи). В Иерусалиме обычно стояло лишь несколько когорт, но в дни празднеств и в случае народных волнений гарнизон города усиливался.
II. В Мф 26:53; Мк 5:9; Лк 8:30 Л. названо множество ангелов, а также множество бесов.

Лед
в Пс 77:47 - крупный град.

Лемуил
[евр. Лемуэл, "принадлежащий Богу, Его собственность"], царь, к к-рому обращается с наставлениями его мать (Притч 31:1-9). В Притч 31:1 он назван "Лемуилом, царем Массы", измаилитского племени, жившего в сев. Аравии (Быт 25:14).

Лен
[Linum usitatissimum; евр. пешет и пишта], однолетнее травянистое растение с длинным волокнистым стеблем. Цветки небольшие, голубые или белые. Из стеблей Л. получают волокно, из к-рого ткут полотно (тонкое льняное полотно в Синод. пер. названо виссоном). Из льняного семени получают льняное масло. В библ. времена Палестина была богата диким Л. В качестве культурного растения Л. выращивался прежде всего в Египте (Исх 9:31; Ис 19:9), откуда ткань поставляли в Тир (Иез 27:7) и Палестину (Притч 7:16). В Палестине Л. выращивали лишь в отдельных местностях (в Библии упоминается только Иерихон - Ис Нав 2:6). Внебибл. источники сообщают также о полях Л. в Газере и Беф-Сане. Из льна ткали полотно (Притч 31:13) для одеяний священников (Исх 28:1; Исх 39:1; Исх 6:10; Исх 16:4.23; Иез 44:17 и след.).

Из полотна, привезенного из Египта, были изготовлены покрывала и занавес для скинии (Исх 26:1.31.36). Особенно ценилось "крученое" полотно, сотканное из сученых разноцветных нитей. Искусством изготовления такого полотна славились египтяне. В быту ценились льняные верхние и нижние одежды (2 Цар 6:14; Лк 16:19 и др.). Полотном обертывали тела умерших (Мф 27:59 и др.), из льняных нитей изготавливали фитили для ламп и плели веревки (Суд 15:14; Суд 16:9). -> Ремесло (II).

Лента
-> Шнур, лента.

Лень, леность, ленивый
Под Л. понимается вялость и бездействие человека. Ленивый должен брать пример с трудолюбивого муравья (Притч 6:6-8); ленивый - обуза для других людей (Притч 10:26). Оправдываясь, ленивый только наказывает себя, т.к. приводимые им доводы глупы (Притч 22:13) и свидет-вуют о его скудоумии, вызывая насмешки людей (Притч 6:9-11; Притч 10:4; Притч 12:24; Притч 13:4; Притч 14:23; Притч 18:9; Притч 19:15; Притч 20:4; Притч 24:30-34). Немилосердному суду подвергнется тот, кто жил только для себя и не реализовал дарованный ему талант (Мф 25:26 и след.).

Лепешка
-> Хлеб -> Пресные хлебы, лепешки, пирожки.

Лепта
-> Деньги.

Лес
Леса Палестины произрастают главным образом на горных склонах, т.к. именно там выпадают обильные осадки (см. Ис Нав 17:15.16). -> Васан -> Ефрем (II) -> Херет -> Кармил (1) -> Ливан -> Шарон (1) и -> Палестина (V). О "полях Иарима" (Пс 131:6). -> Кириаф-Иарим.

Лесть
-> Лицемерие, лицемерить, лицемер, лесть, льстить, льстец.

Летаа
-> Ящерица.

Летний дом
-> Горница.

Лето
-> Календарь.

Летопись
Л. называются постоянно производившиеся офиц. историч. записи (анналы) во времена Давида (1 Пар 27:24), Соломона (3 Цар 11:41), царей иуд. (3 Цар 14:29; 3 Цар 15:7; 4 Цар 8:23 и др. - букв. "книга дневных событий царей Иудеи") и израил. (3 Цар 14:19; 3 Цар 15:31; 4 Цар 1:18 и др.); под этим названием подразумевались также историч. труды. В Неем 12:23 упомин. одна Л., содерж. список левит. родов. -> Книги Паралипоменон.

Летосчисление
I. В Библии отсутствует непрерывное летосчисление. У ИЗРАИЛЬТЯН, к-рые вели отсчет времени по лунным годам, как и у других народов древности, не было единого, общепризнанного Л., каким пользуемся мы, начиная свое Л. от Рождества Христова. Поэтому библ. датировка ветхозаветных событий с трудом позволяет соотнести их с нашим отсчетом времени. Напр., в Быт 11:10 мы обнаруживаем датировку с отсчетом времени от потопа; в Быт 16:3 событие соотнесено с прибытием Авраама в Ханаан. Значит. чаще встречается отсчет времени от момента исхода Израиля из Египта: Исх 16:1; Исх 19:1; Числ 1:1; Числ 9:1; Числ 33:38; 3 Цар 6:1 Позднее события датируются годами правления израил. и иуд. царей, напр. 3 Цар 15:1.9.25.28.33; 2 Пар 13:1; 2 Пар 25:25 Далее в Библии ведется отсчет времени от пленения царя Иехонии: 4 Цар 25:27; Иер 52:31; Иез 1:2; Иез 8:1; Иез 33:21; Иез 40:1 и след., а затем - от разрушения Иерусалима Навуходоносором: Иер 1:3; Иез 40:1.
II. У ЕГИПТЯН, в отличие от израильтян, вавилонян и других народов Ближнего Востока, существовал отсчет времени по солнечному календарю, где год составлял 365 1/4, а не 354 1/2, дня, как в лунном.

Начало этого года первонач. приходилось на середину июля, когда восходил Сириус, или Сотис, утренняя звезда. Поскольку продолжит-сть солнечного года составляет 365 1/4 дня, то через каждые четыре года Сириус становился виден на день позже, т.о., через 100 лет его "опоздание" составляло уже 25 дней. Только по прошествии 1460 (4 х 365) лет восход Сириуса вновь приходился на прежнюю дату. Этот период в 1460 солнечных лет назывался периодом Сотиса. Известно, что один из периодов Сотиса начался между 1317-1314 гг. до Р.Х. Вследствие этого нек-рые исследователи относили введение егип. Л. к 4241 г. до Р.Х., другие называли 2781 г. до Р.Х. Но обе даты не опираются на к.-л. известные факты, а основываются только на астрономич. расчетах. Это делает всю егип. хронологию ненадежной, поэтому, напр. П.ван дер Меер, в своем труде (The Ancient Chronology of Western Asia and Egypt. Leiden, 1947), посвященном III-II тысячелетиям до Р.Х., вообще отказывается от указания лет.

III. ВАВИЛОНЯНЕ со времен касситской династии вели свое Л. по годам правления царей. В АССИРИИ существовали списки эпонимов, т.е. имен высокопоставл. чиновников (лиму, или лимму). В этих списках каждый год обозначен именем гос. деятеля Ассирийского царства, причем иногда бывает названо и важное событие соотв. года. Под девятым годом правления царя Ашшурдана III наряду с эпонимом "Бур-Сагале" сообщается, что в месяце сиван было солнечное затмение, к-рое, согл. астрономич. расчетам, пришлось на 15 июня 763 г. до Р.Х. Это стало отправной точкой при датировке ассир. истории 890-648 гг. до Р.Х. См.: Reallexikon der Assyrologie I: Assyrien; Babylonien; F.Schmidtke, Der Aufbau der babylon. Chronologie. Muenster i.W., 1952.

IV: 1) ВЕТХОЗАВЕТНАЯ хронология имеет нек-рые пересечения с ассир. датировкой. С помощью ассир. надписей, в к-рых упоминаются имена Ахава и Ииуя, мы можем установить, что Ахав умер в 853 г. до Р.Х., а царствование Ииуя началось в 845 г. до Р.Х. Исходя из этого, на основании библ. данных о времени правления иуд. и израил. царей можно достаточно точно определить даты тех или иных ветхозаветных событий, происходивших между 931 и 586 гг. до Р.Х. Если время указано, напр., как 910-909 гг., то это объясняется не неуверенностью историка, а тем фактом, что годы правления царей в Иудейском царстве отсчитывались с осени, а в Израильском - с весны, приходясь, т.о., на два разных календарных года (-> Календарь, II,2);
2) согл. 3 Цар 6:1, четвертый год царствования Соломона (967 г. до Р.Х.) совпадает с 480 г. после -> исхода евреев из Египта. В соотв. с этим можно установить, что исход произошел прим. в 1445 г. до Р.Х.; на это же указывает и текст Суд 11:26. Однако против этой даты свидет-вует ряд археол. находок, говорящих о более поздней дате исхода, а именно ок. 1270 г. до Р.Х.; такая датировка, однако, оставляет слишком мало времени для периода судей. Несовпадающие библ. и археол. данные не позволяют с уверенностью говорить о той или иной дате исхода. Поэтому в хронологич. таблице представлены оба варианта;

3) ученые расходятся во мнениях и относительно продолжит-сти пребывания евреев в егип. рабстве. Согл. Исх 12:40 (МТ, сир. текст и Вульгата), израильтяне жили в Египте 430 лет; в предсказании же (Быт 15:13; Деян 7:6) называется округленный срок - 400 лет, что не противоречит вышесказ. Но, с др. стороны, в том же месте (Быт 15:16) говорится о четырех поколениях, продолжит-сть жизни к-рых согласуется с 400 или 430 годами. Кр. того, Септуагинта, древнелат. и самарянский тексты Исх 12:40 включают в эти 430 лет пребывание праотцев в Ханаане: "Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте и Ханаане, было четыреста тридцать лет". Значит, для пребывания евреев в Египте остается половина назв. времени, т.е. 215 лет, и такой же расчет мы находим у ап. Павла (Гал 3:17). Все эти различия в сроках затрудняют возможность сочетать указ. периоды между собой или объяснить различия в их продолжит-сти. Учитывая значительное увеличение численности израильтян за время проживания в Египте (-> Колено), наиболее вероятным представляется более продолжит. срок их пребывания там, а именно 430 лет, чему соответствуют как минимум одиннадцать поколений - от Ефрема до Иисуса Навина (1 Пар 7:20-27);
Эпоха патриархов. Хронологическая таблица
(отсчет лет ведется от рождения Авраама)
Год | Событие

1 Рождение Аврама (Быт 12:4)
10 Рождение Сары (Быт 17:17);
Кедорлаомер покоряет пять ханаанских царей (Быт 14:4)
75 Аврам переселяется из Харрана в Ханаан (Быт 12:4-6);
Аврам в Египте (Быт 22:10-20);
отделение Лота (Быт 13);
отпадение хананеев от Кедорлаомера (Быт 14:4);
поход Кедорлаомера и его союзников на Ханаан (Быт 14:5)
85 Аврам берет в наложницы Агарь (Быт 16:3)
86 Рождение Измаила (Быт 16:16)
99 Аврам принимает имя "Авраам" и совершает обрезание (Быт 17:1.24);
Измаилу 13 лет (Быт 17:25);
гибель Содома и Гоморры (Быт 18:10)
100 Рождение Исаака (Быт 21:5);
изгнание Агари и Измаила (Быт 21:14);
принесение в жертву Исаака (Быт 22)
137 Смерть Сарры (Быт 23:1)
140 Женитьба Исаака на Ревекке (Быт 25:20)
160 Рождение Исава и Иакова (Быт 25:26)
175 Смерть Авраама (Быт 25:7);
Исаак в Гераре и Вирсавии (Быт 26)
200 Женитьба Исава (Быт 26:34)
223 Смерть Измаила (Быт 25:17)
237 Бегство Иакова в Харран (Быт 31:38);
женитьба Исава на дочери Измаила (Быт 28:9)
244 Женитьба Иакова на Лии и Рахили (Быт 29:14.18.20.27);
рождение сыновей Иакова (Быт 29:31 - Быт 30:24)
251 Рождение Иосифа (Быт 30:25)
257 Возвращение Иакова в Ханаан (Быт 31:38.41);
Иаков в Сокхофе (Быт 33:17), под Сихемом (Быт 33:18) и в Вефиле (Быт 35:1);
рождение Вениамина, смерть Рахили (Быт 35:16-19)
268 Семнадцатилетний Иосиф пасет скот вместе с братьями (Быт 37:2.9);
продажа Иосифа в Египет (Быт 37:28)
280 Смерть Исаака (Быт 35:28)
281 Иосиф перед фараоном (Быт 41:46)
282-288 Семь благодатных лет;
рождение Манассии и Ефрема (Быт 41:50)
289 Первое путешествие сыновей Иакова в Египет (Быт 42:1)
290 Второе путешествие сыновей Иакова в Египет (Быт 43:2; Быт 45:6);
Иаков перед фараоном (Быт 47:9; ср. Быт 45:11)
307 Смерть Иакова (Быт 47:28)
361 Смерть Иосифа (Быт 50:26)

4) для времени праотцев Библия вновь предлагает собств. хронологию, где временные указания твердо привязаны к повествованию. Аврааму при рождении Исаака было 100 лет (Быт 21:5), Исааку при рождении Иакова было 60 лет (Быт 25:26), Иаков переселился в Египет 130-летним (Быт 47:9). В эти рамки в 290 лет вмещаются и др. даты жизни праотцев вплоть до смерти Иосифа. В зависимости от исходной точки отсчета (принимаем ли мы раннюю или позднюю датировку исхода) и при условии, что евреи жили в Египте 430 лет, получается, что годом рождения Авраама был 2165 или 1990 гг. до Р.Х. (Оба ряда дат предоставлены в начале хронолог. таблицы.) Против еще более поздней даты рождения Авраама говорит тот факт, что в 1900 г. до Р.Х. Ур уже был разрушен;

5) до повествования об Аврааме в Библии нет жизнеописаний, есть только указания на годы. Если сложить приводимые в Быт 11:10-32 данные, то получится, что между рождением Авраама и потопом, к-рый приходился бы на 2457 г. или, соотв., на 2282 г. до Р.Х., прошло 292 года. Согл. главе 5 Масоретского текста (МТ), следует, что общее число лет между потопом и сотворением Адама равно 1656 годам, т.о., сотворение мира приходится на 4113 г. или 3938 г. до Р.Х. Но эти числа невозможно привести в соответствие с тем, что известно о древнейшей истории вавилонян, ассирийцев или египтян (см. соотв. статьи). Чтобы устранить эти несоответствия, исследователи указывали на отличные от приведенных в МТ цифры в самарянском Пятикнижии и в Септуагинте. Временной отрезок между потопом и Авраамом увеличивается там до 942 или до 1072 лет соответственно. Но, возм., ученые сталкиваются здесь с преднамер. исправлениями в тексте. Не исключено, что переписчикам и переводчикам срок в 292 года показался слишком коротким, и они внесли свои коррективы. Следует отметить, что назв. трудности возникают только в том случае, если предположить, что родословие в Быт 11 передано без пропусков и временные указания примыкают одно к другому. Но, по всей вероятности, это не так (-> Каинан (2); другие библ. -> родословия также содержат пропуски, напр. Мф 1:1-6). След., невозможно сколько-нибудь надежно соотнести время жизни людей, живших до Авраама, с нашим временем;

6) что касается времени после вавил. плена, то исследователи могут опираться на надежное непрерывное Л., существовавшее в селевкидской Сирии и имевшее отправной точкой 312 г. до Р.Х. Оно используется уже в книгах Маккавеев. В 1 Макк 1:11 говорится, что Антиох Епифан "воцарился в 137 году царства Еллинского", т.е. в 176-175 гг. до Р.Х.
V: 1) общая история НОВОЗАВЕТНОГО ПЕРИОДА изучена достаточно хорошо, но, тем не менее, точно датировать назв. в НЗ события порой оказывается весьма сложно, поскольку только в Лк 3:1 указана точная историч. дата. Установление последоват-сти событий, в к-рую можно включить даты, связ. с жизнью Иисуса и древней Церкви, возможно лишь с привлечением прочих ист. документов. При этом появляется другая трудность: события, о к-рых сообщается в НЗ, приходятся на относит. короткий историч. отрезок. Это требует высокой точности в определении дат. Но существует ряд обстоят-ств, весьма затрудняющих этот процесс: наше Л. начинается от Рождества Христова, но очевидно, что Иисус родился не в 1-м г., поскольку это событие произошло в царствование Ирода Великого, к-рый умер еще в 4 г. до Р.Х. Поэтому рождение Иисуса может приходиться на 5-й, 6-й или даже 7-й г. до Р.Х. При этом следует учитывать расхождение во мнениях относительно продолжит-сти обществ. служения Иисуса. Согл. синоптическим Евангелиям, оно укладывается в один год, но, по Ев. от Иоанна, для земного служения Христа требуется 2-3 года. Не вдаваясь в тонкости этих сложных вопросов, отметим, что Иисус, вероятно, был распят ок. 30 г. по Р.Х. Тогда началом Его обществ. служения, согл. Ев. от Иоанна, предположит. явл. Пасха 27 г. (ср. Ин 2:20) - через год после выступления Иоанна Крестителя;
2) хронологию Деяний также установить непросто, хотя повествование и дает нек-рые отправные точки: изгнание евреев из Рима при Клавдии (Деян 18:2) и пребывание Павла в Коринфе в период правления Галлиона, о к-ром известно, что он был наместником Ахайи в 51-52 гг. В соотв. с этим, В. Михаэлис (W. Michaelis, Einleitung in das NT, 1954, S. 149-154) относит пребывание Павла в Коринфе (после Апостольского собора в 49 г.) к осени 50 - весне 52 г. Тогда, совершая свое третье миссионерское путешествие, Павел с осени 52 г. по лето 55 г. находился в Эфесе, зимой 55-56 гг. - в Коринфе, а на Пасху 56 г. - в Филиппах. Его арест в Иерусалиме приходится, соотв., на 56 г., а поездка в Pим продолжалась с осени 58 г. до весны 59 г.
VI. О датировке отдельных библ. книг см. соотв. статьи.

Летушим
(ф-ма мн.ч. в евр. яз. = "летуши"; происходит от евр. "ковать", "точить"). Араб. племя, происходящее от Дедана (Быт 25:3; в Синод. пер. Л. - имя сына Дедана).

Леха,
внук Иуды (1 Пар 4:21), однако, возм., здесь имеется в виду селение в Иудее, основанное Иром, сыном Иуды.

Лехи
Слово "лехи" обычно переводится как "челюсть", -> Рамаф-Лехи.

Лечение
-> Исцеление, лечение, врачевание, выздоровление.

Леший
-> Косматый, леший.

Леюмим
[евр. Леуммим (ф-ма мн.ч. в евр. яз. = "леюмы"), "народы"], араб. племя, потомки Дедана (Быт 25:3; в Синод. пер. Л. - имя сына Дедана).

Лжеучение
-> Учение (III,2).

Либертинцы
(лат. "вольноотпущенные"). Л. составляли группу иудеев из -> рассеяния, имевшую в Иерусалиме собств. синагогу. Возм., это были потомки евреев, в 63 г. до Р.Х. захвач. в плен Помпеем и угнанных в Рим После освобождения Л. вернулись в Иерусалим. В своем синагог. богослужении Л. ис-пользовали Септуагинту, проповеди и молитвы читались ими на греч. яз. Л. оказались в числе противников Стефана (Деян 6:9).

Ливан
I. ("Белая гора"), самый высокий горный массив в Сирии, названный так из-за снега, покрывавшего его вершины (см. Иер 18:14). Горная цепь, высота к-рой на севере превышает 3 тыс. метров, простирается на 170 км вдоль берега Средиземного моря от Тира до Арвада. Согл. Ис Нав 13:5, Л. принадлежал к обетованной земле, но, за искл. непродолжит. периода в X в. до Р.Х., израильтяне не владели этой областью. В горах, покрытых лесами (Пс 71:16; Ис 40:16; Ис 60:13) и изобиловавших водными источниками (Песн 4:15), водилось много дичи (4 Цар 14:9; Авв 2:17). Большой известностью пользовались ливанские -> кедры (Ис 2:13; Иез 17:3). Со склонов Л. по приказу Соломона доставляли лес и камень для строит-ва храма и царского дворца (3 Цар 5:6.14-18). Вост. Л. лежит равнинная местность Келесирия (долина Бекаа), на востоке к-рой возвышается горная цепь Антиливана (-> Ермон). В Ис Нав 11:17; Ис Нав 12:7 эта долина названа "долиной Ливанской, подле горы Ермона". В евр. текст Песн 4:11 и Ос 14:6, вероятно, вкралась ошибка: вместо "Ливан" здесь было бы более уместным слово ливне (стираксовое дерево, или белый тополь; -> Тополь).

II. -> Ладан, ливан.
Ливия,


пустынная область на побережье Средиземного моря, зап. Египта. Ливийцы входили в состав войска Сусакима (Шешонка) (2 Пар 12:3), к-рый сам был выходцем из Л., и в войска Зарая (2 Пар 16:8). О ливийцах, приходивших на помощь Египту, говорится также в Дан 11:43; Наум 3:9. Одним из наиб. значит. городов Л. была Кирена (библ. -> Киринея) (Деян 2:10).

Ливна
(вероятно, "белизна"):
1) место одной из стоянок израильтян во время их странствования по пустыне (Числ 33:20.21); его геогр. положение не установлено;
2) ханаан. город (Ис Нав 10:29-31), доставшийся в удел колену Иуды (Ис Нав 15:42) и переданный священникам (Ис Нав 21:13). Во времена царя Иорама Л. отпала от Иудеи (4 Цар 8:22). Затем город был осажден Сеннахиримом (библ. Синаххериб) (Ис 37:8). Л. отождествляют с Телль-эс-Сафийе (новоевр. Телль-Цафит) или с Телль-Борнат (новоевр. Телль-Бурней), располож. соотв. в 12 и 3 км сев.-зап. Бейт-Гуврина (Элевферополя).

Ливни
("белый"):
1) сын Гирсона и брат Шимея (1), родоначальник одного из левитских родов (Исх 6:17; Числ 3:18.21; Числ 26:58);
2) левит, потомок Мерари, сын Махли (2) и отец Шимея (4) (1 Пар 6:20).

Лидда
-> Лод.

Лидия
("лидийка", "женщина из Лидии"), торговка багряницей, уроженка города Фиатиры в Лидии, проживавшая в Филиппах (Деян 16:14). Она является первой христианкой на европ. континенте. Очевидно, в ее доме происходили собрания христ. общины.

Ликаония,
область в Малой Азии, часть рим. провинции Галатии, куда входили города Икония, -> Листра и Дервия, к-рые Павел посещал во время своего первого (Деян 14) и второго (Деян 16:1-4) миссионерских путешествий. Ликаонское плоскогорье - это по большей части степи и солончаковые полупустыни, пригодные лишь для овцеводства. Чтобы обеспечить спокойствие и порядок в Л., подвергавшейся набегам разбойников, к-рые скрывались в недоступных ущельях Кара-Дага ("Черной горы"), имп. Клавдий основал здесь рим. колонию. Ликаонское наречие (Деян 14:11) представляло собой один из анатолийских диалектов; лишь в городах говорили по-греч.

Ликия,
область на юж. побережье Малой Азии, между Карией и Памфилией, с портовыми городами Патарой (Деян 21:1) и Мирами Ликийскими (Деян 27:5).

Ликование, веселие, восклицание:
1) с помощью этих слов в Синод. пер. передано выражение радости по поводу к.-л. события (2 Пар 30:26; Есф 8:15-17; Пс 4:8), в т.ч. по поводу избрания царя (1 Цар 10:24); Л. могло быть выражено в боевом или победном кличе воинов (1 Цар 4:5.6; Пс 107:10). Но в первую очередь Л. может быть вызвано спасающими деяниями Бога (Ис 12:6; Ис 35:10; Ис 54:1; Соф 3:14). Ликуют Его ангелы (Иов 38:7), Его народ (Пс 31:11), Его рабы (Ис 65:14). Л. сопровождается пришествие Господа - Царя и справедливого Судьи (Пс 66:5; Пс 97:4.6; Зах 9:9). В нем сливаются воедино голоса всех народов, населяющих землю (Пс 46:2; Пс 65:1), всего творения, в т.ч. неба, гор и деревьев (1 Пар 16:33; Пс 88:13; Ис 44:23; Ис 49:13). Но всякое Л. смолкает, когда на землю обращается Божье проклятие (см. Ис 16:10; Ис 24:6.8);
2) словом "Ликование" в Синод. пер. обычно обозначается танец. -> Танец, пляски, хоровод, ликование.

Ликхи
(кр. ф-ма от "Он (Бог) принял"?), сын Шемиды из колена Манассии (1 Пар 7:19).

Лилия
Евр слово шушан (3 Цар 7:19.22.26; 2 Пар 4:5; Песн 2:1.2.16; Песн 4:5; Песн 5:13; Песн 6:2.3; Песн 7:3; Ос 14:6) обозначает не только редко встречающуюся в Палестине ливанскую Л. (Lilium candidum), но также и другие растения семейств лилейных (касатик, тюльпан) или лютиковых (лютик, ветреница). Цветы Л. послужили мотивом для украшения колонн -> "Иахин" и "Воаз" в храме, а также для медного -> моря (3 Цар 7:19.22.26). Полевая Л. [греч. кринон] (Мф 6:28; Лк 12:27) - это, вероятно, пурпурная ветреница (Anemone coronaria). В Средиземноморье ранней весной она встречается повсюду, в Палестине же наиб. распространена в Саронской долине (см. Песн 2:1). Евр словом хабаццелет в Песн 2:1; Ис 35:1 обозначается, вероятно, асфодель (Asphodelus microcarpus) или нарцисс (Narcissus tazetta).

Лин
("лен", "веревка", "фитиль"), рим. христианин (2 Тим 4:21).

Лисаний
("успокоитель"), тетрарх (четвертовластник), в 15-й год правления имп. Тиберия управлявший Авилинеей, областью, располож. сев.-зап. Дамаска (Лк 3:1). Эти сведения подтверждаются надписью, найденной в Авиле (столице этой области) и относящейся ко времени правления Тиберия.

Лисий
-> Клавдий Лисий.

Лисица,
хищное млекопитающее семейства псовых [евр. шуал, греч. алопекс], многие виды к-рого обитают в Палестине. Наиб. крупный вид - рыже-бурая Л. (Vulpes flavescens), самый распростран. - Л. палестинская (Vulpes palaestina). Л. питаются плодами растений, насекомыми, птицами и мышами. В нек-рых местах Синод. перевода, где упоминаются Л., речь может идти о -> шакалах (напр. в Суд 15:4; Неем 4:3; Плач 5:18; Иез 13:4), т.к. евр. слово шуал, вероятно, имеет два значения.

Лист
Из Л. смоковницы первые люди "сделали себе опоясания" (Быт 3:7), а масличный Л. стал для Ноя знаком того, что воды потопа сошли с земли (Быт 8:11). С тех пор этот Л. является символом спасения и мира.

Листра,
город в Ликаонии (Деян 14:6), к-рый Павел посещал во время своих миссионерских путешествий - первого и второго (Деян 16:1-3); родина Тимофея. Развалины Л. находятся на холме, в 1,5 км сев.-зап. селения Хатын-Серай и в 30 км юго-зап. Коньи (Иконии). Надпись времен имп. Августа сохранила рим. название города: "Кол(ония) Люстра".

Лицемер
-> Лицемерие, лицемерить, лицемер, лесть, льстить, льстец.
Лицемерие, лицемерить, лицемер, лесть, льстить, льстец:
1) лицемерным считается такое поведение человека, при к-ром слова и поступки не соответствуют внутр. убеждениям. Л. может выражаться в отдельных, вполне осознанных действиях, но может быть и привычным состоянием, не осознаваемым. Одно из проявлений Л. - лесть. В Синод. пер. сущ. "лицемерие" и производными от него словами переданы различные евр. слова, обозначающие гладкую льстивую речь (Пс 5:10; Пс 11:3 и след.) и безбожное мировоззрение; при этом не всегда подразумевается намерение ввести к.-л. в заблуждение. Греч. слово гюпокритэс прежде всего имеет значение "актер", т.е. подразумевает человека, носящего маску и играющего определ. роль;

2) лицемер - это человек, к-рый льстит другому, чтобы получить выгоду или навредить ближнему (Притч 28:23; Притч 29:5; Мф 22:18). Петр проявил Л., когда из боязни перед людьми встал на сторону Закона, к-рого в действительности уже не признавал (Гал 2:13);
3) лестью пред Богом названа в Пс 77:36 и след. молитва, к-рая не исходит из глубины сердца. В НЗ лицемерными названы фарисеи и книжники. У многих из них первонач. рвение в служении Господу сменилось привычкой и стало лишь внешним выражением благочестия. Своей напускной набожностью они вводили в заблуждение не только окружающих, но и самих себя (Мф 6:2.5.16); под благочестивой внешностью скрывается Л. - дух, направленный против Бога (Мф 23:13). В этом состоит опасность набожности, превратившейся в привычку, когда стирается граница между мнимым и истинным благочестием. Человек, к-рый довольствуется лишь внешней религиозностью, подлежит Божьему суду (Мф 15:7 и след.; Мф 16:3; Лк 12:1).

Лицемерить
-> Лицемерие, лицемерить, лицемер, лесть, льстить, льстец.

Лицо
I. ЗНАЧЕНИЕ
Основное значение евр. слова паним - "поворачивать", "обращать". Это повернутая вовне, обращенная к к.-л. объекту сторона предмета или человека. Греч. слово просопон подразумевает также поверхность, внешний образ, вид, облик, выражение, черты Л. и т.д. Евреи говорят о Л. земли (Быт 2:6), воды (в Синод. пер. - "поверхность бездны" - Иов 38:30). Евр слово паним используется и как предлог и в этом случае имеет значение "перед" (Моисей положил жезлы "пред лицем Господа" - Числ 17:7). Встречаются различные сочетания слова паним с префиксами и суффиксами, к-рые, однако, всегда относятся к узнаваемой или познаваемой стороне того, о Л. чего идет речь.

II. В БИБЛЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ
В Библии слово "лицо" обозначает человека как отдельно взятую личность, характеризуемую ее внешними признаками; "смотреть на лица" или проявлять "лицеприятие" значит по-разному относиться к людям, в зависимости от их расы, народности, сословия, общественного положения и т.д. (Втор 10:17; 2 Пар 19:7; Деян 10:34; Рим 2:11; Иак 2:9 и др.). В Библии во многих местах и в различной связи говорится о Л. человека: о прекрасных Л. Ревекки (в Синод. пер. - "прекрасна видом" - Быт 24:16), Иосифа (Быт 39:6), Авигеи (1 Цар 25:3). От страха Л. темнеют (Наум 2:10); от тайных речей Л. становятся недовольными (Притч 25:23); Иеремия жалуется на свой народ, говоря, что "лица свои сделали они крепче камня" (Иер 5:3). При недостаточном питании Л. становится худощавым (Дан 1:10). На Л. отражается стыд (Пс 43:16). Отвага придает Л. львиное выражение (1 Пар 12:8), мудрость просветляет Л. (Екк 8:1), приветливость дарит Л. свет (Иов 29:24). Обратить Л. на кого-либо означает оказать противодействие (Лев 20:5); пасть на Л. свое - преклоняться перед величием к.-л. и выражать, на вост. лад, свою покорность (Лев 9:24). Плевок в Л. являлся выражением полнейшего презрения (Числ 12:14; Мф 26:67), ударить по Л. означало покрыть позором (Мф 26:67; 2 Кор 11:20). В стыде, страхе, смирении и страдании Л. закрывали покрывалом (Быт 24:65; Исх 3:6; 2 Цар 19:4). Л. наиболее полно выражает индивидуальность человека, иногда это слово означает самого человека (2 Цар 17:11, в Синод. пер. - "ты сам пойдешь", букв. "лицо твое пойдет").

III. ЛИЦО БОЖИЕ
В ВЗ словосочетание "лицо Божие" служит выражением Божьего присутствия. Если Бог скрывает Свое Л., это знаменует близость сурового суда (Ис 54:8; Ис 59:2; Ис 64:7), как и в случае, когда Бог обращает Свое укоряющее и гневное Л. против человека или народа (Иер 44:11; 1 Петр 3:12; Откр 6:16). Отчасти Л. Божие представляет Самого Бога (Исх 33:14, в Синод. пер. - "Сам Я", букв. "лицо Мое"; в Синод. пер. - "Тебя", букв. "лицо Твое"; Пс 30:21). Ангелы всегда видят Л. Божие (Мф 18:10). Бог являет Себя человеку в откровении Своего Л. [евр. паним], сообщая людям всю полноту того, что они в состоянии познать о Боге. Когда Моисей вымаливает, чтобы Господь Сам вел Свой народ, Бог обещает, что предводительствовать народ будет Его Л. (Исх 33:14). Обращая Свое Л. на Свой народ, Бог дарует израильтянам благословение, к-рое Аарон, по Божьему повелению, должен призывать на них (Числ 6:25). Лицо Божие выводит израильтян из Египта (Втор 4:37, МТ: "вывел тебя в лице Своем", в Синод. пер. - "вывел тебя Сам"). Бог так приблизился к Моисею, что говорил с ним Л. к Л., как с другом, и так же близко увидел Его Иаков (Быт 32:30; Исх 33:11).

IV. ЛИЦО ИИСУСА
В Л. Иисуса на земле присутствует слава Божья. Господь был так презираем, что от Него отвращали Л. Но Иисус не закрывал Своего Л. от поругания и оплевывания (Ис 50:6; Ис 53:3; Мф 26:67; Мк 14:65; Лк 22:64). На горе Преображения, Л. Его просияло, как солнце (Мф 17:2). Но в Л. воскресшего Христа слава Божья сияет уже неприкрыто (2 Кор 4:6), таким же явился Господь и Иоанну в его видении (Откр 1:16). Если Моисей вынужден был закрывать от народа покрывалом свое Л., сиявшее отраженной Божьей славой (Исх 34:29-35; 2 Кор 3:13), то ныне слава Господня отражается в открытых Л. верующих, к-рые преображаются, от славы в славу, в Его образ (2 Кор 3:18) - пока не удостоятся увидеть Бога Л. к Л. (1 Кор 13:12; Откр 22:4).

Лишай
-> Болезнь.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ---