Меню

Библейская Энциклопедия -- Н --



Наам
(кр. ф-ма от "(Бог есть) блаженство, наслаждение"), сын Халева, внук Иефонии (1 Пар 4:15).

Наама (Ноема)
("приятная", "милая").
I: 1) дочь Ламеха из рода Каина, сестра Тувалкаина (Быт 4:22);
2) аммонитянка, наложница Соломона, мать Ровоама (3 Цар 14:31; 2 Пар 12:13).
II. Местность, уроженцем к-рой был Софар, один из друзей Иова (Иов 2:11). Предполагают, что Н. находилась на сев.-западе Аравийского п-ва.

Нааман (Нееман)
("приятный", "милый"):
1) сын Белы, внук Вениамина; его потомки образовали один из родов вениамитян (Быт 46:21; Числ 26:40; 1 Пар 8:3-40);
2) пораженный проказой военачальник сир. царя Венадада, человек, через к-рого Бог даровал сирийцам победу. Пленная евр. девочка рассказала ему о возможности исцелиться у пророка из Самарии. Венадад направил Н. с посланием к израил. царю Иораму, чтобы тот "снял с него проказу" (4 Цар 5:7). Н. колебался, прежде чем последовать указаниям пр. Елисея, вызвавшегося исцелить его. Исцелившись, военачальник пожелал отныне приносить жертвы только Господу. Елисей, отказавшись от всех подарков, отпустил Н. с благословением. Слуга пророка Гиезий попытался извлечь собств. выгоду из благодарности сирийца, но в наказание за это был поражен проказой (4 Цар 5:27).

Наара
("девушка"), жена Ахшура, родоначальника жителей Фекои (1 Пар 4:5-23).

Наарай
(кр. ф-ма от "Наария"), сын Езбая, один из храбрых у Давида (1 Пар 11:37). В 2 Цар 23:35 он назван Паараем.

Нааран (Наараф),
город на границе уделов Ефрема и Вениамина (Ис Нав 16:7; 1 Пар 7:28). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, этот город находился в 7,5 км от Иерихона. Его отождествляют с Телль-эль-Джисром у источника Айн-эд-Док, находящегося прим. в 5 км сев.-зап. совр. Иерихона.

Наас
[евр. Нахаш, "змея"]:
1) царь Аммона, осадивший Иавис Галаадский. Когда жители города объявили о своей готовности сдаться, Н. сказал, что выколет каждому из них правый глаз. Для поисков помощи Н. дал семь дней, после чего явился Саул и разгромил аммонитян (1 Цар 11:1-15). Вероятно, этот же Н., царь аммонитян, упомянут в 2 Цар 10:2 и 1 Пар 19:1-19 как друг Давида;
2) отец -> Авигеи и Саруи, сводных сестер Давида (2 Цар 17:25; 1 Пар 2:16);
3) отец Сови из Раввы (2 Цар 17:27);
4) город Н., упомянутый в 1 Пар 4:12 (евр. название означает здесь скорее не "город змей", а "город меди"). Полагают, что он находился на месте совр. Хирбет-Нахаша, в 7,5 км сев.-зап. Пхунона, где сохранились следы горнорудных и медеплавильных мастерских.

Наассон
[евр. Нахшен, "змея"], князь колена Иуды, живший во времена странствования по пустыне (Числ 1:7; Числ 2:3; Числ 7:12.17; Числ 10:14). Его сестра была женой Аарона (Исх 6:23). Н. был предком Вооза, Давида (Руф 4:18-22) и Иисуса Христа (Мф 1:4; Лк 3:32).

Нав
-> Нон.

Наваиоф
[евр. Невайот], старший сын Измаила (Быт 25:13; Быт 28:9; Быт 36:3), а также его потомки, североаравийское кочевое племя (Ис 60:7), названное в одной из надписей ассир. царя Ашшурбанипала как набитаи. Как в Быт 25:13, так и в Ис 60:7 имя Н. стоит рядом с именем -> Кидара. Полагают, что от племени Н. произошли набатеи, к-рые вытеснили -> идумеев с их исконных земель, в частн., с горы Сеир, и основали там свое царство, просуществовавшее прим. с 300 г. до Р.Х. до 106 г. по Р.Х., т.е. до вхождения царства в состав Римской империи на правах провинции. Набатейское царство простиралось от залива Акаба до Средиземного моря. В отдельные периоды в него входили такие города, как Дамаск (-> Арета) и Пальмира. Столицей набатеев была -> Петра, предположит. древняя Села эдомитян.

Сохранившиеся здесь сооружения, по большей части скальные гробницы, свидет-вуют о высоком уровне развития культуры набатеев. Наряду с разведением верблюдов и овцеводством они занимались торговлей южноаравийскими товарами, приводя караваны в портов. города Средиземноморья. Для контроля за своими торг. путями набатеи основывали селения и погран. крепости. Это было возможно только благодаря сооружению систем искусств. орошения, террас и насыпей, защищавших каждый клочок пахотной земли от натиска пустыни. Набатеи были единств. народом, занимавшимся земледелием в Араве; во времена их царства каждая водяная скважина была защищена укреплением, а вокруг лежали тщательно обработ. поля. После падения Набатейского царства пустыня вновь завладела этими областями.

Навал
("неразумный" (= безбожный), "безумец"), богатый скотовод, владелец имения близ Кармила на юге удела Иуды. Его пастухи находились под защитой людей Давида, скрывавшегося от Саула. Но когда Давид обратился к Н. с просьбой о посильной помощи, тот ответил грубым отказом. Жене Н. Авигее удалось исправить ошибку мужа и отвратить месть Давида. Этим она спасла жизнь Н., но через десять дней "поразил Господь Навала, и он умер" (1 Цар 25:38).

Нават
[евр. Неват, возм., "Он (Бог) увидел"]:
1) ефремлянин из Цареды, отец Иеровоама I (3 Цар 11:26);
2) -> Надав (2).

Наваф,
место (вероятно, поселение пророков) недалеко от Рамы (1 Цар 19:18 - 1 Цар 20:1).

Наверху, вверху, сверху, свыше
В обычном значении эти слова передают пространственное восприятие наблюдателя, к-рый видит к.-л. предмет или явление выше той точки, в к-рой находится сам. Именно поэтому Библия говорит о -> небе как о месте пребывания Бога (Исх 20:4; Пс 103:3). Оттуда, свыше, народ Божий получает благословения (Быт 27:39), оттуда же "проливаются" правда (Ис 45:8) и спасение. Вместе с тем "свыше" означает и "от Самого Бога", "из Его руки". В Иак 1:17 происхождение "свыше" приписывается всякому совершенному дару, в Ин 19:11 - всякой власти, а в Иак 3:17 - мудрости. С помощью понятий "вверху" и "внизу" в НЗ показано противопоставление всего божественного земному, человеч. (Ин 8:23). Свыше приходит Иисус (Ин 3:31), а все, кто в Него верует, заново рождены свыше (Ин 3:3). Если вышний Иерусалим назван "матерью всем нам" (Гал 4:26), то имеется в виду наша принадлежность к истинному народу Божьему. В этом случае выражение "ищите горнего" (Кол 3:1-4) означает: "во всем покоряйтесь воле Бога".

Навоз
С древних времен Н. домашних животных использовался на полях в качестве удобрения, а высушенный верблюжий и коровий Н. - как топливо (Иез 4:15). В Библии слово "Н." употребляется также в метафорич. значении, когда речь идет о поверженности, униженности ("как навоз на поле", 4 Цар 9:37; Иер 9:22), ненужности (Лк 14:35). В Ис 25:10 завоеванный иноземцами Моав сравнивается с соломой, к-рая "попирается в навозе"; -> Уголь. В числе предписаний к совершению жертвы за грех содержится указание сжигать нечистоты жертв. животного вне стана (Исх 29:14; Лев 4:11 и др.), то же говорится и о человеч. нечистотах (Втор 23:12-14). Поэтому понятно, каким бесчестием считалось превращение любого сооружения в "место нечистот" (4 Цар 10:27) и каким позором грозило священникам обещание пророка "раскидать" на их лица "помет" за грехи их (Мал 2:3). Лежание в Н. (1 Цар 2:8; Пс 112:7 - в обоих случаях в Синод. пер. - "брение"; Плач 4:5) символизировало крайнюю нужду и унижение человека (ср. Ис 25:10).

Навозные ворота
-> Иерусалим (III,В).

Навузазван
[аккад. Набу-сезибанни, "Нево, спаси меня!"], начальник евнухов Навуходоносора (Иер 39:13).

Навузардан
[аккад. Набу-зер-иддин, "Нево дает потомков"], начальник телохранителей -> Навуходоносора (4 Цар 25:8-20; Иер 39:9-18; Иер 41:10; Иер 43:6; Иер 52:12-26.30). Он же позаботился об освобождении пр. Иеремии (Иер 39:11-14; Иер 40:1-6).

Навуфей
[евр. Навот, "отпрыск" или "возвышение"], изреелитянин, к-рый владел виноградником, располож. рядом с изреельским дворцом Ахава. Н. отказался продать Ахаву или обменять свой наследств. надел. Тогда царица Иезавель, подговорив лжесвидетелей, устроила неправедный суд над Н. Он был побит камнями, и Ахав вступил во владение виноградником. Явившийся пр. Илия возвестил царю, что за совершённое злодеяние его постигнет суд Господа (3 Цар 21:1; 3 Цар 22:38; 4 Цар 9:26.30-37).

Навуходоносор
[аккад. Набу-кудурри-уцур, "Нево, сохрани права наследования"]. Вавил. царь, сын и наследник царя Набопаласара, основателя Нововавилонского царства. Еще будучи наследником престола, Н. одержал победу над фараоном -> Нехао II (библ. Нехао) в 605 г. до Р.Х. в битве при Каркемише (библ. Кархемис) (см. Иер 46:2-12). Н. преследовал противника вплоть до егип. границы, но затем, из-за кончины Набопаласара, ему пришлось вернуться в Вавилон, чтобы закрепить за собой престол (605-562 гг. до Р.Х.). Вероятно, во время этого похода Н. вошел в Иерусалим и взял там заложников, в числе к-рых был и Даниил (Дан 1:1-7). В 605 и 604 гг. до Р.Х.

Навуходоносор покорил Сирию и Палестину; в декабре 604 г. он завоевал Аскалон (4 Цар 24:7). Вавил. хроника сообщает под 601 г. до Р.Х. о втором сражении между Н. и Нехо II, исход к-рого остался нерешенным, но подобная оценка вавил. летописца означает, что вавилоняне потерпели поражение. Во всяком случае, это сражение заставило Н. пополнить и заново вооружить свое войско. В этой связи -> Иоаким попытался освободиться от вавил. господства, что привело к осаде Иерусалима. Царь умер еще до прибытия Навуходоносора, к-рый лишь отстранил от власти и увел в плен его наследника -> Иехонию и назначил царем -> Седекию (597 г. до Р.Х.). На этот раз в числе пленных оказался пр. Иезекииль (ср. Иез 1:1-3). Но егип. фараон Априй (библ. Вафрий) доставлял Навуходоносору немало беспокойства. На западе разразилось новое восстание, в к-ром принял участие и Седекия. Иерусалим пал в 587 г. до Р.Х. после трехлетней осады; храм был полностью разрушен, а народ уведен в плен. Из восставших городов Тир оказывал наиб. долгое и упорное сопротивление (585-573 гг. до Р.Х.). Восстановив свою власть в Сирии и Палестине, Навуходоносор в 568 г. до Р.Х. вновь напал на Египет. Амасис II (569-526 гг. до Р.Х.), наследник Априя, покорился завоевателю. Поход Н. против аравийских племен (Иер 49:28-33), согл. вавил. хронике, приходится на 599-598 гг. до Р.Х.

Сведения вавил. источников о воен. походах Н. довольно скудны; посвящ. царю надписи воздают ему честь за заслуги в области культуры и религии. Он много сделал и в области законодат-ва. Но, видимо, ближе всего его сердцу было укрепление столицы и расширение ее границ, а также возведение в ней новых зданий. Он восстановил храм Мардука, укрепил гор. стены и соорудил для себя великолепный дворец, на крышах к-рого были разбиты знаменитые "висячие сады". Своим великолепием Вавилон превзошел Ниневию. Раскопки подтвердили слова Навуходоносора, приведенные в Дан 4:27: "это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!" За высокомерие Н. постиг Божий суд: он на какое-то время потерял рассудок, и "царство отошло от него. По окончании же дней тех... разум возвратился" к нему, и он был "восстановлен на царство" (Дан 4:28-34). После смерти Н. вавил. престол перешел к его сыну -> Евилмеродаху.

Нагалал (Наглол)
(евр. "сопровождать"), левитский город в уделе Завулона (Ис Нав 19:15; Ис Нав 21:35), жители к-рого не были изгнаны израильтянами (Суд 1:30). Этот город исследователи отождествляли с Малулом, располож. в 6 км зап. Назарета, однако археологи не обнаружили в этом месте следов древнего поселения.

Нагале-Гааш
-> Нахле-Гааш.

Нагалиил
(возм., "владение есть Бог"), место в пустыне между -> Матанной и -> Вамоф-Ваалом, где израильтяне разбивали свой стан (Числ 21:19). Полагают, что это долина Вади-эль-Вала, реки, впадающей в Мертвое море в 17 км сев. Арнона.

Наггей
[евр. Наггай], один из предков Иисуса Христа (Лк 3:25).

Наглол
-> Нагалал.

Нагой
Неодетым, или Н., называли того, кто снимал верхнюю одежду, оставаясь в нижнем одеянии (1 Цар 19:24; ср. 2 Цар 6:20; Ис 20:2; Ин 21:7). (-> Одежда.) Тот, кто был убого или бедно одет (Иак 2:15), также считался Н. (Ис 58:7). Кр. того, это понятие встречается и в его букв. смысле: "совершенно раздетый". Адам и Ева были Н. в раю (Быт 2:25), наг и новорожд. ребенок (Иов 1:21).

Нагорная проповедь
ПОНЯТИЕ
Н.П. называют речь, к-рую Иисус Христос произнес перед учениками и собравшимся народом (Мф 5, Мф 6, Мф 7) (Лк 6:20-49). Эта речь состояла из связанных друг с другом изречений и наставлений, к-рые следует трактовать в общем контексте благовествования Иисуса. У Луки изложение проповеди значит. короче, но, как и у Матфея, оно начинается с заповедей блаженства, а заканчивается притчей о строит-ве дома. Отрывки из Н.П. встречаются во многих главах Ев. от Луки, в то время как у Матфея ее содержание изложено компактно. В то же время нек-рые фрагменты проповеди записаны только в Ев. от Матфея. Особенно это относится к Мф 5:17-37 и Мф 6:1-8.16-18. Согл. Мф 5:1, речь была произнесена Иисусом на горе, а в Лк 6:17 сказано, что Он проповедовал "на ровном месте".

СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ (ПО МАТФЕЮ)

1) рассказывая Своим ученикам о Царстве Божием, пришедшем на землю вместе с Ним, Иисус обращается к ним как к праведникам, обретающим блаженство, несмотря на то, что их настоящее и будущее земное существование во многих отношениях позволяет считать их обделенными жизнью (Мф 5:3-12; Лк 6:20-23). Каждая заповедь блаженства имеет при себе обетование, говорящее о награде, назначенной ученикам за их ожидание Божьей помощи в любви и смирении. Иисус называет Своих учеников солью земли и светом мира (Мф 5:13-16), т.е. непреходящим началом, придающим жизни смысл. К этим основополагающим утверждениям примыкает довольно большой отрывок (Мф 5:17-48), в к-ром Иисус объясняет ученикам ветхозаветный Закон, шестикратно повторяя: "А Я говорю вам". Здесь Иисус показывает нам образец жизни, проникнутой истинным, а не внешним и формальным смирением пред Отцом.

Здесь проявляется дарованное Иисусу исключит. право, пользуясь к-рым, Он по Своему усмотрению углубляет ветхозаветный Закон (напр., Мф 5:21-26), либо давая его заповедям собств. толкование (Мф 5:27-30), либо полностью отменяя их (Мф 5:33-37; Мф 5:38-42). Но такое властное обращение с некогда непреложным Законом (Мф 7:29) не было его нарушением, а являлось его исполнением, потому что цель, к-рой служил Закон, осуществлялась в личности и служении Иисуса (Мф 5:17). Поэтому для понимания сути Н.П. необходимо постоянно помнить о личности Проповедника, а не ограничиваться лишь рассмотрением ее этического содержания. Целью, на достижение к-рой должна быть направлена жизнь нового народа Божьего, является совершенство (Мф 5:48), но совершенство это достигается не нарушением заповедей Закона, а их исполнением Самим Иисусом (Мф 5:17). Греч. слово телейос, перевед. здесь как "совершенный", имеет также значение "нераздельный", "целый" (осн. знач.: "полный"). Н.П. является, т.о., тем действием, тем обращением, с помощью к-рого Господь приобщает Своих учеников к совершенной жизни пред Богом. Одноврем. с этим она служит последователям Иисуса предупреждением и обетованием;
2) новая жизнь в пришедшем на землю Царстве Божьем не должна быть отрицанием жизни старой, она должна произрасти из семени, заложенного ранее в заповедях и обетованиях ВЗ, исполняющихся теперь силой Св. Духа в спасительной миссии Сына Божьего. Так, в след. отрывке (Мф 6:1-18) говорится о трех ветхозаветных понятиях - "милостыня", "молитва", "пост", к-рые нужны человеку не для того, чтобы казаться праведным, а для того, чтобы быть им. Уча Своих учеников молиться (Мф 6:5-8, Мф 6:9-13), Иисус со словами молитвы "Отче наш..." преподает им урок веры. Те люди, к-рые подобным образом обращают свои молитвы к Богу, перестают тяготиться бременем житейских забот, полностью доверяясь Небесному Отцу. Все мысли и стремления нового народа Божьего должны быть направлены на поиск Царства Божиего и правды Его (Мф 6:33). И тогда, как обещал Иисус, им приложится и пища, и одежда, и все необходимое, и их жизнь будет лишена ненужных забот о завтрашнем дне;
3) изменить свое отношение к жизни необходимо не только ученикам, но и каждому человеку. Никому не позволено осуждать своего брата (Мф 7:1-5). Человек должен поступать с другими людьми так, как он хотел бы, чтобы они поступали с ним (Мф 7:12). Этого можно добиться, если постоянно помнить о том, что Отец наш на небесах слышит людские молитвы и "дает блага просящим у Него" (Мф 7:7-11). Но приглашение Иисуса "входить тесными вратами" не оставляет сомнения в том, что лишь немногим удастся найти истинный путь, ведущий в жизнь (Мф 7:13-14). Найти этот путь можно, лишь соблюдая единство слова и дела, веры и поступков, исполняя волю Отца Небесного и избегая пустословия и похвальбы (Мф 7:15-23). Вера, или, как говорил Иисус, благоразумие дается человеку, полностью полагающемуся на Слово Божье; так, в заключительной притче о строит-ве дома благоразумный человек противопоставляется безрассудному (Мф 7:24-27). Жизнь человека, слушающего Слово Божье и поступающего в соответствии с ним, подобна дому, построенному на камне, и поэтому нерушима, в то время как невнимание к Слову Божьему равнозначно строит-ву дома на песке, и человек безрассудный не устоит пред лицом житейских испытаний и пред Божьим судом. Слушатели были поражены не только содержанием проповеди, но и той силой, с к-рой было произнесено это откровение о новой жизни: "Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи" (Мф 7:29).

ЗНАЧЕНИЕ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ

1) существует множество толкований Н.П., начиная с попытки представить ее в качестве свода правил, регулирующих жизнь общества (напр., у Л.Толстого или у части анабаптистов), и заканчивая использованием ее в средневековом католицизме для разграничения между законами, обязательными для всех христиан (praecepta dei), и "евангельскими советами" (consilia evangelica), следуя к-рым человек получает возможность достичь более высокой степени самосовершенствования. В последнем случае Н.П. представляется своего рода учением о добродетели. Но Н.П. не является ни разрешительной грамотой для попыток радикальным образом изменить мир к лучшему, напр., путем уничтожения частной собственности, ни главным аргументом в борьбе с заслуживающими критики обществ. проявлениями. Для Лютера требования, предъявленные в Н.П., не относятся к какой-то особой, сверхчеловеч. этике, а распространяются на всех христиан. Живя в этом мире, Христос понимает любовь, к-рая и лежит в основе Н.П., иначе, чем это сформулировано в антитезах (Мф 5:21-47). Для Лютера христианин - это не только подданный Небесного Царства, но и член светского общества.

В личной вере христианин может возвыситься над миром (и, напр., отказаться от ответного насилия), но в обществ. жизни, когда беда коснулась кого-то другого (напр., члена семьи), христианину необходимо прежде всего защищать людей, порученных его заботам, чтобы тем самым исполнить заповедь Господа. Н.П. не дает человеку права бежать от мира, чтобы в небольшой замкнутой общине служить идеалам (как это предлагали во времена Реформации анабаптисты и меннониты), но она не ограничивается и задачей пробудить в человеке осознание собств. греховности и желание обрести Божье прощение (как во времена Реформации утверждали правоверные лютеране). В этом случае получается, что Божьи заповеди не имеют силы в других сферах человеч. жизни (экономика, политика и т.д.). И хотя Н.П. нельзя рассматривать в качестве прямой "программы действий" (т.к. уничтожение любой властной структуры, напр. полиции, неизбежно приводит к разгулу насилия, что никак не согласуется с призывом любить ближнего), все же ей присущи нек-рые моменты, побуждающие к переустройству общества, так что претворение проповеди в жизнь последователями Христа не могло не сказаться и на внешних сторонах этой жизни (ср. "соль" и "свет": Мф 5:13-16). Но в любом случае было бы неправильно навязывать другим свое понимание Н.П. Она - ни что иное, как свод основных законов грядущего Царства Христа, к-рое уже сегодня наступило для детей света, а в будущем охватит весь мир;
2) построение Н.П. основано на взаимосвязи требований и обетований, описания существующего порядка вещей и предвещения будущего. Речь, произнесенная Христом, обращена к узкому кругу учеников (Мф 5:1), но ей внимал и народ, присутствовавший при этом. Из заключительной притчи (Мф 7:23-27) становится ясно: учеником Христа может считаться лишь тот, кто слушает Его слова и исполняет их. Человеку, поступающему подобным образом, будут дарованы блаженства, с перечисления к-рых и начинается Н.П. (Мф 5:3-12). В заповедях блаженства не имеется в виду какая-либо определ. группа людей, в них, скорее, говорится о страданиях и преследованиях, выпавших на долю учеников Христа, тогда как обетования призваны явить ученикам будущую жизнь, уже познанную ими в вере, но к-рая откроется для остального мира лишь после Второго пришествия Иисуса. Вместе с тем из Н.П. ясно, что Царство Божие, начало к-рому положил Своим пришествием Иисус и свидетелями которого были Его ученики, не есть нечто совершенно новое, а является исполнением и завершением обетований ВЗ. Но исполнить эти обетования дано лишь Иисусу, и поэтому каждое слово Н.П. следует рассматривать как произнесенное Сыном Божьим, в Котором все обетования Божьи "да" и "аминь" (2 Кор 1:20). И кто верует в Него и живет по закону веры, тот, ведомый Св. Духом, достигнет совершенства. Осуществление на практике принципов, изложенных в Н.П., Писание называет не делами людей, а плодами Духа (Гал 5:22). Т.о., Н.П. - это призыв к жизни со Христом и в полном подчинении воле Божьей, прозвучавший в Израиле и разнесшийся повсюду, где проповедуется Евангелие. Это - проповедь грядущего спасения, глубокого смирения и твердой веры в Отца Небесного.

Нагота, обнажать(ся)
"Открывать наготу" означает лишать к.-л. одежды (Ис 47:2) или защиты (Иер 49:10). Снимать одежду, соответствующую сословному положению, считалось постыдным (2 Цар 6:20). В Быт 9:22 и Исх 20:26 слово "Н." [евр. эрва] означает половые органы. Выражение "открывать наготу" часто употребляется в переносном смысле, когда речь идет об идолопоклонстве и след. за ним суде (Ис 47:3; Иез 16:36-43; Наум 3:5).

Награда
-> Плата, вознаграждение, награда.

Надав (Нават)
I. "Он (Бог) показал свою щедрость":
1) старший сын Аарона (Исх 6:23), брат -> Авиуда;
2) израил. царь (907-906 гг. до Р.Х.), сын и наследник Иеровоама I. Н. поддерживал поклонение тельцу, введенное его отцом. Во время осады Гавафона Филистимского Н. был убит Ваасой. С убийством Н. и воцарением вместо него Ваасы был истреблен весь дом Иеровоама, как это и предвещал Ахия Силомлянин (3 Цар 14:10.11; 3 Цар 15:25-31);
3) сын Шаммая из колена Иуды (1 Пар 2:28.30);
4) вениамитянин, сын Иеила и Маахи (1 Пар 8:29.30; 1 Пар 9:35.36).
II. [евр. Нодав], арабское кочевое племя, обитавшее в сир. пустыне (1 Пар 5:19).

Надежда, надеяться, упование, уповать:
1) в Библии Н. человека не связана с этим миром, а направлена на Бога, т.е. ее следует понимать с т.зр. свящ. истории. Н., направленная на что-либо видимое, уже имеющее место быть, не является Н. в библейском понимании, "ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?" (Рим 8:24-39). Отличие христианина состоит в том, что он - человек уповающий (1 Фес 4:13; 1 Петр 1:3); вместе с тем он отбросил все мирские Н., т.е. Н. на видимые, преходящие блага, ради живого упования, совершающегося во Христе;
2) уповающий человек - это всегда человек верующий (Евр 11:1). Его взгляд устремлен на совершенство Божьего замысла спасения (Тит 1:2; Тит 2:13; Тит 3:7). Он верит, что Бог сохранит его во всех жизненных обстоят-вах, что Божьи пути святы и неисповедимы - как в истории избранного народа, так и в истории всех народов на земле. Эта связанная с верой Н. никогда не иссякает. Н. может ждать своего свершения (Тит 2:13), она вселяет уверенность в то, что последнее слово и последнее деяние всегда останутся за Богом. Бог будет "все во всем" (1 Кор 15:28);

3) это упование зиждется не на субъективных предположениях; его основой является Сам Бог, Его обетования, исполненные в Иисусе Христе или еще ждущие своего свершения (Второе пришествие Иисуса, Суд, вечная жизнь - Рим 5:2-5; Кол 1:5.23.27; Тит 3:7). Н. христианина основана на благах Божьего спасения, к-рые он получает в Иисусе Христе: прощение грехов, принятие Св. Духа, сила Которого уже сейчас дает ему жизненные силы (Гал 5:5; 1 Ин 3:3). Такая Н. опирается на знание о Божьих деяниях в Иисусе Христе, совершенных для нашего спасения. Бог примирил с Собою мир и искупил его через Иисуса Христа от власти греха, дав этим миру живое упование (1 Петр 1:3-5). Преодолев смерть Своим воскресением, Иисус Христос дал нам залог осуществления всех наших Н. Н. христианина в конечном итоге - ожидание Второго пришествия Иисуса Христа, к-рое позволит Его Церкви всецело соединиться с Ним, Своим Господом и Главой. Христианину известна цель, на к-рую направлена вся его жизнь, - "почесть вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Флп 3:14). Это упование на будущее прославление дает верующему силы для постоянного служения своему Господу Иисусу Христу, Который есть основа, средоточие и цель Н. Он Своими страданиями и смертью примирил нас с Богом и тем самым даровал нам Н. на вечную жизнь (1 Кор 6:20). Вместе с тем эта Н. - плод Св. Духа и стимул к нашему очищению (1 Ин 3:3).

Надеяться
-> Надежда, надеяться, упование, уповать.

Надменность
-> Гордость, тщеславие, надменность.

Надпись
I. В Др. Риме существовал обычай выписывать обоснование смертного приговора на табличку, к-рую несли перед приговоренным, следовавшим к месту казни. Затем, после распятия, эта Н. [греч. эпиграфэ или титлос] укреплялась на кресте над головой казненного (Мф 27:37; Мк 15:26). Пилат приказал укрепить над головой Иисуса Н. на трех языках (арам., лат., греч.), гласившую: "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин 19:19-27). В такой форме иудеи восприняли надпись оскорбительной для себя (Ин 19:20-27; ср. Ин 19:15), но Пилат настоял на этих словах (Ин 19:22), возм., в отместку за то, что иудеи вынудили его осудить Иисуса (Ин 19:12, -> Кесарь, II).

II. Надпись на монете содержала название города, где производилась чеканка, а также имя правителя, чеканившего ее. Изображение имп. на рим. динарии свидет-вовало о том, что эта монета - его собственность. Слова Иисуса: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" означают след.: подобно тому как монета имеет изображение кесаря, человек носит образ Божий (Быт 1:26) и, следовательно, его жизнь принадлежит Богу.

Наема,
город в Шефеле (Ис Нав 15:41), возм., совр. Хирбет-Феред на реке Нахал-Сорек, неподалеку от Арак-Наамана, в 7,5 км сев.-зап. Бет-Шемеша.

Наемник:
[евр. сахир, "(нанятый) за плату"]:
1) у израильтян наемные работники, в отличие от -> рабов, не принадлежали к домочадцам. Н., работавший у священника, не мог есть жертвенную пищу (Лев 22:10). Н. нанимали на определ. время, возм., всего на один день (Мф 20:1.2). Поскольку Н. существовал исключит. на -> вознаграждение за свой труд, то Закон предписывал выдавать работнику плату ежедневно, до захода солнца (Лев 19:13; Втор 24:14-22; ср. Иер 22:13; Иак 5:4). Плата Н. была вдвое больше, чем издержки на содержание раба (Втор 15:18). "Наемничьи года" (Ис 16:14; Ис 21:16) - это отсчит. с точностью до дня число полных лет работы Н. В Иов 7:1-6 содержится намек на лишенную гарантий и заполненную трудом жизнь Н., не имеющего собств. имущества. В Мк 1:20 упоминается о работниках Зеведея; в притче о блудном сыне также говорится о Н. (Лк 15:17.19). В Ин 10:12.13 словом "Н." Синод. пер. передает греч. слово мистотос - "работающий за плату";
2) еще одно знач. слова "Н." - "наемный воин" (Иер 46:21; Иез 29:19; Лк 3:14; 1 Кор 9:7). В рим. эпоху это слово применялось, в частности, к солдатам-наемникам и поэтому получило дополнит. смысловой оттенок: "человек, безразличный к нравственному результату своей деятельности и заботящийся только о вознаграждении". В этом значении слово "наемник" и употребляется в Евангелии;
3) в переносном смысле смерть названа наемничьей платой за грех [греч. опсониа; в Синод. пер. - "возмездие"]. "Плата наемнику" за грех - смерть - противопоставляется дару Божьему - вечной жизни во Христе Иисусе (Рим 6:23).

Назарет
(возм., "стражница"), город в Галилее, родной город Иисуса Христа (Мф 2:23; Мк 1:9; Лк 2:39; Ин 1:46), в ВЗ не упоминается. Совр. Назарет [новоевр. Нацрат, араб. Эн-Назира] расположен на высоте 350-400 м на юж. склоне горы Джебель-эс-Сих: отсюда можно увидеть панораму всей Изреельской равнины. Через небольшой в новозаветные времена Н. (см. Ин 1:46) проходил оживленный торговый путь из Дамаска в Египет, что, несомненно, налагало свой отпечаток на городскую жизнь. Иисус покинул Н. в начале Своего обществ. служения; позднее на Своей родине Ему пришлось столкнуться с неверием в Себя (Мк 6:1-6; Мф 4:13; Ин 2:12). В наши дни в Н. показывают синагогу, где Иисус говорил об исполнении обетования, возвещенного через Исаию (Лк 4:16-30), а также место, откуда, по преданию, Его хотели сбросить (Лк 4:29). Дом, к-рый демонстрируют как жилище Марии, вызывает сомнение. Только единств. в округе большой источник, называемый сегодня "Источником Марии", вероятно, существовал еще в новозаветные времена.

Назорей, Назарянин
I. Слово "назорей" происходит от евр. назир, "посвященный", "отделенный", но может иметь отношение и к слову незер, "диадема", "венец" (подразумеваются волосы Н.); см. Числ 6:7: "посвящение Богу его на главе его".
II. Постановление о назорействе приведено в Числ 6. У израильтян обет назорейства мог дать любой человек - мужчина или женщина, - если считал необходимым посвятить себя Богу на определ. время или на всю жизнь. В исключит. случаях человек еще до рождения был предназначен в Н. Богом (как, напр., Самсон; Суд 13:5.14) или собственной матерью (как, напр., Самуил; 1 Цар 1:11).
III. Обет назорейства включал в себя: а) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, "что делается из винограда" (Числ 6:3-21); б) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (Числ 6:5); в) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (Числ 6:6-21). При внезапной смерти к.-л. в присутствии Н. последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Н. должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (Числ 6:9-12); г) по исполнении обета Н. должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее - в храм) и положить их на огонь, к-рый горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Н., возносил, потрясая пред Господом (-> Жертва потрясания) (Числ 6:13-20). После этого Н. вновь мог жить обычной жизнью.
IV. Давая обет, Н. всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят (Числ 6:8) и ради Которого налагал на себя определ. ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения. Т.о. Н. становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания (Ам 2:11-16).

V. Образ жизни Иоанна Крестителя, призванного еще до своего рождения (Лк 1:15), напоминает тот, что должен был вести Н.; но Иоанн вел более строгую жизнь, чем того требовали предписания для Н. (Мф 3:4). О людях, вероятно, принявших обет назорейства, говорится в Деян 21:24.26.

VI. Назарянин [греч. надзаренос], назорей [греч. надзорайос], прозвище Иисуса Христа из -> Назарета (Мф 2:23; Мф 26:71; Мк 1:24; Мк 10:47; Лк 4:34 и др.). Оно связывало Иисуса с Назаретом, Его родиной, но у Матфея, возм., по произношению и по смыслу слово "назорей" ассоциировалось и с евр. незер ("отрасль") в пророчестве Исаии (Ис 11:1). Позднее иудеи прозвали христианство "назорейской ересью" (Деян 24:5).

Наин
("миловидный", "приятный"), упоминаемый только в НЗ (Лк 7:11; ср. -> Нея) галилейский город на сев. склоне холма Море, в 8 км юго-вост. Назарета, совр. Неин [новоевр. Наим].
Наказание, наказывать
ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЬ
Н. от Самого Бога или через человека постигает всех людей, к-рые совершили преступление против Бога или нарушили Его установления и этим обременили себя -> виной или -> грехом. Т.о., Н. обличает зло и восстанавливает установленный Богом порядок, свидет-вуя о святости и праведности Бога. В соотв. с этим целью наказания является не только возвращение наказуемого к нравственному образу жизни, поскольку даже самое совершенное наказание не может искупить человека от власти злых сил. В значит. большей степени Н. призвано показать, посредством страданий, удаленность наказуемого от Бога и тем самым вызвать стремление к получению Божьей помощи и к обращению. Н. должно отделить грешника от греха; но если наказанный упорствует в своем грехе, то Н. ему может стать смерть. Только в том случае, если виновный придет к признанию закона Божьего как нормы поведения и вместе с тем осознает свою вину, Н. сможет помочь ему. В Новом Завете это означает, что провинившийся подчиняется Закону Божьему, и этот Закон становится для него в конечном итоге "детоводителем ко Христу" (Гал 3:24).
СПОСОБЫ БОЖЬИХ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ

1) если Бог наказывает во гневе, то человек изнемогает под этим Н. (Пс 6:2; Пс 37); уничтожению и истреблению подвергаются отдельные люди и семьи, и даже целые народы. Такого рода Н. понесли, напр., египтяне (Исх 12:12), Ирод, к-рый был "изъеден червями" (Деян 12:23), Вавилон (Иер 51:54-58);

2) кара Божья может быть и отцовским наказанием или испытанием (Притч 3:12; Иер 10:24; 1 Кор 11:31-34), к-рыми Бог напоминает Своим чадам о неисповеданных ими прегрешениях (ср. Иез 18:23; 2 Петр 3:9), дабы привести их к смирению и побудить через страдания к поискам Божьего прощения (Пс 38:11-14; Пс 72:14.23-28; Евр 12:5-11; Откр 3:19). Такие Н. и испытания верующие должны воспринимать как особое доказат-во милости Божьей (Иов 5:17-27); это "путь к жизни" (Притч 6:23);

3) Н. за грехи не всегда правильно оценивается человеком, склонным необъективно оценивать свое поведение. Порой длительные, повторяющиеся проявления зла и греха долгое время остаются безнаказ., а последовавшее наказание воспринимается как тяжкое бремя без осознания собств. вины. Это кажущееся противоречие особенно занимало Иова, Екклесиаста и автора Пс 72. Итак, основной принцип ветхозаветного возмездия "око за око, зуб за зуб" действует с ограничениями; но и само Н. может служить прославлению Бога (Иов 2:3; Ин 9:3; ср. Ин 11:4). Эта мысль находит свое выражение в наказании, к-рое Раб Божий (Ис 53:5-7) принял на Себя не за собств. прегрешения, а за грехи других, чтобы привести их к миру с Богом. То, что здесь было обетованием, осуществилось в Иисусе Христе. Он, Судья, принимает смертельную кару за грешников и милостиво дарует им жизнь. Эта беспредельная любовь Христа дает право Его ученикам отпускать грехи и вину провинившимся, освобождая их от Н. (-> Прощение);

4) кроме Н., являющегося прямым следствием совершенного греха, существуют и такие, к-рые исполняются по особому распоряжению Бога или через человеч. правосудие (напр., Н. за соверш. Аханом воровство, Ис Нав 7:1; кара, постигшая Анания и Сапфиру, Деян 5). Осуществляют Н. прежде всего родители и власти, будь это устное порицание или физическое воздействие; так, родители могут применять розги (Притч 13:24), а начальствующий вправе применить силу как "Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло" (Рим 13:4). Т.о., наказывает Сам Бог, даже если Он использует для этого Своих слуг, напр., врагов Израиля (Ис 10:5; Иер 25:9; Иер 27:6);

5) часто Божья праведность в отмщении или кара за нарушение Закона наказывает грешника именно тем, в чем он сам согрешил. Давид, пославший на смерть Урию, сам переживает угрозу смерти и убийство членов своей семьи (2 Цар 12:10). Он ввел в грех жену Урии, и его собств. жены были опозорены (2 Цар 16:21-23). Закосневших в грехе Бог предает во власть зла (Рим 1:24-32). При телесных повреждениях (Исх 21:23-25) и лжесвидет-ве (Втор 19:18-21) Н. преступника, исполняемое людьми, должно полностью соответствовать содеянному им злу. Возмещение ущерба относится к Н. за воровство и за ущерб, причиненный имуществу другого (Исх 22:2-20). В духе этого предписания Закхей возвращает неправедно нажитое им богатство, возмещая ущерб в многократном размере (Лк 19:8).

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

У израильтян Н. за нек-рые виды преступлений могли служить побои (Втор 25:1-3). От предписанных сорока ударов позднее стали давать "сорок без одного", чтобы ни в коем случае не переступить эту границу (ср. 2 Кор 11:24). В более позднее время чаще стали прибегать к тюремному заключению (-> Темница); такая мера Н. не предусматривалась ветхозаветным Законом, однако широко применялась в Египте (см. историю Иосифа). К этому добавлялись денежные штрафы (Втор 22:19), возмещение ущерба (Исх 22:4), продажа в рабство (Исх 22:3) и различные телесные наказания (см. выше II,5). Смертные приговоры приводились в исполнение через побивание камнями, к-рое происходило за пределами города. Его скрупулезно регламентиров. проведение описано в трактате Мишны Сангедрин: приговоренного ставили на возвышенности (Лк 4:29), и один из свидетелей сталкивал его вниз с отвесного склона; если он при этом еще оставался жив, то второй свидетель бросал камень ему на грудь, в область сердца, а затем присоединялся остальной народ, пока не забивали осужденного до смерти (Втор 17:5-7; Втор 21:21; Ин 8:7). Нередко побивание камнями возникало и спонтанно, когда с человеком расправлялась толпа (Числ 14:10; 1 Цар 30:6; 3 Цар 12:18; Лк 20:6; Ин 10:31). Кр. того, была известна казнь через сожжение за блудодейство (Быт 38:24; Лев 20:14; Лев 21:9), а также казнь мечом (2 Цар 1:15; 4 Цар 11:20). Обезглавливание, как и распятие на кресте (-> Крест), стали применяться только в рим. период (Деян 12:2). Нет никаких свидет-в о том, чтобы израильтяне сажали осужденного на кол; во многих случах труп казненного вывешивали на дереве или на столбе (Втор 21:22-23; Ис Нав 8:29; 1 Цар 31:10; 2 Цар 4:12; 2 Цар 21:6.9; -> Повешенный).

НАКАЗАНИЕ КАК ОБЛИЧЕНИЕ

Н., как в ВЗ, так и в НЗ, может иметь значение порицания или обличения в грехе: "обличи ближнего твоего" (Лев 19:17; ср. Пс 140:5). Так, пророки обличают народ (Иез 29:21; Ам 5:10), Иоанн Креститель - Ирода (Лк 3:19), разбойник на кресте - своего товарища (Лк 23:40); так должен был поступать Тимофей в церквах (2 Тим 4:2), так же действует Св. Дух в отношении мира (Ин 16:8), то же сказано и о воздействии Свящ. Писания (2 Тим 3:16). В церкви обличение должно происходить с глазу на глаз, прежде чем будут привлечены другие свидетели или вся церковь (Мф 18:15-20). -> Вразумление, Накалывать
Накалывание "на себе письмен" (Лев 19:28), вероятно, было языч. татуировкой.

Наколенники
-> Оружие и орудия труда (1,б).

Налог
Н. в ВЗ иногда обозначает подать храму (2 Пар 24:6.9 - в Синод. пер. - "дань"; -> Подати, I). Но чаще это слово обозначает отчисления гос-ву, в частн., для выплаты дани за счет Н. с населения (4 Цар 15:20; ср. 4 Цар 23:35; Езд 4:13; Неем 5:4). В НЗ также говорится о государственных Н. (Мф 22:17-22; Рим 13:6-10).

Намессия
[евр. Нимши, "ихневмон", "фараонова мышь"], дед израил. царя Ииуя (3 Цар 19:16; 4 Цар 9:2).

Наместник,
царский представитель в покоренной области, напр., в областях, присоединенных к южному (Иудейскому) царству (3 Цар 22:47). Кр. того, Н. называли чиновника вавил. царя (Дан 3:2.3; Дан 6:2), а также перс. сатрапа (Есф 1:3; Есф 3:12; Есф 8:9; Есф 9:3 - в Синод. пер. - "правитель области", "начальствующий над областью") или чиновника, к-рый осуществлял надзор над небольшим районом внутри сатрапии (Езд 5:14; Езд 8:36; Неем 2:7.9; Неем 5:14, в Синод. пер. - "областеначальник"). В Езд 2:63; Неем 7:65.70; Неем 8:9; Неем 10:1 вместо слова "Н." употреблен перс. титул наместника - Тиршафа. В НЗ титул "Н." относится к рим. проконсулу, главе администрации имперской провинции, напр. к Сергию Павлу на Кипре (Деян 13:7, в Синод. пер. - "проконсул") и к Галиону в Ахаии (Деян 18:12, в Синод. пер. - "проконсул"); к легату императора, руководителю администрации и вместе с тем военачальнику в имперской провинции, напр. к Квиринию в Сирии (Лк 2:2); к прокуратору, верховному чиновнику администрации имперской провинции, в к-рой не было легата, напр. к Понтию Пилату в Иудее (Лк 3:1).

Наперсник
[евр. хошен]. Н. был частью облачения первосвященника и надевался поверх ефода (Исх 28:15-30; Исх 39:8-21). Описание Н. в вышеуказ. библ. отрывках неодинаково. В одном месте - это квадратная двойная "сумка", сдел. из золотых нитей, голубой, пурпурной и червленой шерсти, украшенная драг. камнями и содержащая -> урим и туммим (Исх 28:30). На Н. могла крепиться золотая табличка, в к-рую вставлялись в четыре ряда 12 драг. камней (Исх 39:8.15). Камни должны были напоминать первосвященнику о 12 коленах Израиля (Исх 28:29). На каждом камне было вырезано имя одного из израил. колен, к-рые т.о. постоянно находились в присутствии Бога.

Напиток:
1) среди напитков в Библии упомянуты Н. израильтян: -> вода, к-рую черпали из колодцев или водоемов (Иер 2:13), а также овечье или козье -> молоко (Втор 32:14; Притч 27:27), -> вино (в т.ч. плодовое) и более крепкие Н. Вино, забродивший виноградный сок, пили либо чистым, либо, примешивая к нему пряности. Кр. того, был известен кислый Н. -> уксус, или винный уксус, смеш. с водой или маслом (Руф 2:14; Мф 27:48; Мк 15:36; Ин 19:29). У римлян это был напиток простых людей, солдат и рабов;
2) евр. шехар (в Синод. пер. - "сикер") обозначает крепкие Н. (1 Цар 1:15; Притч 20:1; Притч 31:4.6; Ис 29:9 и др.); корень этого слова - шкр - имеет значение "напиваться", "быть пьяным". Трудно сказать, какие именно Н. названы словом шехар. Наряду с виноградным вином пили забродившие соки других плодов, напр. яблок или фиников. Одним из самых популярных Н. было пиво. Известно, что в Египте пиво варили из ячменя, пшеницы с добавлением дикого шафрана и соли. Распростран. Н. пиво было также в Ассирии, Вавилонии, Сирии, причем в этих странах его варили различными способами и с использованием различных компонентов. Процесс перегонки с целью получения спирта в те времена еще не был известен;
3) священникам, совершающим службу в святилище, а также тем, кто дал обет Богу (-> Назорей), запрещалось пить вино и другие крепкие Н., а также уксус, получ. из вина или забродивших соков (Лев 10:9; Числ 6:3; ср. Лк 1:15). Не пили вина и рехавиты (Иер 35:6). С одной стороны, в Библии восхваляется вино (Пс 103:15) и не запрещается питье вина и крепких Н. (Втор 14:26), повествуется о чуде в Кане, где Иисус превратил воду в вино (Ин 2:1-11). С др. стороны, Свящ. Писание предостерегает от пьянства и осуждает его (Быт 9:20-29; Притч 31:4-9; Еф 5:18). Обычай подавать осужденным на распятие пьянящий Н. (Мк 15:23) практиковался в соотв. с советом из Притч 31:6.

Нард
[евр. нерд; греч. нардос], ароматич. жидкость, к-рую получают из корневища и нижней части стебля Nordostachys Jatamansi, растения из семейства валериановых (Valerianacae), произрастающего в Гималаях на высоте 3500-5500 м. Индусы уже в древности употребляли Н. в мед. целях, а также торговали им. В Израиле Н. был известен еще со времен Соломона (Песн 1:11; Песн 4:13-16), но доставка из далекой Индии делала его очень дорогим (Мк 14:5; -> Деньги). Нард, смешанный с другими веществами, продавался в алебастровых сосудах (-> Стекло) как нардовые вода, масло или мазь (Мф 26:7; Мк 14:3).

Наркисс
("нарцисс"), житель Рима; среди его домашних или среди его рабов были христиане, к-рым Павел передает приветствие (Рим 16:11).

Народ
I. Библ. родословия показывают, как из одного семейства происходили роды и племена (-> Колено), а из них образовывались Н., поэтому слово "Н." во многих случаях передает расшир. понятие семьи. Человек от рождения принадлежит не только к определ. семье, но и к определ. Н. и не может освободиться от этой принадлежности, хотя он может, напр., поменять гражданство (Деян 22:28). Положение -> царя в Н. во многих отношениях подобно положению -> отца в семействе. Бог назначает Н., как и отдельному человеку, удел (тер. для проживания), определив его пределы и срок существования (Втор 32:8; Деян 17:26). Израиль стоит в центре библейского повествования, а другие Н. чаще всего упоминаются лишь постольку, поскольку они приходят в соприкосновение с евреями. Но ВЗ никогда не забывает, что Бог есть Господь всех Н. (4 Цар 19:15; Пс 23:1; Пс 66:4-8; Пс 97:9; Пс 98:1), и пророки предвещают время, когда все Н. устремятся к Господу (Ис 2:2-4; Ис 2:60).
II. [евр. гойим, греч. этнэ]:
1) оба слова, как евр., так и греч., означают нацию или Н. вообще, но в Библии они употребляются в тех случаях, когда речь идет о Н., практикующих идолопоклонство (язычниках) (4 Цар 16:3; Иез 23:30), олицетворяющих собой нечестивость (Езд 6:21) и являющихся врагами истинного Бога и Его Н. (Пс 78:1.10; Иер 10:25; Плач 1:3.10; Иез 34:29; Иез 36:7.15);
2) с момента призвания Авраама Бог отделил Свой избр. Н. от других "племен земных" (Быт 12:1-3) и заключил с ним завет (Исх 19:5.6, -> Союз, завет). Н. Израиля - это Н. Его откровения (Числ 14:14). Израильтяне должны осознавать свое особое положение, отличное от других Н. (Лев 18:24-30; Лев 20:23; Числ 23:9; Иез 20:32; ср. Мф 6:7.32). Этот Н. стал благословением для всех Н., когда из него произошел Мессия, Которому в конце времен будут служить все "племена земные" (Пс 71:11; Ис 2:2-4; Ис 25:6-8; Зах 14:16-19);

3) с др. стороны, в ВЗ говорится об открытости нек-рых язычников Богу и Его деяниям, совершаемым над ними и через них: таковы, напр., Иофор, тесть и советчик Моисея (Исх 18); Руфь, к-рая, как и Рахава (Раав), представлена в родословии Иисуса (Мф 1:5); вдова из Сарепты (3 Цар 17); Нееман, исцеленный и обращенный Елисеем (4 Цар 5); ниневийцы, обратившиеся к вере в результате проповеди Ионы (Ион 3:5-10); Кир, помазанник Господа (Ис 45:1), и другие. ВЗ не только сообщает о жестоковыйности фараона, ярости Сеннахирима и упрямстве Навуходоносора, но и подготавливает к событию дня Пятидесятницы, когда Св. Дух снизошел на всякую плоть (Иоил 2:28-32; Деян 2);

4) в НЗ говорится, что первоначально язычников разделяла пропасть. Иисус, осознавая Себя посланным только к Н. Израиля (Мф 15:24), запрещал Своим ученикам идти к язычникам (Мф 10:5). Лишь отдельные язычники исповедали веру в Господа (Мф 8:10), преодолев барьер, отделявший их от народа Божьего (Мф 15:21-28). После воскресения Иисуса Христа положение изменилось: Господь, Которому дана вся власть на небе и на земле, послал Своих учеников до края земли (Мф 28:18-20; Еф 2:11-22). Петр через Божье откровение получил задание идти в Кесарию к язычнику - сотнику Корнилию. Во время проповеди Петра язычники приняли Св. Духа, как до этого Его принимали христиане-евреи (Деян 10, Деян 11). С этого времени Церковь начинает расти и за счет обращенных язычников, прежде всего благодаря трудам Павла, апостола язычников (Деян 9:15; Деян 22:21; Деян 26:17-32; Гал 2:7), хотя объединение христиан, обращенных из иудеев и язычников, происходило не без трудностей (-> Апостольский собор). Подобно привитым к "хорошей маслине" ветвям "дикой маслины", язычники стали приносить добрые плоды. И это будет продолжаться до тех пор, пока в Церковь не "войдет полное число язычников", а от народа Израиля не отступит духовная слепота и этот народ не придет наконец к признанию своего Мессии (Рим 11:16-27; 2 Кор 3:14-16). И будет "одно стадо и один Пастырь" (Ин 10:16).

Нарыв
-> Болезнь.

Насаждать
-> Растения, насаждения, насаждать.

Насаждение
-> Растения, насаждения, насаждать.

Насекомые
Многочисленные виды Н. широко распространены по всему Ближнему Востоку. Эфиопия названа в Библии "землей, осеняющей крыльями" (Ис 18:1), вероятно, по той причине, что в этой стране всегда было множество Н. В Египте многочисл. озерца, появляющиеся в результате разливов Нила, становились рассадниками комаров - обыкновенных (Culex) и малярийных (Anopheles). Комары встречаются в Палестине в основном в прибрежной и Изреельской равнинах, в районах Геннисаретского озера и на болотах Хуле. Там же можно видеть огромные рои мошки обыкновенной (Simuliidae). Из многочисл. летающих Н., переносчиков опасных заболеваний, наряду с комнатной мухой (Musca) следует назвать жигалку осеннюю (Stomoxys calcitrans) и муху цеце (Glossiniae). Хотя все эти Н. широко распространены в Палестине, в Библии они упоминаются редко. киннимЕвр (Исх 8:16) и греч. конопс (Мф 23:24) - это собират. понятия, обозначающие комаров всех видов. Евр слова кинним и аров (Исх 8:17; Пс 77:45; Пс 104:31 - в Синод. пер. - "насекомые") употребляются только в стихах, где говорится о егип. -> казнях. зевувЕвр (Екк 10:1; Ис 7:18) - собират. понятие, обозначающее мух.

Наследование, наследственное право
ЗЕМНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ
1) согл. наследств. праву времен Авраама, наследниками могли быть только сыновья от жен, но не от наложниц (Быт 21:10; ср. позднее Суд 11:2); но сыновья наложниц имели право на разовое получение некой части отцовского имущества, пособия (Быт 25:6). Иногда наряду с сыновьями наследницами становились и дочери (Иов 42:15). При отсутствии детей наследником мог быть назначен раб (домочадец) (Быт 15:2-6; ср. -> Праотец, патриарх);
2) в соотв. с Законом Моисея, собственность израильтянина после его смерти делилась между его сыновьями, причем старший сын получал вдвое больше, чем младшие (Втор 21:15-17). Если сыновей не было, то собственность наследовали дочери (Числ 27:1-8); в этом случае они должны были выходить замуж только за мужчин своего колена (Числ 36:1-12). Если же мужчина из другого колена или иноплеменник женился на дочери-наследнице, то дети от этого брака, видимо, причислялись к роду матери (1 Пар 2:34-41; Езд 2:61). Наследство мужчины, умершего бездетным, доставалось его брату, если же братьев не было, то братьям его отца, если не было и таковых, то наиб. близкому кровному родственнику (Числ 27:9-11);
3) брат умершего должен был жениться на его вдове. Первый сын от этого брака получал имя умершего и наследовал его имущество (Втор 25:5-19). Если у покойного не было брата, то в брак с его вдовой должен был вступить к.-л. из ближайших родственников (Руф 3:12-13), обязанный также выкупить земельный надел вдовы, если он был заложен или продан из-за нужды (Руф 4:1). Если не находилось никого, кто был бы готов жениться на вдове, то наследство становилось ее собственностью и после ее смерти переходило к ее ближайшим родственникам;
4) левитам не выделялось никакой части наследства, поскольку Господь сказал Аарону: "Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых" (Числ 18:20; Втор 10:9; Иез 44:28 и др.);
5) подробные сведения о лишении наследства можно почерпнуть только из Талмуда (-> Мишна);
6) письм. завещания появились в Палестине лишь в период греч. и особенно рим. господства (Гал 3:15; Евр 9:17); в княж. роду ими определялся порядок Н. (Иосиф Флавий, Иудейские древности, XIII, 16,1; XVII, 13,2). В Талмуде предприняты попытки снять предусмотренные законом ограничения, с тем чтобы дать завещателю право более свободно распоряжаться своим имуществом.

НЕБЕСНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ

Ап. Павел чаще чем к.-л. использует понятие Н. в переносном, духовном, смысле. Кр. того, в этом же значении оно встречается в 1 Петр 1:4; 1 Петр 3:9; Иак 2:5. "Участие в наследии святых во свете" (Кол 1:12) - это вечная жизнь, к к-рой милостью Иисуса Христа избраны верующие всех народов, ставшие т.о. и наследниками Самого Господа (Еф 1:11.18), как о том и предсказывалось в ВЗ (Пс 82:8). Это нетленное, чистое и неувядаемое наследие (1 Петр 1:4) предназначено христианам как чадам Божьим, но они сами ничем не заслужили его и не могут приобрести его собств. силами (Рим 4:14; Гал 3:29; Гал 4:7; Тит 3:7). Однако наследниками Христа становятся только те, кто страдает вместе с Ним (Рим 8:17); верным рабам Божьим в Его царстве воздастся - они получат наследие от Господа (Кол 3:24). Залогом этого является Святой Дух, живущий в сердцах вновь рожденных и поддерживающий в них уверенность в том, что они призваны к небесному наследию (2 Кор 1:22; Еф 1:14). Насмешка, поругание, насмехаться, насмешник (кощунник). В Библии и в ее переводах употребляются различные слова для передачи понятий "насмешка" и "поругание". В общеупотребительном смысле "насмехаться" или "издеваться" означает проделывать над кем-то озорные или злые шутки, выражаемые соотв. словами и действиями (4 Цар 2:23; Мф 22:6; Мф 27:31; Мк 10:34; Мк 15:20; Лк 20:11), напр. морщить нос в знак презрения [греч. мюктеридзеин; Гал 6:7, в Синод. пер. - "Бог поругаем не бывает"].

Кр. того, в Библии встречаются такие выражения: смеяться и издеваться над кем-л. (2 Пар 30:10); презреть и посмеяться (4 Цар 19:21); смеяться над кем-л. и говорить с презрением (Неем 2:19); лицемерные насмешники (Пс 34:16); порицать и поносить (4 Цар 19:22), а также посмеяние и поругание или поругание и посрамление и т.п. (Пс 43:14; Пс 78:4; Иер 20:8; Иер 29:18). Библия не одобряет насмешника и не рассматривает его как безобидного шутника. Особенно часто речь о такого рода людях идет в Притчах Соломона: по своей сути насмешник (в Синод. пер. - "кощунник") самонадеян, надменен и дерзок. Он действует в пылу гордости и не воспринимает назиданий (Притч 9:7-12); не обладая мудростью, он не слушает поучений (Притч 13:1). Поэтому кощунствующий избегает общения с мудрыми (Притч 15:12), но именно потому что он глуп, он и заслуживает наказания (Притч 19:29). "Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань" (Притч 22:10); где бы насмешник ни появился, он подстрекает к ропоту и возмущению (Притч 29:8). Но в конечном итоге Бог посмеется над насмешником и поругается над кощунствующим (Пс 2:2-3), предав преступников самих на поругание (Ис 43:27-28; Ис 45:16; Иез 22:4; Иез 23:32), ибо только смиренным Он дает благодать (Притч 3:34). "Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его" (Притч 17:5), и поругание становится настоящим кощунством, когда насмешник в своей самонадеянности восстает против Бога (4 Цар 19:22; 2 Пар 32:17). Проходившие мимо креста Иисуса злословили Его [греч. бласфемейн], то же делали и первосвященники, насмехаясь над Ним [греч. эмпайдзеин; Мф 27:39.41]. В Пс 1:1 насмешники сопоставляются (в Синод. пер. - "развратители") с нечестивыми. Согл. истолкованию этого места раввинами, насмешники ("развратители") - это такие люди, которые, собравшись вместе ("в собрании развратителей"), не рассуждают о словах Торы (Закона Божьего).

Наставник
-> Учитель (III и IV). -> Детоводитель, наставник.

Наугольник
-> Оружие и орудия труда.

Наум
[евр. Нахум, кр. ф-ма от Неемии]:
1) пророк; -> Книга пророка Наума;
2) один из предков Иисуса Христа (Лк 3:25).

Наума пророка книга
-> Книга пророка Наума.

Нафан
[евр. Натан, "Он (т.е. Бог) дал"]:
1) израильтянин из колена Иуды, сын Аттая (1 Пар 2:36);
2) отец одного из храбрых у Давида (2 Цар 23:36);
3) брат другого храброго у Давида (1 Пар 11:38);
4) пророк, возвестивший Божий суд Давиду, после того как царь совершил прелюбодеяние с Вирсавией и подстроил убийство Урии (2 Цар 12). Ранее Н. сообщил царю Божье откровение: строит-во храма, планировавшееся Давидом и поначалу одобренное Н., не будет осуществлено, но Господь вместо этого укрепит дом (род) Давида и благословит его (2 Цар 7:1; 1 Пар 17). Когда Адония захотел стать царем, Н. вмешался и встал на сторону Соломона, воспитателем к-рого он был (2 Цар 12:25). Н. содействовал тому, чтобы Давид вовремя повелел помазать Соломона на царство (3 Цар 1). Через Н. и другого пророка, Гада, Господь передал Давиду повеление о том, как организовать служение левитских певцов и музыкантов (2 Пар 29:25). Н. написал историч. труд о царствованиях Давида и Соломона (1 Пар 29:29; 2 Пар 9:29), но из этого не следует, что он дожил до конца правления Соломона. Невыясненным остается вопрос о том, можно ли отождествлять с этим пророком Нафана, упомянутого в 3 Цар 4:5 и 1 Пар 2:36 (см. 1 и 5);
5) один из рожденных в Иерусалиме сыновей Давида (2 Цар 5:14; 1 Пар 3:5; 1 Пар 14:4). Возм., он был отцом двух чиновников Соломона (3 Цар 4:5); его род упоминается и в Зах 12:12, а сам он - в Лк 3:31 как предок Иисуса Христа;
6) один из израильтян, направленных Ездрой в Касифью, чтобы призвать оттуда левитов для служения в Иерусалимском храме (Езд 8:16-20);
7) израильтянин, взявший иноплем. жену (Езд 10:39).

Нафанаил
[евр. Нетанэл, "Бог дал"]:
1) сын Цуара, глава колена Иссахара во время странствования по пустыне (Числ 1:8; Числ 2:5; Числ 7:18);
2) сын Иессея и брат Давида (1 Пар 2:14);
3) священник, современник Давида (1 Пар 15:24);
4) отец писца Шемаии, левит (1 Пар 24:6);
5) левит из рода Корея, сын привратника Овед-Едома, современник Давида (1 Пар 26:4);
6) один из приближенных царя Иосафата, к-рые должны были учить народ Закону (2 Пар 17:7);
7) один из начальников левитов во времена царя Иосии (2 Пар 35:9);
8) священник, глава дома Иедаи во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:21);
9) священник из рода Пашхура, взявший себе иноплем. жену (Езд 10:22);
10) ученик Иисуса из Каны Галилейской, к-рого привел к Иисусу Филипп. Увидев Н., Иисус похвалил его как "подлинного израильтянина, в котором нет лукавства". Когда Иисус при этом добавил, что видел Н. под смоковницей, то сомнения последнего были побеждены и он признал: "Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев". Можно предположить, что Иисус тогда же призвал Н. в ученики, но определенно об этом не говорится (Ин 1:44-51). Хотя в списках апостолов имя Н. не упоминается, по общепринятому мнению, он фигурирует там как -> Варфоломей, т.е. "сын Толмая". После воскресения Иисуса Н. находился среди апостолов, ловивших рыбу на море Тивериадском (Ин 21:2). Не исключено, что Иисус был приглашен на свадьбу в Кане (Ин 2) как знакомый Н.

Нафания
-> Нефания.

Нафаф-Дор
-> Дор (Нафаф-Дор, Нафоф-Дор).

Нафек
-> Нефег (2).

Нафиш
-> Нефисим.

Нафоф-Дор
-> Дор (Нафаф-Дор, Нафоф-Дор).

Нафтухим
[в евр. мн. ч.], егип. племя (Быт 10:13; 1 Пар 1:11). Возм., от егип. на-птах, "люди (Бога) Птаха", т.е. жители Мемфиса (Нофа), города в Нижнем Египте, где поклонялись Птаху. Другой вариант перевода - "люди дельты".

Нахам
["Он (Бог) утешил"], брат жены Годии (1 Пар 4:19; в Синод. пер. Годия - сестра Нахама).

Нахарай (Нахорай)
(возм., "прилежный", "умный", "опытный"), беротянин, оруженосец Иоава (2 Цар 23:37; 1 Пар 11:39).

Нахаф
[евр. Нахат, "спокойствие", "покой"]:
1) потомок Исава и Измаила, эдомский старейшина (Быт 36:13.17; 1 Пар 1:37);
2) левит из рода Каафа (1 Пар 6:26);
3) левит, современник Езекии (2 Пар 31:13).

Нахбий
[евр. Нахби, "робкий"], еврей из колена Неффалима, один из разведчиков, посланных в Ханаан Иисусом Навином (Числ 13:15)

Нахле-Гааш (Нагале-Гааш)
("речные долины Гааша"), город или местность вблизи горы -> Гааш (2 Цар 23:30; 1 Пар 11:32).

Нахманий
[евр. Нахамани, "Он (Бог) утешил"], один из вождей израильтян, вернувшихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 7:7).

Нахон
("удар"), название гумна (2 Цар 6:6; в Синод. пер. Нахон - имя хозяина гумна); -> Хидон.

Нахор:
1) сын Серуха, отец Фарры, дед Авраама (Быт 11:22-26);
2) сын Фарры, брат Авраама и Арана (Быт 11:26). Его женой была Милка, дочь Арана и сестра Лота (Быт 11:29). Двенадцать сыновей Н. перечислены в Быт 22:20-24. В Быт 24:10 упомянут город Н., к-рый связывают с упоминаемым в посланиях архива Мари Нахуром, находившимся вблизи Харрана (Аран и Харран - разные варианты передачи на рус. язык одного и того же евр. слова харан).

Начальник, вождь
I. В ВЗ:
1) в Синод. пер. слова "начальник" и "вождь" означают прежде всего "предводитель" или "командир" (Числ 14:4; Суд 11:6); они употребляются и в образной речи (Притч 6:7);
2) как правило, под этими словами подразумеваются военач. (Втор 20:9; Ис 22:3), прежде всего высшие воен. чины в Израиле (4 Цар 9:5; 4 Цар 25:23), Египте (Исх 15:4), Ассирии (Ис 36:9), Вавилоне (Иер 51:57) и Персии (Неем 2:9), в т.ч. и командиры телохранителей (Быт 37:36; Быт 40:3-8; 4 Цар 25:8). Полководец или главнокомандующий у филистимлян (Быт 21:22), хананеев (Суд 4:2), арамеев (2 Цар 10:16; 4 Цар 5:1) и израильтян (1 Цар 14:50; 2 Цар 19:13; 2 Цар 24:2; 3 Цар 4:4; 3 Цар 16:16; 4 Цар 4:13) назывался Н. войска, или военач. У израильтян он командовал народным ополчением; для созыва такого войска в его подчинении находился писец, "главный в войске, записывающий в войско народ земли" (4 Цар 25:19). Командиры отдельных воинских подразделений назывались Н. (2 Цар 18:5) без указания определ. воинского звания. За ними следовали воен. чины, командовавшие 1000, 100 и 50 воинами (Числ 31:14; 1 Цар 8:12; 2 Цар 18:1; 4 Цар 1:9; Ис 3:3);
3) "начальники храма" и "начальники стражи" (Лк 22:4.52; Деян 4:1; Деян 5:24.26) - это Н. левитской стражи при Иерусалимском храме (-> Левиты -> Сановник, военачальник).
II. В НЗ упоминаются след. начальствующие чины воен. и гражд. рим. власти:
1) центурион (в Синод. пер. - "сотник"; Мф 8:5; Мф 27:54; Мк 15:39.44; Деян 10:1; Деян 21:32) был Н. воен. подразделения, состоявшего из 100 человек (центурия), шесть центурий составляли рим. когорту; десять когорт составляли -> легион. Чин центуриона относился к низшим офицерским званиям и, как правило, не предполагал дальнейшего повышения. Центурион подчинялся (см. Деян 24:23; Деян 27:1; Деян 28:16) воен. трибуну (в Синод. пер. - "тысяченачальнику", Деян 23:10; Деян 22:26-29; Деян 23:17-19). Воен. трибун (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана: Деян 22:24; Деян 24:7.22) или, согл. греч. табели о рангах, хилиарх (т.е. командующий тысячей), предводительствовал когортой. Чин воен. трибуна (тысяченачальника) имел комендант рим. гарнизона в Иерусалиме (Ин 18:12; Деян 21:31). Военач. в Деян 28:16 имел, однако, другое воинское звание - трибун легиона [греч. стратопедарх], а по должности он был командиром преторианской когорты императорской гвардии в Риме;
2) упомянутые в Деян 16:20.35 преторы (в Синод. пер. - "воеводы") - это высшие чиновники, возглавлявшие администрацию рим. провинциального города (один из них - Филипп); преторы каждый год переизбирались. -> Князь.

Начальник дворца, начальник над домом царским
Соотв. титул обозначал главного управляющего цар. дворцом, к-рый занимал должность царедворца-распорядителя (3 Цар 4:6; 3 Цар 16:9; 3 Цар 18:3; 4 Цар 18:18; Ис 22:15; Ис 36:3). Ученые не знают точно, какие обязанности выполнял Н.Д. Предположит. он отвечал за снабжение дворца провизией и прочим, нес ответственность за придворный церемониал, через него осуществлялся доступ к царю. О значении должности Н.Д. говорится в Ис 22:15-25; есть указание на то, что Иофам в период своего регентства исполнял обязанности Н.Д. и верховного судьи (4 Цар 15:5). В Лакише (Лахисе) найден оттиск печати, принадлежавшей Н.Д. по имени Годолия, вероятно, сыну Ахикама (4 Цар 25:22). -> Дееписатель.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ---