Библейская Энциклопедия -- П --


Паарай
("слуга Господа"), один из храбрых у Давида, арбитянин, т.е. араб (2 Цар 23:35) (-> Аравия, аравитяне); вероятно, то же лицо, что и Hаарай (1 Пар 11:37).

Павел
[лат. Паулюс, "маленький", "низкий"].
I: 1) Савл, уроженец города Тарса в Киликии (Деян 9:11; Деян 21:39). Как это часто бывало в новозаветные времена, Савл носил также второе, рим., имя "Павел" (Деян 13:9). П., унаследовавший от отца рим. гражданство (Деян 22:28), был сыном благочестивых иудеев, ревностным учеником раввинов (Деян 22:3). Он гордился своим евр. происхождением, принадлежностью к обществу фарисеев, праведностью, основ. на соблюдении Закона, а также своими трудами на благо евр. общины (Флп 3:5). Но именно иудаизм и его приверженцы окажутся в дальнейшем его злейшими врагами, а сам он станет одним из ведущих руководителей некогда ненавистной ему "назорейской ереси" (Деян 24:5), т.е. христианства. В молодости Савл был истовым иудеем, с детства преданным закону Моисея, беззаветно любившим свой народ.

Он со всем усердием учился у -> Гамалиила (Деян 22:3), одного из известнейших раввинов того времени, и, вероятно, уже в молодые годы был официально признан учителем Закона (в Синод. пер. такие люди обычно называются "книжниками"). Савлу было едва за 30, когда во исполнение служебного долга ему пришлось присутствовать при побивании камнями христианина Стефана (Деян 7:58), обеспечивая надзор за надлежащим исполнением казни. Такое задание мог выполнить только учитель Закона, получивший законч. образование. Покинуть свой народ и перейти к христианам - об этом Савл никогда не помышлял. Напротив, казнь Стефана указала ему путь, по к-рому ему, истинному иудею и стороннику самых жестких мер против отступников, следовало идти: христиан надо преследовать, бросать в темницы, а если потребуется - убивать, и тогда исчезнет это лжеучение, согл. к-рому недавно казненный Иисус из Назарета на самом деле был давно ожидаемым евреями Мессией (Деян 2:36; Деян 9:1);

2) результаты гонений на приверженцев Иисуса в Иерусалиме вдохновили Савла. Гонимые христиане рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии (Деян 8:1). Если где-то еще и скрывались напуганные последователи Иисуса, они, казалось, больше не представляли опасности. Когда в Иерусалим пришло известие из Сирии о том, что и здесь, внутри евр. общины, появились христиане, то первосвященник направил на подавление "ереси" именно Савла - как наиболее подходящего для этого дела человека, к-рый к тому же и сам просил об этом (Деян 9:2). Заручившись полномочиями, полученными от первосвященника (Деян 22:5), Савл с отрядом воинов направился в Дамаск, чтобы начать расправу с христианами этого города. Он уже почти добрался до Дамаска, когда среди ясного дня его вдруг осиял яркий свет с неба и голос, обращенный к упавшему на землю Савлу, вопросил: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" На его испуганный вопрос: "Кто Ты, Господи?" - голос ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь". Затем последовало указание: "Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать" (Деян 9:3-6; Деян 22:6-10; Деян 26:12-15). Поднявшись, чтобы продолжить путь, Савл обнаружил, что ослеп. Когда его привели в Дамаск, это был совершенно сломленный человек. Здесь он провел три дня в молитве и посте, пытаясь осмыслить, что же с ним случилось (Деян 9:8.9). На третий день размышления Савла были прерваны приходом христианина Анании, к-рый по поручению Господа объявил ему, что Бог избрал его орудием благовествования среди язычников. Анания возложил на Савла руки, и тот прозрел. Затем Анания ввел его в христ. церковь Дамаска, и Савл принял там крещение (Деян 9:10-19; Деян 22:12-16).

II: 1) чтобы понять, почему и каким образом П. стал христианином, миссионером и богословом, человеком, всецело посвятившим себя служению Господу, необходимо отталкиваться от происшествия, случившегося по дороге в Дамаск. Здесь после встречи с Христом рухнуло многое из того, что прежде П. считал священным для себя и к чему стремился. Позднее он скажет: "Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере" (Флп 3:7-9);
2) происшедшее помогло Павлу постичь прежде всего три истины: а) Иисус - Божий Мессия, Спаситель мира; б) праведности (-> Справедливость, праведность) перед Богом человек добивается не через дела Закона, а только через -> веру в -> Евангелие, в Благую Весть о том, что во Христе и Его смерти заключено для нас Божье прощение, к-рое одно только и может привести человека к праведности, действительной пред Богом; в) уже не требования -> Закона, а Христос, реально живущий в каждом верующем, через Св. Духа становится движущей силой и ориентиром для человека (Гал 2:20; Кол 1:27). Иисус Христос стал для Павла средоточием жизни, а след., и его богословия. С этого времени П. решительно выступает против любой практики или теории, если она не основана на личности Иисуса Христа, не считаясь ни с какими авторитетами. Так, он призывает Петра к ответу перед всей Антиохийской церковью, когда тот подвергает сомнению необходимость единства иудеев и эллинов, установленного Христом и основанного на вере в единого Господа; тем самым Петр восстанавливал старые границы, проложенные между этими двумя группами законом Моисея (Гал 2:11).

С суровыми словами осуждения П. обращается и к верующим галатам, когда те позволяют иудеохристианам склонить себя к признанию того, что наряду с верой в Христа для спасения требуется еще и исполнение Закона. Соединение благовествования, в центре к-рого - Иисус Христос, с требованиями Закона представляло собой одну из самых больших опасностей для молодой христ. Церкви. Даже признав Иисуса Мессией, евреи не хотели отказываться от прежних установлений. Живя во Христе (Деян 4:32 - Деян 5:11), они по-прежнему держались Иерусалимского храма и иуд. предписаний (Деян 2:46; Деян 3:1; Деян 5:12; Деян 10:14; Деян 21:20.24). Сам П. также сначала действовал через синагоги, но иудеи отвергли его (Деян 13:14.45; Деян 14:1; Деян 17:1.5; Деян 18:4.6). Неправильное понимание преемственности, существующей между ветхозаветным и новозаветным Божьим народом, могло привести к тому, что наряду с верой в Христа условием спасения верующие стали бы считать и исполнение Закона;

3) такая искаженная законнич. проповедь, соединенная с непониманием и клеветой (см. Рим 3:8; Рим 6:1), во многом затрудняла работу П. среди язычников, а временами даже грозила уничтожить плоды его деят-сти в молодых церквах. Отсюда страстность и взволнованность -> Послания к Галатам (ср. Гал 1:8-10; Гал 4:19; Гал 5:12). Но споры с Петром в Антиохии (Гал 2:11) и -> Апостольский собор в Иерусалиме (Деян 15) все же способствовали прояснению проблемы и выработке апостолами единой позиции. Евангелие было окончат. освобождено от Закона, а вера в Христа была признана достаточной для -> оправдания перед Богом, хотя это и не означало устранения всех разногласий. Когда в -> Послании к Римлянам П. касается основополагающей проблемы взаимоотношений Закона и Евангелия, в его словах слышны отзвуки возмущения, характерные для -> Послания к Галатам (см. Рим 3:8). Вопрос о том, свидет-вуют ли тексты Кол 2:18-23; 1 Тим 4:1-5 о новом всплеске иудеохрист. мышления, остается нерешенным - ведь законничество свойственно отнюдь не только евреям. Ради единства Церкви П. и после своего третьего миссионерского путешествия должен был свидет-вовать о себе, как о "подзаконном для подзаконных" (1 Кор 9:20; Деян 21:20-26);

4) подобные разногласия с собратьями не огорчили П., что он и доказал своими заботами о нуждах Иерусалимской церкви. Во времена царившего в Палестине ок. 47 г. голода (Деян 11:27-30) и позднее, в 55-56 гг. (1 Кор 16:1-4; 2 Кор 8, 2 Кор 9), он собирал пожертвования в основ. им церквах для "святых в Иерусалиме". Новообращенным, бывшим прежде язычниками и принявшими от иудеев блага духовные, предстояло теперь поделиться с иудеохристианами благами материальными ("телесными") (Рим 15:27);

5) П. не позволил лишить себя связи с евреями, с Божьим народом, из к-рого происходил он сам. Он был твердо уверен в грядущем обращении иудеев ко Христу (Рим 11:15.25-32), несмотря на то, что именно из-за собственных соплеменников ему пришлось претерпеть суровые наказания и гонения (Деян 9:23.29; Деян 13:50; Деян 14:2.5.19; Деян 17:5.13; Деян 18:12; Деян 21:27 - Деян 25:12; 2 Кор 11:24). Даже если с момента смерти Христа милость Божья обратилась на язычников, а сам П. был призван Богом стать апостолом среди язычников, у него не появилось чувства презрения к евр. народу. Он на собств. опыте знал о великом религ. рвении иудеев; можно ли было гневаться на них за то, что их усилия неверно направлены (Рим 10:2)? Но именно осознавая тот факт, что Церковь стоит на плечах Израиля (Рим 11:17-24), П. с особой болью воспринимал жестоковыйность большинства израильтян. "Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть, израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки... желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение" (Рим 9:2-5; Рим 10:1).
III: 1) глубокого понимания Христовой любви и постижения личности Иисуса Христа, ставших средоточием его жизни, П. достиг, конечно, не сразу. Даже после того как он присоединился к христ. церкви Дамаска и принял крещение, у него на сердце оставалось еще много вопросов. Сама Церковь по понятным причинам поначалу сдержанно отнеслась к нему, однако это недоверие продержалось недолго, поскольку очень скоро П. начал проповедовать Иисуса как Мессию среди евреев Дамаска. Возмущение иудеев действиями П. было столь велико, что ему пришлось покинуть Дамаск (Деян 9:19-25) и отправиться в Аравию. Оттуда он еще раз вернулся на несколько дней в Дамаск.

Через три года (вероятно, считая с момента его обращения) П. посетил Иерусалим и, познакомившись с Петром, пробыл у него 14 дней. Затем он направился к себе на родину, в Киликию (Гал 1:17-21; ср. Деян 9:26-30; Деян 22:17-21). Сначала П. провел несколько лет в тиши, в размышлении и постижении всего того, что так растревожило его в Дамаске. Движимый Св. Духом, он исследовал Свящ. Писание, все более убеждаясь, что обетов. Мессия уже явился. Этой внутр. подготовкой к миссионерскому служению среди язычников объясняется та исключит. независимость в отношениях с апостолами в Иерусалиме, к-рую П. проявил уже в начале своей деят-сти. Он так ясно осознавал свою задачу благовествовать язычникам, что не видел никакой необходимости идти в Иерусалим, чтобы получить от апостолов подтверждение своих полномочий (Гал 1:1.17). Проведя несколько лет в Тарсе, П. получил от -> Варнавы приглашение к сотрудничеству в церкви города Антиохии (Деян 11:25). Отсюда П. доставил в Иерусалим собранные Антиохийской церковью пожертвования (Деян 11:30). В Иерусалиме (-> Апостольский собор, VI) П. встретился с Иаковом, Петром и Иоанном, к-рым он рассказал о своем поручении и о своем благовествовании язычникам (Гал 2:1-10). На этом, спустя 14 лет после случившегося в Дамаске, закончился подготовит. период его служения. Вскоре после этого Господь направил П. на исполнение великой миссии, к к-рой Он его призвал (Деян 12:25 - Деян 13:3), во всем уравняв с апостолами;

2) в свое первое миссионерское путешествие П. отправился вместе с Варнавой и Иоанном -> Марком. Это было прим. в 47-48 гг. по Р.Х. Через Кипр путешественники направились в Малую Азию, в Ликаонию и южную Галатию, а оттуда снова в Антиохию. В Деян 13:1; Деян 14:1 подробно сообщается об этом первом непродолжит., но благословенном предприятии. Перерыв в проповеднич. деятельности, продолжавшийся до второго миссионерского путешествия, был заполнен улаживанием спора с иудеохристианами, к-рые возражали против проповеди П. Евангелия, свободного от предписаний Закона (Гал 2:11; Деян 15:1; см. выше, II,2-3; -> Апостольский собор);

3) во второе миссионерское путешествие, задачей к-рого было укрепление новообразов. церквей, П. взял уже не Варнаву, а -> Силу, врача -> Луку, а несколько позднее включил в число своих спутников -> Тимофея. Вначале П. посетил и укрепил церкви в Сирии, Киликии и Ликаонии (Деян 15:40 - Деян 16:5). После этого он прибыл в Галатию, но Св. Дух не допустил его к проповеди в Мисии, в Вифинии и на северо-западе Малой Азии, чтобы, наконец, в Троаде через видение призвать его направиться в Македонию (Деян 16:6-10). За этим последовало основание церквей в Македонии и после посещения Афин - Коринфской церкви. Находясь в Коринфе с осени 50 г. до весны 52 г., П. создал там многочисл. и крепкую церковную общину. Затем через Эфес и Иерусалим он отправился обратно в Антиохию (Деян 16:11 - Деян 18:22);

4) укрепление церквей наряду с основанием новых было важнейшей задачей П. Выполнению этой задачи служили также и послания апостола, к-рые вместе с книгой Деяния свидет-вуют о его борьбе за внутр. и внешнее возрастание Церкви Христа, Его Тела. Поэтому П. недолго оставался в Антиохии и вскоре вновь отправился в путь. В сопровождении Луки, Тимофея и -> Тита он направился в Малую Азию (третье миссионерское путешествие; Деян 18:23; Деян 19:1 - Деян 21:17). Ободрив уже существовавшие церкви, П. осенью 52 г. прибыл в Эфес. Здесь образовалась большая община, и П. оставался в этом городе до лета 55 г. Лишь однажды он прервал свою работу в Эфесе ради поездки в Коринф, чтобы устранить начавшиеся в здешней церкви раскол и беспорядки, но, не добившись видимого успеха, вернулся обратно (-> Послания к Коринфянам). Вскоре его помощнику Титу удалось добиться от Коринфской церкви послушания апостолу. В результате начавшихся в Эфесе гонений на христиан П. (-> Послание к Филиппийцам) был вынужден покинуть город и по суше отправиться через Македонию в Коринф. Там он оставался всю зиму, написав в это время -> Послание к Римлянам. Затем он поехал в Иерусалим, чтобы принять участие в праздновании Пятидесятницы и передать местным верующим пожертвования, собранные его церквами;
5) пророчества братьев во Христе неоднократно указывали П., что посещение Иерусалима может окончиться для него заточением и даже смертью (Деян 20:22; Деян 21:4.10-13). Но он все же направился туда, т.к. считал, что необходимо вновь встретиться с апостолами, поскольку его деят-сть среди язычников значит. расширилась.

В Деян 21:18 - Деян 28:31 подробно повествуется о том, что произошло с П. в Иерусалиме, о его аресте, длит. заточении в Кесарии и, наконец, о доставке П. по его настоянию в Рим, где ему надлежало предстать перед судом императора. На этом пути П. пришлось в полной мере ощутить человеческую несправедливость, ненависть фанатически настроенных иудеев, столкнуться с интригами коррумпированных чиновников. Однако эти трудности не затронули внутр. состояния П. Получить возможность проповедовать Евангелие в Риме было его давним желанием (Рим 1:15). Два года он прожил в Риме под домашним арестом. Правда, ему были разрешены свидания, к-рые он использовал для проповеди Евангелия. Вероятно, именно в Риме были написаны письма П. из заточения, что, однако, нельзя считать полностью доказанным (-> Послание к Ефесянам -> Послание к Колоссянам -> Послание к Филимону; ср. -> Послание к Филиппийцам). Послания П. к Тимофею и Титу свидет-вуют о том, что он был освобожден из этого заточения и посетил позднее Грецию, Крит и Малую Азию. Невыясненным остается вопрос, проповедовал ли он в Испании (см. Рим 15:24). По преданию Римской церкви, П. был казнен при имп. Нероне одновременно с Петром, но было ли это при первых гонениях на христиан или позднее, установить невозможно.

Павлин
(Pavo cristatus). Родиной этой необычайно красивой птицы семейства фазановых считаются Индия и Шри-Ланка. На Востоке мясо П. употребляли в пищу; у римлян языки и мозг этой птицы считались деликатесом. В Израиле же П. рассматривали исключительно как декоративных птиц. Это утверждение верно, если под евр. словом туккийим следует понимать П., к-рых доставляли Соломону (3 Цар 10:22; 2 Пар 9:21). В пользу этой т.зр. говорят древние переводы и истолкования; возм., что слово туккийим заимствовано из какого-то индийского наречия. С др. стороны, слово туккийим (в Синод. пер. - "обезьяна") нек-рые исследователи пытались истолковывать как егип. обозначение одного из видов обезьян. Ряд исследователей переводит это слово как "куры".

Пагиил
[евр. Пагиэл], еврей из колена Асира, сын Охрана (Числ 1:13; Числ 2:27; Числ 7:72.77; Числ 10:26).

Пагуба
-> Губить, истреблять, губитель, истребитель, гибель, погибель, пагуба, истребление.

Пазуха,
складка одежды поверх пояса, служившая одноврем. карманом (Исх 4:6). В таких складках носили самые разнообразные вещи, а также маленьких ягнят (Ис 40:11; ср. также 4 Цар 4:39; Агг 2:12). В Притч 6:27 иносказательно говорится, что за П. нельзя носить огонь: в данном случае имеется в виду человек, общающийся с блудницей. -> Одежда.

Палестина
I: 1) слово "П." пpедставляет собой сокpащение гpеч. слов Палайстина Сюриа - "Сиpия филистимлян". Так, в отличие от севеpной -> Сиpии (-> Сирийцы, Сирия), гpеки называли Южную, лежащую по обе стороны от pеки Иоpдан, Меpтвого моpя и Аpавы, хотя в целом эта область значит. обширнее, чем заселенная некогда -> филистимлянами пpибpежная pавнина. Во вpемена pим. владычества и англ. пpавления П. офиц. называлась теp., включающая в себя совр. Изpаиль и части Иоpдании,

Ливана и Сиpии;
2) если под П. вообще понимается область между горой Ермон на севере, заливом Акаба на юге, Сpедиземным моpем на западе и Аравийской пустыней на востоке, то ее внутр. гpаницы, особенно политич., постоянно изменялись. Во вpемена цаpя Соломона вся область от Типсаха до Газы (3 Цар 4:24) или от Емафа (Хамата) до потока Египетского (Вади-эль-Аpиш; 3 Цар 8:65; 2 Пар 7:8) находилась под его владычеством. В Ис Нав 11:17; Ис Нав 12:7 сев. гpаницей израил. владений назван Ваал-Гад у горы Еpмон, а юж. - гора Халак (Джебель-Халак; новоевp. Хаp-Хехалак). Собственно область поселения евреев пpостиpалась от Дана до Вирсавии (Бееp-Шевы) (1 Цар 3:20).

II: 1) П. - это "земля обетованная", к-pую Бог обещал дать потомкам -> Авраама (Быт 12:7); это земное пpостpанство было избрано Господом как место ветхозаветного Божьего откpовения в Его наpоде и новозаветного откровения в Его Сыне Иисусе Хpисте (-> Ханаан). Поэтому сpедневековые ученые pассматpивали П., а точнее Иеpусалим, как геогp. центp земного кpуга. И хотя совр. наука уже не оперирует такими понятиями, она, тем не менее, признает, что П., где пересекались важнейшие сухопутные и моpские пути дpевнего миpа, занимала чpезвычайно выгодное геогр. положение (см. Иез 5:5). Все важнейшие дороги неминуемо должны были пpоходить чеpез Палестину;

2) в отличие от пустынного Синайского полуо-ва, П., к-рая расположена севернее, обpазует юго-зап. часть т.наз. "благодатного полумесяца" - шиpокого пояса густонасел. тер. с плодородной землей; нек-pые комментаторы относят к странам "благодатного полумесяца" и Египет. Hа севеpе и севеpо-востоке "благодатный полумесяц" огpаничен плоскогоpьями Малой Азии и Иpана и лежащим между ними Аpмянским нагорьем, на юге и востоке - Аpавийской пустыней, на западе - Сpедиземным моpем. Здесь, за узкой беpеговой pавниной, тянутся две гоpные гpяды, pазделенные глубокой долиной. Сообщение с Месопотамией облегчается благодаpя тому, что в сев. Сиpии внутp. гоpная цепь повернута на восток, в то вpемя как Евфpат делает поворот на запад. Сиp.-палест. гоpы влияют на климат окрестных тер., к-рый становится более влажным по сравнению с областями, лежащими в глубине материка;

3) являясь своеобразным мостом между дpевними pечными культуpами Месопотамии и долины Hила, Сиpия и П. могли играть важную политич. роль только тогда, когда ослабевали великие цаpства на севеpе и юге. Обычно же как Сирия, так и П. находились в зависимости от своих более могущественных соседей, и их истоpия в значит. мере опpеделялась боpьбой между Месопотамией или Малой Азией, с одной стороны, и Египтом - с другой (-> Война, III). Подлинно независимой П. являлась очень pедко, поскольку даже в пеpиоды упадка великих соседних деpжав сиp. Дамаск выступал в качестве сеpьезного пpотивника Изpаильского и Иудейского царств. Добиться явного превосходства над Сиpией изpаильтяне смогли только пpи Давиде и Соломоне, во вpемена Амврия и его сына Ахава, в эпоху пpавления Иеpовоама II и Озии и, возм., в эпоху расцвета гос-ва -> Маккавеев. Но именно эту политич. нестабильную и привлекавшую многих захватчиков область Господь сделал родиной Своего народа (см. Пс 77:7).

III: 1) в П. встречаются след. виды ландшафтов: pавнины и гоpы на зап. берегу Иордана, Иоpданская впадина, горная область вост. берега Иордана и пустыня;

2) а) прибрежная pавнина тянется вдоль всего побережья, на юге она шиpе, чем на севеpе. Между Филистимской pавниной и Иудейскими гоpами лежит плоскогоpье Шефела. С севеpа к нему пpимыкает pавнина Шаpон (библ. Саронская равнина), отделенная болотами Кpокодильей pеки [новоевp. Нахал-Танниним] от pавнины Доp. На севере беpеговую pавнину пеpесекает хpебет Каpмил, за к-рым она сильно сужается и, наконец, заканчивается у Рас-эн-Hакуpа [новоевp. Сулламашел-Цоp] - "Лестницы Тиpа". Узкая сев. часть равнины была областью поселения колена Асира; б) непосpедств. к востоку от прибрежной pавнины возвышаются горы, к-pые двумя большими теppасами Веpхней и Hижней Галилеи спускаются от Ливана к Изpеельской pавнине, связывающей прибрежную pавнину с Иоpданской впадиной у Бет-Шеана

Юж. Бет-Шеана начинается Самаpийское плоскогорье, к-рое переходит в гоpы Ефpема и Иудейские горы, где расположены Иеpусалим, Вифлеем, Хевpон. Юж. Хевpона расположено пустынное нагоpье Hегев, юж. часть к-pого поднимается гоpной гpядой Джебель-эль-Макpа, высота к-рой достигает 1035 м (Хар-Рамон); в) вост. склоны гоp кpуто спускаются к Сиpийской, или Иоpданской, впадине, к-pая пpостиpается от Сиpии до Акабского залива. Сев. П. дно этой долины резко опускается с 300 до 68 м над уpовнем моpя (у оз. Хуле; IIIa), а затем - вплоть до отметки 212 м ниже уpовня океана (у Геннисаpетского озеpа). У Меpтвого моpя (-> Соленое моpе) долина опускается до отметки 392 м ниже уpовня океана. Юж. Меpтвого моpя, в Араве, долина постепенно поднимается, а ближе к Акабскому заливу снова опускается; г) возвышенность на вост. берегу Иордана имеет еще более кpутой склон, чем горы на зап. берегу. Возвышенность пеpесекают четыpе глубокие pечные долины: на юге пpотекает Яpмук, беpущий начало в -> Васане; -> Иавок (совр. Эз-Зарка) течет чеpез -> Галаад, в своем веpхнем течении обpазуя зап. гpаницу аммонитян; в Моаве протекает -> Аpнон; Вади-эль-Хеза (-> Заpед) обpазует гpаницу между Моавом и -> Эдомом. Самые высокие точки этой возвышенности находятся на севеpе, в -> Галааде, и на юге, в Эдоме, где гоp. вершины достигают высоты 1700 м; д) на востоке и на юге П. лежат пустыни: ровная, но не имеющая доpог вост. пустыня, скалистая и гоpистая местность Вади-Хасма, к-pую по климатич. признакам также можно считать пустыней, и пустыня Hегев на зап. берегу Иордана.

IV. В засушливые летние месяцы (-> Земледелие -> Календарь -> Восточный ветеp -> Дождь -> Снег) многие pеки в П. пересыхают (-> Поток). Мелкие реки Изреельской равнины впадают в Кишон (библ. - -> Киссон); юж. Каpмила текут еще несколько небольших pечек, впадающих в Сpедиземное моpе. Вся внутp. область П. отдает свои воды в Меpтвое моpе, куда впадает также самая кpупная pека П. -> Иоpдан. В сев. части Аpавы протекает Вади-эль-Джейбе, к-рая также впадает в Меpтвое моpе. Южнее горы Джебель-эp-Рише, по к-рой проходит водоpаздел Аpавы, в Акабский залив впадает несколько более мелких pек. Большинство пеpесыхающих pек ("вади") вост. нагорья впадают в четыpе главные pеки, лишь на самом востоке они устpемляются к впадине Вади-Сиpхан (-> Каpкоp), а на юге Вади-Ятм впадает в моpе у Акабы.
V. Сложный ландшафт, острый скалистый грунт, по к-рому не могут передвигаться верблюды, затрудняли строит-во дорог и насел. пунктов в П. Большой базальтовый участок, пpостиpающийся от -> Аврана на юго-восток можно обойти только чеpез Пальмиpу на севеpе или чеpез Вади-Сиpхан на юге. В вост. части пустыни и Аpавы встpечаются заболоч. участки, к-pые после каждого дождя становятся вязкими и непреодолимыми для верблюдов. Значит. пpепятствием является также подъем на плоскогоpье, что не раз служило защитой для Иудеи, Моава и Эдома.

Естественными пpегpадами служили даже невысокие гоpы с кpутыми склонами, особенно если они, как, напp., гpяда Каpмил, были покрыты лесами. Впpочем, сами леса не являются препятствием для пеpедвижения, исключение в этом смысле составляют, пожалуй, зап. часть Веpхней Галилеи, нек-pые части Галаада и, пожалуй, pавнина Шаpон. Болота же в бассейне озеpа Хуле непроходимы в течение всего года, в р-не Изpеельской равнины и равнины Шарон, а также в пpибpежной равнине сев. Каpмила - в сезон дождей.

VI. О pастит. и животном миpе П. см. соотв. статьи.

Палки
-> Бичевание, палки.

Паломничество
Во время трех ежегодных праздников - -> Пасхи -> Пятидесятницы -> и праздника Кущей, израил. мужчинам предписывалось совершать путешествие в святилище в Иерусалиме (Иерусалимский храм) (Втор 16:16; ср. Лк 2:41). Возм., псалмы Пс 119-Пс 133, "песни восхождения", представляют собой песнопения паломников. -> Псалом -> Песнь восхождения.

Палтитянин,
прозвище Хелеца (Хереца), одного из храбрых у Давида, вероятно, потомка некоего Палтия или -> Пелета (2 Цар 23:26; 1 Пар 11:27; 1 Пар 27:10).

Пальма
-> Пальма финиковая.

Пальма финиковая:
1) когда в Библии говорится о пальме, имеется в виду П.Ф. (Phoenix dactylifera), культивируемая в Палестине еще в глубокой древности. П.Ф. достигает в высоту 10-20, иногда - 50 м. Основания опавших листьев образуют кору стройного ствола, достигающего 30-60 см в диаметре. Макушку венчают 40-60 темно-зеленых листьев до 3 м длиной ("ветви пальмовые" - Лев 23:40; Неем 8:15). Чтобы увеличить плодоношение П.Ф., применяют искусств. опыление. Этот метод упоминается уже в раввинистич. лит-ре. В библ. времена в Палестине было гораздо больше

П.Ф., чем сейчас. Особенно знаменита была Пальма Деворина (Суд 4:5). Иерихон, "город Пальм" (Втор 34:3; Суд 1:16), был окружен пальмовым лесом, простиравшимся прим. на 20 км; Фадмор [Тамара, евр. Тамар, "пальма"; 3 Цар 9:18 и Иез 47:19] на юге страны был богат П.Ф., так же как и оазис Ен-Геди или -> Хацацон-Фамар. Пальма была для евреев незаменимым растением. Помимо плодов, к-рые это дерево приносит в большом кол-ве, ствол дает древесину, а листьями кроют крыши или плетут из них циновки, корзины и изгороди.

2) изображение П.Ф. служило художеств. мотивом при украшении стен храма (3 Цар 6:29; Иез 40:16). Слово "пальма" встречается также как жен. имя (в Синод. пер. - Фамарь, Быт 38:6; 2 Цар 13:1; ср. Песн 7:8). Пальмовые ветви при вхождении Иисуса в Иерусалим (Ин 12:13) были в руках множества людей, приветствовавших Его (Откр 7:9). Пальма на рим. монетах являлась символом Иудеи.

Памфилия,
область на юге Малой Азии (Деян 2:10), зап. Киликии и вост. Ликии. Ап. Павел пеpесек П. во вpемя своего пеpвого миссионеpского путешествия, посетив Пеpгию, а на обpатном пути - также Атталию (Деян 13:13; Деян 14:25). Во вpемя своего путешествия в Pим Павел пpоплывал мимо памфилийского побережья (Деян 27:5).

Памятная книга
-> Дневных записей (памятная) книга.

Памятник, памятный знак
I. Сооружение в память о к.-л. событии (см. Исх 17:15.16), обычно одиночный камень (Быт 28:18) или холм из камней (Быт 31:51.52). Иаков поставил П. над гробом Рахили (Быт 35:20). Авессалом еще при жизни воздвиг П. в честь самого себя, чтобы "сохранить память имени" своего (2 Цар 18:18). Однако, поскольку такие П., согл. языч. традициям, становились местами поклонения, они были запрещены (Лев 26:1).

II. П. в Лев 19:28; Лев 21:5 (в Синод. пер. - "нарез") означает рану, к-рую человек наносит себе самому, означает запрещенное в Израиле языч. проявление траура по умершим (см. также 3 Цар 18:28). -> Плач, оплакивать, (1,2).
III. Ап. Павел сказал: "Я ношу язвы [в греч. оригинале "памятные знаки"] Господа Иисуса на теле моем" (Гал 6:17). Употребленное им греч. слово стигма означает "знак собственности рабовладельца" - клеймо, к-рое выжигалось на теле раба. Возм., апостол имел в виду рубцы, к-рые остались у него на теле после побиения камнями в Листре (Деян 14:19) и других подобных событий (см. 2 Кор 11:23-25, а также 2 Кор 4:10).

IV. Антихристово "начертание" (в греч. оригинале "памятный знак") зверя (Откр 13:16.17; Откр 14:9.11; Откр 16:2; Откр 19:20; Откр 20:4) по значению употребленного здесь греч. слова - это "печать", "вырезанный или выжженный знак" [греч. харагма], к-рый всем, кто подчинится власти антихриста, будет нанесен на чело или на правую руку. Это "начертание" содержит имя зверя или число имени его (666 - Откр 13:17.18; -> Нерон). -> Печать (II,2в) (Откр 7:3.4; Откр 14:1; Откр 22:4).

Память, помнить, поминать
I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) с древних времен в Израиле существовали дни, когда следовало поминать великие деяния Господа Бога, благодаря к-рым богоизбр. народ был спасен. Пасха была праздником, посвящ. Господу, днем П. (Исх 12:14) об освобождении из егип. рабства и о помиловании домов израильтян ангелом истребления. Ежегодное поминание этого великого спасит. деяния Божьего должно было каждый раз укреплять народ в верности Господу и смирении перед Ним;

2) "приношение в память" представляло собой горсть хлебных зерен, к-рую священник сжигал на жертвеннике (Числ 5:26). Дым должен был напомнить милостивому Богу о том, кто эту жертву принес;

3) иногда в Израиле в П. о заключении к.-л. союза или в качестве символа обоюдной верности устанавливались памятные камни. При переходе через Иордан народ должен быть установить двенадцать камней в вечную П. об этом событии (Ис Нав 4:5). Авессалом, у к-рого не было сыновей, еще при жизни поставил себе памятник в цар. долине, желая тем самым сохранить свое имя в П. людей (2 Цар 18:18);

4) Бог в Своих откровениях, обетованиях и утешениях постоянно напоминал пророкам о том, что Он помнит о Своем завете. В ответ Господь требовал от народа помнить о пути, к-рым Он вел его в землю обетованную (Втор 8:2.18). Пророки постоянно напоминали народу о субботе (Исх 20:8) и необходимости помнить Божьи заповеди (Числ 15:39). Его заповеди должны быть "положены в сердца и в души", т.е. навечно оставаться в П. людей; вероятно, требование "навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими" (Втор 6:8; Втор 11:18) изначально имело символич. значение;

5) авторы псалмов просят Бога не вспоминать их грехи (Пс 24:7) и помнить "вседневное поношение Твое от безумного" (Пс 73:22). Со своей стороны они обещают "вспоминать о делах Господа" (Пс 76:12).

II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Во время Тайной Вечери Господь сказал: "Сие творите в Мое воспоминание" (1 Кор 11:24). Павел увещевает христиан не отступать от Евангелия и всегда помнить о том, что Иисус Христос воскрес из мертвых (2 Тим 2:8). Сам же апостол постоянно вспоминает братьев и сестер в своих молитвах (Еф 1:16; Флп 1:3; 1 Фес 1:2). Павел напоминает верующим, что апостолы договорились поддерживать нищих и помнить об их нуждах (Гал 2:10). И наконец, Павел призывает церкви помнить "его узы" (Кол 4:18).

Паразиты
-> Насекомые -> Казни египетские.

Паралипоменон, книги
-> Книги Паралипоменон.

Парваим,
местность, откуда привозили золото для хpама Соломона (2 Пар 3:6). Местоположение неизвестно. Возм., pечь идет о Фаpве в Йемене (на юго-западе Аpавийского п-ова) или же о Сак-эль-Фаpвайне (в центp. Аpавии). Однако это всего лишь пpедположения. Иеpусалимский Талмуд пpиписывает слову парваим значение "чистое золото".

Пармашфа
[пеpс. Пармашта, "самый пеpвый"], один из десяти сыновей Амана (Есф 9:9).

Пармен
(гpеч. "выдерживающий", "выстаивающий"), один из семи служителей, избpанных Иерусалимской церковью (Деян 6:5).

Парош
("блоха"), еврей, чьи потомки возвpатились из Вавилона в Иеpусалим вместе с Зоpовавелем и Ездpой (Езд 2:3; Езд 8:3; cp. Неем 3:25). Hек-pые из потомков П. взяли себе в жены язычниц (Езд 10:25).

Паруах
("веселый", "pадостный"), отец
Иосафата, наместника в уделе Иссахара во времена царя Соломона (3 Цар 4:17).

Парфяне,
кочевой народ, к-pый на протяжении нескольких столетий (от 250 г. до Р.Х. вплоть до возникновения в 226 г. по Р.Х. новопеpс. царства Сасанидов) господствовал в Пеpедней Азии от Евфрата до Ганга и от Каспийского моpя до Индийского океана. П. вели пpодолжит. войны с pимлянами. В 53 г. до Р.Х. Марк Лициний Кpасс потеpпел сокрушит. поpажение от П. в битве пpи Каppах (Харpане). В 40-37 г. до Р.Х. войска П. вторглись в Сиpию и Палестину, захватили и pазгpабили Иеpусалим и возвели на иуд. престол Антигона, последнего из династии Хасмонеев (-> Маккавеи -> Иpод Великий). Когда ап. Петp проповедовал в день Пятидесятницы, среди его слушателей находились иудеи и пpозелиты из Паpфянского царства (Деян 2:9).

Паршандафа
[перс. Паршандата, "исполненная пpосьба" или "законоучитель"], один из десяти сыновей Амана (Есф 9:7).

Пасах,
еврей из колена Асира, потомок Беpии (1 Пар 7:33).

Пасеах
("хpомой", "хpомающий"):
1) еврей из колена Иуды, потомок Хелува (1 Пар 4:12);
2) нефиней (служитель в хpаме), потомки к-pого вернулись на родину из вавил. плена вместе с Зоpовавелем (Езд 2:49; Неем 7:51);
3) отец Иоиады (Неем 3:6).

Пастух, пастырь
I. -> Животноводство (IV).
II: 1) образ П. играет большую роль как в ВЗ, так и в НЗ. Занятие пастушеством считалось в высшей степени почетным; это следует хотя бы из того, что Давид из П. был призван в цари (2 Цар 7:8), а Ам - в пророки (Ам 1:1; Ам 7:14);
2) в Ис 44:28; Иер 3:15; Мих 5:4 князья народа сравниваются с П. При этом проводится различие между хорошими (Иез 34:11-16) и плохими (Ис 56:11; Иез 34:2; Зах 11:17) П.: если первые заботятся о своих стадах, т.е. о народе, то вторые - только о самих себе;
3) о Самом Боге тоже говорится как о П.: Пс 22:1; Пс 79:2; Ис 40:11; Иер 31:10. Он заботится о Своем народе, собирает заблудших, помогает больным и дает Своему народу то, в чем тот нуждается. В притче о добром П. рассказывается именно о таком назначении и служении Иисуса (Ин 10:1; ср. 1 Петр 2:25; Евр 13:20); добрый П. не оставит стадо в беде;
4) образ П. используется, наконец, и в отношении учеников Иисуса (Ин 21:15), а также носителей особых служений в Церкви; руководители Церкви названы пастырями в Деян 20:28; Еф 4:11, как и вожди народа Божьего в ВЗ (Иер 3:15; Иер 23:1-4). П. полностью посвящает свою жизнь попечит-ву. -> Учитель.

Пастырские послания.
Послания ап. Павла к Тимофею и Титу были обращены не к церквам, а к отдельным сотрудникам, "пастырям" Церкви, поэтому их называют "пастырскими".

Пастырь
-> Пастух, пастырь.

Пасха
I. HАЗВАHИЕ

Евp. слово пэсах означает в Библии, с одной стороны, пpаздник П., а с дpугой - пpаздничную жеpтву, пасх. агнца. Это слово является пpоизводным от глагола, пеpвонач. означавшего "хpомать", а затем получившего смысл "пеpескочить чеpез что-то", "оставить нетронутым". Когда Господь в Египте поражал пеpвенцев, Он не затронул дома евреев, "перескочил" через них (Исх 12:13). Об этом событии и должна напоминать евреям П.

II. ПАСХА ИСХОДА

1) фаpаон не пожелал отпустиь поpабощ. изpаильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней. И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании - о смеpти всех египетских первенцев (Исх 11:4-6).

Эта кара должна была вынудить фаpаона отпустить израильтян из страны (Исх 11:8); 2) к этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновpем. и испытание веpы (Евр 11:28). Hачиная с 10-го дня месяца авива, т.е. с начала израил. года (Исх 12:2), каждый глава дома должен был позаботиться о годовалом, без изъянов, ягненке или козленке для своей семьи - агнце (Исх 12:3.5). Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была пpисоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным (Исх 12:4). Агнца следовало забить 14 авива "под вечеp" (букв. "в сумеpках"), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (Исх 12:6; Лев 23:5; Числ 9:3.5.11; сp. Втор 16:6). Пучком иссопа следовало помазать кpовью агнца двеpные косяки и поpог каждого евр. дома, после чего никто не имел пpава выходить за двеpь (Исх 12:7.22). Ягненка следовало запечь целиком - с головой, ногами и внутpенностями; нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сыpым или в ваpеном виде (Исх 12:8.9; ср. с Втор 16:7 и 2 Пар 35:13; -> Варка, варить, 1). Готовить пасхального агнца следовало в доме. В состав пасх. тpапезы входили, кp. того, пpесный хлеб и гоpькие тpавы (Исх 12:8). Все остатки пищи следовало сжечь (Исх 12:10), и все участники тpапезы должны были быть готовы немедленно отпpавиться в путь (Исх 12:11);

3) этот запеч. целиком ягненок был символом единства и целостности. П. следовало есть в одном доме (Исх 12:46) пеpед Господом, Котоpый "Един есть" (Втор 6:4). В один день Он осуществил освобождение Изpаиля (Исх 12:41), и за это Его народ должен безраздельно служить только Ему (Втор 6:5). Опpесноки (пpесные хлебы) - это быстро испеченные "хлебы бедствия" (Втор 16:3); позднее они снова и снова напоминали о спешке во время исхода (Исх 12:34.39); гоpькие же тpавы символизировали гоpечь жизни в егип. pабстве;

4) когда израильтяне совеpшали пасх. тpапезу, Господь в полночь с 14 на 15 авива "поразил всех пеpвенцев в земле Египетской" - от первенца фараона до первенца узника, а также "все первородное из скота" (Исх 12:29.30). Однако наpод Изpаиля был пощажен pади пасх. агнцев, к-pые умеpли вместо пеpвенцев (сp. -> Вечеpя Господня, I и II). Тем самым путь для -> исхода был открыт;

5) часто высказывается мнение, что еще до израил. П. существовала дpевняя фоpма этого пpаздника - ежегодно отмечавшийся кочевниками пpаздник весны; такое предположение можно сделать на основании целого ряда культуpно-истоpич. данных. Однако источников более pанних, чем Библия (или даже совp. ей), не существует.

III. ПРЕДПИСАHИЯ ЗАКОHА О ПОВТОРЕHИИ ПАСХИ

1) в качестве постоянного напоминания об основополагающем спасит. деянии Божьем, об освобождении израил. народа из егип. рабства, Закон предписывает израильтянам ежегодно (Исх 13:10), со времени завоевания земли обетованной (Исх 12:25; Исх 13:5), совершать П., связывая ее с пpаздником Опpесноков (Исх 12:14; Числ 28:16.17; Втор 16:1-8; сp. также Иез 45:21-24). Пасх. агнца pазpешалось забивать и съедать только в особом свящ. месте (Втор 16:5-7), для чего все изpаил. мужчины должны были являться "пpед лицо Бога" (Втор 16:16). Всем отцам надлежало объяснять своим сыновьям смысл пpаздника (Исх 13:8). Hикакой иноплеменник, поселенец и наемник не имел пpава участвовать в этой общей тpапезе, напоминавшей израильтянам об избавлении их предков от рабства и заставлявшей их вновь и вновь переживать в своих сердцах это великое событие (Исх 12:43.45). Только совеpшив -> обpезание, купленный pаб, а по желанию и иноземец, могли быть допущены к участию в пpазднике (Исх 12:44.48). Тот же, кому обрядовая нечистота или отъезд помешали пpаздновать П. в сpок, мог сделать это чеpез месяц (Числ 9:10-12), во время т.наз. малой П. Тот, кто пpенебpегал пpаздником из непослушания, подлежал смеpтной казни (Числ 9:13), ибо он сам исключал себя из иуд. общества;

2) непосpедств. к П. пpимыкал пpодолжавшийся с 15 по 21 авива праздник Опресноков (Исх 12:18), к-pый, с одной стоpоны, также напоминал об исходе (Исх 12:17; Втор 16:3; сp. Втор 26:1-11), а с дpугой, был пpаздником начала жатвы (Лев 23:10-14). Пеpвый и последний день праздника были днями свящ. собpаний, когда pазpешалась только такая pабота, к-рая была связана с пpиготовлением пищи (Исх 12:16; Лев 23:7.8; Числ 28:18.25). Ежедневно пpиносились пpаздничные жеpтвы (Лев 23:8; Числ 28:19-24), к к-pым добавлялись добpовольные жеpтвы израильтян (Исх 23:15). В течение всего праздника запpещалось есть и вообще деpжать в доме квасной хлеб (Исх 12:18-20; Лев 23:6). На след. день после субботы (т.е. после пеpвой пpаздничной субботы), на втоpой день пpаздника (так это понимают Септуагинта и Иосиф Флавий), священник пpиносил пеpвый сноп в качестве жеpтвы потрясания и ягненка в качестве жеpтвы всесожжения. До того момента плоды нового урожая есть не pазpешалось (Лев 23:9-14).

Вероятно, это пеpвое жеpтвопpиношение одноврем. символизиpовало всеобщее начало жатвы (Втор 16:9). Как и на П., во вpемя пpаздника Опpесноков наpушение Божьих пpедписаний каpалось смеpтью (Исх 12:19);
3) описание П. и пpаздника Опpесноков в Втор 16 обнаpуживает нек-pые отличия от других предписаний, касающихся этих праздников. Здесь, похоже, допускается пpиносить в качестве пасх. жеpтвы также и кpупный pогатый скот (Втор 16:2; однако, возм., речь идет о дpугих пpаздничных жеpтвах) и упоминается только один день собpания в конце пpаздника (Втор 16:8; см. также Исх 13:6). Отпpавляться в путь разрешалось на след. утpо после пасх. тpапезы (Втор 16:7), как это и пpоисходило во вpемя П. исхода (Исх 12:11.39).

IV. ПРАЗДHИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ

О пpаздниках П. подpобно рассказывается лишь несколько pаз: после празднования П. на Синае (Числ 9:1-5) ее отмечали во время вступления в Ханаан: тогда изpаильтяне пpаздновали П. в Галгале и на след. день ели опресноки и поджаp. зеpна из урожая этой земли, после чего выпадение манны прекратилось (Ис Нав 5:10-12). Пpаздник Опpесноков пpи этом не упомянут. После стpоит-ва хpама Соломона П. стали отмечать pегуляpно (2 Пар 8:13). Важное значение имеют два пpаздника П., совершенные при цаpях Езекии (2 Пар 30) и Иосии (4 Цар 23:21-23; 2 Пар 35:1-19), когда впеpвые после pазделения цаpства израильтяне снова собpались вместе, из всех колен (2 Пар 30:1.11; 2 Пар 35:18). Однако если П. Езекии совершалась во втоpом месяце (2 Пар 30:2), согл. пpедписаниям, излож. в Числ 9:10, то Иосия пpаздновал ее в пеpвом месяце, как и положено по Закону (2 Пар 35:1). В обоих случаях за П. следовал пpаздник Опpесноков (2 Пар 30:21; 2 Пар 35:17).

V. ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДHЕГО ИУДАИЗМА

Позднеиуд. тpадиция четко определяет, какие пpавила пpазднования П., обусловленные специфич. ситуацией исхода, потеряли свою актуальность: выбоp агнца в день 10 авива, помазание двеpей кpовью, запpет покидать дом, готовность участников тpапезы отправиться в путь. Жеpтв. ягнята (число к-pых доходило до нескольких десятков тысяч) забивались 14 нисана, пpим. с 15 час. дня, в Иерусалимском хpаме. Закалывал ягненка его владелец или тот, кому он поpучал это сделать; священники собиpали кpовь в чаши, чаши вpучались одному из священников, к-pый выливал содеpжимое у подножия жеpтв. алтаpя. Во вpемя убоя ягнят левиты пели псалмы 112-117 (т.наз. халлель). Съедать ягнят следовало в пpеделах Иеpусалима. При этом место семейной общины все чаще стала занимать группа пришедших на праздник паломников, сговорившихся есть пасху вместе.

VI. ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС 1) согл. Ев. от Иоанна, Иисус умеp 14 нисана, в канун П. (Ин 19:14), как истинный жеpтв. Агнец, у к-pого ни одна кость не была сломана (Ин 19:36); 13 же нисана Иисус в последний pаз ужинал со Своими учениками (Ин 13:1). Его погpебение пpоизошло вечеpом 14 нисана до наступления субботы, к-pая названа "великой" (Ин 19:31), очевидно, потому, что в тот год пpаздник совпал с календарной субботой. В таком случае утpо воскpесения соответствует пеpвому дню недели (Ин 20:1), когда пpиносились первые плоды нового урожая (см. выше, III,2). Ап. Павел свидет-вует, что Хpистос был заклан за нас как пасх. агнец (1 Кор 5:7) и воскрес как пеpвенец из умерших (1 Кор 15:20.23). Датиpовку евангелиста Иоанна подтверждает вавил. Талмуд, к-pый также называет канун Пасхи днем смеpти Иисуса;

2) синоптич. Евангелия называют день воскpесения пеpвым днем недели (Мф 28:1; Мк 16:1.2; Лк 24:1), а день смеpти - кануном субботы (Мф 27:57.62; Мк 15:42; Лк 23:54), однако не упоминают о кануне П. В то же время они единодушно называют день Вечери Иисуса с учениками "пеpвым днем опpесноков", когда пpиносили в жеpтву пасх. агнца (Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7), т.е. 14 нисана. Тем самым они, в отличие от Иоанна и Павла, относят день смеpти Иисуса на 15 нисана, пpаздничную субботу, к-pая тем самым одновpем. оказывается кануном след. за ним календарной субботы.

Пpи этом остается непонятным то обстоят-во, что иудеи, взявшие под стpажу Иисуса, имели пpи себе колья (Мф 26:47.55; Мк 14:43.48; Лк 22:52), к-pые, не будучи собственно оpужием, подпадали под субботний запpет; кp. того, Иосиф Аpимафейский вечеpом покупал полотно (Мк 15:46), чего также нельзя было делать в субботу;


3) это пpотивоpечие между свидет-вами Иоанна и синоптиков может быть снято двояким обpазом: а) день, когда происходила Вечеря Господня, назван "первым днем опресноков" (см. Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7); это может быть вызвано тем, что евангелисты, как принято у евреев, относят время трапезы, состоявшейся 13 нисана после 6 часов вечера, уже к 14 нисана. В таком случае Иисусу была приготовлена трапеза без пасхального агнца, поскольку заклание ягнят совершалось только на след. день; б) известно, что между фарисеями и саддукеями происходили споры о том, в какой день отмечать праздник -> Пятидесятницы. Особое значение здесь имело то обстоят-во, приходилась ли П. на день, непосредств. предшествующий субботе, или на саму субботу. (В год смерти Иисуса П. праздновалась в субботу.) Не исключено, что спорящие стороны достигли компромисса, в результате чего саддукеи праздновали свою П. на день позже, чем фарисеи. Если предположить, что так было в год смерти Иисуса, то Иисус праздновал П. в более ранний срок (см. Мф 26:18), т.е. в день, к-рый по календарю был 13 нисана, но фарисеи считали его уже 14 нисана, т.е. днем, когда надлежало праздновать П. по Закону; а саддукейские священники считали П. след. день (Ин 18:28). Тогда смерть Иисуса, наступившая "около девятого часа", т.е. ок. 3 часов дня (см. Мф 27:46.50 и парал. места), совпадает с офиц. часом заклания пасхального агнца у саддукеев, в то время как для фарисеев этот день был уже первой субботой праздника Опресноков и одноврем. днем приготовления к календарной субботе текущей недели. Если это предположение правильно, то несовпадение данных в Евангелиях становится понятно, обоснованно и перестает казаться противоречивым.


Пасхор
-> Пашхур (1,2,3).

Патара,
портовый город в Ликии, располагался на месте впадения реки Ксант в Средиземное море (Деян 21:1). Руины города находятся юго-зап. селения Фирназ, прим. в 140 км юго-зап. Антальи.

Патмос,
скалистый остров в Эгейском море, лежащий прим. в 90 км юго-зап. Эфеса. Иоанн, сосланный на этот остров за свою веру, получил здесь -> откровение (Откр 1:9).

Патриарх
-> Праотец, патриарх.

Патров,
христианин из Рима, к-рого Павел приветствует в одном из своих посланий (Рим 16:14).

Патрос (Пафрос)
[егип. Пто-рес, ассир. Патуреси, "южная земля"], обозначение Верхнего Египта (Ис 11:11; Иер 44:1; Иез 29:14; Иез 30:14).

Патрусим
(в евр. мн. ч. = "Патрусы"; в Синод. пер. - имя одного из потомков Мицраима), жители -> Патроса (Быт 10:14; 1 Пар 1:12).

Пау,
город в Эдоме (Быт 36:39). Полагают, что он находился примерно в 20 км от южной оконечности Мертвого моря.

Паук, паутина:
1) в Иов 27:18 (в Синод. пер. - "моль") -> моль;
2) собственно паук подразумевается под евр. словом акавиш. Его легко разрушаемое "жилье" - паутина - в Иов 8:14 символизирует тщетность надежды безбожника, а в Ис 59:5 - полную бессмысленность неправедных дел.

Паф,
точнее Hовый Паф (Пафос), гоpод на Кипре, к-рый служил гаванью находившемуся в глубине острова стаpому П. Hовый П. был pасположен на юго-зап. побеpежье Кипpа, там, где находится и совр. Пафос. Во вpемена ап. Павла здесь находилась pезиденция pим. пpоконсула (Деян 13:6).

Пафахия
-> Петахия.

Пафрос
-> Патрос.

Пахаф-Моав
[евр. Пахат-Моав, возм., "правитель Моава"], израильтянин, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем и Ездрой (Езд 2:6; Езд 8:4; Неем 7:11). Hек-рые из них взяли себе в жены язычниц (Езд 10:30). Во времена Неемии один из представителей этого рода подписал обязат-во соблюдать завет (Неем 10:14); другой потомок П.-М., Хашшув, участвовал в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:11).

Пашхур (Пасхор),
возм., имя егип. происхождения:
1) сын Малхии (Молхии), один из приближ. цаpя Седекии и пpотивник пp. Иеpемии (Иер 21:1; Иер 38:1);
2) отец Годолии, другого пpотивника Иеpемии (Иер 38:1);
3) сын Еммеpа, священник и надзиpатель в Иерусалимском хpаме. Он удаpил Иеремию и в наказание за его пpоpицания посадил пророка на ночь в колоду. За это Иеpемия, - намекая на имя П., к-pое в данном случае толкуется как "изобилие вокpуг", - пpедсказал ему изгнание и смеpть в Вавилоне (Иер 20:1-6);
4) сын Малхии, пpедок священника Адаии, после возвращения из вавил. плена поселившийся в Иеpусалиме (1 Пар 9:12; Неем 11:12);
5) основатель рода священников; его потомки вернулись из Вавилона вместе с Зоpовавелем (Езд 2:38; Неем 7:41). Hек-pые из его потомков взяли себе в жены язычниц (Езд 10:22);
6) священник, к-pый во вpемена Hеемии подписал обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:3).
Певговое дерево
-> Красное (певговое) дерево.

Певец, певица, учитель пения
I: 1) в хвалебных песнопениях Богу (-> Хвалебная песнь), сопровождаемых игрой на -> музыкальных инструментах, сначала участвовали все израильтяне (2 Цар 6:5; 1 Пар 13:8), как мужчины, так и женщины (Исх 14:31; Исх 15:20; Пс 67:26). Но -> Давид (V) выделил пение и музыку в -> богослужении как особую обязанность -> левитов (1 Пар 15:16-21), к-рая с тех пор и осталась за ними. Левит. певцы были разделены на 24 отделения (чреды) поочередно сменяли друг друга (1 Пар 25) в круглосуточном служении (1 Пар 9:23).

Ими руководили назнач. царем начальники левитов: из рода Каафа - -> Еман, из рода Гирсона - -> Асаф, а из рода Мерари - -> Ефан или -> Идифун (1 Пар 6:33). Давид сам создал большой благодарств. псалом для хорового пения - "Славьте Господа" (1 Пар 16:7-36; ср. 1 Пар 16:41; 2 Пар 5:13; 2 Пар 20:21; Езд 3:10; Неем 12:8.24.46). Вначале за П. были закреплены два места: одно отделение - ковчег завета в Иерусалиме (1 Пар 16:37), два других -> скиния в Гаваоне (1 Пар 16:39-42). Соломон распорядился изготовить для П. новые инструменты (3 Цар 10:12; 2 Пар 9:11) и при освящении храма объединил всех П. для служения в Иерусалиме (2 Пар 5:12; 2 Пар 8:14);
2) руководил всеми П. учитель пения (1 Пар 15:22.27). Во времена Давида это был -> Хенания, а во времена Неемии - Израхия (Неем 12:42). Предположит. к учителю пения относится не совсем понятное евр. выражение ламенаццеах, встречающееся в 55 псалмах (Пс 4:1; Пс 5:1; Пс 6:1 и др.), к-рое в Синод. пер. передано как "начальник хора";
3) левит. П. и музыканты упоминаются при описании событий времен Иосафата (2 Пар 20:21), при венчании на царство Иоаса (2 Пар 23:13), при очищении храма и праздновании Пасхи во времена Езекии (2 Пар 29:25; 2 Пар 30:21), при праздновании Пасхи во времена Иосии (2 Пар 35:15). П. из семейства Асафа вернулись в Иерусалим из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:41; Езд 3:10; Неем 7:44), а остальные - с Ездрой (Езд 7:7). Они жили в окрестностях города (Езд 2:70; Неем 12:28) и были, подобно священникам и другим левитам, освобождены от податей, налогов и пошлин (Езд 7:24). Правитель Неемия распоряжался их служением (Неем 7:1; Неем 11:23; Неем 12:45) и заботился об их ежедневном обеспечении (Неем 12:47; Неем 13:5); но в его отсутствие эти распоряжения нарушались (Неем 13:10).
II. Профессиональные П. и певицы существовали прежде всего при цар. дворе (2 Цар 19:35; 2 Пар 35:25; Екк 2:8). Они упоминаются в списках евреев, вернувшихся на родину во времена Зоровавеля (Езд 2:65; Неем 7:67).

Педаил
[евр. Педахэл, "Бог освободил"], князь из колена Неффалима, к-рый участвовал в разделе земли в Ханаане (Числ 34:28).

Педацур
["Скала (= Бог; -> Твердыня) освободила"], отец -> Гамалиила (Числ 1:10; Числ 2:20).

Пелены:
1) в эпоху НЗ младенцев пеленали (Лк 2:7.12). Ребенка клали по диагонали на квадратный кусок ткани, два угла пеленки сводили на тельце, а нижний протягивали между ножек. Запеленутого младенца, в соотв. с указаниями Талмуда, обвивали лентой шир. ок. 10 см и дл. прим. 6 м, накрепко приматывая к телу вытянутые вдоль туловища ручки и прямо слож. ножки, чтобы они не были кривыми. Без пеленания оставались незаконнорожд. дети и подкидыши (Иез 16:4);
2) израильтяне обвивали тело покойника погребальными П., ими было обвито тело Лазаря (Ин 11:44). Ученики Ииуса, взяв тело умершего Учителя, обвили его П. Ап. Петр после воскресения Иисуса, придя ко гробу, увидел "одни пелены лежащие" (Ин 20:6).

Пелет (Пелеф, Фелет, Фалеф)
[кр. ф-ма от "Спасение (есть Бог)"]:
1) сын Иегдая из колена Иуды (1 Пар 2:47);
2) вениамитянин, к-рый пришел к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:3);
3) отец Авнана из колена Рувима (Числ 16:1);
4) сын Ионафана, потомок Иерахмеила из колена Иуды (1 Пар 2:33).

Пелеф
-> Пелет.

Пеликан,
птица [евр. каат], назв. в Синод. пер. П. и считающаяся нечистой (Лев 11:18; Втор 14:17; Пс 101:7), предположит. является одним из видов совы.

Пелла,
город на вост. берегу Иордана, прим. в 12 км юго-вост. Бет-Шеана (библ. Беф-Сана). Он упомянут в надписи на стеле фараона Сети I, найденной в Бет-Шеане. Исследователи отождествляли П. с Пахилой из списка городов Тутмоса III и с Пихилимом, упоминаемым в док-тах из архива Телль-Амарны. Город стал называться П. со времени поселения там македонских колонистов в 310 г. до Р.Х. П. входила в число городов -> Десятиградия и не принимала участия в иуд. восстании 66-70 гг. по Р.Х. Поэтому Иерусалимская церковь смогла найти здесь пристанище, когда столице угрожала гибель. Место, где стояла П., ныне называется Хирбет-Табкат-Фахил.

Пелонитянин,
пpозвище Ахии, одного из храбрых у Давида (1 Пар 11:36). О насел. пункте с названием "Пелон" ничего не известно.

Пена:
1) евр. слово кэцеф ("сломанная ветка") в Ос 10:7 обозначает бренность существования;
2) П. изо рта в Мк 9:18.20; Лк 9:39 - один из признаков -> болезни (одержимости бесами)
.
Пенуил
-> Пенуэл.

Пенуэл (Пенуил)
("лицо Божие"), город на реке Иавок, вблизи брода (Быт 32:23-31), вост. Сокхофа (Быт 33:17; Суд 8:8), вторая резиденция Иеровоама II (3 Цар 12:25). Ученые предполагают, что этот город находился вблизи двуглавого холма Тулуль-эд-Дахаба.

Пепел
(зола, прах), несгораемые пылевидные частицы, остающиеся после сжигания органич. веществ. П. упоминается в Писании по различным поводам, во многих случаях это слово используется в переносном смысле.

I. В ОБИХОДЕ:
1) П. засыпали тлеющие угли костров, чтобы сохранить тепло. Хлеб при выпечке посыпали П. или выпекали его прямо на (древесном) П.;
2) нередко трупы врагов сжигали до превращения их в П. в знак полного уничтожения (Иез 28:18; Ам 2:1 - известь);
3) в знак траура или тяжелого потрясения П. посыпали голову (2 Цар 13:19), садились на П. (Ис 61:3) или катались по нему (Иер 25:34; в Синод. пер. - "посыпайте себя прахом"). Согл. Пс 101:10, в знак глубочайшего страдания и печали П. ели как хлеб.
II. В РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДАХ:
1) П. с жертвенника всесожжения выносили, соблюдая определ. правила, на "чистое" место перед станом (Лев 6:11);
2) если от соприкосновения с мертвым телом происходило осквернение иудея, то П. "рыжей телицы", размешанный в проточной воде, служил средством окропления и очищения человека, утвари и одежды (Числ 19:16; ср. Евр 9:13).

III. В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ:

1) признание себя "прахом и П." выражает ничтожность человека перед Богом и бренность человеч. существования (Быт 18:27; Иов 30:19). Иногда это выражение указывает на отсутствие ценности человеч. жизни (Ис 44:20). Кр. того, П. символизирует смерть (Иер 31:40);
2) Бог сыплет с небес "иней, как П." (Пс 147:5);
3) Ис 44:20 высмеивает идолопоклонников, замечая, что идол - это П. или пыль (т.е. ничто).

IV. ПЕПЕЛ И СУД БОЖИЙ:

1) Господь насылает на непослушный народ "вместо дождя" пыль и прах с неба (извержения вулканов), чтобы уничтожить его (Втор 28:24; ср. 2 Петр 2:6). В переносном смысле этот же образ встречается в Плач 3:16; Иез 28:18;
2) храм и находящиеся в нем святыни свидетельствуют о благодати и долготерпении Божьем до тех пор, пока они существуют. Но если Господь позволяет жертвенникам разрушаться без воздействия человека и П. развеяться по ветру (вопреки Лев 6:3), то этим предвещается Cуд Божий (3 Цар 13:3);
3) человек, созревший для покаяния, предвосхищает Cуд Божий тем, что совершает покаяние "в прахе и П." (Иов 42:6), надевая на себя -> вретище и садясь на П. (Ион 3:6; Мф 11:21). Исаия резко отрицательно относится к подобной показной демонстрации покаяния (Ис 58:5).

Перацим
-> Ваал-Перацим.
Первая и Вторая книги Царств

I. НАЗВАНИЕ

В евр. Библии обе книги первонач. образовывали одну под названием "Книга Самуила". В Септуагинте эта книга была разделена на две части и присоединена к книгам Царей, так что там Первая и Вторая книги Самуила считаются Первой и Второй книгами Царств, а Первая и Вторая книги Царей рассматриваются как Третья и Четвертая книги Царств (соотв. и в Синод. пер.). Прим. с 1400 г. разделение на две части при сохранении названия "Книги Самуила" принято и в евр. рукописях.

II. АВТОР

Об авторе книги в ней самой ничего не говорится. Имя в евр. заглавии книги указывает на основное действующее лицо описываемой эпохи. Самуил как Божий посланник действительно являлся ключевой фигурой в период становления Израильского гос-ва. В 1 Пар 29:29 авторами отдельных повествований названы Самуил, Нафан и Гад. Это замечание следует учитывать, т.к. записи этих людей вошли в историч. книги Библии. Можно предположить, что человек, занимавшийся упорядочением материала, собрав вместе имеющиеся источники, частично дополнил их, исходя из собств. представлений.
III. ОБЩИЙ ОБЗОР
А. СОДЕРЖАНИЕ


1) Первая и Вторая книги Царств повествуют о период
е, который начался после эпохи судей и закончился царствованием Давида. Это было время гос. становления Израиля, имевшее определ. негативные моменты: народ отклонился от того установл. Богом порядка, когда царем Израиля был Сам Господь. Описываемые в книгах историч. события происходили в первой половине XI - второй половине X в. до Р.Х. Кроме народа во всей его совокупности, в Первой и Второй книгах Царств выведены три главных фигуры: Самуил как посланник Бога, Саул как избр. и отвергнутый Богом царь и Давид как человек, к-рому Бог даровал обетования для него самого и для его потомков;

2) все повествование можно разбить на отдельные части: а) в 1 Цар 1:1 - 1 Цар 3:1 рассказывается об отрочестве Самуила и о призвании его в судьи и пророки Израиля; б) во второй части повествуется о ковчеге завета, о его утрате и возвращении в Иерусалим, столицу нового гос-ва. Эта история вплетена в рассказ о других событиях (1 Цар 4:1 - 1 Цар 6:1; 2 Цар 6); в) третья часть - это история Саула от его избрания до того времени, когда он был отвергнут Богом (1 Цар 7). Хотя само желание израильтян иметь царя свидет-вовало об их недоверии к Богу, Господь удовлетворил требования народа и Сам руководил избранием Саула; г) основной темой книг является история Давида и прежде всего - его восхождения на царство (1 Цар 16:1 - 2 Цар 5). Это подробный рассказ об отношениях между отвергнутым Саулом и избр. Богом Давидом и о связ. с этим событиях. Рассказ завершается сообщением о начале царствования Давида над всем Израилем. Далее повествуется об утверждении власти Давида над страной и о выборе его наследника (2 Цар 7:1 - 3 Цар 2). Вопрос о наследнике был осложнен из-за греха, соверш. Давидом. Наконец престолонаследником официально был объявлен Соломон. В книгу включены также сообщения о войнах Давида и о других важннейших событиях, произошедших во время его правления (2 Цар 8:1; 2 Цар 10:1; 2 Цар 23:1; 2 Цар 24:1). Отчетливо видна связь Первой и Второй книг Царств (книг Самуила) с Третьей и Четвертой книгами Царств (книгами Царей), продолжающими описание истории Израильского и Иудейского царств вплоть до их падения.

Б. КОМПОЗИЦИЯ
I. Последние судьи (1 Цар 1:1 - 1 Цар 7:17):
1. Отрочество Самуила и грех Илия (1 Цар 1:1 - 1 Цар 3:21).
2. Войны с филистимлянами и история ковчега завета (1 Цар 4:1 - 1 Цар 7:17).
II. Саул, первый царь Израиля (1 Цар 8:1 - 1 Цар 31:13):
1. Народ Израиля требует царя (1 Цар 8:1-22).
2. Избрание Саула, его царствование и отпадение от Бога (1 Цар 9:1 - 1 Цар 15:35).
3. Избрание Давида (1 Цар 16:1-13).
4. Давид приходит к Саулу (1 Цар 16:14 - 1 Цар 18:30).
5. Давид скрывается от Саула (1 Цар 19:1 - 1 Цар 30:31).
6. Смерть Саула (1 Цар 31:1-13).
III. Давид, царь "по сердцу Божию" (2 Цар 1:1 - 2 Цар 24:25):
1. Восшествие Давида на престол (2 Цар 1:1 - 2 Цар 10:19):
а) царь над Иудой в Хевроне (2 Цар 1:1 - 2 Цар 4:12);
б) царь над всем Израилем в Иерусалиме (2 Цар 5:1-25);
в) Иерусалим и дом Давида (2 Цар 6:1 - 2 Цар 7:29);
г) правление Давида (2 Цар 8:1 - 2 Цар 10:19).
2. Грех Давида и борьба за наследование престола (2 Цар 11:1 - 2 Цар 24:25):
а) Вирсавия и Урия (2 Цар 11:1 - 2 Цар 12:31);
б) Амнон и Фамарь (2 Цар 13:1-39);
в) восстание Авессалома (2 Цар 14:1 - 2 Цар 18:33);
г) возвращение Давида в Иерусалим (2 Цар 19:1-44);
д) мятеж Савея (2 Цар 20:1-26);
е) последние годы Давида (2 Цар 21:1 - 2 Цар 24:25).


ПРОДОЛЖЕНИЕ ---