Меню

Библейская Энциклопедия -- Р --



Раав (Рахава)
[евр. Рахав]:
1) (возм., "ширина"), иерихонская блудница, к-рая укрыла двух посланных Иисусом Навином соглядатаев и оказала им помощь при побеге, попросив за это сохранить жизнь ей и ее семье. Соглядатаи пообещали ей это, предупредив, что она должна привязать к окну своего дома красную веревку, чтобы израильтяне, придя в Иерихон, не причинили вреда тем, кто находится в этом доме (Ис Нав 2). Так и произошло: Иисус Навин при завоевании Иерихона сохранил жизнь Р. и ее родным (Ис Нав 6:22-25). За свою веру Р. упоминается в НЗ (Евр 11:31; Иак 2:25). Она стала праматерью Иисуса Христа (Мф 1:5; ср. Лк 3:32);
2) ("притеснитель") мифологич. морское чудовище, образ враждебных Богу сил (Иов 9:13 - в Синод. пер. - "гордыня"; Иов 26:12 - в Синод. пер. - "дерзость"). В метафорич. значении - Египет (Пс 86:4; Пс 88:11; Ис 51:9). -> Левиафан.

Раама
[евр. Рама], сын Хуша, отец Шевы и Дедана (Быт 10:7; 1 Пар 1:9). Согл. Иез 27:22, его потомки - "купцы из Раемы", т.е. представители арав. народа, к-рый предположит. жил в юго-зап. Аравии, где, согл. греч. географу Страбону, жили рамманитяне.

Раамия
[евр. Раамья] -> Реелай.

Раамсес
(Быт 47:11; Исх 1:11; Исх 12:37) -> Исход (IV,2 и V,1); -> Странствование в пустыне -> Египет -> Фараон.

Раб, рабыня, раба
I: 1) а) первонач. Р. у израильтян были иноземцы (напр., Елиезер из Дамаска: Быт 15:2, в Синод. пер. - "домочадец"; египтянка Агарь, Быт 16:1), плененные в ходе войн (Числ 31:9.18.26; Втор 21:10; ср. 4 Цар 5:2), купленные у чужестранных работорговцев, нередко у финикийцев (Быт 17:27; Лев 25:44-46; ср. Иез 27:13) или родившиеся в доме хозяина, т.е. Р. от рождения (Быт 14:14; Быт 17:12; Екк 2:7, в Синод. пер. - "домочадцы"). Оставшееся в живых ханаан. население Израиля Соломон привлекал в качестве Р. на строит-ве дворцов и храма (3 Цар 9:20). Обращение в рабство основывалось в этих случаях на общепризнанном праве (воен. праве и праве завоевателя или, соотв., на праве купли и владения). Однако похищение людей было запрещено под страхом смертной казни (Исх 21:16; Втор 24:7); б) средняя цена Р. при рассмотрении претензий на возмещение ущерба равнялась 30 сиклям серебра (Исх 21:32). Иосиф был продан за 20 сребреников (Быт 37:28; см. указанные в Лев 27:3-7 цены, к-рые, след. отметить, не относились специально к Р.); в) Р., хотя и являлся собственностью (Лев 25:46) и платежным средством ("серебром") своего хозяина (Исх 21:21), тем не менее не был полностью бесправным: убийство Р. грозило наказанием (Исх 21:20), а если Р. получал тяжелое увечье, то его полагалось отпустить на свободу (ст. 26). Если пленная рабыня выходила замуж за своего хозяина, то она получала новые права, а если муж утрачивал к ней интерес, она становилась свободной (Втор 21:10-14). Иoв говорит о правах слуги и служанки, к-рыми нельзя пренебрегать, поскольку и их тоже создал Господь (Иов 31:13-15). Во Втор 23:16 говорится, что Р., сбежавшего к израильтянину, не следует выдавать хозяину. Нередко Р. занимали ответств. положение в доме (Быт 24:1; Быт 39:3-6); они могли даже стать приемными детьми (1 Пар 2:34) или наследниками своих господ (Быт 15:2).

Заповедь о соблюдении субботнего покоя распространялась и на Р. (Исх 20:10; Исх 23:12; Втор 5:14); в принципе, Р. не отстранялись от богослужения: их следовало подвергать обрезанию и тогда они могли принимать участие в праздновании Пасхи (Исх 12:44) и других праздников (Втор 12:12, Втор 18:1; Втор 16:11.14). Р. священника мог даже есть "святыню" (Лев 22:11), что приравнивало его к прочим домочадцам (ср. Лев 22:12). Дети жившего в доме Р., видимо, всегда подвергались обрезанию (Быт 17:12). Основополагающим принципом в обращении с Р. было напоминание: помни, "что и ты был рабом в земле Египетской" (Втор 15:15), т.е. жил в рабстве, из к-рого Господь вывел Свой народ (Исх 20:2; Втор 5:6; Пс 80:7.11);
2) а) особое положение занимал купленный РАБ-ЕВРЕЙ (Исх 21:2). С ним полагалось обращаться не как с Р., а как с наемным работником (Лев 25:38-40). Эта привилегия сохранялась за ним и в том случае, если его продавали в работники -> пришельцу (Лев 25:47-54). Одной из причин продажи в рабство члена семьи (Исх 21:7) или себя самого в Библии названо обнищание (Лев 25:39.47). В рабство продавали вора, если он не мог возместить цену украденного (Исх 22:3). В Законе нет однозначных упоминаний о продаже в рабство за долги, но позднее такое случалось, и заимодавец мог вынудить к этому должника (4 Цар 4:1; Неем 5:5.8; Ис 50:1; Ам 8:5.6; Мф 18:25); б) срок службы раба-еврея, к-рый к тому же мог откупиться или быть выкупленным (Лев 25:47-49), как правило, ограничивался шестью годами; на седьмой год его полагалось отпустить на свободу без выкупа (Исх 21:2; Втор 15:12-18).

При этом его жена и дети освобождались вместе с ним только в том случае, если он женился до того, как был продан в рабство. Если же жену ему дал господин, то она и дети оставались Р. Если этот человек ради своей семьи или из привязанности к хозяину и далее желал оставаться Р., то господин прокалывал ему ухо у дверного косяка (Втор 15:16; ср. Исх 21:3-6). Тогда рабство признавалось пожизненным, и Р. не подлежал освобождению в -> седьмой (субботний) год, когда остальных рабов-евреев отпускали на свободу (Лев 25:40). Ограничение рабства шестью годами не распространялось на израил. девушек, проданных в наложницы. Но если девушка переставала нравиться купившему ее, то он должен был позволить выкупить ее; однако ее не разрешалось продавать чужестранцу. Она получала свободу и в том случае, если сын хозяина брал ее себе в жены, а потом женился на другой (Исх 21:7-11). Позднее особые предписания, касавшиеся рабов-евреев, перестали соблюдаться. Во времена Иеремии вавил. угроза побудила израильтян попытаться восстановить эти правила, но обещание соблюдать их вновь оказалось всего лишь декларацией о намерениях (Иер 34:8-22);

3) НЗ рассматривает институт рабства как существующую реальность, не требуя его отмены. Павел призывал Р. не заботиться о своем освобождении, но при возможности изменить положение к лучшему, советовал этой возможностью воспользоваться (1 Кор 7:21). Сбежавшего Онисима Павел отослал обратно к Филимону, однако "не как раба, но выше раба, брата возлюбленного" (Флм 1:10-18). Р. и слуги должны повиноваться своим господам (Еф 6:5-8; Кол 3:22-25; Тит 2:9), какими бы суровыми те ни были (1 Петр 2:18); хозяева же не должны относиться к Р. "небрежно", т.к. Р. тоже являются братьями, т.е. верующими (1 Тим 6:2). От господ требовалось справедливое обращение с Р. (Еф 6:9; Кол 4:1). Но перед Богом и во Христе не существует различия между господами и Р. (1 Кор 7:22; Гал 3:28; Кол 3:11).

II: 1) нередко Р. (слугами) в Библии названы подчиненные, к-рые не являлись Р. в прямом смысле слова. Под Р. царя подразумеваются его воины (1 Цар 17:8), но, как правило, профессион. воины, а не ополченцы (2 Цар 2:12; 2 Цар 3:22; 2 Цар 11:1). Самих себя люди называли Р. по отношению к вышестоящим (Числ 31:49; 2 Цар 9:8; 3 Цар 1:26), к чужестранцам (Быт 19:2) или тогда, когда хотели показать свою преданность и готовность служить;
2) человек называет себя Р. (Лк 1:38.48), желая подчеркнуть свое положение перед Богом (см. "раб Господень" -> Исаия III,2а,б). Называя себя Р. в обращении к Богу (Числ 11:11; 1 Цар 3:9; 3 Цар 8:28; Деян 4:29), молящийся выражает свою преданность и готовность к послушанию (Откр 1:1; Откр 7:3; Откр 22:6). Сам Господь подтверждает правильность такого словоупотребления, называя Своими Р. Авраама, Моисея и Давида (Быт 26:24; Числ 12:7; 2 Цар 7:5). Служанка, одержимая духом прорицания, кричит в Филиппах о Павле и его спутниках: "Сии человеки - рабы Бога всевышнего" (Деян 16:17). В проповеди и молитве древней Церкви говорится об Иисусе [ Деян 3:26 - греч. пайс может означать "раб", "слуга" и "ребенок", "дитя"] или, соотв., о Давиде (Деян 4:25) как о Р. Божьих, а апостолы Павел (Рим 1:1; Флп 1:1; Тит 1:1), Петр (2 Петр 1:1) и Иоанн (Откр 1:1) называют себя Р. Бога или Р. Иисуса Христа. Готовность служить обращена и на своих собратьев, поскольку, по словам Христа, "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Мк 9:35; Мк 10:44). Но падший человек является Р. греха (Ин 8:34; Рим 6:17), Р. страха смерти (Евр 2:15) и Р. тления (2 Петр 2:19) до тех пор, пока через искупление не станет Р. Богу и праведности (Рим 6:17.22);

3) особый смысл понятие "Р." приобретает в НЗ, когда оно употребляется в связи с противопоставлением Закона и Евангелия. Моисей был верным служителем во всем доме Божьем (Евр 3:5 согл. Числ 12:7), и через него был дан Закон (Ин 1:17), "завет от горы Синайской, рождающий в рабство" (Гал 4:24). В противоположность этому Христос является Сыном в доме Бога (Евр 3:6); Он делает людей истинно свободными (Ин 8:35). Во Христе нет больше рабов, как это было во времена Закона с его духом рабства (Рим 8:15); есть только чада, сыны Божьи (Гал 4:7), принявшие Духа -> усыновления. Христос освободил людей, выкупив их дорогой ценой, и Павел предостерегает их от того, чтобы они вновь не стали "рабами человеков" (1 Кор 7:23), не подверглись "игу рабства", т.е. не подчинились порабощающей силе Закона (Гал 5:1).
III. Во всех библ. оборотах речи словам "рабыня", "раба" соответствует форма муж. рода этого слова. В ВЗ "раба", "рабыня" - это зависимая от господина женщина (иноплеменница, Лев 25:44, или еврейка, Иер 34:9), в НЗ - тоже зависимая от к.-л. женщина (Лк 12:45; Деян 16:16, в Синод. пер. - "служанка"). При обращении к высокопостав. лицу женщина именовала себя его Р. (Руф 3:9; 1 Цар 25:24; 2 Цар 14:6), это относилось также к женам царей и правителей (3 Цар 1:13). Кр. того, слово "раба" отражает положение женщины пред лицом Бога (1 Цар 1:11; Лк 1:38.48). См. также Пс 115:7: "Я раб Твой и сын рабы Твоей".

Раб Господень, раб Божий
-> Исаия (III,2а,б) -> Раб (II,2).

Раббуни
-> Равви.

Работники
-> Наемники.

Рабсак,
высокая чиновничья должность в Ассирии (4 Цар 18:17; Ис 36:2 и проч.). Это слово можно перевести как "верховный виночерпий" или, что, пожалуй, точнее, как "верховный командующий". При Синаххерибе (библ. Сеннахирим) Р. возглавлял ассир. войско под Иерусалимом, а при Тиглатпаласаре III Р. был послан с войском на Тир (730 г. до Р.Х.).

Рабсарис,
должность верховного -> евнуха в Ассирии и Вавилоне (4 Цар 18:17; ср. Дан 1:3: Рав сарисим - "начальник евнухов"). Это слово имеет и более широкий смысл: "верховный (начальник) придворных". Р. мог принять на себя и командование войсками.

Равва
["большой (город)"]. Р., называемая также "Раввой сынов(ей) Аммоновых" (Ис Нав 13:25; Иер 49:2; Иез 25:5; Ам 1:14), была столицей -> аммонитян. Ныне это - Амман, столица Иордании. В Р. хранился железный одр васанского царя -> Ога (Втор 3:11). В 2 Цар 12:26-29 говорится о завоевании Р. Иоавом и Давидом. Город располагался на пересечении многих торг. путей. В эллинистич. период это был самый юж. город -> Десятиградия. В честь Птолемея Филадельфа (285-246 гг. до Р.Х.), к-рый заново отстроил город, Р. стала называться Филадельфией. Во время иуд. восстания город был разрушен.

Равви
[евр. рабби, "мой учитель"], почтит. обращение к духовным -> учителям в позднем иудаизме (Мф 23:7 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Евангелист Иоанн перевел слово "Р.", как и слово раббуни, греч. словом дидаскалос, означающим просто "учитель", "мастер" (Ин 1:38; Ин 20:16). В позднем иудаизме обращение имело три степени почтительности: рав, рабби и раббуни, из к-рых последняя самая высокая.

Раввиф
(от "быть (стать) многочисленными"), город в уделе Иссахара (Ис Нав 19:20); вряд ли это, как полагают нек-рые комментаторы, совр. Раба, располож. прим. в 11 км юго-вост. Дженина. Возм., здесь имеет место ошибка переписчика. -> Давраф.

Рагав
[евр. Реу, возм., кр. ф-ма от имени "Рагуил"], сын -> Фалека, предок Авраама и Иисуса Христа (Быт 11:18-21; 1 Пар 1:25; Лк 3:35).

Рагуил (Регуил)
[евр. Реуэл, "друг, доверенный Бога"]:
1) сын -> Исава. Четыре сына Р. были старейшинами эдомитских племен (Быт 36:4.10.13.17; 1 Пар 1:37);
2) отец Сепфоры и -> Ховава, тесть Моисея, мадиамский священник (Исх 2:18.21; Числ 10:29). В других местах Свящ. Писания он назван -> Иофором, что, вероятно, обозначает его должность. В течение 40 лет после бегства из Египта Моисей жил у Р. и пас его овец (Исх 3:1). Тот факт, что Р. прославлял имя Божье и участвовал в жертвоприношении (Исх 18), позволяет предположить, что он, как и Моисей, поклонялся Богу Авраама, от к-рого, как следует из Быт 25:2, ведут свое происхождение мадианитяне. После того как Моисей был призван Господом, он попросил у Р. разрешения пойти в Египет. Семью, к-рую Моисей сначала взял с собой, он, уходя, вероятно, отправил к тестю (Исх 18:2). Оказавшись с дочерью и внуками в стане израильтян у горы Синай (Исх 18:6), Р. совершил жертвоприношения (Исх 18:12). Он дал Моисею разумный совет снять с себя часть обязанностей и возложить их на других людей (Исх 18:13-27);
3) вениамитянин, предок Мешуллама (1 Пар 9:8).

Раддай
("Господь господствует"), сын Иессея, брат Давида (1 Пар 2:14).

Радость, веселье
Истинная Р. свидет-вует о полноте земной жизни и о причастности к небесному счастью. Уже в ВЗ говорится о том, что богослужение, если оно не покаянное, связано с великой Р. (Втор 12:7.12.18; Втор 16:11; 2 Пар 29:30; 2 Пар 30:21). Новозаветная Вечеря любви - это тоже праздник Р., это соучастие в Р. Иисуса. Чтобы постоянно испытывать Р., следует черпать ее "из источников спасения" (Ис 12:3; Ис 35:10), искать ее у Бога (Пс 42:4), т.к. "полнота радостей пред лицом Его" (Пс 15:11; Пс 20:7). Кто реально не познал Бога, тот не подозревает, какой великой Р. он лишен. Иисус явился обратить нас к Богу, чтобы Его собственная Р. "обитала" в нас. Наша Р. стала совершенной (Ин 15:11; Ин 16:24; см. 1 Ин 1:4; 2 Ин 1:12) благодаря тому, что мы имеем в себе Его совершенную Р. (Ин 17:13). Апостолы видели свою миссию в том, чтобы "споспешествовать" Р. нашей (2 Кор 1:24).

Р. - это плод Св. Духа, неотделимый от любви (Гал 5:22). Р. нисходит на учеников Христа с небес (Лк 24:52; Деян 13:52). Наша любовь к Господу Богу включает в себя великую Р. о Слове Его (Пс 118:162; Иер 15:16). В Р. пред Богом - наша сила (Неем 8:10), лишь она делает нас независимыми от земных Р. Только когда мы стоим пред лицом Бога, все земное теряет свою силу: нам приносит Р. соучастие в страданиях Христа (Лк 6:22; Флп 3:10; Кол 1:24; 1 Петр 4:13). Мы должны "с великой радостью" принимать "различные искушения" (Иак 1:2): испытание необходимо, ибо оно помогает нам жить с верой.

Радуга
Господь установил Р. как знамение -> завета, к-рый Он заключил с Ноем (Быт 9:9-17). В видениях Иезекииля и в книге Откровение сияние Р. упоминается в связи с Божьей славой (Иез 1:28; Откр 4:3) и явлением ангела (Откр 10:1).

Раема
-> Раама.

Разбойники,
так в Синод. пер. названы "сикарии" [от лат. сика, "кинжал"] - иуд. мятежники-террористы (Деян 21:38). В I в. по Р.Х., особенно в 50-70 гг., в Палестине бесчинствовали крупные банды, к-рые для достижения полит. цели - освобождения страны от римлян - прибегали к убийствам и грабежам. В праздничные дни они смешивались с толпой, пряча под верхней одеждой короткие мечи. Возм., к сикариям принадлежали и Р., казненные вместе с Иисусом, а также Варавва (Мк 15:7). Книга Притчей предостерегает от общения с мятежниками (Притч 24:21). Ср. Деян 5:36 -> Зилоты.

Разверзать
"Разверзающий ложесна" (Исх 13:2.12.15; Лк 2:23) - "прорывающий, открывающий утробу матери", т.е. первенец.

Разводное письмо, развод
-> Брак (IV,3; V).

Разить, поражать (жалить)
I. В Быт 3:15 (Синодальный перевод) глаголами "поражать" и "жалить" переведен евр. глагол шуф, к-рый, помимо того, встречается в Иов 9:17 (в Синод. пер. - "разить") и в Пс 138:11 (в Синод. пер. - "сокрывать"). Его значение не совсем ясно. Существует предположение, что речь идет о двух одинаково звучащих глаголах шуф, не связанных по значению (омонимах). Один из них имеет смысл "раздавить" (Быт 3:15, первая часть стиха), второй означает "посягать на что-либо" (Быт 3:15, вторая часть стиха; Иов 9:17; Пс 138:11).
II. Солнечный удар, т.е. поражение лучами солнца (Пс 120:6), -> Болезнь: солнечный удар. Луне также приписывали нездоровое воздействие на организм человека (там же) -> Болезнь: сомнамбулизм.

Разон
[евр. Резон, "весомый", "надежный в суждении"]. Сын Елиады, бежавший от своего государя -> Адраазара, царя Сувы. Собрав вооруж. отряд, Р. завладел Дамаском. Противник Соломона (3 Цар 11:23-25), Р. правил предположит. до 930 г. до Р.Х. -> Венадад (1).

Рай
I. Библ. понятию "Р." соответствует греч. слово парадейсос, заимствованное из дp.-пеpс. языка, в к-pом паридеза - это "огpада", а также "то, что обнесено огpадой", т.е. паpк или сад. В этом значении слово пеpешло во многие древние языки - евp. пардес, аpам. пардеса, гpеч. парадейсос, - а из них, через латынь, в совр. европ. языки.
II: 1) если в ВЗ слово пардес ("pай") вообще не встpечается, это отнюдь не означает, что понятие "Р." как таковое в ВЗ отсутствует. Здесь ему соответствуют выражения "сад", "сад в Едеме" или даже "сад Господень" (Быт 2:8.10.15; сp. Быт 13:10 - в Синод. пер. в этих и подобных случаях нередко используется слово "Р.", что, однако, не соответствует практике евр. словоупотребления). До своего гpехопадения люди жили в Р. в единении с Богом и в безгрешной откpытости дpуг пеpед дpугом. После гpехопадения они были изгнаны из Божьего сада. -> Едем;
2) ветхозаветные пpоpоки пеpеносили древнейшие пpедставления о Р. на конечные вpемена. Ханаан (Иез 36:35) и Сион (Ис 51:3) станут в конце дней подобны Эдемскому саду, т.е. саду Господню. Описание земли Изpаиля, какой она станет в конце вpемен, заимствовано из описания сада Божьего. Там будут течь полноводные реки, земля будет несказанно плодородной, животные будут жить в мире друг с другом, а гора Сион станет вершиной миpа (Ис 2:2; Ис 35:1; Ис 41:18; Иез 47:1; Ос 2:22; Ам 9:13; Мих 4:1; Зах 14:8). Однако нигде в Свящ. Писании Ханаан конца вpемен не идентифициpуется с Эдемским садом.
III. Отождествление доистоpич. Р. с Р. конца вpемен впеpвые встpечается в дохpист. апокалипсич. литературе, где местом pасположения этого Р. практически всегда называется новый Иеpусалим (сp. эфиоп. версию Книги Еноха 25:4; 3 Езд 7:36 - в Синод. пер. этот текст отсутствует). Описание Р. здесь соответствует ветхозаветным пpедставлениям. Постоянно встречаются такие понятия, как "деpево жизни", "вода жизни" и "хлеб жизни". Важнейшая особенность Р., по мнению авторов дохрист. апокалипсисов, состоит в том, что именно в этом благословенном месте происходит прямое общение человека с Богом. Из представлений о тождественности Р. доисторич. времени и Р. конца времен следовало, что в промежутке между этими временами Р. существует невидимо.

Когда-то считали, что он находится на самом кpаю земли, на востоке (см. Быт 2:8), на севеpе, севеpо-западе или западе или же на гоpе, к-pая возвышается до самого неба. С дp. стоpоны, существовало мнение, что со вpемени гpехопадения Адама Р. находится на небе, точнее, на тpетьем небе. Все авторы апокалипсисов сходятся в одном: в Р. пpебывают души почивших пpаотцев, а также всех избpанных и пpаведников. Души же умерших безбожников находятся в шеоле, цаpстве меpтвых (-> Ад).
IV: 1) в НЗ Р. упоминается пpежде всего как место пpебывания спасенных в период между смеpтью и воскpесением (Лк 23:43; 2 Кор 12:4). По сути дела, о том же говоpится в целом pяде дpугих мест Свящ. Писания, однако авторы НЗ обычно избегают употpеблять слово "Р.", поскольку оно ассоциируется с плотскими пpедставлениями, к-рые не соотв. истине. Главное - не pайское блаженство, но восстановление pазpуш. общения с Богом. Поэтому вместо слова "Р." в НЗ используются выpажения: "лоно Авpаамово" (Лк 16:22), "водвоpиться у Господа" (2 Кор 5:8), "быть со Хpистом" (Флп 1:23), "обитель Отца" (Ин 14:2) и дp.;
2) о Р. конца вpемен говоpится в Откр 2:7. Здесь в описании Р. используются ветхозаветные понятия и представления, а также образы, созданные ветхозаветными пророками: так, в обpазе Небесного Иеpусалима Р., как новая земля, пpимет спасенных (Откр 21:10; Откр 22:1), дьявол будет уничтожен (Откр 20:10), стpаданий, слез и смеpти больше не будет (Откр 21:4). Самым же пpекpасным станет общение с Богом, в к-pое тогда вступит каждый пpаведник: "Он будет обитать с ними, и Сам Бог с ними будет Богом их... Пpестол Бога и Агнца будет в нем, и pабы Его будут служить Ему... И узрят лице Его... и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут цаpствовать во веки веков" (Откр 21:3; Откр 22:3).

Рак
-> Болезнь.

Рака
(арам. "глупец"), оскорбление, по-видимому, распростр. в новозаветную эпоху. Иисус предупреждает, что употребивший это слово по отношению к брату своему (единоверцу), подлежит суду синедриона (высшего религ. суда), а назвавший брата своего -> безумным, - геенне огненной (Мф 5:2). Суду подлежит и тот, кто гневается на своего брата напрасно. В -> рукописях Мертвого моря имеется несколько примечат. параллелей к этим высказываниям Иисуса. В Кумранской общине было известно проклятие, к-рым "все мужи жребия Велиара" подлежали преданию суду "во тьме вечного огня", суду, к-рый исполняли "все вершащие возмездие" или "платящие воздаяние", т.е. ангелы-губители или сам Велиар.

В одной из Кумранских рукописей говорится, что совет общины "должен воздать безбожникам за их дела". Это дает основание предположить, что греч. слово сюнедрион в Мф 5:22 не обязат. должно относиться к иуд. высшему совету -> синедриону; на это же указывает и то обстоят-во, что в сир. переводе НЗ в этом месте говорится не о "совете", а о "церкви", кр. того, в посланиях Игнатия слово сюнедрион обозначает, во-первых, круг апостолов, а во-вторых, старейшин (пресвитеров) церкви. Т.о., Иисус, говоря о наказании провинившегося синедрионом, видимо, мог иметь в виду действие, к-рое Павел называет "преданием сатане" (1 Кор 5:3-5; 1 Тим 1:20).

Раккаф
(возм., "пролив"), город в уделе Неффалима, лежащий между Хамафом и Хиннерефом (Ис Нав 19:35). Возм., это совр. Телль-Эклатие, между Мигдалом (Магдалой) и Тивериадой (Тверией); однако, согл. Талмуду, Р. находился на том месте, где впоследствии возникла Тивериада.

Ракон
(возм., "пролив"), город в уделе Дана (Ис Нав 19:46), предположит. совр. Телль-эр-Реккет, прим. в 9 км сев. Яффы (Иоппии). Это место было заселено еще в раннем бронзовом веке.

Рам (Арам)
(кр. ф-ма от "(Бог) возвышен"):
1) израильтянин из колена Иуды, сын Есрома, брат Иерахмеила, предок Иисуса Христа (Руф 4:19; 1 Пар 2:9; Мф 1:3);
2) израильтянин из колена Иуды, потомок Иерахмеила (1 Пар 2:25.27);
3) потомок Вуза, предок Елиуя (Иов 32:2).

Рама (Рамоф)
("возвышенность"):
1) город в уделе Вениамина (Ис Нав 18:25), вблизи Гивы Сауловой (Суд 19:13), совр. Эр-Рам (расп. на высоте 793 м над уровнем моря), в 8 км сев. Иерусалима. Во времена иуд. царя -> Асы израил. царь Вааса начал превращать Р. в сторожевую крепость (3 Цар 15:17.21). Здесь был заключен в темницу Иеремия (Иер 40:1). После возвращения израильтян из вавил. плена Р. была вновь заселена (Езд 2:26; Неем 7:30; Неем 11:33).
2) город в уделе Ефрема, родной город Самуила (1 Цар 2:11; 1 Цар 7:17; 1 Цар 8:4; 1 Цар 15:34; 1 Цар 19:18; 1 Цар 25:1), называемый также Рамафаим-Цофим (1 Цар 1:1). В новозаветное время этот город стал называться Аримафеей, ныне это город Рантис, лежащий в 14 км сев.-вост. Лода (Лидды).
3) город в уделе Асира (Ис Нав 19:29), возм., совр. Рамия, располож. прим. в 21 км юго-вост. Тира;
4) город в уделе Неффалима (Ис Нав 19:36), вероятно, совр. Ар-Рама, находящаяся прим. в 13 км юго-зап. Цфата;
5) Р. в 4 Цар 8:29; 2 Пар 22:6 = Массифа (5);
6) южная Р. (Ис Нав 19:8; 1 Цар 30:27) -> Ваалаф-Беер.

Рамаия
[евр. Рамья, "Господь возвышен"], израильтянин из рода Пароша, оставивший свою иноплем. жену (Езд 10:25).

Рамаф-Лехи
("высота челюсти"), место, где Самсон убил тысячу филистимлян ослиной челюстью (Суд 15:17; Суд 15:9.14 - "Лехи"). Возм., это Хирбет-эс-Сияг, располож. юж. Вади-эс-Сарара. -> Ефам (3).

Рамаф-Мицфа
("сторожевая высота", "место наблюдения"). -> Массифа (5).

Рамафаим (-Цофим)
-> Рама (2).

Рамена
-> Плечи.

Рамоф,
"высоты".
1) Р. Галаадский -> Массифа (5);
2) левит. город в уделе Иссахара (1 Пар 6:73), возм., тождествен -> Иармуфу (2) или -> Ремефу;
3) -> Рама.

Рана
-> Болезнь.

Рас-Шамра,
холм на сир. побережье Средиземного моря, прим. в 50 км юж. устья р. Оронт. Археологами здесь были найдены развалины древнего Угарита, центра финик. культуры и столицы царства, к-рое в XIV в. до Р.Х. включало в себя ок. 90 городов. Раскопки, предпринятые франц. экспедицией под рук. К.Шефера и проводившиеся в 1929-1939 и в 1948-1969 гг. и впоследствии продолженные М.Маргероном, принесли множество ценнейших открытий. Были найдены руины гробниц и храмов, скульптурные изображения богов, стелы, оружие, орудия труда, сосуды и т.д.

Большое значение для науки имели лит. находки - шумер., аккад., егип. и хеттские тексты, выполненные клинописью, егип. и хеттскими иероглифами, но прежде всего угаритские (и хурритские) памятники письменности, написанные неизвестной прежде алфавитной клинописью (-> Алфавит). Расшифровка найденных текстов позволила ученым ознакомиться с ханаан. лит-рой, написанной на угаритском языке, родственном евр. Тексты Рас-Шамры помогли не только прочесть многие трудные в лингвистич. отношении места ВЗ, но и ближе познакомиться с реалиями ветхозаветной эпохи. Напр., стало ясно, что запрещение жертв. ритуала (-> Идолопоклонство, IV,1) в Исх 23:19 связано с соотв. угаритским обычаем. В мифах о Ваале, в легендах о царе Керете и Дани-Эле (ср. -> Даниил,

3) и его сыне Акхате действуют многочисл. боги и герои. До назв. открытий почти не встречались ист. тексты (было найдено лишь несколько писем и нечто вроде руководства по лечению лошадей, -> Пласт). Франц. археологами было обнаружено множество разнообразных док-тов: описи жертвоприношений, списки чиновников, ремесленников и воинов, находящихся на службе у царя, списки жителей отдельных городов, военнопленных. Они дают ценные сведения о профессиях, социальном составе населения, различных войсковых подразделениях, прежде всего об отрядах боевых колесниц. Большая часть этого материала относится ко времени расцвета Угарита, т.е. к периоду между XVI и XII вв. до Р.Х., когда происходило покорение Ханаана израильтянами. Благодаря этим док-там исследователи получили новые данные об обществ., религ. и полит. устройстве гос-в - противников Израиля.
Раскаяние, раскаиваться

I: 1) о человеч. Р. в ВЗ говорится редко (Исх 13:17; Суд 21:15; Иер 8:6; Иер 31:19; Иов 42:6). Это слово употребляется здесь почти исключит. по отношению к Богу (см. ниже, II);
2) в НЗ понятие "раскаиваться" передается греч. глаголом метамеломай (Мф 21:29; Мф 27:3; 2 Кор 7:10), значение к-рого тесно связано с глаголом метаноэо (-> Покаяние, каяться). Боль от греха (раскаяние) и отвращение от него (покаяние) неразрывно связаны между собой. Но человеч. (мирская) печаль, когда человек сожалеет о совершенных ошибках только потому, что они нанесли ему ущерб или навлекли на него позор, ведет к вечной погибели.

II: 1) в ВЗ неоднокр. говорится о Р. Бога, напр.: "И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт 6:6). Когда народ творит зло, Бог раскаивается в тех обетованиях, к-рые даровал ему (Иер 18:10). Так, напр., Бог говорит: "Жалею, что поставил Я Саула царем" (1 Цар 15:11). С др. стороны, Господь раскаивается в том зле (Иер 18:8) и в тех бедствиях (Ион 3:10; Иоил 2:13), к-рые произошли по Его собств. воле. Но Он же говорит: "Я определил, и не раскаюсь в том и не отступлю от того" (Иер 4:28), а также: "не отменю и не пощажу, и не помилую" (Иез 24:14);

2) к сказанному Богом не следует применять человеч. мерки: "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?" (Числ 23:19). В 1 Цар 15:1, где дважды говорится, что Господь раскаялся, воцарив Саула (1 Цар 15:11.35), в 1 Цар 15:29 сказано: "И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему" (ср. Мал 3:6);

3) слова о Р. Бога отражают тот факт, что Господь изменяет Свое отношение к человеку, если тот изменяет свое отношение к Нему. При этом Господь свидет-вует о Себе как о живом Боге, Который, будучи неизменным в Своей сути, действует совершенно свободно. Бог может взять назад угрозу, как только она достигнет своей цели, или на время отменить обетование, если знает, что оно не исполнит своего предназначения. Это, однако, не означает, что Господь совершает ошибки, а затем признает их; Бог праведен во всем, что Он совершает (Иер 12:1). "Раскаяние Божие" позволяет нам заглянуть в Его сердце, милующее каждого, кто обратился к Нему: "И приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин 6:37).
Раскопки
I. МЕТОДЫ РАСКОПОК
Р. на Ближнем Востоке - Мариэтта в Египте (1850-1980 гг.), П.Э.Ботты и О.Г.Лэйярда в Месопотамии (соотв. с 1843 г. и с 1845 г.) - начались как "кладоискательство". Их целью было приобретение для европ. музеев по возможности наиб. характерных для данного региона экспонатов. Лэйярд в значит. степени опередил свое время, придавая большое значение точному составлению документов и описанию всех обстоят-в, при к-рых была сделана та или иная находка. Но кардинальные изменения в археологии наступили после того, как Ф.Питри в 1890 г. применил разработанную им систему относительной хронологии на основе анализа керамики, найденной при Р. Телль-эль-Хеси в юж. Палестине. Эту систему он создал в Египте, используя опыт Г.Шлимана при Р. Трои (1872-1874 гг.). Метод Ф.Питри в соединении с методами стратиграфии и типологизации позволяет получить надежные результаты, даже если телль (см. ниже, II) имеет многочисл. наслоения, а сколько-нибудь значимые письм. свидет-ва отсутствуют (что весьма характерно для Палестины).

Метод стратиграфии состоит в сопоставлении находок из каждого культурного слоя [лат. стратум]. Метод типологизации заключается в том, чтобы, сравнивая сосуды из разных археол. слоев, прослеживать развитие их форм, что позволяет датировать находки. Изучение надписей при сравнении их с аналогичными находками в других местах позволяют определить место находок в общей хронологии, т.е. добиться надежной датировки отдельных периодов в истории конкретного поселения. Во время Р. в Самарии в 1908-1910 гг. Г.А.Райзнер соединил методы стратиграфии и типологизации, использовавшиеся школой Питри, с методами раскрытия сооружений и техники Р., разработ. виднейшими нем. археологами (Р.Кольдевеем в Вавилоне в 1899-1924 гг., В.Андрэ в Ашшуре в 1902-1914 гг.).

Для описания и классификации находок Райзнер пользовался амер. картотеками с их системой регистрации (эти методы применяются и в совр. археологии). Методики исслед. расширялись и совершенствовались при более поздних Р.: Телль-Бейт-Мирсима в 1926-1932 гг. У.Ф.Олбрайтом, Самарии в 1931-1935 гг. Дж.У.Кроуфутом, Лакиша в 1932-1938 гг. экспедицией Уэлкома-Марстона и Иерихона в 1952-1958 гг. К.Кеньон. Другие комплексные Р. были проведены амер. археологами в Мегиддо. Полностью открытые в 1925 г. четыре верхних гор. слоя дали значит. находки, относящиеся к временам царя Соломона. В 1935-1938 гг. при Р. ученые обнаружили участок скалы, лежащей в основании города, и доказали, что это место было заселено прим. с 3500 г. до Р.Х. Частные Р. без научного контроля и варварские Р. "кладоискателей" сегодня пресекаются благодаря надзору на правит. уровне. Разрешения на Р. выдаются только известным науч. учреждениям и исследоват. обществам, что обеспечивает наилучшую сохранность и более полное изучение находок. Полит. неурядицы во многом осложняют проведение систематич. Р. на Ближнем Востоке. В результате все большее значение приобретают исследования, к-рые интенсивно проводились в Палестине Н.Глюком прим. в 1931-1945 гг.
II. ПРАКТИКА РАСКОПОК

Методика Р. во многом определяется тем, что представляет собой холм (телль) на месте развалин. Типичные для Ближнего Востока телли являются искусств. холмами, возникшими на местах древних селений в результате накопления там разного рода следов жизнедеятельности человека. В течение столетий и тысячелетий каждое новое поколение строило жилье на развалинах домов своих предшественников. Войны и стихии заставляли людей покидать города, после чего дождь и ветер сравнивали глинобитные постройки с землей. В таком холме за двухтысячелетнюю историю может накопиться до десятка слоев при общей толщине в 6 м, как это имело место, напр., в Телль-Бейт-Мирсиме (древнем Девире). Холм Телль-эль-Хёсн (Бет-Шеан) содержал 18 слоев совокупной толщиной 24 м со следами древних поселений, существовавших в течение 4 тыс. лет, за искл. нек-рых перерывов. Трудность Р. заключается в том, что эти слои никогда не бывают строго отделены один от другого по всей протяженности, как это, напр., происходит со следами пепла после большого пожара. Во многих случаях в более поздних постройках и фортификац. сооружениях используются древние фундаменты, поэтому их трудно разделить по времени. После того как выполнены обмер и фотосъемка выбранного для Р. холма, площадь Р. размечается на квадраты, обычно со стороной 20 м, затем археологи начинают снимать верхний слой.

Каждый найденный предмет или фрагмент сооружения фотографируется, а на плане указывается его точное местоположение внутри данного квадрата; если требуется, они фиксируются и по высоте. Задокументировав эти данные, ученые переходят к работе над след. слоем. Столкнувшись со сложным или поврежд. слоем, археологи обычно делают вертикальный срез холма, чтобы определить последовательность культурных слоев. В том случае, когда необходимо установить местоположение определ. сооружений, делаются пробные шурфы, к-рые затем могут быть расширены. Наряду с регистрацией начинается реставрация и классификация находок, зачастую - во время продолжающихся Р. Расшифровка надписей и идентификация монет дают важные данные для датировки слоев и одновременно позволяют уточнить направления дальнейшей работы. Разбитые сосуды, которые обычно склеиваются на месте, позволяют судить о том, к какому народу принадлежали древние поселенцы, об их культурных и торг. связях, а при отсутствии других свидет-в также служат основой для хронологии событий. Химич. анализ и последующая обработка всего материала обычно проводятся специалистами в лабораториях и музеях, куда перевозят находки. Эти работы, на к-рые зачастую уходят годы, служат основой для публикации заключит. результатов, что делает их доступными для науки.
III. ХРОНОЛОГИЯ

Для временной классификации находок, обнаруж. при Р., служит хронология, построенная на археол. данных. Ранний и поздний каменный век полностью относятся к доист. времени. Историческим называется то время, с к-рого появляются письм. свидет-ва. Оно охватывает бронзовый и железный века, которые подразделяются на следующие периоды:

Ранний бронзовый век - прим. 3000-2200 гг. до Р.Х.
Средний бронзовый век I - прим. 2200-1800 гг. до Р.Х.
Cредний бронзовый век II - прим. 1800-1600 гг. до Р.Х.
Поздний бронзовый век I - прим. 1600-1400 гг. до Р.Х.
Поздний бронзовый век II - прим. 1400-1250 гг. до Р.Х.
Железный век I - прим. 1250-1000 гг. до Р.Х.
Железный век II - прим. 1000-600 гг. до Р.Х.


На период среднего бронзового века приходится время израил. патриархов, Среднего царства и господства гиксосов в Египте. Поздний бронзовый век охватывает пребывание израильтян в Египте, исход и странствование в пустыне. Замеченное во многих местах Палестины отсутствие поселений в период между поздним бронзовым веком и железным веком (I) часто связывали с завоеванием Ханаана израильтянами. Однако археологам и специалистам по библейской хронологии предстоит еще решить здесь целый ряд проблем. Железный век (I) включает время судей и первых царей. Железный век (II) - это эпоха от раздела царства до разрушения Иерусалима. В истории Палестины различают след. периоды:

Железный век III / перс. - прим. 600-400 гг. до Р.Х.
"Деурбанизация" - прим. 400-200 гг. до Р.Х.
Эллинистический период - прим. 300-100 гг. до Р.Х.
Римский период - прим. 100 до Р.Х. - 300 гг. по Р.Х.
Византийский период - прим. 300-640 гг. по Р.Х.

IV. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ РАСКОПОК И НАХОДКИ
1) ЕГИПЕТ.
Колосс. каменные сооружения Египта - пирамиды, храмы, города мертвых - по большей части всегда оставались доступными для обозрения. Р. этих сооружений принесли богатейшие находки: засыпавшие их пески сохранили в жарком егип. климате даже столь непрочный материал, как папирус. Бесчисл. надписи значительно облегчили датировку находок. В начале исслед. работ ученые стремились получить точные даты исключ. с помощью астрономич. вычислений. Однако нек-рая неуверенность в точности тех или иных дат все же сохраняется, несмотря на имеющуюся возможность сверять данные, полученные при раскопках в Египте, с ассир.-вавил. хронологией.

Тем не менее установлена последовательность правителей в Египте, а егип. печати в форме скарабеев, к-рые находят в Палестине, при всей скудости обнаруж. там надписей, дают важные отправные точки для определения дат. Из чрезвычайного богатства Др. Египта особое значение для библ. истории имеют след. находки. Прежде всего это т.н. "проклинающие" тексты, относящиеся к XII династии Среднего царства, где среди прочих упоминаются враги Египта в Сирии и Палестине. Здесь встречается самое раннее упоминание Иерусалима. Р. в вост. части дельты Нила принесли находки, относящиеся к периоду гиксосов (1700-1570 гг. до Р.Х.) и времени правления XIX династии (XIII в. до Р.Х.), к-рые сыграли определенную роль в вопросе об исходе израильтян из египетского плена. Интерес вызвали и Р. цар. резиденции в -> Телль-Амарне. На Синайском полуо-ве обнаружены следы горнодобывающей деятельности древних египтян (медные копи III тысячел. до Р.Х.), к к-рым относится и несколько надписей иероглифич. и синайского письма. Этот алфавит (XV в. до Р.Х.) существовал уже во времена Моисея. Однако в целом Р. в Египте дали библеистике все же меньше, чем Р. в Палестине - египтологии.
2) МЕСОПОТАМИЯ.
Здесь, в отличие от Египта, старые города с их недолговечными глинобитными постройками полностью исчезли под теллями. Те строения, к-рые удалось обнаружить, напр. в Вавилоне, за редким исключением, находятся под угрозой разрушения, теперь уже окончательного. Однако глина как материал для письма сохранила для нас литру Двуречья, и в значит. объеме, причем эти клинописные памятники гораздо чаще перекликаются с библ. событиями, чем находки егип. письменности. Еще не расшифрованная клинописная табличка из Киша (располож. сев. Вавилона) датируется прим. 3300 г. до Р.Х., т.е. она древнее первых егип. папирусов.

В Кише была найдена и глиняная призма (ок. 2000 г. до Р.Х.), на к-рой перечислены десять царей, правивших до потопа. Многие таблички представляют собой списки с более ранних текстов, как, напр., карта мира из Сиппара (VI в. до Р.Х.) и документы из библиотеки -> Ашшурбанапала в ассир. столице Ниневии (VII в. до Р.Х.), к-рым мы обязаны вавил. версии истории сотворения мира и эпосом о Гильгамеше, включающем рассказ о великом потопе. Значительно древнее находки из Нузы близ Киркука (XV в. до Р.Х.), к-рые по-новому осветили сообщения о жизни патриархов, а также док-ты архива из г. Мари, подтверждающие рост могущества аморреев и датировку законов вавил. царя Хаммурапи (прим. 1700 г. до Р.Х.). Законы Хаммурапи, однако, были обнаружены не в его столице, а в перс. г. Сузы, куда кто-то из позднейших завоевателей вывез каменный блок с высеченными на нем законами (-> Елам). Р. Ура, родного города Авраама, проводились в 1922-1934 гг. археологом Л.Вулли. Великолепно убранные цар. гробницы свидет-вуют об удивительно высоком уровне развития ремесел уже ок. 2500 г. до Р.Х.

Найденные постройки и памятники письменности дополняют картину канувшего в Лету города мирового значения. Кр. того, там был обнаружен слой отложений глины и ила толщиной в 2,5-3,5 м, свидет-вующий о сильном наводнении. Подобного рода отложения археологи встречали и в других местах, но их связь между собой пока не выяснена (-> Потоп). Храмы (зиккураты), кроме Ура, имелись также в Ашшуре, Борсиппе и Вавилоне (см. Быт 11), где были обнаружены дворцы, укрепления (ворота богини Иштар), храмы и большая "дорога процессий". Вавил. "висящие сады" считались в древности одним из семи чудес света. Над сводом подвальных помещений внутри цар. дворца был создан искусств. уголок горной местности с деревьями и оросит. системой.

Мы узнаем также об озеленении террас храмовых башен. В Хорсабаде, резиденции Саргона II, был найден док-т, на к-ром основывается хронология Месопотамии, - список ассир. царей с указанием времени их правления вплоть до Шамши-Адада I (1753-1721 гг. до Р.Х. -> Ассирия). Р. Кальху (совр. Нимруд) мы обязаны рельефами и анналами Тиглатпаласара III, черным обелиском Салманасара III, надписями Саргона II о разрушении Самарии и условиями договоров Асархаддона с покор. царями (-> Манассия, 4). В Ниневии, во дворце Синаххериба, были обнаружены рельефы, посвящ. покорению Лакиша (библ. Лахиса), а также глиняная призма, надпись на к-рой сообщала о походе Синаххериба против Езекии (701 г. до Р.Х.). Доказат-вами о проживании иуд. переселенцев в Телль-Халафе (библ. Гозан; ср. 1 Пар 5:26; 4 Цар 17:6) являются записи о поставках продовольствия плененному Иехонии в Вавилон и иуд. имена в документах семейства банкира из Ниппура ("док-ты Мурашу", V в. до Р.Х.). Эти документы уточняют время вавил. пленения. Р. не только дали дополнит. сведения об известных ист. личностях и событиях, но также открыли неизвестные до того времени народы и царства - хурритов (библ. хорреев) и царство Митанни (XV-XIV вв. до Р.Х.) в Северной Месопотамии, о к-рых библеисты узнали из док-тов архива Телль-Амарны и из гос. договоров Хеттского царства, обнаруж. при раскопках в Богазкёе;

3) МАЛАЯ АЗИЯ И СИРИЯ.

Ценные находки, и прежде всего глиняные таблички, были обнаружены нем. и турец. исследователями в Малой Азии, в древней столице Хеттского царства Хаттусе (совр. Богазкёе). Другим местом значит. находок эпохи хеттов стал г. Каратепе на востоке Малой Азии. Располож. юго-зап. от него холм Кюльтепе хранил каппадокийские клинописные таблички ассир. торговых колоний, датируемые прим. 2000 г. до Р.Х. Внимание исследователей, изучавших путешествия Павла и историю возникновения первых христ. церквей, привлекли находки, относящиеся к I в. по Р.Х., к-рые были обнаружены в Эфесе, в Лаодикии, Антиохии Писидийской (2), Колоссах, Листре и других городах. Следует отметить особые заслуги сэра У.Рамсея, более чем кто-либо способствовавшего археологическим исследованиям. Интересный материал представляют и находки, сделанные в Сирии, где Р. проводились чаще всего франц. исследователями.

При Р. в Рас-Шамре (Угарит) были обнаружены большие по объему религ. тексты хананеев, содержащие подробные сведения о культе Ваала и Ашеры. Эти тексты написаны своеобразной алфавитной клинописью. Финикийский г. Библ (библ. Гевал), цар. саркофаги и надписи к-рого датируются прим. 1000 г. до Р.Х., был с 1919 г. слой за слоем полностью раскрыт М.Дюнаном. Р. в Алалахе (Телль-Атшане) дали ученым письм. источники, относящиеся к тому же времени, что и док-ты из "архива Мари", а также более поздние тексты. Табличка из слоновой кости с предполагаемым портретом дамасского царя Хазаэля (библ. Азаила) была обнаружена при Р. в Арслан-Таше. Расцвет сир. Антиохии (2) во времена НЗ также подтверждается археол. находками;

4) ПАЛЕСТИНА.

Р. в Палестине начались в р-не Иерусалима (Уоррен, 1867-1870 гг.). Исследователи обнаружили остатки городской стены юго-вост. Храмовой площади и часть системы водоснабжения. В целом эти Р. дали скромные результаты из-за несовершенства науч. методов и способов датировки находок. Возобновившиеся в 1923-1925 гг. и в 1927-1928 гг. Р. в городе Давида оказались более успешными. Сегодня ученым известны укрепления древнего города иевусеев, а также укрепления на Офеле времен царя Давида, Силоамский туннель Езекии с надписью, сделанной его строителями, "царские гробницы" на юго-вост. холме и гробница Севны, постройки Ирода Великого, оссуарий (каменный гроб) Озии и скальные гробницы новозаветного периода, надпись в синагоге Феодота, возм., принадлежавшей -> либертинцам (Деян 6:9). Но от храма после разрушения города следов не осталось: были обнаружены только две надписи, запрещающие язычникам под страхом смерти входить во "двор израильтян". Р. также помогли прояснить историю столицы Северного царства - Самарии - с момента ее основания при Амврии до времени Ирода Великого.

Из памятников письменности особую ценность представляют покрытые письменами глиняные черепки (остраки), относящиеся к периоду царствования Иеровоама II. Столетием раньше (ок. 845 г. до Р.Х.) в надписи на Моавитском камне, или Камне Меши (Месы), найденном на вост. берегу Иордана около Дивона, были упомянуты библ. Амврий и Ахав. В вост. Самарии в результате Р., провед. Де Во в Телль-эль-Фара, было установлено местонахождение древней Фирцы. При изучении периода завоевания Ханаана израильтянами ученые придавали большое значение находкам из Иерихона. После Р., провед. нем. археологами в 1907-1909 гг. (Зеллин), в 1930-1936 гг. здесь работал Дж.Гарстэнг. Он предполагал обнаружить остатки стен, рухнувших ок. 1400 г. до Р.Х., и город времен Иисуса Навина. Но эта загадка так и осталась неразгаданной. Нек-рые исследователи полагают, что им все же удалось идентифицировать слой разрушений, произвед. в XV в. до Р.Х. Но слои, открытые в 1952-1958 гг. на окраине внутр. города, датируются прим. XVIII в. до Р.Х. Вефиль был уничтожен огнем в позднем бронзовом веке. Один слой разрушений в Хацоре (библ. Асор, Гацор) израил. исследователи также относят к периоду Иисуса Навина, другой - к разрушениям, причиненным Тиглатпаласаром III.

Здесь находился храм позднего бронзового века с массивным жертвенником для всесожжений и жертвенником курения, на к-ром еще сохранился пепел. В одном из ханаан. капищ были обнаружены каменная фигура сидящего бога Ваала и несколько маццеб (столбов) высотой ок. 30 см. Полностью сохранившееся капище (т.н. "высота") было найдено в городе набатеев Петре (в Эдоме). Датские археологи, проводившие Р. в Силоме, установили, что этот город был разрушен после поражения Израиля в битве с филистимлянами при Авен-Езере (1 Цар 4), о чем ранее можно было лишь догадываться (см. Иер 7:12.14; Иер 26:6). Тот факт, что секрет выплавки железа был известен лишь филистимлянам (1 Цар 13:19-21), подтвердили Р. крепости Саула в Гиве, где было обнаружено лишь одно железное орудие труда. Постройки времен Соломона известны нам по Мегиддо (дворец наместника), Хацору, Гезеру; к этому же периоду относится медеплавильное сооружение в Ецион-Гавере. Проводились Р. рудников в Араве (юж. часть долины Иордана), в Тимне и Фeйнане. В Гезере, кр. того, был найден "календарь" с перечислением сельскохоз. работ, проводимых в течение года. На острые противоречия между севером и югом после раздела царства указывают и мощные укрепления Телль-эн-Насбе (Мицпа, Массифа). Здесь была найдена печать Иезании (2); в Мегиддо сохранилась печать со львом, принадлежавшая Шеме, чиновнику Иеровоама II, в Эйлате (Елаф) - печать Иофама (3), а в Лакише (библ. Лахис) - печать Годолии (4). Р. Лакиша позволили в деталях подтвердить сообщение о захвате города, записанное на ассир. стеле. Найденный при Р. кувшин емкостью 12 л с обозначением "царский бат" (-> Меры длины, площади, объема и веса, I,4б) указывает на роль города как регионального центра, осуществлявшего продовольственные поставки. Обстоят-ва вторжения Навуходоносора становятся очевидными из писем, обнаруж. в Лакише (-> Письмо).

При археол. Р. в Иудее пока не найдено ни одного города, к-рый после разрушения Иерусалима, в годы вавил. плена, был бы постоянно заселен жителями. Самыми ценными находками новозаветного периода стали -> рукописи Мертвого моря (1947-1956 гг.). После того как были случайно обнаружены первые свитки, ученые приступили к систематич. поиску древних рукописей. Кумранские рукописи, как и находки из других мест, относятся к периоду от 100 г. до Р.Х. до 132-135 гг. по Р.Х. Свиток, содержащий полный текст Книги пр. Исаии, датируемый I в. до Р.Х., на 1000 лет продлевает обозримую историю евр. текстов (до этого самые древние источники датировались прим. 900 г. по Р.Х.). Среди рукописей и фрагментов представлены все книги ВЗ, за искл. Книги Есфирь. По количеству списков наиболее полно представлены Пятикнижие Моисея, Книга пр. Исаии и Псалмы, что соответствует частоте их цитирования в НЗ. Изучение небибл. рукописей Кумрана и последних по времени обнаружения егип. папирусов также важно для понимания НЗ. Это исключает предположение о более позднем эллинистич. влиянии на образный язык Ев. от Иоанна и свидет-вует о возможности написания всех четырех Евангелий до 70 г. по Р.Х., а всех книг НЗ - к 85 г. по Р.Х. (Д.Дж. Уайзмен). Самый ранний, не вызывающий сомнений фрагмент рукописей НЗ (р 52), был, однако, обнаружен не в Палестине, а в Египте. Он содержал стихи Ин 18:31-33.37.38 и был написан ок. 115 г. по Р.Х. Еще один фрагмент (7Q 5) из пещеры, запечатанной не позднее 70 г., содержит, вероятно, отрывок из Ев. от Марка (Мк 6:52).

1. Ранний бронзовый век: а - Украшение в форме диска (?). b - Черепок сосуда с росписью (?). c - Сосуд для воскурений из Эт-Телля (Гай). d - Глиняный сосуд, возможно, использовавшийся в качестве барабана. е - Глиняный сосуд с носиком. f - Фигурный светильник. g - Наконечник стрелы (?).
2. Средний бронзовый век: а - Конские удила из Мегиддо. b - Бронзовый перстень с печаткой в форме скарабея из Мегиддо. с - Литая бронзовая фигурка хананейской богини из Нахрии. d - Фигурка обезьяны на глиняном кувшине из Нахрии.
3. Поздний бронзовый век: а - Рельеф с изображением львов из храма Мекаля в Бейт-Шеане (Беф-Сане). Звезда на плече льва, по-видимому, свидетельствует, что этот зверь из царского зверинца. b - Бронзовая фигурка божества из Мегиддо. с - Украшенное значками древнеханаанского письма золотое кольцо из Мегиддо (ок. 1350-1250 гг. до Р.Х.). d - Литой сосуд из Мегиддо. е - Хеттская секира из Бейт-Шеана (Беф-Сана). f - Золотая игла для скрепления одежды. g - Резьба по слоновой кости из Мегиддо.
4. Железный век I: а - Резьба по слоновой кости из Самарии. b - Печать на ручке кувшина: "Для царя" и "Хеврон". с - Сосуд с рельефным украшением в виде змей из Бейт-Шеана (Беф-Сана). d - Жертвенник курения из Мегиддо.
5. Железный век II: а - Печать Иезании из Телль-эн-Насбе. b - Одно из писем (III), обнаруженных в Лакише (Лахисе), обратная сторона. с - Украшенная завитками капитель из Рамат-Рахеля. d - Расписанный глиняный сосуд из Мегиддо (ок. 900 г. до Р.Х.).
6. Железный век III (персидский период): а - Серебряная чаша из Телль-эль-Фара (Шарухен). b - Черпак, ручка которого украшена женской фигуркой, из Телль-эль-Фара (Шарухен). с - Древнейшая еврейская монета, IV в. до Р.Х. d - Печать на кувшине: "Иуда". e Светильник.
7. Эллинистический период: а - Капитель колонны (?). b - Сосуд (?). с - Кувшин для вина, привезенный с острова Родос. d - Монета Иоанна Гиркана, 135-105 гг. до Р.Х. е - Светильник, на форме которого сказалось влияние греческой культуры. f - Гемма (?).
8. Римский период: а - Фрагмент рукописи из Кумрана. b - Один из глиняных сосудов, в которых хранились кумранские рукописи. с - Серебряный сикль (шекель) времен первого иудейского восстания. d - Светильник, типичный для времени правления Ирода. е - Оссуарий (ящик с прахом). f - Рельеф из синагоги в Капернауме. По аналогии с изображением в синагоге Дура-Европос здесь, возможно, изображено возвращение ковчега завета филистимлянами. g - Светильник. h - Греческая надпись (?). i - Серебряная тетрадрахма времен второго иудейского восстания.
9. Византийский период: а - Христианский светильник. b - Светильник. с - Иудейский светильник с семью рожками. d - Христианский рельеф (?). е - Мозаика из синагоги Бет-Альфы: ларец с Торой, семисвечники, завеса, фигуры львов.

Распорядитель пира
Текст Ин 2:8-10 не позволяет судить о том, был ли Р.П. слугой, осуществлявшим надзор за кухней, кладовой и обслуживанием, или другом жениха, к-рый принимал на себя задачу распоряжаться пиром (Сир 32:1-3). -> Трапеза (II).

Распутство
-> Блуд.

Распутье,
место, где расходятся пути. Р. считалось местом особенно благоприятным для волшебства и предсказаний будущего (Иез 21:21).

Расселина
-> Ущелье, расселина.

Рассеяние
I. Слово "Р." [греч. диаспора (Ин 7:35)], обозначает расселение -> иудеев за пределами Ханаана, обетов. и даров. им Господом земли. Библия рассматривает Р. как суд Божий (Втор 4:27; Иез 36:19; Зах 7:14). Благодаря Р. другие народы узнали о Боге Израиля и об иуд. Законе (Деян 15:21), однако Иисус критически относился к миссионерскому рвению иудеев диаспоры (-> Прозелиты) (Мф 23:15). Только проповедь Евангелия действительно принесла спасение "богобоязненным" из язычников (Деян 10:1-6; Деян 13:43; Деян 14:1; Деян 16:14; Деян 17:4).
II: 1) первые компактные поселения иудеев за пределами Палестины относятся к весьма раннему времени. В IX в. до Р.Х. в сир. столице Дамаске существовала иуд. колония, к-рой был отведен особый квартал. Вероятно, в VII в. до Р.Х. подобные поселения существовали и в Египте. Но возникновение основной диаспоры относится ко времени насильств. выселения иудеев из Палестины после падения Северного, Израильского (733-732 гг. и 722 г. до Р.Х.), и Южного, Иудейского, царств (586 г. до Р.Х.; -> Плен). Переселенцы в большинстве своем, видимо, прижились на выдел. им землях; на родину вернулось меньшинство. Самым крупным местом расселения евреев стала Месопотамия (-> Масоретский текст -> Мишна -> Таргум). Вторым центром евр. диаспоры несколько позднее стал Египет, в частн. Александрия;
2) второй важный период расширения диаспоры - это эпоха эллинизма (I
V-II вв. до Р.Х.). Распространение диаспоры в это время было обусловлено гл.обр. двумя причинами: а) во-первых, торговля евр. рабами, к-рые в результате постоянных войн из-за Палестины между Сирией и Египтом тысячами поступали на невольничьи рынки. Поскольку евреи оказывались умными, надежными и умелыми работниками, то многим из них быстро удавалось выкупить себя из рабства: свободные евреи образовывали в городах общины, чтобы совместно совершать богослужения. Общины формировались вокруг -> синагог или молитв. домов (Деян 16:13). Там, где такие общины уже существовали, их члены приходили на помощь вновь прибывшим рабам-иудеям, выкупая их; т.о. общины постоянно расширялись; б) вторая причина - воен. служба иудеев в войсках иноземных властителей. Иудеи пользовались славой храбрых воинов и надежных подчин.; кр. того, было известно их усердие при распашке необработ. земель. Евреи образовывали воен. и земледельческие поселения, больше всего их было в зап. части Египта, на границе с Иудеей.

Евреи несли службу по защите границы. Особую известность в этом отношении получила евр. колония Элефантины, где был выстроен иуд. храм. В силу своей надежности, члены колонии привлекались и к службе в речном надзоре на Ниле, и на таможне, где взимали пошлины. Средоточием евр. жизни в Египте была Александрия, где евреи во времена земной жизни Иисуса населяли два из пяти городских районов и их численность составляла 100 тыс. человек. Здесь была создана -> Септуагинта (LXX). Евреев этой эпохи, проявлявших выдающиеся ратные способности и служивших в армиях многих гос-в, можно сравнить со швейцарскими воинами средневековья. Какой оценки заслуживали израильтяне, видно из письма сир. царя Антиоха III Великого (222-187 гг. до Р.Х.) его сатрапу в Лидии. В письме говорится: "Я решил переселить 2 тысячи еврейских семей из Месопотамии и Вавилонии, чтобы разместить их в важнейших местах и гарнизонах ... ибо мои предки испытали их верность и надежность как подчиненных". Позже сир. царь Деметрий I (162-150 гг. до Р.Х.) просил у Маккавея Ионафана 30 тыс. человек для своей армии;

3) для след. отрезка жизни иуд. диаспоры определяющее значение имело покорение римлянами стран восточного Средиземноморья. После завоевания Палестины (63 г. до Р.Х.) Помпей привел в Pим большое число плен. иудеев. Использование воин. доблести иудеев к этому времени отступило на второй план, хотя, напр., Антипатр, отец Ирода Великого, со своими войсками, в к-рых были только израильтяне, пришел на помощь Цезарю в Египте, когда тот оказался в трудном положении, за что снискал благодарность. Имп. Август после своей победы под Акциумом (31 г. до Р.Х.) подтвердил предоставл. иудеям привилегии - их собрания были единств. разреш. богослужением, независимым от языч. гос. религии. Живший в то время греч. географ Страбон писал о евреях: "Они получили доступ во все государства; нелегко найти во всем мире хотя бы одну область, где этот народ не был бы принят и не занял ведущего положения" (ср. Деян 2:9-11). Евр поселения появились на юж. берегу Черного моря (Деян 18:2) и даже в Крыму - от тех времен сохранились евр. надписи, вып., правда, на греч. языке;

4) разрушение Иерусалима рим. имп. Титом в 70 г. по Р.Х. привело к утрате евреями собств. государственности. Человеческие потери были чудовищными: по данным Иосифа Флавия, евреи оплакивали свыше миллиона своих погибших собратьев, в то же время 97 тыс. евреев были проданы в рабство, в результате чего в конечном итоге иуд. общины в диаспоре вновь увеличились. Но в Палестине все еще проживало довольно много евреев, что позволило им предпринять новую попытку освободиться от рим. господства, выразившуюся во втором иуд. восстании под предводит-вом Бар-Кохбы (132-135 гг. по Р.Х.). После кровавого подавления этого восстания имп. Адриан запретил евреям ступать на тер. Иерусалима; большая часть населения страны была продана в рабство. Но несмотря ни на что, до VI и VII вв. евреи в Палестине доказывали свою жизн. силу. Религ. центры иудеев располагались на севере страны - в Галилее и Тивериаде. В эти столетия раввины письменно изложили -> Мишну и -> Талмуд и установили канонич. текст ВЗ (-> Масоретский текст). Связи с диаспорой поддерживались постоянно, многие евреи мечтали быть погреб. в земле обетованной. Свидет-вом этому является город захоронений в Бет-Шеариме, в 14 км зап. Назарета. Но в эпоху средневековья, во времена крестовых походов, иудеи окончат. утратили свою родину в Палестине, и практич. весь народ стал жить в Р.

III. Только после основания гос-ва Израиль в 1948 г. иудеи вновь обрели свою историч. родину, к-рая, однако, до сих пор приняла лишь малую часть евр. народа. В этом проявляется исполнение ветхозаветных обетований о том, что Господь вновь соберет Свой народ (Иер 31:10; Иез 37), но об окончании Р. говорить пока рано. -> Израиль (IV) -> Иудеи, иудаизм (V).

Расслабленный
-> Болезнь.

Растение (Ионы)
Евр слово кикайон (Ион 4:6-10), вероятно, обозначает клещевину обыкнов. (Ricinus communis), быстро раcтущее Р. из семейства молочайных (Euphorbiaceae), к-рое встречается в тропич. Африке в виде дерева (до 13 м высотой), а в Средиземноморье чаще всего в виде кустарника, как дикорастущего, так и культивированного. Листья клещевины могут достигать ширины до 1 м, по форме они напоминают листья конского каштана. Из плодов клещевины, покрытых шипами и имеющих форму коробочек, получают масло.

Растения, насаждения, насаждать
I. О растениях, упоминаемых в Библии, см. соотв. статьи.
II: 1) в метафорич. значении слово "растение" часто обозначает человека (Пс 143:12; Ис 61:3; ср. Пс 91:13-16; -> Дерево, VI), а также созданные им учреждения, обычаи и учения (Ис 17:10; Мф 15:13), к-рые искоренятся, т.е. падут под Божьим судом, поскольку они не от Бога;
2) понятия "насаждать", "укоренять" часто служат образом благословляющих, дарующих, поддерживающих покой и процветание деяний Бога ради Его народа и народов вообще (Исх 15:17; 2 Цар 7:10; Пс 79:9.16; Иер 2:21; Иер 11:17; Иер 24:6; Иер 31:28; Иер 32:41; Иез 19:10; Иез 36:36; Мк 12:1; Лк 13:6; ср. "насаждение" в Иез 34:29; -> Возделывать); кр. того, понятие "насаждать" может характеризовать служение пророка (Иер 1:10), а в Церкви - служение апостолов и учителей (1 Кор 3:6-9; Иак 1:21).

Рафа
(кр. ф-ма от "Он (т.е. Бог) исцелил"), сын Вениамина, упоминается только в 1 Пар 8:2.

Рафаил
-> Ангел (IV).

Рафу
("исцеленный"), вениамитянин, отец Фалтия, одного из двенадцати разведчиков, посланных Моисеем в Ханаан (Числ 13:10).

Рахава
-> Раав.

Рахам
("Он (Бог) смилостивился"), сын Шемы, потомок Иуды (1 Пар 2:44).

Рахиль
[евр. Рахел, "овца, имеющая ягнят"], младшая дочь Лавана и любимая жена Иакова, за к-рую он работал у Лавана 14 лет. Р. была "красива станом и красива лицом" (Быт 29:17). У нее долго не было детей, и тоска по материнству заставила ее высказать слова упрека в адрес Иакова, что было несправедливо (Быт 30:1). После нескольких лет ожидания Р. родила Иосифа (Быт 30:22-24), а затем - Вениамина, но при родах умерла. Она была погребена на пути к -> Ефрафе (1), недалеко от Вифлеема. О склонности Р. к идолослужению (-> Идол, идолослужение) и ее хитрости сообщается в Быт 31:19.30-35, но ее слова в Быт 30:6.23 показывают, что она исповедовала Господа. В Иер 31:15-17 Р. упоминается как прародительница народа Израиля.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ---