Меню

Библейская Энциклопедия -- С --



Сава
-> Шева.

Савадия
[евр. Недавья, "Господь показал себя щедрым"], сын царя Иехонии (1 Пар 3:18).

Саваоф
-> Имена Бога (IV,3).

Савей
-> Шева (1).

Савейцы
-> Сева, савейцы.

Савл
-> Саул (2).

Савта,
сын Хуша (Быт 10:7; 1 Пар 1:9). Ученые предполагают, что существует связь между именем Савта и названием древнего южноарав. торг. города Сабота, столицы Хадрамаута.

Савтеха,
сын Хуша (Быт 10:7; 1 Пар 1:9). Ученые предполагают, что существует связь между именем Савтеха и Самидаке - названием города и реки на вост. берегу Персидского залива. По другим предположениям, это - название местности в Южной Аравии.

Сад
I: 1) С. - это, как видно из Быт 2:8 (сад Едем; -> Рай), прежде всего огорож. участок земли с наиб. благоприятными условиями для жизни растений и животных (см. Быт 2:10; Числ 24:6; Ис 58:11). В С. кроны деревьев служили людям кровлей, а плоды - пищей (Быт 2:16; Иер 29:5; Ам 4:9; Лк 13:19). Забота о возделывании С. и уход за ним - таким было поручение, к-рое Бог дал первым людям после их сотворения. Поэтому С. - это олицетворение упорядоч. творения в противоположность первобытному хаосу, царившему на земле прежде (Быт 1:2);
2) С., упоминаемые в Библии, - исключит. плодовые (4 Цар 25:4; Есф 1:5; Песн 4:12; Ин 18:1; Ин 19:41 и т.д.); об огородах ("овощных садах") говорится отдельно (Втор 11:10; 3 Цар 21:2);
3) в густых тенистых садах устраивали трапезы (Есф 1:5) и погребения (4 Цар 21:18; Ин 19:41). Находившиеся в уединенных местах источники и колодцы были излюбленным местом для купания. В С. Иисус уединился со Своими учениками для совершения последней молитвы (Ин 18:1). Но в то же время С. в Израиле были и местом идолослужения (Ис 1:29).
II. Благодаря обилию воды и пышной растительности С. часто служили символом плодородия и плодовитости. Так, в Быт 13:10 Содом и Гоморра сравниваются с С. Господним; в Ис 58:11 и Иер 31:12 особо одаренные Богом люди сравниваются с С., "наполненным водою"; в Иез 31:8 народы уподобляются деревьям, а земля - Божьему С.

Саддукеи
Иуд религ. партия, возникновение к-рой, вероятно, относится к перс. или эллинистич. временам. Свое название она получила по имени некоего Цадока (Садока). Он, очевидно, был первосвященником во времена Давида и Соломона, и с того времени должность первосвященника передавалась в его роду по наследству (2 Цар 8:17; 3 Цар 1:8; 3 Цар 2:35; ср. Иез 40:46; Иез 43:19; Иез 44:15; Иез 48:11). С. были весьма политизированы и находились под значительно сильным эллинистич. влиянием. С. являлись противниками -> фарисеев (Деян 23:6). Во время правления -> Маккавеев С. были мало заметны, но впоследствии, благодаря расположению к ним Иоанна Гиркана, Александра Янная и Аристобула II, активизировались. Во времена НЗ их влияние на народ было незначит., но саддукейские священники образовывали преданную первосвященнику фракцию в -> синедрионе (Деян 5:17) и т.о. участвовали в политич. руководстве страной, выражая интересы аристократии. Ко времени обществ. выступления Иисуса их политика по отношению к римлянам в целом была дружеств. В борьбе против Иисуса С. и фарисеи выступали единым фронтом (Мф 16:1.6.11), но руководствовались различн. мотивами: фарисеи ненавидели Иисуса за Его учение и Его дела, а С., вероятно, считали, что устранение Иисуса необходимо, скорее, по политич. соображениям. С. и фарисеи единодушно признавали Пятикнижие Моисея, однако С. отвергали устное "Предание отцов" (Галаху), т.е. выработ. фарисеями предписания по соблюдению Закона, и не слишком высоко ценили книги пророков. Однако по отдельным вопросам Закона они высказывали еще более строгие суждения, чем их противники фарисеи. Будучи рационалистами, они не признавали воскресения мертвых (Мф 22:23; Мк 12:18; Лк 20:27; Деян 4:1; Деян 23:8) и жизнь после смерти (см. Лк 16:27). Иосиф Флавий, бывший противником С., называл их фаталистами. Во многих источниках, сообщающих о С. (труды Иосифа Флавия, раввинистич. лит-ра, НЗ), отчетливо проявляются антисаддукейские тенденции.

Садок
[евр. Цадок, кр. ф-ма от "Он (Бог) показал Себя праведным"]:
1) сын Ахитува (2 Цар 8:17) из рода Елеазара, сына Аарона (1 Пар 24:3). Он участвовал в событиях в Хевроне при воцарении Давида над Израилем (1 Пар 12:28). С. и -> Авиафар были -> первосвященниками во времена Давида (2 Цар 20:25), причем С. отправлял богослужение "пред жилищем Господа, что на высоте в Гаваоне" (1 Пар 16:39). Афиафар и С. приняли сторону Давида во время его бегства от Авессалома. Однако, по просьбе царя, они вместе с ковчегом завета возвратились в Иерусалим (2 Цар 15:24-29; 2 Цар 19:12). Но когда впоследствии Авиафар во время заговора Адонии перешел на его сторону, С. остался на стороне Соломона и по приказу Давида помазал его на царство (3 Цар 1:7.32-45). Позднее Соломон сослал Авиафара в Анафоф, в результате чего пост первосвященника вновь и окончат. перешел к потомкам Елеазара в лице С. (3 Цар 2:26; ср. Иез 44:15);
2) в роде первосвященников встречается еще один С., сын другого Ахитува, отец Шаллума (Езд 7:2). Однако согл. 1 Пар 9:11; Неем 11:11, Ахитув был его дедом, а имя его отца было Мераиоф;
3) отец Иеруши, матери царя Иоафама (4 Цар 15:33);
4) сын Бааны, принимавший участие в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:4). Возм., это тот же С., что и С., подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:22);
5) священник, сын Иммера (Неем 3:29). Он также участвовал в восстановлении Иерусалимской стены;
6) книжник, к-рого Неемия приставил к кладовым (Неем 13:13).

Сайгак
-> Олень.

Сала
[евр. Шелах, возм., "копье для метания"], сын Арфаксада, предок Иисуса Христа (Быт 10:24; Быт 11:12-15; 1 Пар 1:18; Лк 3:35).

Салаиль
[евр. Шилхи, значение имени то же, что и -> Сал], отец Азувы, матери царя Иосафата (3 Цар 22:42; 2 Пар 20:31).

Саламандра
-> Ящерица.

Саламин,
город на вост. побережье Кипра, прим. в 5 км сев.-зап. Фамагусты. Здесь Павел проповедовал Евангелие во время своего первого миссионерского путешествия (Деян 13:5).

Салафиил
[евр. Шеалтиэл, "я просил Бога"], отец Зоровавеля (Езд 3:2.8; Неем 12:1; Агг 1:1.12.14; Агг 2:2.23). В Мф 1:12 отцом С. назван Иехония, в 1 Пар 3:17 "Иехония, пленник" (возможен, однако, и вариант, принятый в Синод. пер., где слово асир = "узник", "пленник" понято как собств. имя сына Иехонии). В Лк 3:27 Зоровавель также упомянут как сын С., но отцом С. назван Нирий, сын Мелхия, потомок Нафана, сына Давида (Лк 3:31). Согл. 1 Пар 3:19, Зоровавель был сыном Федаии, брата С. Но тогда С. приходился бы Зоровавелю не отцом, а дядей. Это затруднение исследователи пытались объяснить след. образом (предложение Кайля и др.): сын Иехонии Седекия умер бездетным, его брат Асир (см. выше) оставил только дочь, к-рая имела право на наследование и вышла замуж за человека из цар. рода колена Иуды, а именно за Нирия, потомка Нафана. От этого брака родились С., Малкирам, Федаия, Шенацар, Иезекия, Гошама и Савадия, к-рые, т.о., были правнуками Иехонии. С., старший сын, стал наследником деда по материнской линии, Асира, и по закону считался его сыном. Поэтому в 1 Пар 3:17 С. мог быть назван потомком Иехонии, а в Лк 3:27 - сыном Нирия. С. также умер бездетным, и его брат Федаия "восставил имя брата" (Втор 25:5), женившись на вдове С. Первый сын от этого брака считался по закону сыном С. Однако против первой части такого объяснения могут быть выдвинуты два возражения. Во первых, четыре поколения - Асир, Нирий, С. и Зоровавель - вряд ли можно поместить в отрезок времени в 60 лет - с 597 г. до Р.Х. (пленение Иехонии) до 538 г. до Р.Х. (назначение Зоровавеля). С др. стороны, вавил. клинописные тексты, относящиеся к 592 г. до Р.Х., упоминают -> Иехонию и пятерых его сыновей (к сожалению, не называя их имен). Тем не менее представляется, что в 1 Пар 3:17 все же подразумеваются сыновья "Иехонии, плененного". Но тогда между Иехонией и С. уже не остается места для Нирия. Убедит. объяснение, к-рое согласовывалось бы со всеми библ. данными, до сих пор не найдено.

Салим:
1) [Евр. Шалем, "невредимый", "целый", "мирный"], -> Иерусалим;
2) -> Енон.

Саллай
(возм., от араб. "быстро выплатить (деньги)", "возместить"):
1) вениамитянин, к-рый после возвращения из вавил. плена жил в Иерусалиме (Неем 11:8);
2) глава рода священников во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:20).

Саллу,
-> Саллай:
1) один из главных священников, вернувшихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:7);
2) вениамитянин, сын Мешуллама, живший после возвращения из вавил. плена в Иерусалиме (1 Пар 9:7; Неем 11:7).

Саллум
-> Шаллум (Саллум, Селлум).

Салма (Салмон)
(возм., "искра", это же слово имеет значение "покров", "оболочка"):
1) сын Халева, потомки к-рого населяли Вифлеем и Нетофу (1 Пар 2:51.54);
2) отец Вооза, предок Иисуса Христа (Руф 4:18-21; Мф 1:4; Лк 3:32).

Салмай,
нефиней, потомки к-рого вернулись из вавил. плена с Зоровавелем (Неем 7:48). В Езд 2:46 он назван Шамлаем.

Салман:
1) [евр. Шалман], упоминается в Ос 10:14 как разрушитель -> Бет-Арбела. Ни местоположение этого города, ни личность завоевателя не установлены. Если С. - это сокращ. вариант имени ассир. царя Саламанасара, то речь может идти либо о походе -> Салманасара III в 841 г. до Р.Х., либо о первом походе Салманасара V против израил. царя Осии (4 Цар 17:3). В то же время в надписи Тиглатпаласара III упоминается некий моавит. царь Саламану; если он тождествен С., то можно предположить, что Бет-Арбел был расположен на вост. берегу Иордана;
2) [евр. Цалмунна], мадиамский царь, к-рого победил и убил Гедеон (Суд 8:4-21; Пс 82:12).

Салманассар
(в совр. лит-ре - Салманасар), [ассир. Шульману-ашаред, "(Бог) Шульману - первый (т.е. наивысший)"]. Имя ряда ассир. царей, из к-рых к истории Израиля имели отношение прежде всего Салманасар III и Салманасар V:
1) Салманасар III был сыном и наследником ассир. царя Ашшур-нацирапала II и правил в 858-824 гг. до Р.Х. В Библии он не упоминается, но его воен. походы на запад имели решающее значение для истории Израиля. Уже в 858 г. до Р.Х. он, разгромив хеттов, вышел к Средиземному морю. Угроза ассир. владычества вынудила сир.-палест. царства оказать совместное сопротивление захватчикам. В 853 г. до Р.Х. Салманасар III при Каркаре вступил в сражение с войсками союзников, в рядах к-рых вместе с Ададири (царем Дамаска -> Венададом) сражался и израил. царь -> Ахав. Ассир. источник говорит о двенадцати царях, к-рых разбил Салманасар III. Но поскольку эта победа не имела последствий, то можно предположить, что исход битвы, скорее всего, остался неопредел. Последующие походы Салманасара III были направлены против коалиции сир. гос-в (849, 848 и 845 гг. до Р.Х.) и не затрагивали Израиль непосредственно. Когда в 841 г. до Р.Х. Салманасар III вновь предпринял поход на запад, в Дамаске уже пришел к власти -> Азаил, а в Израиле - Ииуй. Азаил оказал ассирийцам сопротивление, а Ииуй, наряду с правителями Тира и Сидона, покорился и платил дань;
2) поход против Дамаска, предпринятый Салманасаром IV (781-772 гг. до Р.Х.) в 773 г. до Р.Х., способствовал тому, что Иеровоам II смог покорить Емаф (Хамат) и Дамаск (см. 4 Цар 14:25.28);
3) имя Салманасара V (727-722 гг. до Р.Х.), преемника Тиглатпаласара III, связано с падением Израильского царства. Израил. царь -> Осия покорился Салманасару V, вероятно, вскоре после его воцарения (4 Цар 17:3). Согл. ассир. источникам, последние три года правления Салманасара V ознаменованы воен. походами, но страна, против к-рой они были предприняты, не названа. Можно, однако, предположить, что речь идет о трехлетней осаде Самарии (см. 4 Цар 17:4-6; 4 Цар 18:9-12), к-рую ассир. царь начал в 724 г. до Р.Х., после того как Осия стал искать союза с Египтом. Город пал в 722 г. до Р.Х., как минимум за девять месяцев до смерти Салманасара V. Правда, в более поздних надписях его преемник Саргон II приписывает эту победу себе.

Салмона
("темная"), место между горой Ор и Пуноном, где израильтяне располагались станом во время странствования по пустыне (Числ 33:41). Ученые предполагают, что С. была расположена на месте совр. Бир-Мадкура, в 12 км сев.-зап. Петры, где в период набатейского и рим. господства находился важный укрепл. пункт, из к-рого можно было контролировать дорогу через равнину Арава.

Салмоне,
вероятно, сев.-вост. побережье о-ва Крит (Деян 27:7), совр. мыс Сидерон.

Саломиф
-> Шеломиф (1).

Саломия
(от евр. "процветание", "покой"):
1) жена Зеведея и мать Иакова и Иоанна (см. Мф 27:56; ср. Мк 15:40). С. попросила Иисуса о почетных местах для своих сыновей в грядущем Царстве Божьем (Мф 20:20). Вместе с другими женщинами она стояла у креста Иисуса, а в день воскресения Господа пошла вместе с ними к Его гробнице, чтобы умастить Его тело (Мк 16:1);
2) дочь -> Иродиады от ее первого брака с Иродом Филиппом. С. танцевала перед -> Иродом Антипой и, пользуясь его расположением, по наущению матери добилась казни Иоанна Крестителя (Мф 14:3-11; Мк 6:17-28). В библ. рассказе ее имя не упоминается. Впоследствии С. состояла в браке с -> Филиппом (2), однако детей у них не было; после смерти Филиппа она вышла замуж за своего двоюродного брата Аристобула, сына царя Ирода из Халкиды, от к-рого у нее было трое сыновей.

Салпаад
[евр. Целофхад], сын Хефера из рода Галаада в колене Манассии. У С. было только пять дочерей и ни одного сына (Числ 26:33). Это послужило поводом к установлению закона, согл. к-рому наследство после смерти отца, не имеющего сыновей, переходило к дочерям (Числ 27:1-11). Позднее появилось дополнение к этому закону: в подобных случаях дочери-наследницы могли выходить замуж только за мужчин из своего колена, чтобы их земельный надел не мог отойти другому колену (Числ 36:1-12). При распределении земли дочери С. получили свой надел в уделе Манассии, на вост. берегу Иордана (Ис Нав 17:3-6).

Салу
(возм., "скоро возвращенный", "возмещенный"), израильтянин из колена Симеона, отец Зимри (Числ 25:14).

Салха,
город во владениях Ога, царя Васана (Втор 3:10; Ис Нав 12:5), на границе этой страны (Ис Нав 13:11; 1 Пар 5:11). С. находилась в юж. части гор Аврана. Это совр. Салхад, в 105 км сев.-вост. Аммана (библ. Раввы).

Самай
-> Шамма (3).

Самария
[греч. ф-ма евр. слова Шомром, "сторожевая крепость"].
I. ГОРОД
1) столица израил. Северного царства, находилась прим. в 12 км сев.-зап. Сихема. Основана -> Амврием около 880 г. до Р.Х. на горе, купл. им у Семира (3 Цар 16:24). В ходе -> раскопок (I; IV,4) был обнаружен культурный слой, относящийся к бронзовому веку; след., уже в то время на этом месте существовало поселение, возм., это был Шамир, где жил судья Фола (Суд 10:1);
2) С. стояла "на вершине тучной долины" (Ис 28:1.4). Она представляла собой хорошо укрепл. крепость (3 Цар 20:1; 4 Цар 6:24; Ам 6:1) и имела удобно располож. подъездные пути с севера, запада и юга (через Сихем). Город располагался вост. крепостного холма, на к-ром Амврий построил дворец, обнеся его простой однорядной стеной. Пруд в сев. части крепости (ср. 3 Цар 22:38), вероятно, также относится к временам Амврия. Царь Ахав построил на вершине горы широкую стену с казематами; небольшая пристройка с зап. стороны, вероятно, относится ко временам Иеровоама II. В складских постройках зап. дворца были обнаружены покрытые письменами керамич. черепки (остраки) с записями о поставках масла и вина, к-рые, видимо, предназначались для двора: "В 10 году. Для Самарии. Из Беэр-Ям (возм., совр. Эль-Бира, в 12 км сев. Бет-Шеана).
Кувшинов старого (вина)
Рага, сын Елисея 2
Усса, сын Кбш 1
Элива (?) 1
Баала, сын Елисея 1
Иедай 1".
Эти черепки, вероятно, относятся ко времени Иеровоама II. В сев. части С., рядом с прудом, было найдено множество резных пластинок из слоновой кости, к-рыми, очевидно, украшали предметы обстановки; вероятно, здесь стоял принадлежавший Ахаву дом из слоновой кости (3 Цар 22:39; ср. Ам 3:15; Ам 6:4). Руин капища Ваала (3 Цар 16:32), сооруж. Ахавом, обнаружено не было - вероятно, вследствие его полного разрушения Ииуем (4 Цар 10:25-27). Не удалось пока обнаружить и цар. захоронения (3 Цар 16:28; 3 Цар 22:37; 4 Цар 13:9; -> Гробница, I). Во времена Ахава крепость и город занимали площадь прим. в 7,5 га. У сирийцев в С. были торг. ряды и базары (3 Цар 20:34), что свидетельствует о большом значении С. как торг. города. В 3 Цар 22:26 упомянут "градоначальник".
3) как и предсказывали пророки (Ис 28:1-4; Ам 6), С., павшая в 722 г. до Р.Х. после трехлетней осады, оказалась под властью ассирийцев (-> Салманасар (3) -> Саргон). Город был разрушен, его жители уведены в -> плен (III,2), а их место заняли иноземные переселенцы (4 Цар 17:24; Езд 4:9.10). В 720 г. до Р.Х. С. приняла участие в восстании против ассир. царя Саргона II, но и в дальнейшем она, оставаясь главным городом провинции и резиденцией наместника, находилась под властью ассирийцев, а позднее - вавилонян и персов. Во времена Неемии наместником С. был Санаваллат (Неем 2:19), впоследствии, очевидно, его сыновья помогали ему в управлении С. (об этом свидет-вует текст на папирусе из Элефантины, датиров. прим. 407 г. до Р.Х.);
4) Александр Македонский превратил С. в македонскую колонию. В эллинистич. эпоху город пережил многочисл. разрушения, но затем был заново застроен и расширен. Имп. -> Август подарил С. Ироду Великому. Ирод обнес город новой стеной, к-рая теперь окружала площадь в 80 га, возвел на крепостной площади храм Августа и переименовал С. в Себастию [греч. Себастос - титул рим. императора]. Этот эллинистич. город украшали колоннады, он имел ярмарочную площадь, торговые ряды, театр, языч. храмы и (предположит.) гимнасий с беговой дорожкой. С. не упоминается в НЗ, тем не менее, возм., именно здесь Филипп противостоял Симону-волхву (Деян 8:5).
II. ОБЛАСТЬ
1) ландшафт С. представляет собой холмистую местность (Иер 31:5), примыкающую на севере к -> Ефремовой горе и простирающуюся до Изреельской равнины;
2) в ВЗ С. часто называется все Северное царство - Израиль, (за искл., возможно, Галилеи и вост. берега Иордана; 3 Цар 13:32; 4 Цар 17:24; 4 Цар 18:34; 4 Цар 23:19; Ос 7:1; Ос 8:5.6);
3) в НЗ С. - это область -> самарян (Лк 17:11; Деян 15:3), к-рая вместе с Иудеей, а впоследствии и с Галилеей (Деян 9:31), образовала рим. провинцию Палестину (-> Архелай. Вост. граница Самарии проходила по Иордану, сев., согл. Иосифу Флавию, - у деревни Гинея (Ен-Ганним), зап., согласно Талмуду, - у Антипатриды. На юге пограничным с Иудеей городом была Левона; расстояние отсюда до колодца Иакова составляло половину дневного пути (Ин 4:3-6).

Самаряне
в НЗ - это народ, возникший в результате этнич. смешения евреев, населявших Северное, т.е. Израильское, царство, с переселенцами из разных областей ассир. империи (4 Цар 17:24; Езд 4:9.10), к-рые заселили города Самарии, после того как израильтяне были уведены в плен. По приказу ассир. царя один из плененных священников был возвращен в Самарию, чтобы учить языч. переселенцев бояться и почитать Господа (4 Цар 17:27), при этом от них не требовали отказаться от их прежних богов. Реформа -> Иосии, затронувшая и область прежнего Северного царства, не имела здесь длит. действия. После возвращения евреев из вавил. плена С. выразили желание участвовать в восстановлении Иерусалимского храма, но евреи отказали им в этом (Езд 4:2), вероятно, из-за того, что С. поклонялись идолам и не были чистокровными израильтянами. С этого времени между иудеями и С. началась вражда. С. построили себе храм на горе Гаризим. Когда это произошло, неизвестно; этот храм был разрушен Иоанном Гирканом (-> Маккавеи) после смерти Антиоха VII (128 г. до Р.Х.) и с тех пор не восстанавливался. Поскольку С. признавали Пятикнижие Моисея как Свящ. Писание, то в этом храме они, вероятно, поклонялись Господу. Главный спор между евреями и С. во времена Иисуса возник в связи с вопросом о месте, где следовало поклоняться Господу - в Иерусалиме или на горе Гаризим (Ин 4:20; ср. Лк 9:25), иначе говоря, признавать ли за Иерусалимским храмом право быть единств. святилищем Господа. При всех противоречиях с офиц. иудаизмом С. нередко показывали себя более открытыми для Иисуса и Его вести (Лк 17:15.16; Ин 4), чем жители других областей; именно среди С. появились первые христиане-неевреи (Деян 8:5-25; Деян 9:31). Милосердный самарянин в притче Иисуса (Лк 10:33-35) смог исполнить заповедь любви (Лев 19:18), т.к. не был, подобно иуд. священнику или левиту, скован заповедями о культовой чистоте (Лев 21:1) и предписаниями об их исполнении. Сегодня в Наблусе, близ древнего Сихема, проживают несколько сотен С., зарабатывающих на жизнь мелкой торговлей и ремеслами. Они ежегодно празднуют на горе Гаризим Пасху и другие предписанные в Лев 23:1 праздники. Самарянское -> Пятикнижие Моисея имеет совсем немного существ. расхождений с Масоретским текстом; так, напр., во Втор 27:4 название "Гевал" заменено на "Гаризим". В остальных же прим. 6 тыс. случаях отклонения от текста незначит., многие из них согласуются с Септуагинтой. Т.о., оба варианта восходят к одинаковым или родств. первоисточникам. С. утверждают, что располагают рукописью Пятикнижия "от 13 года господства сынов Израилевых над землей Ханаана" (т.е. от 13-го года после завоевания), тем не менее можно констатировать лишь то, что текст самарянского Пятикнижия Моисея, видимо, был окончат. установлен прим. в 400 г. до Р.Х., до окончат. разрыва между евреями и С. В этой связи исследователи указывают на текст Неем 13:28: упомянутый здесь зять Санаваллата, будучи изгн. из Иерусалима, мог взять с собой одну из рукописей Пятикнижия.

Самгар-Нево
[возм., от аккад. Сумгир-Набу, "смилуйся, (бог) Набу"], один из князей вавил. царя, вошедших в Иерусалим после его взятия войсками Навуходоносора (Иер 39:3).

Самегар
[евр. Шамгар], сын Анафа, судья, побивший воловьим рожном 600 филистимлян (Суд 3:31; Суд 5:6).

Самей
-> Шемаия (6).

Самла
(возм., "укрытие", "защита"), царь Эдома, уроженец Масреки (Быт 36:36; 1 Пар 1:47).

Самма
-> Шамма (3).

Саммуа (Самус, Шаммуй)
[евр. Шаммуа, кр. ф-ма от Шемайя]:
1) сын Закхура, представитель колена Рувима среди двенадцати израил. лазутчиков, посл. в Ханаан Иисусом Навином (Числ 13:5);
2) сын Давида и Вирсавии (2 Цар 5:14; 1 Пар 3:5);
3) левит, потомок Идифуна (Неем 11:17);
4) глава священников из дома Вилги во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:18).

Самос,
остров в Эгейском море, располож. у побережья Малой Азии, недалеко от Эфеса. Павел побывал на нем во время своего третьего миссионерского путешествия (Деян 20:15).

Самофракия,
остров в сев.-вост. части Эгейского моря, прим. на середине морского пути из Троады в Неаполь (в Македонии) (Деян 16:11). Гора выс. 1754 м, возвышающаяся над островом, служила ориентиром для моряков.

Самсон
[евр. Шимшон, "солнечный"], израильтянин из колена Дана, сын Маноя, жившего в Цоре (Суд 13:2). Он родился в конце эпохи судей, когда Господь отдал израильтян за их грехи в руки филистимлян. Рождение С. было возвещено его матери, до того момента бесплодной, ангелом Божьим. Ее сыну предстояло стать -> назореем Божьим "от чрева матери", и он должен был "начать спасать Израиль от руки филистимлян" (Суд 13:5). Когда С. вырос, Дух Господень стал действовать в нем (Суд 13:25). Женитьба на филистимлянке из Фимнафы - по намерению Бога - дала Самсону повод для борьбы с филистимлянами (Суд 14:4). С. являл необыкновенную силу. Он разорвал молодого льва, как козленка (Суд 14:5). Но вместе с тем у него была одна слабость: любовь к женщинам. (Например, жена С. притворным плачем выманила у него ответ на загадку, к-рую он дал филистимлянам на свадебном пире; Суд 14:10-18.) Эта слабость в конечном итоге привела С. к гибели, несмотря на великие дела, совершенные им (ср. Суд 14:19 - Суд 16:3). Он полюбил филистимлянку Далилу и открыл ей тайну своей силы, заключавшейся в обете назорейства (Суд 16:4-22). Чтобы беспрепятственно предаваться своей страсти, он выдал филистимлянам свящ. тайну своего посвящения Господу. Поэтому вместе с утратой волос, знака своего назорейского посвящения, С. потерял и свою силу: от него отступил Господь. И только после того как он, уже будучи ослепленным узником, обратился к Богу, сила вернулась к нему. Когда филистимляне собрались, чтобы принести жертву своему богу Дагону за то, что тот предал в их руки С., тот обрушил на филистимлян их храм, сдвинув два столба, на к-рых держалась крыша. Своей смертью С. убил больше врагов, чем при жизни. С. был погребен в гробнице своего отца Маноя между Цорой и Естаолом (Суд 16:23-31). В Евр 11:32 он назван среди пророков Божьих.

Самуил
[евр. Шемуэл, вероятно, это слово образовано в результате стяжения гласных в словах шемуа-эл, "услышанный Богом", 1 Цар 1:20]:
1) сын -> Елканы (4) и Анны, левит. Мать С. посвятила его Господу и привела в Силом к первосвященнику Илию (1 Цар 1). Здесь, в святилище, под присмотром Илии С. жил и служил Богу (1 Цар 2:18.21). Однажды Господь воззвал к С. и объявил ему о суде, к-рый Он произведет над домом Илия за нечестие сыновей священника (1 Цар 3). Так С. был призван в -> пророки в то время, когда слово от Господа было редкостью (1 Цар 3:1). Вместе с тем С. стал последним -> судьей Израиля, и именно он через 20 лет после великого поражения при Авен-Езере и утраты -> ковчега завета (1 Цар 4:1) освободил израильтян от ига филистимлян (1 Цар 7:2-14). Он жил в Раме (1 Цар 7:15-17), но судейские обязанности заставляли его ежегодно обходить Вефиль, Галгал и Массифу. Состарившись, С. назначил судьями своих сыновей Иоиля и Авию, но они оказались продажными и судили нечестно (1 Цар 8:1-3). Поэтому к С. пришли старейшины Израиля с просьбой дать им -> царя, как у других народов (1 Цар 8:4). Несмотря на то, что, выдвигая эту просьбу, израильтяне отвергали Бога как Царя Израиля, Господь повелел С. удовлетворить их желание и помазать в цари -> Саула (1 Цар 8:6 - 1 Цар 10:27). Однако непослушание Саула привело к тому, что Господь отверг его (1 Цар 15:10). После этого С. получил повеление тайно помазать в цари -> Давида (1 Цар 16:1-23). Хотя С. и опечалился из-за Саула (1 Цар 15:11.35), но остался послушен воле Господа. Нелицеприятный (1 Цар 15:26) и неподкупный (1 Цар 12:3-5), С. призывал народ вернуться под Божью опеку (1 Цар 12:14.20-25). С. и его пророчеств боялись (см. 1 Цар 16:4), потому что он возвещал суд Божий (1 Цар 13:13; 1 Цар 15:10) и потому что каждое его слово сбывалось (1 Цар 3:19). Его имя упоминается в одном ряду с именами Моисея и Аарона (Пс 98:6; Иер 15:1), он считается первым в длинной череде ветхозаветных (Деян 3:24; Евр 11:32). С. умер в период, когда Давид скрывался от Саула. Пророк был погребен в Раме (1 Цар 25:1);
2) сын Аммиуда, князь из колена Симеона (Числ 34:20), к-рый должен был участвовать в разделе Ханаана.

Самус
-> Саммуа (2).

Санаваллат
[евр. Санваллат - ф-ма аккад. имени Син-убаллит, "Син (Бог луны) дает жизнь"], один из тех противников Неемии (Неем 2:10.19; Неем 4:1-2; Неем 6:1), к-рые хитростью и угрозами тщетно пытались воспрепятствовать восстановлению Иерусалимской стены. Его прозвище - "хоронит", - вероятно, означает, что он происходил из Бет-Хорона (библ. Вефорона). Одна из дочерей С. была замужем за внуком первосвященника Елиашива (Неем 13:28). Из папирусов, найденных в Элефантине, следует, что С. был перс. наместником в Самарии (см. Неем 4:2).

Сановник, военачальник
В Синод. пер. этими словами передано евр. слово шалиш [от шалош = три?], первонач., вероятно, означавшее третьего человека на боевой колеснице, к-рый должен был держать щит. Впоследствии оно стало обозначать адьютанта (4 Цар 9:25; 4 Цар 15:25), на руку к-рого опирался царь (4 Цар 5:18; 4 Цар 7:2.17.19), а также высокопоставл. военачальника (Иез 23:23) или воина, занимавшего командную должность (3 Цар 9:22; 2 Пар 8:9). В Исх 14:7; Исх 15:4 это евр. слово передано как "начальник над колесницами" и "военачальник", в 2 Цар 23:8 и 1 Пар 11:11 - как "главный из трех" и "главный из тридцати".

Сансана,
город в уделе Иуды (Ис Нав 15:31), предположит. совр. Хирбет-эс-Самсаният (новоевр. Сансанна), располож. в 13 км сев.- вост. Беэр-Шевы.

Сапфир
-> Драгоценные камни.

Сапфира
[арам. Шаппира, "красавица"], жена Анании (-> Ханания, 14) (Деян 5:1-11).

Сара
[евр. Сарай], первонач. имя -> Сарры, жены Авраама (Быт 11:29 - Быт 17:15).

Саранча:
1) насекомое отряда прямокрылых; С. упоминается в евр. тексте Библии под десятью разными названиями. Семейство полевой С. (Acrididae) включает ок. 90 видов, и среди них - опустошитель, от нашествия к-рого страдают поля и сады на Востоке, саранча перелетная (Migratoria), особенно ее африк., в частн. егип., разновидность (Schistocerca gregaria);
2) Schistocerca gregaria имеет твердые узкие надкрылья и несколько большие по размеру задние крылья, к-рые не в полете веерообразно сложены под верхними. Взрослое насекомое имеет длину 5-7 см. С. необычайно плодовита. Самка откладывает во влажную почву множество яичек, к-рые обволакиваются пенистой быстрозастывающей жидкостью. Из образовавшейся капсулы вылупляется личинка (-> гусеница). Благодаря черной окраске она хорошо поглощает солнечное тепло и быстро развивается. Процесс превращения личинки в насекомое проходит в четыре этапа, называемых "линьками", и уже в это время плотные скопления С. уничтожают любую растительность. Красноватая окраска насекомого позволяет ему хорошо маскироваться на фоне почвы. По утрам насекомые согреваются под жарким солнцем, чтобы в полдень подняться в воздух для спаривания. Подгоняемые ветром (Исх 10:13), они летят огромным роем и, приземляясь, покрывают землю сплошным ковром (см. Исх 10:5), оставляя после себя опустошенное место. Подобно тучам, С. затмевает солнце (Иоил 2:2.10 -> Книга пророка Иоиля). В Библии С. сравнивается с конем (Иоил 2:4) и мчащимися колесницами (Иоил 2:5; Откр 9:9);
3) как наказание Божье С. стала восьмой егип. казнью (Исх 10:1-20; Пс 77:46). Она возникает также в видениях Откровения Иоанна Богослова (Откр 9:7-10) и в других предсказаниях суда (Втор 28:38; Иоил 2:2-10 -> Книга пророка Иоиля);
4) С. считалась чистым насекомым (Лев 11:22), ее разрешалось употреблять в пищу. С. варили в подсол. воде или, высушив, размалывали и подмешивали к муке, из к-рой затем выпекали хлеб. Этот хлеб ели с медом. С. (в Синод. пер. - "акриды") служила пищей Иоанну Крестителю (Мф 3:4). Солам, харгол и хагаб - это разновидности саранчи, о к-рых нам ничего не известно, кр. того, что они съедобны (Лев 11:22).

Сараф
("змея" или "серафим"), потомок Иуды, из рода Силома (1 Пар 4:22).

Саргон,
наследник ассир. царя Салманасара V, отец Синаххериба (-> Сеннахирим). Он правил под именем Саргона II в 722-705 гг. до Р.Х. О его происхождении достоверных сведений нет. После смерти Салманасара, в Ассирийском царстве повсеместно вспыхивали восстания, к-рые С. успешно подавлял. В надписях, относящихся к более поздним годам его царствования, С. прославляет себя за покорение Самарии, но, видимо, это произошло еще до его вступления на престол: С. мог принимать участие в походе как военачальник. Очевидно, именно тогда он увел в плен оставшихся израильтян, а на опустевших землях расселил переселенцев из других областей своей империи (см. 4 Цар 17:23). После победоносных сражений против Хамата (Емафа) и Газы, в к-рые были вовлечены также Египет и Самария (720 г. до Р.Х.), в 717 г. до Р.Х. С. покорил и Хеттское царство со столицей в Каркемише (Кархемисе). В Ис 20:1 упоминается, что С. направил своего военачальника против восставшего г. Азота, что подтверждается ассир. надписью (712 г. до Р.Х.). Наконец, в 710 г. до Р.Х. С. изгнал -> Меродах-Валадана, к-рый после смерти Салманасара стал царем Вавилона. К концу своего правления С. приступил к строит-ву великолепного дворца и новой столицы, к-рую он назвал Дур-Шаррукин - "Крепость Саргона". Развалины этих сооружений были обнаружены в результате раскопок холма Хорсабад. С. умер в 705 г. до Р.Х., возможно, пал в битве.

Сардис
(в совр. лит-ре - Сарды), древняя столица Лидии в Малой Азии. В С. находилась одна из семи церквей Азии, к к-рым было обращено Откровение Иоанна (Откр 1:11). Эта церковь, сохраняя видимость живой, была духовно мертва (Откр 3:1-6). Ныне на месте С. только руины. Поблизости находится селение Сарт, располож. прим. в 80 км сев.-вост. Измира (Смирны).

Сардоникс
-> Драгоценные камни.

Сарепта,
финик. город в области Сидона (Лк 4:26), ветхозаветный Царефат ("плавильня", 3 Цар 17:9 - в Синод. пер. - Сарепта), в ассир. надписях - Сариптан, в егип. - Царпута. Руины древней С. находятся непосредств. на берегу Средиземного моря (совр. Сарафанд лежит в 12 км юж. Сидона и в 23 км сев. Тира). Пр. Илия жил здесь продолжит. время у вдовы, продовольств. припасы к-рой не иссякали в результате чуда; здесь же Илия воскресил ее умершего сына (3 Цар 17:10-24).

Сарецер (Шарецер)
[аккад. Сар-уцур, "Храни царя!"]:
1) сын ассир. царя Синаххериба (-> Сеннахирим). С. и его брат Адрамелех в 681 г. до Р.Х. убили отца и бежали в Армению (4 Цар 19:36; Ис 37:38);
2) иудей, живший во времена пр. Захарии. Вместе с Регем-Мелехом из Вефиля он пришел в Иерусалим, чтобы узнать о том, следует ли и в дальнейшем соблюдать -> пост (III,1) в пятом месяце (Зах 7:2).

Сарид
(одно из значений - "избежавший"). Погран. город в уделе Завулона (Ис Нав 19:10), возм., это совр. Телль-Садуд (новоевр. Сарид), в 8 км юго-зап. Назарета.

Сарон
-> Шарон (Сарон).

Сарра
[евр. Сарай, "госпожа", "знатная"], сводная сестра и жена -> Авраама, дочь его отца Фарры от другой жены (Быт 20:12). С. была на 10 лет моложе мужа, т.е. по прибытии в Ханаан ей исполнилось 65 лет (Быт 12:4). Даже в преклонном возрасте С. была так красива, что Авраам, опасаясь за свою жизнь, выдавал ее в Египте за сестру (Быт 12:10-20). То же произошло позднее и в Гераре (Быт 20). Получ. Авраамом обетование о многочисл. потомстве бездетная С. попыталась исполнить тем, что отдала в наложницы Аврааму свою служанку -> Агарь. Но рождение -> Измаила принесло только раздоры, продолжавшиеся до тех пор, пока Авраам, по просьбе Сарры и с разрешения Господа, не отослал Агарь и Измаила (Быт 16:1; Быт 21:9-21). Между тем Бог положил конец бездетности Сарры, и в 90 лет она родила -> Исаака (Быт 21:1-8). Так С. стала родоначальницей народа Израиля. В этой связи Бог изменил ее первонач. имя Сара [евр. Сарай] на Сарра (Быт 17:15). Она умерла в возрасте 127 лет и была похоронена Авраамом в пещере Махпеле (Быт 23). Исаия, единств. из пророков, упоминает С. и чудо рождения Исаака (Ис 51:2), позднее о ней говорили Павел (Рим 4:19; Рим 9:9) и автор Послания к Евреям (Евр 11:11). Петр упоминает о ее послушании Аврааму (1 Петр 3:6).

Саруия
[евр. Церуя, "пахнущая мастикой"], сестра Авигеи и сводная сестра Давида, ее отцом был Наас (2 Цар 17:25). Сыновья С. Авесса, Иоав и Асаил (1 Пар 2:16) постоянно упоминаются по имени матери как ее сыновья (2 Цар 2:18; 2 Цар 3:39; 2 Цар 16:10 и др.).

Сатана
Евр слово сатан означает прежде всего врага, противника (3 Цар 5:4), в частн. противника, выдвигающего обвинение перед судом (Пс 108:6 - в Синод. пер. - "диавол"; Зах 3:1), а также всякого, кто чинит препятствия, выступает с нападками, преследует, стремится удержать к.-л. от доброго дела (2 Цар 19:22 - в Синод. пер. - "наветник"). Кр. того, слово сатан означает -> дьявола, врага Бога, а след., и врага человека. С. не обладает самостоят. властью, он подчинен Богу (Иов 1:6). С. - это подстрекатель к -> злу (Мк 4:15; Деян 5:3), искуситель (1 Кор 7:5); он подтолкнул Иуду к предательству (Лк 22:3). С. препятствовал труду апостолов (1 Фес 2:18); "ангел сатаны" жалил плоть Павла (2 Кор 12:7); от "сборища сатанинского" и "от престола сатаны" исходили козни против молодой Церкви (Откр 2:9; Откр 2:13; Откр 3:9). -> Дьявол (IV,3).

Саул
[евр. Шаул, "испрошенный (у Бога)" или "одолженный (для служения Богу)"]:
1) сын знатного вениамитянина -> Киса. С. был красив и высок ростом (1 Цар 9:1). Господь привел его к пр. Самуилу (1 Цар 9), чтобы тот помазал его в -> цари Израиля (1 Цар 10:1). С. не стремился к цар. власти, а когда получил ее, ему не хватило внутр. сил, чтобы соответствовать своему высокому предназначению. Он стал отрицат. примером израил. царя, к-рый не покорился власти Бога; за свой грех, за отвержение слова Господа, С. был отвергнут Господом (1 Цар 15). Евр текст 1 Цар 13:1 искажен; Павел, говоря о сорока годах царствования С. (Деян 13:21), называет округленное число; исследователи считают, что С. пришел к власти прим. в 1050 г. до Р.Х. Кис и С. жили в -> Гиве Сауловой (Вениаминовой) (1 Цар 11:4; 1 Цар 13:2), в 5 км сев. Иерусалима. Здесь археологами обнаружены остатки поселения и крепостного сооружения размером 51 x 47 м с четырьмя угловыми башнями. С. не пользовался единодушной поддержкой израильтян (1 Цар 10:26). Однако положение изменилось после того как он спас Иавис Галаадский от аммонитян (1 Цар 11). Затем тяжелое поражение от израильтян потерпели и филистимляне, причем главная заслуга в этом принадлежала сыну С. Ионафану (1 Цар 13, 1 Цар 14). Но С., к-рый, не дождавшись Самуила, самовольно принес жертву, получил от Бога приговор, гласивший, что его царствование будет недолгим (1 Цар 13:8-14). С. не обратил внимания на это предостережение и после победы над Амаликом повторил грех своеволия и непослушания. Хотя Господь повелел предать амаликитян -> заклятию, С. пощадил царя Агага и оставил лучших животных из его стада (1 Цар 15:9). За то что С. не исполнил слово Господа, Бог отверг его самого (1 Цар 15:23-26). Самуил сообщил об этом С. Это была последняя встреча царя с пророком (1 Цар 15:35). Все послед. события явились следствием отвержения С. Богом. На место С. Самуил помазал в цари Давида, "и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после" (1 Цар 16:1-13), но отступил от С., к-рого вновь и вновь возмущал злой дух (1 Цар 16:14). После победы Давида над Голиафом (1 Цар 17) С., завидуя -> Давиду, стал подозревать его в стремлении завладеть престолом (1 Цар 18:6). Бессмысл. преследованием своего лучшего военачальника он дал возможность филистимлянам вновь напасть на израильтян. Ни заступничество Ионафана (1 Цар 20:32), ни благородное поведение Давида (1 Цар 24:1; 1 Цар 26:1) не смогли остановить С. на его гибельном пути: он стал убийцей священников из Номвы (1 Цар 22:6-23). В конце концов на горе Гелвуе, со всех сторон теснимый филистимлянами, он покончил жизнь самоубийством, бросившись на острие меча. Погибли и его сыновья Ионафан, Аминадав и Малхисуа. Филистимляне нашли их тела и повесили на стене Беф-Сана, предварит. отрубив С. голову; его оружие они положили в капище Астарты (1 Цар 31). В последнюю в своей жизни ночь С. пошел к волшебнице в Аэндор, чтобы вызвать умершего Самуила (1 Цар 28). Библия повествует о явлении умершего. Самуил еще раз объявил С. приговор: "Завтра ты и сыны твои будете со мною" (т.е. в царстве мертвых; (-> Ад, преисподняя, 1 Цар 31:19). Жизнь С. и его царствование закончились трагически. Но жители Иависа не забыли своего освободителя. Они сняли тела С. и его сыновей со стены Беф-Сана, по обычаю сожгли их и погребли их кости (1 Цар 31:11-13). Давид сочинил о С. и Ионафане "плачевную песнь" (2 Цар 1:17-27). Старая кровная вина С. в умерщвлении гаваонитян была отомщена лишь много времени спустя, когда были казнены два его сына (от Рицпы) и пять внуков. Их тела вместе с костями С. и Ионафана погребены в гробнице Киса (2 Цар 21:1-14);
2) С., или Савл, - первонач. имя ап. -> Павла (Деян 7, Деян 8, Деян 9, Деян 10, Деян 11, Деян 12, Деян 13). В Деян 13:9 говорится, что у Савла было и другое имя - Павел, имя "Саул" встречается только в Деян 22:7.13; Деян 26:14, в рассказах Павла о своем обращении;
3) царь Эдома, происходивший из Реховофа (2), "что при реке" (Быт 36:37; 1 Пар 1:48);
4) сын Симеона от его жены-хананеянки (Быт 46:10; Исх 6:15; 1 Пар 4:24), родоначальник одного из родов колена Симеона (Числ 26:13);
5) левит из рода Каафа, сын Узии (1 Пар 6:24).

Саф (Сафут)
[евр. Саф и Сиппай], исполин, убитый в Гобе Совохаем Хушатянином (2 Цар 21:18; 1 Пар 20:4). Вероятно, С. принадлежал к енакимам, немногочисл. представители к-рых сохранились в Гефе (Ис Нав 11:22).

Сафан
-> Шафан.

Сафат
-> Шафат.

Сафатия
-> Шефатия (1-7).

Сахар
("награда"):
1) отец Ахиама, одного из храбрых у Давида (1 Пар 11:35). В 2 Цар 23:33 он назван Шараром;
2) привратник, сын Овед-Едома (1 Пар 26:4).

Сбор, собирать
I. В Библии содержится обетование о том, что в определ. время Господь соберет народ -> Израиля, рассеянный Его судом среди всех народов, в его собств. стране (Ис 43:5; Ис 52:12; Ис 54:7; Иер 29:14; Иер 31:8.10; Иез 20:34.41). За частичным исполнением этого обетования после вавил. -> плена (538 г. до Р.Х. - 70 г. по Р.Х.) последовало новое -> рассеяние. Исходя из этого, образование гос-ва Израиль в 1948 г. приобретает особое значение.
II. По поводу С. (пожертвований) -> Павлом для церкви в Иерусалиме -> Бедность, бедный, попечительство о бедных (II) -> Богослужение (V,2).

Свадьба
-> Брак.

Сверху
-> Наверху, вверху, сверху, свыше.

Свет
I. С. [евр. ор; греч. фос], лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым. С. противоположен -> тьме. В Библии и в раввинистич. лит-ре слово "С." встречается очень часто:
1) C. был сотворен Богом по Его произволению (Быт 1:3-5) в первый день творения мира, еще до того, как были созданы источники С., "светила на тверди небесной" (Быт 1:14). Поэтому Бог является "Отцом светов" (Иак 1:17);
2) слово "С." встречается и в метафорич. выражениях, напр. "говорите при свете" (Мф 10:27) (т.е. "вы должны публично объявить об этом") или "всякий, делающий злое, ненавидит свет" (Ин 3:20) (т.е. "преступник страшится огласки и не желает, чтобы его поступки стали к.-л. известны");
3) в переносном значении словом "С." обозначаются предметы, излучающие С., - небесные светила, факелы, лампы, светильники и т.д.; так, Петр во дворе дома первосвященника "грелся у света" (Мк 14:54; так - в греч. тексте), т.е. у открытого огня. Иногда С. названо то, что освещается: "все, делающееся явным, свет есть" (Еф 5:13). В данном случае имеется в виду верующий, к-рый, воспринимая Божье откровение, превращается в источник С. и становится носителем Божеств. свидет-ва в -> мире: "Вы - свет мира" (Мф 5:14);
4) в раввинистич. лит-ре слово "С." обозначает: а) в нравст. аспекте - всё, что противостоит греху, особенно честные и справедливые деяния; б) в истории спасения - счастье, радость, спасение, избавление; в) это слово употребляется также и как собств. имя -> Мессии.
II. ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ "СВЕТ" В БИБЛИИ.
Бог являет Свою власть над С. и тьмой; Он "образует свет и творит тьму", Он "делает мир и производит бедствия" (Ис 45:7). Т.о., С. обозначает Бога и сферу божественного. В прологе Ев. от Иоанна понятия -> "слово" и "С." взаимосвязаны. С. - это наивысший Божий дар, к-рый наполняет жизнь духовностью. Как сказано в Еф 5:9: "Плод света во всякой доброте, и праведности, и истине" (цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана):
1) С. как символ Божеств. сущности - в этом суть проповеди ап. Иоанна, открывшего Церкви, что "Бог есть свет" (1 Ин 1:5). Бог назван С., потому что Он обладает наивысшей -> истиной и всеведением: "Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним" (Дан 2:22);
2) Бог не только Сам является С., но и позволяет Своему народу приобщиться к Своей светлой сущности; Он озаряет Своих чад С. Своего лица (Числ 6:25; Пс 4:7), свидет-вуя тем самым о Своей благости и милости (ср. Пс 88:16). Бог и Иисус Христос называются С., ибо Они просвещают человека небесным С. (ср. 2 Цар 22:29; Пс 26:1; Ис 60:3.19; 1 Ин 1:5), а Закон Божий является "светом для народов" (Ис 51:4; ср. Пс 118:105);
3) Иисус как Сын Бога является "сиянием Его -> славы и -> образом ипостаси (т.е. сущности) Его" (Евр 1:3). В Иисусе Христе заключены -> жизнь и С. (Ин 1:4), причем обе эти составляющие равнозначны. Свидет-вуя о Себе, Иисус называет Себя "светом мира" и обещает последовавшим за Ним "свет жизни" (Ин 8:12). Он призывает обратиться к С. и веровать в Него, с тем чтобы стать "сынами света" (Ин 12:36);
4) подобно Христу, С. названа и Его Церковь (Мф 5:14; Еф 5:8) - Его Тело (Еф 1:22.23). Хождение во С. (1 Ин 1:7-9), противопоставляемое пребыванию в греховной тьме (ср. Иов 24:13), включает в себя -> исповедание собств. грехов и заботу о душах ближних (Ин 3:20.21; Еф 5:13.14; Евр 13:17). Кто судит себя сам, тот не будет судим Богом (1 Кор 11:31), Который "осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения" (1 Кор 4:5);
5) В НЕБЕСНОМ ИЕРУСАЛИМЕ,
когда наша вера достигнет полноты в непосредств. созерцании Бога, в Божьем С. мы увидим свет (Пс 35:10), т.к. Бог есть истинный С., воплощение совершенства, истины и мудрости. Проникнутые Божьим С. истины и мудрости, мы познаем Бога как начало всех начал и, просветленные этим знанием, обретем блаженство в озарении Божьей славы (Откр 21:23);
6) САТАНА КАК АНГЕЛ СВЕТА.
Дьявол во все времена стремился занять место Бога и добиться человеч. поклонения (Мф 4:9). Поэтому неудивительно, что он пытается копировать Божественную сущность. Именно по этой причине Павел предостерегает коринфян не только от лжеапостолов, но и от сатаны, к-рый принимает вид ангела С. (2 Кор 11:14). Чтобы не быть обманутыми, христианам надлежит все подвергать испытанию (1 Фес 5:21; 1 Ин 4:1).

Светильник
[евр. лаппид; греч. лампас].
I. Под С. в Библии часто подразумевается факел в традиционном его понимании, т.е. связка прутьев, обмотанная паклей или тряпками, пропитанными жиром или смолой. Такой С. служил для освещения вне помещений (Ин 18:3). Во время войн, особенно при осадах, с помощью факела поджигали лагеря и города противника (см. Суд 15:4). Воины Гедеона прятали горящие факелы в глиняных кувшинах, чтобы свет не выдал их присутствия (Суд 7:16.20). В качестве С. (Иер 25:10; Мф 25:1) в древности использовались неглубокие чаши, суженные в одном или нескольких местах для того, чтобы фитиль (жгут) лучше держался. С., упоминающиеся в притче о десяти девах (Мф 25:1-13), вероятно, были небольшими сосудами, куда наливалось масло и опускались промасленные жгуты. "Поправить светильник" (Мф 25:7) означало очистить жгут от нагара, чтобы он горел ровным пламенем. На протяжении столетий форма С. постоянно менялась, пока наконец он не превратился в закрытый резервуар с розеткой для фитиля и с отверстием для заправки маслом. Форма керамич. С. позволяет определить возраст того или иного культурного слоя курганов (теллей). С. часто устанавливался на специальной подставке. Если С. выносили из дома, то обычно брали с собой специальный сосуд с маслом для его дозаправки (Мф 25:4).
II. С. [евр. менора] в ВЗ метафорич. названы Бог и Его Слово (2 Цар 22:29; Пс 118:105), а также царь Израиля (2 Цар 21:17). С. также может символизировать жизнь (Иов 21:17; Притч 13:9), особенно жизнь к.-л. рода, ч.-л. потомства (3 Цар 11:36; 4 Цар 8:19; Пс 131:17).

Светильник, подсвечник
I. Для освещения жилого помещения свечу устанавливали на подставку - подсвечник (Мф 5:15). Найденные в Мегиддо подсвечники представляют собой конструкцию, в основании к-рой лежит бронзовый круг с укрепленными на нем прутьями, соединенными затем в стержень. Стержень украшен изображениями птиц или жен. фигурами. Похожий подсвечник был обнаружен и при раскопках в Васане.
II: 1) С. для скинии собрания (Исх 25:31-40; Исх 37:17-24; Исх 40:24; Лев 24:2-4) был изготовлен из чистого золота. Он состоял из подставки, стержня и шести рожков, располож. т.о., что вместе со стержнем С. имел семь рожков одинаковой высоты. На каждом из шести рожков, попарно отходивших от стержня, были укреплены по три чашечки в форме цветка миндаля. На среднем стержне имелись четыре подобные чашечки, каждая из к-рых находилась под тремя парами рожков, а четвертая - сверху, непосредств. под свечой. К подсвечникам прилагались семь лампад, а также щипцы и лотки (Исх 25:37.38; Исх 37:23), к-рыми пользовались при чистке фитиля. Вес золота, использов. при литье, составлял 1 талант (около 35 кг). Образец золотого С. был показан Моисею на горе Синай (Исх 25:9.40). Какую высоту имел стержень, определить невозможно, но, вероятно, он был выше стола для хлебов предложения. На семи рожках укреплялись семь лампад - наполненных елеем чаш, - в каждой из к-рых горел фитиль. Первосвященник утром чистил С. и зажигал его вечером, так что, вероятно, он горел только ночью (ср. Исх 27:20.21; Исх 30:7.8; Лев 24:2; Числ 8:2.3; ср. 1 Цар 3:3). Во времена Иосифа Флавия три лампады могли гореть и днем.) во время освящения храма Соломона С., вероятно, находился среди утвари, принесенной из скинии собрания (ср. 3 Цар 8:4; 2 Пар 5:5), но конкретно он не упоминается; в храме на его месте было установлено десять новых С. (3 Цар 7:49; 2 Пар 4:7). В послепленный период в храме вновь стоял лишь один золотой С., но и он был похищен Антиохом IV Эпифаном (-> Маккавеи; 1 Макк 1:21); новый С., установленный Иудой Маккавеем (1 Макк 4:49), после разрушения -> храма Ирода был перенесен в Рим Судя по изображению С. на триумф. арке Тита в Риме (к-рое, однако, по утверждению Иосифа Флавия, неточно), этот С. в нек-рых деталях отличался от С., описанного в книгах Моисея;
3) во времена позднего иудаизма в синагоге, возле ковчега с Торой, стояли два семирожковых С.; помимо этого, подобные подсвечники часто изображались в качестве символов в гробницах, синагогах и на предметах утвари.
III. Золотой С. с семью лампадами, питаемыми елеем духа (Зах 4), символизирует Церковь Господа (Откр 1:4.12.20). -> Свет.
Свидетель, свидетельствовать, свидетельство

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) понятие "свидетель" в ВЗ относится к правовой сфере и обозначает человека, дающего показания в ходе судебного разбират-ва как в пользу защиты, так и в пользу обвинения; последнее, однако, встречается чаще (Числ 5:13; Числ 35:30). Кр. того, упоминаются С. договора (Иер 32:10), которым не обязательно был человек: в этой роли мог выступить и к.-л. предмет, "присутствовавший" при заключении договора и служивший символич. напоминанием о происшедшем (Быт 31:48; Ис Нав 24:27; Руф 4:7; Ис 19:20). От человека, выступавшего в качестве С., требовалась абсолютная правдивость (Исх 20:16; Втор 5:20), поскольку приговор судьи полностью основывался на его показаниях (института обвинителей и защитников не существовало). Для вынесении смертного приговора требовались совпадающие показания двух или трех С. (Втор 17:6), причем ответ-сть С. повышалась тем обстоят-вом, что, напр., при побивании камнями именно они должны были первыми бросить камни (Втор 17:7). Если было доказано, что С. дал ложные показания, его постигало наказание, к-рое предусматривалось для оговор. им человека (Втор 19:16);
2) сформиров. в повседневной практике образ С. был затем перенесен на Бога. Поскольку Господь праведен, то там, где правомерность к.-л. дела или высказывания должна была быть установлена с особой тщательностью, Его призывают как правдивого С. (Быт 31:50; Суд 11:10; Пс 88:38), при этом призывающий в С. Бога предает себя на Его суд: в благословение себе, если он действительно прав, или в проклятие себе, если выдаваемое за правду оказывается ложью. Кр. того, Бог изображается как С., Который Сам выступает за или против к.-л. (Руф 1:21) или через Своих пророков повелевает свидет-вовать за или против к.-л. (4 Цар 17:13). Слово Божье есть свидет-во, что означает: сказанное Им всегда истинно, т.е. соответствует действит. положению вещей, фактам. Поскольку человек живет всяким словом, исходящим из уст Господа (Втор 8:3), - или не живет, если не слушает это слово, то понятие "свидетельство" больше, чем другие понятия, соответствует ответственности, заключ. в Его слове и проповеди: это свидет-во к жизни, дарующей оправдание перед Богом, или свидет-во к осуждению. Человек либо принимает правду Божью, либо терпит крушение, отвергая ее. Понятие "С." не распространяется на проповедников слова Божьего. Только Бог есть С., чье свид-во имеет решающее значение в суде над грехом. Даже пророки, благовествующие о свидет-ве Божьем, нигде в ВЗ не называются С., это свидет-во - исключит. свидет-во Бога о Самом Себе, а не свидет-во человека о Боге. Исключением является только Израиль (Ис 43:9-13; Ис 44:7-11). На великом суде Господа над народами Израиль должен свидет-вовать о Боге и доказать Его превосходство над "богами" на примере собственной истории.
II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) в книгах НЗ также говорится о С. перед судом (Мф 26:65; Мк 14:63; Деян 6:13), причем принципы ветхозаветного -> правосудия полностью сохраняются (ср. Мф 18:16; 2 Кор 13:1; 1 Тим 5:19). Но в НЗ о С. говорится также и в религ. смысле. Еще из ВЗ известно призывание в С. Бога для подтверждения правдивости своих слов или справедливости своих поступков (ср. Рим 1:9; Флп 1:8; 1 Фес 2:5); это может обернуться призыванием на себя проклятий в том случае, если дела или слова окажутся ложными (2 Кор 1:23);
2) новым в НЗ является то, что С. фактов становятся и С. истины, т.е. они, подтверждая фактич. сторону события, тем самым свидет-вуют и о его значении как об откровении Божьем. Воскресший Спаситель открывает ученикам понимание Писаний и говорит: "Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима; вы же свидетели сему" (Лк 24:46-48). То, что надлежит засвидет-вовать здесь, представляет собой историч. факты, но эти факты имеют и собств. значение, к-рое должно быть возвещено и принято в вере. Свидет-во о фактах и свидет-во об истине совпадают. Однако вначале следует засвидет-вовать факты, поэтому Иисус превращает Своих -> учеников в С. (Ин 15:27; Деян 1:22; Деян 13:31), к-рые, являясь истинными С. юридич. смысле, становятся особыми С. Иисуса благодаря тому, что, свидет-вуя о фактах, добавляют к этому свидет-во веры (ср. Деян 2:22-24; Деян 4:10; 1 Ин 1:1-3; 1 Ин 4:14). Особенно свидет-во веры проявляется в словах и делах Павла, ставшего С. того, что он видел и слышал на пути в Дамаск (Деян 22:14) и позднее (Деян 26:16). Из этого следует, что истинное свидет-во о Христе, даже если оно исходит из историч. фактов (ср. Деян 26:26), возможно только через свидет-во Господа, "ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества" (Откр 19:10; ср. Ин 15:26; 1 Ин 5:6). Как Бог свидет-вовал о Себе в Иисусе (ст. 9), так Иисус в словах и делах свидет-вовал об Отце (Ин 1:18; Ин 3:11.32; Ин 5:36; Ин 10:25), Который был в Нем (Ин 14:10). Основанием же всякого христ. свидет-ва является то, что Бог даровал верующему вечную жизнь и что в нем обитает Сын Божий (1 Ин 5:9-12): "Христос в вас, упование славы" (Кол 1:27);
3) свидет-во в новозаветном значении не может ограничиваться лишь сообщением о фактах или передачей услыш. и прочит. Свидет-вовать следует только о жизн. реальности, к-рая может включать в себя даже смерть С. как последнее подтверждение истинности его свидет-ва (ср. Деян 22:20; Откр 2:13; Откр 17:6). И в этом раб не выше своего Господа (Мф 10:24; Ин 15:20; ср. Мк 10:39; 1 Ин 5:6), верного и истинного С. (Откр 1:5; Откр 3:14).

Свинец
- металл, известный еще в древности. С. добывали в Египте и на Синайском полуо-ве, а также привозили в Тир из Фарсиса (Иез 27:12). При перечислении захвач. у мадианитян трофеев С. среди металлов называется последним (Числ 31:22), т.к. он, очевидно, ценился невысоко (о нем обычно говорится как о примеси, которую отделяли от серебра, Ис 1:25; Иер 6:29; ср. Иез 22:18). При строит-ве применялись свинцовые отвесы (в Ам 7:7, вероятно, имеется в виду олово), мореплаватели измеряли глубину с помощью свинцового грузила (ср. Деян 27:28). В Исх 15:10, вероятно, речь идет о свинцовых грузилах на рыболовных сетях. В Зах 5:7 говорится о ефе (сосуде для хранения зерна) со свинцовой крышкой, к-рая, видимо, должна была надежно скрывать необычное содержимое этой ефы - нечестие в образе женщины. Надпись, о к-рой говорится в Иов 19:24, вероятно, была высечена на скале железным резцом и залита затем С. (в Синод. пер. - "оловом").

Свинья
С. считалась у израильтян нечистым животным, мясо к-рого нельзя было употреблять в пищу (Лев 11:7; Втор 14:8); она также считалась символом грязи, греха и отсутствия угрызений совести (Притч 11:22; Мф 7:6; 2 Петр 2:22). Принесение С. в жертву и употребление свинины в пищу приравнивалось к идолослужению (Ис 65:4; Ис 66:17). Пасти С. считалось презреннейшим занятием для иудея (см. Лк 15:15). Стада С., упоминаемые в НЗ, паслись в окрестностях десяти эллинистич. городов (Мф 8:30-33; Мк 5:11-14; Лк 8:32-34). Дикие С. (кабаны), к-рые еще и сегодня встречаются в долине Иордана, наносили значит. ущерб полям и садам (Пс 79:14).

Свирель
-> Музыкальные инструменты.
Свобода, свободный

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
Дать определение С., можно исходя из ее противоположности. Раб, как и пленный, не может распоряжаться собой - ни своим временем, ни своими поступками, - им распоряжаются другие. Следовательно, быть свободным - значит не быть рабом, никому не подчиняться и ни от кого не зависеть. С. - это особое отличие, к-рое дается либо от рождения, либо приобретается заслугами (так было, напр., у римлян). В странах греко-рим. культуры С. являлась неотъемлемым правом каждого гражданина, отличавшим его от представителей низших социальных слоев и порабощ. народов, к-рые гражданами не считались. Нек-рые философы, напр. стоики и киники (циники), придавали понятию С. особое значение. Их наивысшей целью было достижение абсолютной независимости, освобождение даже от страха смерти. Однако лишь немногие, как, напр., Диоген и Сократ, действительно достигли состояния полного душевного спокойствия и внутр. уравновешенности, т.е. обрели ту самую С., к-рую провозгласили своей философией.
II. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ
Согласно Библии, освобождение от греха делает человека свободным для служения Богу (Рим 6:7.18.20.22; Рим 7:6).
А. ВНЕШНЯЯ СВОБОДА
1) лишь немногие страницы истории Израиля рассказывают о днях независимости. Гораздо чаще народ находился под гнетом чужеземных правителей. В эти тяжелые времена евреи мечтали о С. (Пс 13:7), особенно это касается периода вавил. плена (Пс 125:1; Пс 136:1). Народ ВЗ воспринимал С. как великий дар Божий, о к-ром можно и нужно просить Дарителя всех благ. Отношение израильтян к рабам и пришельцам свидет-вовало о том, сколь высоко они ценили С. Рабы-евреи не должны были оставаться рабами в течение всей жизни (Иер 34:9; -> Раб). Если Бог лишал человека или народ С., значит вершился суд Божий (Втор 28:58);
2) Иисус не осуждает стремления к С., Он отвергает лишь насильств. достижение ее. Иисус не отвергает и обостренное чувство С., заставлявшее смотреть на римлян как на поработителей. Он предостерегает от переоценки земной С. в ущерб истинной С., даруемой Им Самим (Ин 8:31; ср. 1 Кор 7:22). Хотя Благая Весть провозглашает принципы, необходимые для создания такого гос. устройства, при к-ром, на основании всеобщего подобия Богу, каждый может быть свободным, тем не менее НЗ отражает весьма реалистичный взгляд на отношения между рабами и свободными людьми (см. Флм). Поскольку, в ожидании скорого Второго пришествия, социальные вопросы представлялись малозначительными, то и вопрос о реальной форме гос. устройства, более всего соответствующей библ. представлению о человеке, является в НЗ второстепенным. Центральное место занимает вопрос об отношениях между Богом и человеком, т.е. о свободе от греха и спасении. Из этого, однако, не следует, что человек, живя на земле, не должен добиваться справедливости в обществ. отношениях.
Б. СВОБОДА БОГА
С. - сущность Бога. Он - Тот, Кто совершает все "по изволению воли Своей" (Еф 1:11). Творя или спасая, Бог совершенно свободен (ср. Рим 9:14). Люди заблуждаются, полагая, будто обетования Иисуса, относящиеся к молитве, дают им возможность манипулировать Богом; нельзя заставить Бога исполнять чью-то волю. Человек не может и не должен посягать на С. Божьего волеизъявления и Божьих деяний. -> Святость.
В. СВОБОДА ВЫБОРА
Сотворив человека по Своему образу и подобию (Быт 1:27), Бог наделил его свободной волей. В результате грехопадения (Быт 3:1) человек, преступив назнач. ему Богом границы (Быт 2:16), не обрел С. (Быт 3:5), а утратил ее. И теперь он мог принимать самостоят. решения только в вопросах внешней жизни. Эта область отношений, огранич. "чистым разумом", довольно обширна. Здесь можно достичь "разумного" гражданского порядка и внешней справедливости (ср. с антич. философией). Но человек не может обратиться от греха, опираясь исключительно на свои собств. силы, не может изменить свое сердце и свою сущность, так как он отчужден от познания Божьих дел и Божьей воли (Быт 6:5; Быт 8:21; Ин 3:6; 1 Кор 2:14; Еф 4:18; Еф 5:8) и живет по воле князя тьмы, вследствие чего подлежит Божьему суду (Еф 2:2). Только Триединый Бог - Отец (Ин 6:44.65), Сын (Ин 8:36) и Св. Дух (Ин 6:63) - может обращать сердца, "оживотворять мертвых по преступлениям" ("природный" же человек должен умереть, Рим 6:4; Еф 2:5). Только призыв Бога возвращает человеку С., к-рая позволяет ему проявить послушание и снова обратиться к Богу (Ин 1:11). Человеку необходимо откликнуться на Божий призыв, "производящий хотение и действие" (Флп 2:12). В соотв. с этим следует понимать и другие места Библии, где звучит призыв к человеч. воле (Исх 20:2; Ис Нав 24:14; Иез 18:31; Деян 2:40; 2 Кор 5:20) и выражается неприятие человеч. несвободы. Человек постоянно сохраняет С. воспротивиться Богу, остаться глухим к слову Божьему, встать на сторону князя тьмы и тем самым избрать Божье проклятие (Мф 23:37). Бог наказывает таких людей и спрашивает с них за их неверные решения (-> Избрание, III).
Г. СВОБОДА ОТ ГРЕХОВНОГО ПЛЕНА
Свобода от греховного плена -> Грех - это рабство, плен (Ин 8:34). Совершив грехопадение, человечество стало несвободным (см. выше). Трагизм положения заключается в том, что большинство людей не подозревает, что в то время как они считают себя свободными, они на самом деле порабощены грехом и смерть их неизбежна. Кто, подобно блудному сыну, вовремя очнется от сна и предаст себя в руки единств. Освободителя и Помощника, кто, пройдя путь блудного сына, примет решение (Ин 8:18), раскается и исповедует грехи (Ин 8:21), тот возвратится в отчий дом, обретя через веру С. и радость (Ин 8:24). Это - путь к С., путь к Тому, Кто дарует С. (Ин 8:36). Иисус - Победитель греха, смерти и дьявола (Кол 2:15; Евр 4:15). Всех, кто следует за Ним, Он "призывает к свободе" (Гал 5:13), к-рую Он дарует (Гал 5:1). Обретшие С. стали рабами Божьими (Рим 6:18). Достижение этого нового состояния связано с изменениями отношений между людьми (Гал 3:28). Окончат. С. человек обретет после смерти, покинув царство князя тьмы (Ин 14:30).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ---