Меню

Библейская Энциклопедия -- Т --



Табафа,
город вблизи Авелмехолы (Суд 7:22), располож. предположит. на возвышенности Рас-Абу-Табат, вост. Иордана и зап. Аджлуна. Город расположен на пути, ведущем от брода через Иордан на восток.

Таббаоф
[евр. Таббаот, "кольцо с печатью"], нефиней, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:43; Неем 7:46).

Табеел
[евр. Тавеэл, "Бог добр"], перс. чиновник во времена царя Артаксеркса (Езд 4:7).

Тавеил
[евр. Тавеал], отец человека, к-рого Рецин и Факей хотели воцарить вместо иуд. царя Ахаза (Ис 7:6). Возм., однако, что речь здесь идет о названии родного города этого претендента на престол; в одном из писем периода правления Тиглатпаласара III некий человек обозначен как Тааб-и-ла-айя - "происходящий из Тавеила"; из контекста следует, что этот город находился сев.-вост. Аммона и Галаада.

Тавера
["пастбищные угодья" или "пепелище" (?)], место в пустыне Фаран, где израильтяне разбивали свой стан (Числ 11:3) и где Господь покарал их огнем, поглотившим окраинные участки стана (Числ 11:1). Это место, очевидно, находилось вблизи -> Киброт-Гаттаавы.

Тавифа
[арам. Тавита, "газель" (в Синод. пер. - "серна")], христианка из Иоппии, воскреш. Петром (Деян 9:36-41).

Тавкегаф
[евр. Тавкехат], отец Шаллума, мужа пророчицы Олданы (2 Пар 34:22). В 4 Цар 22:14 он назван Тиквой ("надеждой").

Тавримон
[евр. Тавриммон, "(Бог) Римон добр"], сын Хезиона, отец -> Венадада (1) (3 Цар 15:18).

Тайна:
1) Божественная Т. недоступна человеч. сознанию, она может быть раскрыта только в Божьем откровении либо Самим Богом, либо людьми, исполненными Духом Божьим (Быт 41:38). Так, Даниил был призван объяснить сон Навуходоносора. Вавил. мудрецы не смогли разъяснить Т. сна, "но есть на небесах Бог, открывающий тайны" (Дан 2:28);
2) в Евангелиях разговор о Т. [греч. мистерион] заходит после того, как ученики спрашивают Иисуса, почему Он разговаривает с народом притчами. На это Господь отвечает им: "Вам дано знать тайны Царствия Небесного" (Мф 13:11; ср. Мк 4:11; Лк 8:10). Эта Т. (в Mк слово "тайна" употребляется в ед.ч.) заключалась не только в приходе Царства Божиего (его ожидали и иудеи), но и в том, что оно уже настало в лице Иисуса (Лк 17:21). К подобному восприятию личности Иисуса и должны были подготавливать Его притчи; исповедание Петра свидет-вует о том, что Божье откровение было усвоено учениками;
3) Павел усматривал главную Т. НЗ в спасит. миссии Христа и в распространении -> Евангелия. В центре проповеди апостола была тема пришествия Иисуса Христа в этот мир, Его страданий, смерти и вознесения. Эту Божеств. Т. веры Павел определяет след. образом: "Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1 Тим 3:16). Он призывает церкви "хранить таинство веры в чистой совести" (1 Тим 3:9). Павел также считает Т. ожесточение части израильтян (Рим 11:25) и наследование обетования "во Христе Иисусе" язычниками (Рим 14:24; Еф 3:6; Кол 1:27). Многое оставалось для верующих Т., поэтому пророки были призваны (1 Кор 13:2) открывать Церкви Т., к-рые Бог открыл им Своим Духом (1 Кор 2:10; ср. Быт 18:17). Особая Т., к-рую Павел открывает коринфянам, касается последнего времени и будущего христиан (1 Кор 15:51). Когда эта Т. откроется, тогда лишится силы "тайна беззакония" (2 Фес 2:7): антихрист будет уничтожен Господом (2 Фес 2:8). В связи с событиями, сопровождающими конец мира, к-рые до сих пор окутаны Т., Иоанн разъясняет Церкви Т. "жены ... и зверя, носящего ее" (Откр 17:7). Приговор блуднице может быть понят только теми, кто знаком с великой Т., существующей между Христом и Его Церковью (Еф 5:32). Т. "семи звезд" в деснице (руке) Иисуса (Откр 1:20) также связана с Т. Церкви.

Тайный, скрытный
Тайно, скрытно действует тот, кто стремится утаить свои злые намерения (Мф 2:7), скрыть нечто постыдное (2 Кор 4:2; Еф 5:12) или опасается других людей (Ин 19:38). Скрытность свойственна тому, кто ходит во тьме, кто, осознавая свою неправоту, "не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы" (Ин 3:20). Писание призывает скрывать лишь чужую тайну (Притч 25:9) и личную беседу с Богом в молитве (Мф 6:5). Говоря о милостыне, Иисус призывает творить ее "втайне" (Мф 6:1-4). В двух последних случаях Господь явно воздает тому, кто тайно творит добро (Мф 6:4.6). О Божьем сокровенном (Мф 13:35) и о тайной (сокровенной) Божьей мудрости (1 Кор 2:7) -> Тайна.

Талант
-> Меры длины, площади, объема и веса (II) -> Деньги.

Талмон
(возм., "свет", "сияние"):
1) левит, потомки к-рого вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:42; Неем 7:45);
2) левит-привратник, очевидно, из рода Т. (1), современник Неемии (1 Пар 9:17; Неем 11:19; Неем 12:25).

Талмуд
-> Мишна.

Тамара (Фадмор)
- город в пустыне (3 Цар 9:18; Иез 47:19; Иез 48:28). Судя по упоминаниям в Книге пр. Иезекииля, он находился на юго-вост. краю земли обетованной и предположит. тождествен Хацацон-Фамару в Быт 14:7. Вероятно, это совр. Айн-эль-Арус (новоевр. Эйн-Тамар), располож. в 10 км юго-зап. Мертвого моря.

Таммуз
-> Календарь.

Танец, пляски, хоровод, ликование
В древности под Т. подразумевалось публичное исполнение группой мужчин или женщин и девушек пластич. и ритмич. движений в такт музыке (Иер 31:13). Отдельные танцовщицы выступали при цар. дворе (Песн 7:1; Мк 6:22). Парные танцы в совр. понимании известны не были. Т., к-рый являлся выражением общей радости (Пс 29:12; Плач 5:15; Лк 15:25), израильтяне отмечали победу (Исх 15:20); слово "ликование" в Синод. пер. также означает танец. Женщины встречали победителей Т., пением и игрой на тимпанах (Суд 11:34; 1 Цар 18:6; 1 Цар 21:11; 1 Цар 29:5). Т. отмечались радостные события и праздники (Суд 21:20-23; Ис 16:9), в т.ч. праздник Урожая; в период позднего иудаизма на виноградниках было принято отводить место для Т., но танцевали здесь только женщины. Важное место Т. занимал и в израил. богослужении (ср. Исх 32:19). Давид плясал перед ковчегом завета, когда его переносили в Иерусалим (2 Цар 6:14.16); псалмы призывают славить Господа в т.ч. и Т. (Пс 86:7; Пс 149:3; Пс 150:4) (-> Праздник Кущей, IV,3). Поэтому Т. упоминается в обетованиях грядущего спасения (Иер 31:4).

Танхумеф (Фанасмеф)
[евр. Танхумет, "утешение"], израильтянин из Нетофафа, отец Сераии, одного из военачальников иуд. войска (4 Цар 25:23; Иер 40:8).

Таппуах
["(душистое) яблоко", "яблоня"]:
1) город в иуд. области Шефеле (Ис Нав 15:34), предположит. совр. Нетив, лежащий в 4 км юж. Заноаха и в 20 км зап. Вифлеема. Этот город раньше назывался Бет-Летепа (искаж. форма от Бет-эль-Тапуа);
2) ханаан. город-гос-во (Ис Нав 12:17). Т. располагался на границе уделов Ефрема и Манассии (Ис Нав 16:8), сам город принадлежал колену Ефрема, а "земля Таппуах" - колену Манассии (Ис Нав 17:8). Вероятно, на месте этого города сегодня находится холм (телль) Шех-Абу-Зарад, располож. в 0,8 км зап. Ясуфа, в 12 км юго-зап. Сихема (Наблуса) и в 4 км сев.-зап. Левоны. Под этим холмом были обнаружены развалины, относящиеся к позднему бронзовому и железному векам, а также к эллинистич. периоду. Ясуф - это, очевидно, древний Яссив, к-рый в Ис Нав 17:7 в Септуагинте при описании границы упомянут перед Т.;
3) сын Хеврона из колена Иуды (1 Пар 2:43).

Тарах,
место в пустыне между Тахафом и Мифкой, где израильтяне разбивали свой стан (Числ 33:27.28).

Таргум
Практика устного перевода евр. текста во время синагогального богослужения (-> Синагога) на арам. язык привела к письм. закреплению т.наз. Т. ("перевод"). В этих арам. переводах переработаны древнейшие, домасоретские составные части Свящ. Писания (-> Масоретский текст), но дошедшие до нас Т. вряд ли могли быть написаны ранее III в. по Р.Х. При текстологических исследованиях евр. ВЗ Т. следует привлекать с большой осмотрительностью, поскольку они, особенно книги пророков, не являются дослов. переводом, а привносят с собой всю совокупность иуд. предания. Наиб. известны Т. Онкелоса (перевод Пятикнижия Моисея) и Т. Ионафана (перевод книг пророков). Оба они появились не ранее V в. по Р.Х. в Вавилоне. -> Арамейский язык (II).

Тарс,
город в Киликии, завоев. в 833 г. до Р.Х. Салманасаром III. В 64 г. до Р.Х. Т. стал столицей рим. провинции Киликии. Т. стоял на реке Кидн, на расстоянии прим. 15 км от моря. Школы этого эллинистич. города соперничали с афин. и александрийскими; он был местом встречи культуры, науки и религии двух древних цивилизаций - Ближнего Востока и Греции. Гор. божеством здесь был Ваал-Тарс, "господин Тарса", к-рого изображали на монетах в окружении колосьев и гроздьев винограда. В НЗ Т. упоминается как родной город ап. Павла (Деян 9:11; Деян 21:39; Деян 22:3).

Тартак,
божество переселенных в Самарию аввийцев (-> Авва). Сведений о нем, кроме упоминания в 4 Цар 17:31, нет.

Тартан
[ассир. тартану или туртану], титул военачальника, командующего ассир. войском (4 Цар 18:17; Ис 20:1).

Татами,
город в уделе Иуды, название к-рого отсутствует в евр. тексте, но имеется в Септуагинте (Ис Нав 15:59, см. издания, включающие неканонич. книги). Его точное местоположение неизвестно. Возможно, это Айн-эт-Тут, прим. в 2 км юго-зап. Нефтоаха и в 2 км сев.-вост. Бет-Керема.

Тафафь
[евр. Тафат, "капля"], дочь Соломона, жена одного из его наместников (3 Цар 4:11).

Тафна
-> Тафнис.

Тафнис (Тафна)
(егип. "крепость негра"), город на вост. границе Египта (Иер 2:16; Иер 46:14), к-рый греки называли Дафной; ныне на этом месте находится холм Дефене, под вершиной к-рого скрываются развалины Т. Холм расположен прим. в 13 км зап. Эль-Кантары, в районе Суэцкого канала. После убийства Годолии не уведенное в плен евр. население вынуждено было искать здесь прибежище (Иер 43:7; Иер 44:1), но Иеремия указал им на тщетность их попытки бегства и предсказал победу Навуходоносора над Египтом (Иер 43:8-13).

Тахав
-> Тахаф (Тахав, Фахаф), II,1.

Тахан (Фахан),
потомок Ефрема, родоначальник одного из родов колена Ефрема (Числ 26:35; 1 Пар 7:25).

Тахаф (Тахав, Фахаф)
[евр. Тахат].
I. ("расположенное ниже, под чем-либо") - место между -> Макелофом и -> Тарахом, где израильтяне разбивали стан во время своего странствования в пустыне; точное местонахождение Т. неизвестно (Числ 33:26).
II. Вероятно, "замена":
1) левит из рода Каафа, предок пр. Самуила (1 Пар 6:24.37);
2) ефремлянин, сын Береда (1 Пар 7:20);
3) внук Т. (II,2), сын Елеады (1 Пар 7:20).

Тахаш
("большая морская свинья" или "дельфин"), сын Нахора и его наложницы Реумы (Быт 22:24). Возм., потомки Т. жили в земле Тахши, упоминаемой в письмах из архива Телль-Амарны и находившейся в районе Антиливана, сев. Дамаска.

Тахпенеса
[евр. Тахпенэс], егип. царица, современница Соломона (3 Цар 11:19).

Тварь
I. Слово "Т." встречается только в НЗ как перевод греч. слов ктисис, ктисма ("творение", "создание"). Древнеевр. слово нэфэш, к-рое наряду со значением "душа" часто употребляется в значении "(одушевленное) создание", нередко переводится просто как "кто" (напр., Лев 5:1,4), а иногда как "душа живая" (напр., Быт 1:24).
II. Слово "Т." может иметь значение "нечто сотворенное" (Рим 8:39), но может также подразумевать само творение. Начало творения - Христос, Он существовал прежде всякой Т., но был не создан, а рожден. Он, как и Его Отец, есть Первый и Последний (Кол 1:15; Откр 3:10.14). Т. - это люди (человечество) и весь мир (Мк 16:15); в Рим 8:19-22 подразумевается все одушевленное Божье творение как целое. В результате грехопадения вся Т. попала под проклятие, к-рое тяготеет над землей, и вместе с верующими ожидает освобождения.
III. Во Христе все человеческое уже "ничего не значит", значение имеет только "новая тварь" (Гал 6:15), т.е. новая -> жизнь в Боге, к-рую человек получает через -> воскресение (2 Кор 5:17) и к-рая делает христиан первенцами (-> Первородство, первородный) среди Его созданий (Иак 1:18).

Твердь
-> Небо, небеса.

Твердыня
Словом "Т." в Синод. пер. передано евр. слово цур ("скала") (-> Имена Бога). Оно указывает на Господа, Который один только может оказать помощь (1 Цар 2:2), заслуживает полного доверия (Пс 17:3) и стоит непоколебимо (Пс 70:3; Пс 88:27; Ис 30:29).

Творить
-> Сотворение мира, творение.

Тевалия
[евр. Тевальяху, возм. "хороший для Господа"], левит, потомок Мерари, сын Хосы (1 Пар 26:11).

Тевах
("рождённый ко времени заклания"), первый сын Нахора и его наложницы Реумы (Быт 22:24). -> Тивхафа.

Тевет
-> Календарь.

Тевец,
город, у к-рого был убит Авимелех (Суд 9:50-54; 2 Цар 11:21). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий), он находился недалеко от Неаполя (Наблуса), в 13 милях по направлению к Скифополю (Беф-Шеану); совр. Тубас, располож. в 15 км сев.-вост. Наблуса (Сихема).

Тел-Авив
("холм колосьев"), город в Вавилонии, на реке -> Ховар, в к-ром жили пересел. иудеи (Иез 3:15); его точное местонахождение неизвестно.

Тел-Харша
("глиняный холм" или "лесной холм"), город в Вавилонии, из к-рого пленные иудеи вернулись на родину вместе с Зоровавелем (Езд 2:59; Неем 7:61); его местонахождение неизвестно.

Телаи,
город, в к-ром Саул собрал свои войска для воен. похода на амаликитян (1 Цар 15:4); возм., что это Телем, упомянутый в Ис Нав 15:24). Предполагается, что речь идет о совр. Умм-эс-Салафе, располож. под Курнубом, прим. в 3,5 км юго-зап. Зифа (2).

Телем
(возм., "агнец"), левит. привратник, взявший себе иноплем. жену (Езд 10:24).

Телец
-> Крупный скот.

Телец золотой
-> Золотой телец.

Телль-Амарна
I. Населенный пункт на р. Нил в Среднем Египте, где был найден архив фараона Аменхотепа IV (называвшего себя Эхнатоном). Эта местность получила название по проживавшему там ранее племени Бени-Амран. Т.-А. находится в 320 км юж. Каира. Город был основан на пятом году правления Эхнатона и назван Ахетатон. Т.-А. была покинута цар. двором при Тутанхамоне и основательно разрушена при Хоремхебе. Поскольку эта местность никогда более не застраивалась, то раскопки дали большое количество предметов, позволяющих составить представление о жизни Египта того периода (напр., скульптурные изображения Эхнатона и его жены Нефертити и др.). Город располагался у кромки плодородной земли на краю пустыни. В центре находилась главная часть с храмом Атона (дл. 1500 м). Другими примечат. сооружениями были главный дворец (гос. резиденция), частный дворец фараона, окруж. хранилищами, конторами, среди них "дом жизни" (канцелярия фараона) и цар. секретариат, в к-ром были обнаружены таблички архива Т.-А. Там же находились небольшой храм Атона, парк с садовыми сооружениями, прудом и фонтанами, дворец Нефертити, жилые дома и пр.
II. Аменхотеп IV был сыном Аменхотепа III и царицы Тэйе; время его правления приходится на конец XVIII династии, вероятно, на период с 1364 по 1347 или с 1353 по 1336 гг. до Р.Х. (из-за расходящихся хронологич. данных точное время не установлено). Фараон пытался насильственными методами продолжить начатый его отцом процесс освобождения егип. культуры от сковывающих традиций. Аменхотеп IV сделал попытку насадить монотеистич. культ бога солнца Атона, соединив его с радик. реформами в области иск-ва, что вызвало сопротивление жрецов Амона. Действия чрезмерно своевольного "фараона-еретика" не нашли поддержки в народе. Могущество Египта при Аменхотепе IV стало заметно ослабевать. Следует особо подчеркнуть отпадение сир. и палест. областей, обусловленное мощным натиском кочевых племен из сир. пустынь.
III. Открытый в 1887 г. архив Т.-А. содержит многочисл. глиняные таблички с клинописными текстами - переписку царей Аменхотепа III и Аменхотепа IV с правителями Вавилона, Ассирии, Митанни, Арцавы, Аласии (Кипра), Хатти (Хетт. царства) и в разной степени зависимыми князьями Сирии, особенно ее погран. областей в Финикии, Центральной Сирии и Палестине. Примечателен с т.зр. истории культуры тот факт, что языком дипломатии в то время был не егип., а аккад. Заслуживает внимания и то, что гордый Египет в дипломатич. сношениях вынужден был пользоваться иностр. языком. Цар. письма дают возможность увидеть, как происходило перемещение центров власти на Ближнем Востоке: Ассур, как великая держава, вопреки протестам слабой Вавилонии поддерживает через своих посланников прямые контакты с фараоном; а тот, хотя и является еще "собственником" Ханаана, уже не может защитить вавил. караваны и посланников от ограбления своими подданными. Цар. дворы различных гос-в заняты проектами полит. браков. Послы прибывают и уезжают. Происходит обмен подарками и любезностями. Цари не стесняются выпрашивать у Египта золото. Еще многочисленнее, чем таблички с цар. посланиями, письма мелких сир.-палест. правителей, властвовавших в отдельных городах, напр. в Аскалоне, Библе, Иерусалиме, Лахисе, Мегиддо, Сидоне и т.д. В то время как цар. письма следуют устоявшимся канцелярским требованиям, то по корреспонденции мелких властителей с их эпиграфич. особенностями и зачастую испорченным аккад. языком, насыщ. хананизмами, можно понять, что многие писцы не отличались образованностью. Содержание писем, если оно не исчерпывается верноподданнич. заверениями и очернением соседних князей, свидет-вует о бессилии египтян навести порядок в их сир.-палест. владениях. Здесь царит война всех против всех, причем самыми опасными врагами называются хапиру (кочевники, но не название народа) и хатты (хетты). Со всех сторон поступают просьбы направить егип. вспомогат. войска для отражения нападений врага и защиты земель фараона, хотя, видимо, помощь в достаточном количестве не приходала никогда. Язык хранящихся в архиве Т.-А. посланий с их вышеупомянутым эпиграфич. своеобразием, с "ханаанскими глоссами", является древнейшим памятником языка этой страны и вместе с тем предшественником евр. языка, "языка Ханаанского" (Ис 19:18).

Телмелах
("соляной холм"), город в Вавилонии, из к-рого пленные иудеи вернулись на родину вместе с Зоровавелем (Езд 2:59; Неем 7:61); его местонахождение неизвестно.

Тело
I. Т. - это обиталище земной -> жизни (2 Кор 5:6.8; Евр 13:3; ср. Лев 17:11). Т. часто отождествляется с -> плотью; напр. в Пс 37:4.8 ("нет целого места в плоти моей", т.е. болит все мое тело). Но под плотью чаще всего подразумевается живая субстанция, живой материал, в то время как Т. - это чудотворный организм, в к-ром обитают -> душа и -> дух. В евр. и греч. текстах встречается множество выражений, к-рые обычно переводятся словом "Т.".
II. Человеч. Т. - свидет-во мудрости и могущества Бога Творца (Быт 1:26.27; Быт 2:18-25; Пс 138:13-15). Чудесна связь Т., души и духа, образующих абсолютное единство и совокупно освящаемых Богом (1 Фес 5:23; ср. также Пс 38:4; Пс 72:26; Мф 6:25; 1 Кор 5:3; 1 Кор 7:34; Иак 2:26). В Библии, в отличие от свящ. книг языч. религий и сочинений древних философов, нет ни одного пренебрежит. слова о Т. Если Платон называет Т. "темницей души", то в Рим 8:23 говорится о будущем "усыновлении, искуплении тела нашего". -> Десять заповедей явл. прямым свидет-вом того, что Бог желает защитить и сохранить человеч. Т. (Исх 20:1-17). Соблюдающему заповеди обещано продление его земной жизни (Исх 20:12). Высшим проявлением совершенства человеч. Т. стало воплощение Иисуса Христа (Ин 1:14). Иисус - это Божий дар человечеству, Он устранял телесные недуги, исцелял немощных и воскрешал мертвых. С тех пор как Бог в Иисусе явился во плоти (1 Тим 3:16), Т. верующих представляют собой храм Св. Духа (1 Кор 6:19.20).
III. Библия не умалчивает о том, как сильно страдает человеч. Т. после грехопадения, нарушившего Божеств. мироустройство. Смерть и разложение Т. - это возмездие за -> грех (Рим 6:23). Существует тесная взаимосвязь между виной мира и его страданием, между грехом и -> болезнью, между безбожием и смертью; мы рождены, чтобы испытать это на себе: "Ибо мы исчезаем от гнева Твоего" (Пс 89:7; ср. Пс 37:4). В то время как в ВЗ постоянно говорится о бренности человеч. жизни и о смерти (Числ 14:29; Иов 2:7.8; Пс 21:15; Пс 54:5; Ис 1:5.6), в НЗ указывается на то, что именно в телесных страданиях явлена Божья сила (2 Кор 4:10; Гал 6:17; Флп 1:20). Немощь Т. служит символом земной жизни в целом (2 Кор 5:1; Рим 8:11); т.к. грех часто овладевает человеком именно через Т., то оно названо "греховным" Т. (Рим 6:6) или "телом смерти" (Рим 7:24). Наряду с этим в Свящ. Писании говорится и о спасении Т. Иисусом Христом (Флп 3:21).
IV: 1) библ. понимание Т. распространяется и на отношения между полами. Любовное влечение людей друг к другу даровано им Богом, заповедавшим: "Плодитесь и размножайтесь" (Быт 1:28), -> брак (VI) же символизирует отношение Бога к Своему народу. (Ср. Исх 21:10; Рим 4:19; 1 Тим 4:1-5; 1 Тим 5:14, где высказывается положит. отношение к Т. и опровергается ложное мнение о том, что всё телесное негативно;
2) Библия, однако, не скрывает, что не всякие отношения между полами освящены Богом (1 Кор 7:1-5). Необходимо заботиться о чистоте этих отношений, помня, что любовь между мужчиной и женщиной (как и человек в целом) подверглась искажению в результате грехопадения. Поэтому в Библии звучит предостережение: "Не прелюбодействуй" (Исх 20:14); "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?" (1 Кор 6:19); "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал 5:24). С др. стороны, нельзя забывать, что Иисус милует и тех, кто согрешил в любовном влечении: "Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (т.е. впереди не готовых к раскаянию, надменных первосвященников и старейшин, Мф 21:31; ср. Ин 8:3-11). -> Брак.
V. Воплотившись (см. выше, п.II), Иисус воспринял и смертную природу человеч. Т. Но, будучи Сам безгрешен, Он пожертвовал Своим Т. ради нас, обрек его на смерть ради нашего спасения (Рим 7:4; Кол 1:22; 1 Петр 2:24; Евр 2:14.15; Евр 10:5). Особым образом об этом говорится в связи с -> Вечерей Господней (Мф 26:26; Мк 14:22; Лк 22:19; 1 Кор 10:16; 1 Кор 11:24.27.29).
VI. Церковь, через к-рую воскресший Господь действует в мире, часто образно называют "телом Христа" (Рим 12:5; 1 Кор 10:17; 1 Кор 12:12-27; Еф 1:23; Еф 2:16; Еф 4:4.12; Еф 5:23.30; Кол 1:18.24; Кол 2:19; Кол 3:15). Так ап. Павел выразил живую, неразрывную связь Господа с верующими, проявляющуюся в постоянном воздействии Христа на Церковь, к-рую Он наполняет Своим Духом и животворит, Главой к-рой Он является и к-рая благодаря Ему обретает жизнь. Наряду с этим в образе Т. Христова христианам явлен идеальный образец истинных взаимоотношений между членами Церкви, основанных на общении во Христе; подобно членам одного Т., члены Церкви помогают, поддерживают и дополняют друг друга.
VII. В своей телесности человек также является "образом и подобием Божиим" (Быт 1:26.27). Но все же "плоть и кровь не могут наследовать -> Царства Божия" (1 Кор 15:50); плоть живет лишь на земле, здесь же она и умирает (1 Петр 1:24). В -> воскресении же мы обретем новую, небесную, духовную телесность (1 Кор 15:39), к-рая позволит нам узреть Бога. Христос, первенец среди воскресших (1 Кор 15:20), во время Своего Второго пришествия подобным же образом дарует новую жизнь всем тем, кто принадлежит Ему (1 Кор 15:23; Флп 3:21).
VIII. Свидет-вом реальности духовных проявлений можно, вероятно, считать тот факт, что, согласно Лк 3, Лк 22, Св. Дух снизошел на Иисуса "в телесном виде", т.е. зримо. Точно так же фразой "в Нем (во Христе) обитает вся полнота Божества телесно" (Кол 2:9) описывается реальность, к-рую не следует трактовать образно или философски.
IX. В Откр 18:13 "телами" названы -> рабы.

Телохранители
I. Подобно егип. фараонам (Быт 37:36), ассир. и вавил. царям (4 Цар 25:8), израил. правители, начиная с Саула (1 Цар 22:17), имели личную охрану. К службе в качестве Т. часто привлекались чужеземцы. Так, личная охрана Давида состояла из хелефеев (критян) и фелефеев (филистимлян) (2 Цар 8:18; 2 Цар 15:18; 2 Цар 20:7; 3 Цар 1:38), а Т. филистимлянина Анхуса был израильтянин Давид (1 Цар 28:2). Сыновья Давида Авессалом и Адония, обзаведясь личной охраной из 50 человек, сделали тем самым первый шаг на пути к желанной власти (2 Цар 15:1; 3 Цар 1:5 - в Синод. пер. в обоих случаях - "скороходы"). Перед свержением царицы Гофолии Иодай заручился поддержкой Т., убедив их оказать помощь юному царю Иоасу (4 Цар 11:4.6.19).
II. Из числа Т. назначались гонцы (1 Цар 8:11), сообщавшие о прибытии правителя и расчищавшие путь для проезда его колесницы, а также стражи, стоявшие у входа во дворец; возле дворца находились помещения, в к-рых размещалась личная охрана царя (2 Цар 11:9). Иуд цари посещали храм в окружении Т., к-рые при этом несли особые щиты (3 Цар 14:27.28); ворота между храмом и цар. дворцом назывались воротами Т. (4 Цар 11:19). Т. и их начальники часто выполняли особые поручения (4 Цар 25:8-20; Иер 39:9-14; Иер 40:1-5). В число обязанностей Т. входило и исполнение смертных приговоров. Так было при Сауле (1 Цар 22:17), Соломоне (3 Цар 2:25.34.46), Ииуе (4 Цар 10:25 - в Синод. пер. - "скороходы"), а также в Вавилоне (Дан 2:14). Палач, посланный обезглавить Иоанна Крестителя, был одним из Т. Ирода (Мк 6:27). -> Гонец.

Темница
I: 1) тюремное заключение практиковалось в Египте (Быт 39:20; Быт 40:3; Быт 42:16-19), у филистимлян (Суд 16:21), в Ассирии (4 Цар 17:4), Вавилонии (Иер 52:11), Персии (Езд 7:26). Первые сведения о тюрьмах в Израиле относятся ко времени правления царей (2 Пар 16:10; 2 Пар 18:26; Екк 4:14; Ис 42:7). В Иерусалиме во времена пр. Иеремии Т. находилась у Вениаминовых ворот (Иер 20:2), позже пророк был заключен в доме писца Ионафана (Иер 37:15). Затем его заключили "во дворе стражи" (Иер 37:21; Иер 38:13) и в конце концов бросили в находившуюся там "яму" (Иер 38:6);
2) в НЗ говорится о "народной" Т. в Иерусалиме (Лк 23:19; Деян 5:18; Деян 12:4) и в Филиппах (Деян 16:23). Заключенных заковывали в цепи (Деян 12:6; Деян 16:26; ср. Быт 42:19; Суд 16:21) или забивали в колоду (Деян 16:24; ср. Иер 20:2). Стража находилась перед дверью Т. (Деян 5:23; Деян 12:6), а у особо важных заключенных - и в самой камере. Тюремный надзиратель назван в Библии "темничным стражем" (Деян 16:23; в Быт 39:21 - "начальник темницы"). Иоанн Креститель был заточен в горную крепость -> Махерон (Мк 6:17; Ин 3:24). Здесь (Мф 11:2.4), как, впрочем, и в других тюрьмах (Мф 25:36; Деян 23:16; Евр 10:34), были разрешены посещения.
II. Т. также служит символом демонич., враждебных человеку сил. Заключенных этой Т. "пленил" Христос (Еф 4:8; ср. Пс 67:19), восторжествовав (Кол 2:15) над "духами злобы" (Еф 6:12) и проповедуя Евангелие находящимся в Т. духам, "некогда непокорным" (1 Петр 3:19). -> Бездна, в к-рую на 1000 лет будет сброшен сатана (Откр 20:2), также называется Т. (Откр 20:7).

Тенеты
-> Сеть (тенеты).

Тень
I. Среди тех значений, к-рые слово "Т." имеет в Библии, самое важное - символ спасения. Солнце своим светом и теплом приносит благословение, но избыток этих даров может оказаться пагубным (4 Цар 4:18-20; Ис 49:10; Ион 4:8; Откр 7:16). Т., дающая спасение от палящего солнца, становится образом защиты (Суд 9:15; Ис 30:2; Ис 32:2; Мк 4:32), особенно защиты Божьей (Пс 120:5), укрытия под Т. Его крыл (Пс 16:8; Пс 35:8; Пс 56:2; Пс 62:8) или под Т. Его руки (Ис 49:2; Ис 51:16). Пребывающий под Т. (в Синод. пер. - "под кровом") Всевышнего находится под сенью (защитой) Всемогущего (Пс 90:1). Подобным же образом проявляется и даров. апостолам сила исцеления, когда оно совершается под воздействием их Т. (Деян 5:15).
II. По Т. нельзя составить точного представления о том, что именно ее отбрасывает. Т. может передать только общее очертание, приблизит. представление (Кол 2:17; Евр 8:5; Евр 10:1). Когда на человека надвигается неведомое, оно ощущается как вызывающая страх угроза, как Т. грядущей смерти, лежащая на всем живом (Мф 4:16; Лк 1:79; -> Тьма. Наряду с этим Т. в Библии - это и символ бренности: все преходящее исчезает, как тень, не оставляя следа (1 Пар 29:15; Иов 14:2; Пс 101:12; Пс 143:4).

Терафим
I. Слово терафим (в евр. яз. - это ф-ма мн.ч.) имеет значение "домашние божки", "идолы". Материалы раскопок пока не дают представления о том, как они выглядели. Этимология слова терафим спорна: одна группа ученых считает, что оно произошло от араб. слова со значением "дарить благо и изобилие"; другая - что его можно перевести с араб. как "мерзость"; третья - что оно происходит от араб. слова "маска"; четвертая полагает, что его основу составляет хеттско-хурритское слово со значением "дух", "демон".
II. Домашние боги представлены скульптурными или живописными изображениями, наделенными человеч. формами. Мотивы поступка Рахили, похитившей домашних идолов своего отца Лавана (Быт 31:19.34), становятся понятнее из текстов, начертанных на глиняных табличках, к-рые были найдены в Нузе, недалеко от совр. Киркука (XV в. до Р.Х.). Согл. этим текстам, обладание фигурками домашних богов гарантировало руководящее положение в семье и позволяло притязать на наследство. Это относилось и к мужу дочери, поэтому присвоение Рахилью домашних святынь означало серьезное нарушение прав сыновей Лавана (Быт 31:1). Т. хранились в своего рода домашней часовне вместе с -> ефодом. К ним относились как к оракулу (Суд 17:5; Суд 18:4-6). Так, Навуходоносор вопрошал домашних идолов (-> Идол, идолослужение), будет ли успешным путь для его войска (Иез 21:21). Даже в доме Давида находился Т. (1 Цар 19:13; в Синод. пер. - "статуя"), принадлежавший, видимо, его жене Мелхоле. О домашних идолах упоминает и пр. Осия (Ос 3:4). Царь Иосия в ходе реформ приказал уничтожить и всех Т. (4 Цар 23:24), тем не менее они встречались в домах израильтян и после вавил. плена (Зах 10:2).

Теревинф
(теребинт, терпентинное дерево) - Pistacia terebinthus. Это относит. невысокое дерево (до 5 м) встречается по всему средиземноморскому региону. Т. - растение двудомное, поэтому его мелкие бордовые косточковые плоды имеются только на женских растениях. Т. ценят за то, что он дарит тень, но в конце сентября его листья уже опадают. Из разрезов на его коре добывают благовонную смолу, терпентин (основное сырье для получения скипидара и канифоли). В Библии Т., вероятно, подразумевается под евр. словом эла, к-рое в Синод. пер. обычно переводится как -> "дуб". Т. упоминается как дерево -> высот (Иез 6:13, в Синод. пер. - "дуб"; Ос 4:13), как источник тени (Суд 6:11.19 и 3 Цар 13:14 - в Синод. пер. - "дуб") и в качестве метафоры (Ис 1:30, в Синод. пер. - "дуб"; Иез 6:13). Под Т. Иаков закопал всех идолов (-> Терафим) своих домочадцев (Быт 35:4, в Синод. пер. - "дуб"). Авессалом повис на Т., запутавшись в его ветвях волосами (2 Цар 18:9-14, в Синод. пер. - "дуб").

Терние
Как и -> волчцы, Т. в Библии - это собират. название колючих растений. На полях Палестины встречаются: Ononis natrix - растение с желтыми цветками, колючка Poterium spinosum, а в окрестностях Капернаума - Zizyphus lotus (унаби). Вероятно, именно унаби имел в виду Иисус в Своей притче (Мф 13:7), т.к. это растение после сезона дождей сильно разрастается и часто заглушает культурные растения. Сухой колючий кустарник горит с сильным треском, но дает мало тепла. Поэтому в Екк 7:6 смех глупых сравнивается с треском горящего тернового хвороста. Из ветвей какого растения был сплетен венец Иисуса Христа (Мф 27:29), доподлинно не известно. С уверенностью можно сказать, что это не были ветви Zizyphus spina Christi, как традиц. представляют. Это растение, хотя и имеет крепкие колючки, произрастает лишь на прибрежных равнинах, в юж. пустынях и в долине Иордана.

Терпение, терпеливый
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
В греч. тексте понятие "терпение" передается разными словами: макротюмиа означает Божье великодушие и долготерпение, анохе - упорство людей в следовании за Богом, их стойкость в перенесении бед [греч. гюпомоне].
II. БОЖИЕ ТЕРПЕНИЕ
1) Божие отношение к людям определяется Т. Еще в ВЗ говорится, что Бог "медлен на гнев". Божье долготерпение (Исх 34:6; Числ 14:18; Неем 9:17; Пс 102:8; Пс 144:8; Иоил 2:13; Наум 1:3 и др.) в полной мере осмысливается лишь в НЗ (Рим 2:4; 2 Петр 3:9). Господь терпелив (Мф 18:25), Он "с великим долготерпением щадил сосуды гнева... дабы вместе явить богаство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе" (Рим 9:22.23);
2) своей вершины Божье Т. достигает в Иисусе Христе (1 Тим 1:16). Т. Бога объясняется Его желанием спасти всех людей (1 Тим 2:4; 2 Петр 3:9). Но и оно имеет свой предел - "день ... праведного суда от Бога" (Рим 2:5; 2 Петр 3:9). Время, остающееся до того момента, когда на людей обрушится Божий гнев (Еф 5:6; Откр 6:16), нельзя назвать временем "промедления" Господа с исполнением обетований (2 Петр 3:9.15), оно является временем милости и долготерпения. Если человек не принимает Божьего правосудия, предоставленного даже тем, кто жил до прихода Иисуса Христа (1 Петр 3:20), то он "сам себе собирает гнев на день гнева" (Рим 2:5; Кол 3:6; 2 Петр 3:10), ибо Божье Т. заканчивается.
III. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕРПЕНИЕ
В НЗ верующим приходится проявлять Т., укрепляться во всяком Т. и великодушии (Кол 1:11), в кротости и долготерпении (Кол 3:12). Церковь Христова, подобно своему Господу (Мф 10:24), страдает от гонителей и противников. Это подтверждается четко просматриваемой в НЗ связью Т. со скорбью (Рим 5:3), искушением (Иак 1:2-4), страданиями (2 Кор 1:6), нуждами, бедствиями (2 Кор 6:4), гонениями (2 Фес 1:4). Т. необходимо для совершенствования Церкви (2 Фес 1:5; ср. Флп 1:28), для свидет-ва Христова в этом мире (2 Кор 6:4; Флп 1:29). Призванная к Т. (1 Тим 6:11; 2 Тим 3:10; Иак 1:4), Церковь взирает на Того, Кто Сам выдержал все страдания и гонения, Кто терпел на кресте, на "Бога терпения и утешения" (Рим 15:5). Это Т. - не безвольное подчинение обстоят-вам, а соучастие в осуществлении Божьей воли и деятельное ожидание победы Господа, все преодолевающего и дающего силу преодоления Своим чадам (Рим 8:37). Т. - это плод веры (Иак 1:3), это дар Господа, как говорит Его Слово (Рим 15:4; Откр 3:10). Через Т. возрастают радость христианина, его надежда и опыт (Рим 5:4; Рим 15:4; Кол 1:11). Верность и Т. - это залог грядущего спасения, обретения венца жизни (Лк 21:19; Евр 10:36; Откр 2:10).

Тертий
("третий"), писец (секретарь) Павла, к-рому апостол продиктовал свое Послание к Римлянам (Рим 16:22).

Тертулл
[ласкат. ф-ма от лат. Тертий, "третий"], ритор, представлявший иуд. обвинителей Павла перед наместником Феликсом, предположит. говоривший по-латински (Деян 24:1).

Тесто
-> Закваска.

Тетива
-> Лук.

Техинна
("вымаливать"), сын Ештона из колена Иуды, родоначальник жителей -> Нааса (4) (1 Пар 4:12).

Тивериада,
город на зап. берегу Геннисаретского озера (Ин 6:1.23), называемого также морем Тивериадским (Ин 21:1). Согл. Талмуду, Ирод Антипа построил Т. на месте древнего Раккафа, упоминаемого в Ис Нав 19:35. Он назвал город в честь имп. Тиберия и перенес сюда из Сепфориса свою резиденцию. По-видимому, Иисус не бывал в Тивериаде. Евреи долгое время избегали посещать этот город, считая его нечистым, т.к. при его строит-ве были разрушены древние гробницы. Но после падения Иерусалима Т. стала местом пребывания иуд. книжников (-> Масоретский текст). Здесь возникли -> Мишна и палест. -> Талмуд, здесь находились гробницы известнейших раввинов Акибы и Маймонида.

Тиверий
[в совр. лит-ре Тиберий], рим. император (-> Кесарь), к-рый правил во времена общественного служения Иисуса Христа, упоминается в Лк 3:1. Данные Лк 3:1 не абсолютно однозначны, поскольку прежде чем Т. стал единоличным правителем (14 г. по Р.Х.), он уже получил от Августа полную власть над рядом провинций, в т.ч. и над Сирией. Т. Клавдий Нерон (после усыновления его Августом - Т.Юлий Цезарь) был сыном Т.Клавдия Нерона и Ливии. Он родился в 42 г. до Р.Х. В 13 г. по Р.Х. Август назначил его соправителем, а после смерти Августа Т. стал его преемником (14 г. по Р.Х.); он умер в 37 г. по Р.Х. Т. был отважным воином. Его отличали недоверчивость к друзьям и жестокость к недругам. В последние годы его правления процветало доносит-во и увеличилось число казней.

Тивхафа,
город в Суве (1 Пар 18:8). Его отождествляют с Бефом, сир. городом, в к-ром Давид взял "весьма много меди" (2 Цар 8:8), а также с дбх, упоминаемым Тутмосом III, и с Тубихи из док-тов архива -> Телль-Амарны. Возм., что название города каким-то образом связано и с Тевахом, сыном Нахора (Быт 22:24). Ученые предполагают, что на месте Т. находится совр. Эт-Тайджибе, в 5 км юго-зап. Баальбека.

Тиглатпаласар
(в Синод. пер. - Феглаффелласар) [аккад. Тукульти-апал-Эшарра, "моя защита - сын Эшарры (т.е. бог Нинурта)"], имя нескольких ассир. царей. Т.I (1117-1077 гг. до Р.Х. -> Ассирия) и Т.II (965-933 гг. до Р.Х.) в Библии не упоминаются. Т.III был царем Ассирии в 745-727 гг. до Р.Х. О его происхождении ничего не известно. Его первонач. имя, по-видимому, было Пул (-> Фул). Под этим именем он был известен и как царь Вавилона. Новое имя он, вероятно, принял при восхождении на престол - в честь своего знаменитого предшественника Т.I. Т.III был великим завоевателем, присоединившим Вавилон к Ассирийскому царству. Чтобы предотвратить восстания побежденных, он в больших масштабах применял метод планомерного переселения покор. народов. Вероятно, к 743 г. до Р.Х. Т.III, к-рый после своих побед в Сирии покорил и царства израильтян, внес в списки своих данников дамасского царя -> Рецина, израил. царя -> Менаима и иуд. царя Озию (Азарию). Его след. поход в Палестину в 734 г. был направлен против филистимлян. Между тем к власти в Иудейском царстве пришел -> Ахаз, к-рого притесняли израил. царь Факей и Рецин за то, что Ахаз не выступил на их стороне в борьбе против Ассирии. Тогда Ахаз купил помощь Т.III, расплатившись с ним храмовыми сокровищами (4 Цар 16:7.8). Ассир. источники упоминают два похода Т.III против Дамаска - в 733 и 732 гг. до Р.Х. При этом Т.III убил Рецина (4 Цар 16:9) и утвердил израил. царем -> Осию, убившего Факея (4 Цар 15:30). После покорения Сев. Израиля и вост. берега Иордана он отправил в изгнание колено Неффалима, полуколено Манассии, колена Гада и Рувима (4 Цар 15:29; 1 Пар 5:26). Ахаз тоже был покорен, обложен данью и вынужден был явиться к Тиглатпаласару в Дамаск (4 Цар 16:10). Т.о., вся Палестина была завоевана Ассирией.

Тигр (Хиддекель),
одна из двух великих рек Месопотамии (Быт 2:14; Дан 10:4). Название этой реки на аккад. языке звучит как Диглат, на перс. - как Тигра. На ее берегах стояли города Ниневия, Реховоф-Ир, Кальху (библ. Келах), Ашшур (библ. Ассур) и др.

Тимей
("ценимый", "уважаемый"), отец нищего слепца, исцел. Иисусом (Мк 10:46).

Тимон,
один из семи -> служителей (IV) церкви в Иерусалиме (Деян 6:5).

Тимофей
("чти Бога!"), один из верных сотрудников -> Павла. Т. выполнял многие ответств. поручения апостола. Он родился в Листре Ликаонской. Отец Т. был греком, а мать - еврейкой. В юности Т. был наставлен в Свящ. Писании матерью Евникой и бабкой Лоидой (2 Тим 1:5; 2 Тим 3:15), а впоследствии, вероятно, духовно сформировался под влиянием Павла, с к-рым впервые встретился в Листре во время второго миссионерского путешествия апостола (Деян 16:1). По воззрениям иудеев, Т., как сын иудейки, подлежал обрезанию. Павел, желая взять Т. с собой в путешествие в качестве спутника и соратника, подверг его обрезанию, чтобы избежать нападок со стороны иудеев (Деян 16:3). Павел, -> Сила и Т. отправились через Малую Азию в Македонию. Когда апостол направился в Афины, он оставил Т. и Силу в Македонии (Деян 17:14). После встречи апостола и его помощников в Афинах (Деян 18:5), Т. был направлен в Фессалонику (1 Фес 3:1), после чего он вернулся к Павлу в Коринф с радостными вестями "о вере и любви" фессалоникийцев (1 Фес 3:6). В Коринфе Т. проповедовал Евангелие вместе с Павлом (2 Кор 1:19). Т. упоминается в начале первого и второго -> посланий к фессалоникийцам. Он сопровождал Павла и во время его третьего миссионерского путешествия, а когда апостол написал из Эфеса Первое послание к Коринфянам, Т. - вероятно, по более длинному пути, чем тот, по к-рому шло письмо - добирался в Коринф (1 Кор 4:17; 1 Кор 16:10; ср. Деян 19:22). Неизвестно, добрался ли он туда, во всяком случае, о результатах его деят-сти там ничего не известно. Из 2 Кор 1:1 видно, что Т. вновь находился с Павлом. В Деян 20:4 Т. назван среди тех, кто сопровождал апостола на обратном пути в Иерусалим, но, вероятно, туда он не прибыл. Возм., что он остался в Эфесе, где позднее трудился по поручению Павла (1 Тим 1:3). Т. не было с апостолом, когда тот был арестован и отправлен в Pим (Деян 27:2), но позднее он находился вместе с Павлом в Риме, как это следует из Кол 1:1; Флм 1:1 (а отчасти и из Флп 1:1; Флп 2:19). О жизненном пути Павла после его первого рим. заточения известно мало, поэтому и путь Т. в этот период проследить невозможно. Когда Павел писал свое Первое послание к Тимофею, он был на свободе, но Т. с ним не было - он либо еще оставался в Эфесе, либо был вновь туда послан (1 Тим 1:3), чтобы противодействовать лжеучителям. Это, видимо, нелегко давалось еще молодому человеку, каким был Т. (1 Тим 4:12). Позднее, когда Павел писал ему из своего второго заключения в Риме, Т., по-видимому, еще находился в Эфесе. Затем он был призван апостолом в (Рим 4:9.21). Из Второго послания к Тимофею видно, что Павел высоко ценил Т. и испытывал потребность в общении с ним. Именно ему послал он свое завещание. Сообщение о заточении и освобождении Т. в Евр 13:23 стоит особняком. Где и когда Т. был арестован, как произошло его освобождение, неизвестно. Служение Т. было служением благовестника (2 Тим 4:5), поэтому он посещал разные города. На это служение он был призван "по пророчеству" (1 Тим 1:18; 1 Тим 4:14) и специально для него принял особый дар Божий через возложение рук Павла и пресвитеров (1 Тим 4:14; 2 Тим 1:6 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). -> Послания к Тимофею.

Тимпан
-> Музыкальные инструменты.

Тиншемет
(евр. "вдыхающий"), по-видимому, название хамелеона (Лев 11:30; в нек-рых переводах передается как "крот", что неверно, т.к. крот по др.-евр. холед). Т. - животное семейства ящериц, подотряда червеязычных (Chamaeleon chamaeleon), около 30 см длины, живет на деревьях и питается насекомыми, к-рых ловит с помощью своего длинного, клейкого, необычайно подвижного языка. Быстро меняющаяся защитная окраска тела Т. зависит от освещения, температуры, влажности, позволяя этому животному приспосабливаться к различным условиям. Др.-евр. словосочетание хапор перот - "выкапывающий плоды" (Ис 2:20; в Синод. пер. - "крот") означает, вероятно, совсем иное животное, а именно одну из разновидностей полевых мышей - лат. Crocidura religiosa, считавшуюся в Египте свящ. Нек-рые исследователи полагают, что это - второе название крота.

Типсах
(возм., "брод"):
1) город на зап. берегу Евфрата, погран. город царства Соломона (3 Цар 4:24), Тапсак в антич. эпоху мира, ныне Дипс, под Мескене.
2) город, к-рый оказал сопротивление Менаиму и был им завоеван и жестоко покаран (4 Цар 15:16). Возм., на этом месте сегодня находится холм Хирбет-Тафсах, под к-рым скрываются развалины города периода израил. поселений. Холм расположен в 2,5 км юж. Фараты (библ. Пирафона). Согл. Септуагинте, однако, речь здесь идет о -> Таппуахе (2).

Тир
[греч. ф-ма евр. названия Цор, "скала"], укрепл. город финикийцев (-> Финикия, финикийцы) на острове, располож. вблизи ливанского побережья (Ис Нав 19:29; 2 Цар 24:7), совр. Сур, находящийся в 40 км сев. Акко. Т. имел две гавани - сидонскую на севере и егип. на юге; вблизи последней находился знаменитый храм Мелькарта, тирского Ваала. Недалеко от острова на материке лежало связ. с городом селение Старый Тир. С течением времени Т. стал более значим, чем -> Сидон, вместе с к-рым он часто упоминается в Библии (Езд 3:7; Иоил 3:4; Мф 11:21; Мк 3:8). В 27 главе Книги пр. Иезекииля замечательно изображен этот торг. город, богатый и красивый, влияние к-рого распространялось и на финик. колонии в Сев. Африке (Карфаген). Т. упоминается в док-тах из архива -> Телль-Амарны (XIV в. до Р.Х.). Т. был расположен на границе с уделом Асира (Ис Нав 19:29), на севере тер., к-рую Бог определил для Израиля (ср. 2 Цар 24:7), но никогда не принадлежал израильтянам. Помощь, к-рую -> Хирам I оказывал Давиду и Соломону, скорее означала расширение влияния Т. То же самое относится и к женитьбе израил. царя Ахава на Иезавели, дочери -> Ефваала (3 Цар 16:31). Иосиф Флавий воспроизводит восходящий к тирским летописям список царей - от Абиваала, отца Хирама I, жившего ок. 1000 г. до Р.Х, до Ефваала, царствовавшего во времена Амврия и Ахава, и далее до Пигмалиона, жившего ок. 800 г. до Р.Х., - с точными годами их жизни и царствования, а также список царей, относящийся к VI в. до Р.Х. Кр. того, Т. многокр. упоминается в ассир. и вавил. текстах: Т. входил в союз с Сирией и Палестиной, войска союзников в 853 г. до Р.Х. сразились с ассирийцами при Каркаре, но в 841 г. до Р.Х. тирский царь Балеазар был вынужден выплачивать дань Салманасару III. Хирам II в 743 г. покорился власти ассир. царя Тиглатпаласара III. Тирский царь Лули сначала успешно сопротивлялся ассирийцам, но затем был изгнан Синаххерибом (-> Сеннахирим). Асархаддону также удалось вновь покорить Т. Навуходоносор безуспешно осаждал город в 585-573 гг. до Р.Х. (см. Иез 29:17-21). В течение нескольких лет, начиная с 560 г., Т. правили -> судьи (II,3). Торговцы из Т. упоминаются в Неем 13:16. Предсказания пророков о гибели Т. (Ис 23:1; Иер 47:4; Иез 26:1 - Иез 28:1; Иоил 3:4; Ам 1:9.10; Зах 9:3.4) исполнились при Александре Македонском (в 332 г. до Р.Х.). Готовясь к осаде, Александр построил плотину от материка до острова и после семимесячной осады овладел городом. Город был разрушен, его жители уведены в плен. На этом эпоха могущества Т. завершилась, однако позднее город был заново заселен. Песок, наносившийся морем, образовал из плотины перешеек, к-рый соединил Т. с материком, лишив его т.о. самой мощной защиты; егип. гавань также полностью занесло песком. В новозаветные времена Иисус на время уходил в область Т. (Мф 15:21), а Павел останавливался здесь на семь дней по пути в Иерусалим (Деян 21:3-5): в те времена в этом городе существовала христ. община.

Тиранн
("повелитель", "властелин"), учитель философии или риторики в Эфесе, в училище к-рого Павел проповедовал в течение двух лет, после того как иудеи в синагоге отвергли его (Деян 19:9).

Тиргак
(в егип. и в совр. лит-ре - Тахарка), сын Пианхи, был фараоном в 689-664 гг. до Р.Х. В 4 Цар 19:9; Ис 37:9 сообщается, как ассир. царь Синаххериб -> (Сеннахирим) получил известие о том, что Т. вышел сразиться с ним. При этом речь идет о воен. походе Синаххериба, предпринятом в 701 г. до Р.Х., в к-ром он разгромил объедин. войска египтян и эфиопов под Елтеке. В то время фараоном Египта был Шабака (714-700 гг. до Р.Х.), дядя Т. Возм., Шабака доверил племяннику командование егип. войском, но не исключено также, что Т. до своего воцарения в Египте был царем Эфиопии. Когда Т. уже был фараоном, Египет подвергся нашествию ассирийцев. Вначале Т. удалось отразить нашествие ассир. царя -> Асархаддона, но в 671 г. до Р.Х. Мемфис был взят ассир. войском, и Т. пришлось бежать в Нубию. Нижний Египет был присоединен к Ассирийскому царству, и туда были назначены 20 наместников. Но после того как Асархаддон вывел свои войска, Т. сумел вновь установить свою власть в Египте. В 669 г. до Р.Х. Асархаддон умер во время нового похода на Египет. Его сын Аснафар (Ашшурбанипал), победив Т., вновь назначил ассир. наместников. В 664 г. до Р.Х. Т. умер в Напате.

Тирейцы,
семейство -> кинеян из неизвестного города Тиры, одного из трех семейств писцов (в Синод. пер. - "племен соферийцев"), проживавших в Иабеце (1 Пар 2:55).

Тиряне,
жители города -> Тира.

Тит
[лат. Титус]:
1) сотрудник Павла, к-рому апостол поручал ответств. задания. Примечат., что в книге Деяний Т. не упоминается. Нек-рые исследователи высказывали предположение, что он был братом Луки и потому остался неназванным; но это не доказано. Первое упоминание о Т. в НЗ связано с тем, что он как христианин, обращ. из язычников, сопровождал Павла в Иерусалим (Гал 2:1). Затем говорится, что Павел послал Т. в Коринф (-> Послания к коринфянам, I,4), где в церкви возникли трудности. Т. справился с возложенной на него задачей (ср. 1 Кор 4:17), и когда он встретил Павла в Македонии, то сообщил ему, что в Коринфе дела обстоят нормально (2 Кор 2:13; 2 Кор 7:6.13). Затем Т. получил новое задание, касающееся сбора пожертвований, кр. того, он должен был передать коринфянам второе послание Павла (2 Кор 8:6.16.23; 2 Кор 12:18). Из текста Тит 1:5 следует, что позднее Павел оставил своего сотрудника на Крите, чтобы он опекал местные церкви. Текст послания к Титу свидет-вует, что апостол очень высоко ценит Т., называя его "истинным сыном по общей вере" (Тит 1:4; см. также 2 Кор 12:18). Из текста 2 Тим 4:10 становится известно, что Павел послал Т. в Далматию, где, видимо, также надо было уладить нек-рые трудности, возникшие в церкви (-> Послание к Титу);
2) сын рим. имп. Веспасиана (69-79 гг. по Р.Х.) и его преемник (79-81 гг по Р.Х.). В 66 г. он сопровождал своего отца в Палестину, куда имп. Нерон направил его для подавления иуд. восстания. Когда Веспасиан в 69 г. был вызван к императору и поспешил в Рим, он оставил Т. в качестве главнокомандующего рим. войсками. Т. руководил осадой и взятием Иерусалима в 70 г. по Р.Х. и завершил покорение страны. На триумф. арке, возвед. в честь Т. в 94 г. в Риме, изображены пленные иудеи и конфисков. храмовая утварь, среди к-рой видны светильник и стол для хлебов предложения. -> Вереника -> Ирод Агриппа (II) -> Иерусалим (III,Е,2).

Тихик
("счастливый", "дитя счастья"), сотрудник Павла, родом из -> Асии; сопровождал апостола во время его третьего миссионерского путешествия из Македонии в Троаду (Деян 20:4). Вместе с Онисимом он передавал письма Павла из Рима церквам в Эфесе и Колоссах, а также Филимону (Еф 6:21; Кол 4:7). Позднее Павел хотел направить его или Артему к Титу на Крит (Тит 3:12); а в 2 Тим 4:12 Павел упоминает, что послал Т. в Эфес.

Тихо, тишина
-> Покой, почить, успокоиться.

Ткач, ткать
Ткачество у израильтян вначале было домашним занятием женщин. Из шерстяных и льняных нитей они ткали полотно, а из козьей шерсти - покровы для шатров и одеяла (Притч 31:13.19). Первонач. нити основы натягивали между двумя палками, располож. одна под другой в горизонт. плоскости, между которыми с помощью ткацкой шпули или челнока протягивали уточную нить. Впоследствии был изобретен станок, на к-ром нити основы располагались вертикально между двумя навоями или натягивались с помощью грузиков, укрепл. на нижнем конце нитей. При этом ткали снизу вверх. Получ. полотно отрезали от нитей основы в верхней части (см. Ис 38:12).
Постепенно ткачество превратилось в ремесло, к-рым занимались мужчины (1 Пар 4:21). Появились узорчатые ткани (Исх 28:39), в т.ч. многоцветные, нередко выполн. с большим худож. вкусом (-> Вышивать). Т. изготавливали облачения для священнослужителей из дорогостоящего виссона, а также бесшовные предметы одежды (Ин 19:23). В Израиле было запрещено производить ткани и одежду из разнородных нитей (Лев 19:19; Втор 22:11), что, несомненно, следует рассматривать как указание на необходимость внутр. простоты и цельности. Упоминание ткацкого челнока (Иов 7:6) и навоя (2 Цар 21:19) при сравнении с человеч. жизнью показывает, насколько широко была известна техника ткачества. -> Ремесло (II).

Тление, тленный
-> Воскресение, воскрешать (II,Б) -> Смерть (I).

Тмин
[евр. каммон; греч. кюминон], выращиваемое в Палестине растение (Cuminum Cyminum), пряные плоды и цветки к-рого используются в качестве приправы и как целебное средство. Семена Т. выколачивали с помощью палки (Ис 28:25.27). Согл. Мф 23:23, с урожая Т. взималась десятина.

То и то
В Библии это словосочетание встречается в след. контексте: пусть Бог сделает со мной "то и то", т.е. нашлет на меня всяческие беды, если сказанное мной не соответствует истине. Это своего рода проклятие, навлекаемое человеком на самого себя (Руф 1:17; 3 Цар 2:23).

Тоах,
левит из рода Каафа, сын Цура, предок Самуила (1 Пар 6:34.35). В 1 Цар 1:1 он назван Тоху.

Тов
Это слово имеет два значения: "хорошо" и "благовоние". Местность к востоку от р. Иордан (Суд 11:3.5; ср. 2 Цар 10:6.8 - в Синод. пер. - Истов). В док-тах из архива Телль-Амарны эта область упоминается как Дубу. Ученые предполагают, что в списке городов Тутмоса III она обозначена как тб. Вероятно, Т. находилась недалеко от Эт-Тайибе, прим. в 15 км от Едреи на пути в Боцру (в Библии не упоминается) на Авране.

Тов-Адония
("добр (мой) Господь Яхве"), один из левитов, наставлявших народ в Законе во времена Иосафата (2 Пар 17:8).

Товит
-> Апокрифы (I,3а).

Товия
[евр. Товийя и Товийяху, "Господь добр"]:
1) один из левитов, наставлявших народ в Законе во времена Иосафата (2 Пар 17:8);
2) родоначальник семейства, к-рое по возвращении из плена не смогло доказать своего родословия (Езд 2:60; Неем 7:62);
3) один из тех евреев, которые во времена пр. Захарии еще жили в изгнании (Зах 6:10.14);
4) перс. наместник в Аммоне во времена Неемии. Вместе с Санаваллатом, наместником Самарии, и Гешемом Аравитянином, царем -> Кедара, он пытался воспрепятствовать восстановлению Иерусалимской стены (Неем 2:10.19; Неем 4:1; Неем 6:1). Т. имел большое влияние в Иудее, т.к. поддерживал тесную связь со знатными семействами гос-ва, но осуществить свой коварный план ему все же не удалось. Сам Т. и его сын были женаты на иудейках (Неем 6:17-19). В отсутствие Неемии родственник Т. первосвященник Елиашив отдал ему одну из комнат в храме, но Неемия, узнав об этом, приказал возвратить ее храму (Неем 13:4-9). Потомки Т. впоследствии также играли значит. роль в Аммоне. Развалины их дворца, ныне носящие название Каср-эль-Абд, находятся под Арак-Эль-Эмиром, в 16 км юго-зап. Аммана. Здесь можно увидеть могилу Т., на к-рой его имя написано по-арам.

Топаз
-> Драгоценные камни.

Тополь
Евр слово ливне (в Быт 30:37 - "тополь") обозначает, вероятно, стираксовое дерево или кустарник, достигающий 3-6 м в высоту. Из его коры добывалась благовонная смола (-> Стакти). Евр название растения [ливне, "белый"] объясняется белой окраской его соцветий и внутр. стороны листьев. Существует также мнение, что это серебристый Т. (Populus alba), листья к-рого с внутр. стороны также белого цвета.

Топор
-> Оружие и орудия труда.

Торговля
I: 1) Т. в Израиле занимались в основном чужеземцы, к-рые не могли наследовать земельный надел, а потому купля-продажа была основным источником их доходов. В евр. языке слово "купец" [сохер] букв. означает "разъезжающий с места на место" (Быт 37:28; 2 Пар 9:14 и др.). Иногда торговцев называли кенаани - "хананеи" (Иов 40:25 - в Синод. пер. - "Хананейские купцы"; Притч 31:24 - в Синод. пер. - "купцы Финикийские"; Ис 23:8). Уже в Быт 37:25 мы читаем об араб. купцах, везущих на продажу в Египет стираксу, бальзам и ладан. Это им сыновья Иакова продали в рабство своего брата Иосифа. Среди добычи, захвач. израильтянами в Иерихоне, были предметы одежды, изготовленные в Вавилонии (библ. Сеннааре) (Ис Нав 7:21); дома коренных жителей Ханаана "были наполнены всяким добром" (Втор 6:11; ср. Ис Нав 22:8), и можно предположить, что среди этих вещей были и привозные товары;
2) главенствующее положение в международной Т. занимали финикийцы, с их помощью Соломону удалось открыть новые торг. пути (3 Цар 9:26-28). Иoиль жаловался на то, что финикийцы уносят из земли израильтян много золота и серебра и торгуют иуд. пленниками как рабами (Иоил 3:5; Ам 1:9). Богатство и могущество финик. портового города Тира описаны в Иез 27:1. Оживленную Т. вели арабы (Иов 6:19; Ис 21:13; Ис 60:6), тем не менее по объему Т. они отставали от Тира и Сидона. Порты и прибрежные равнины, через к-рые проходили караванные пути, принадлежали финикийцам и филистимлянам, поэтому израильтяне не могли непосредственно торговать с соседними странами.
3) однако при Соломоне международная Т. стала процветать и в Израиле. Соломон овладел великими торг. путями, связывавшими Египет с Вавилоном и Дамаск - с побережьем Средиземного моря. Оживившаяся Т. обеспечивала ему значит. доходы (3 Цар 10:14). Кр. того, Соломон занимался посредничеством в Т. лошадьми и колесницами (3 Цар 10:28). Из располож. на юге Ецион-Гавера царь установил торг. отношения с Офиром (3 Цар 9:26-28). Но после смерти Соломона израил. внешняя Т. вновь пришла в упадок;
4) что касается внутр. Т., то она существовала в Израиле во все времена, однако была ограниченной как в ассортименте товаров, так и в объеме. Рынки обычно располагались у гор. ворот (4 Цар 7:1; Неем 13:15; -> Продавать -> Право, правосудие). Если сначала Т. носила характер натурального товарообмена, то во времена правления Соломона, как полагают ученые, товары начинают обмениваться на -> деньги (Ам 8:5), хотя первые монеты относятся к перс. периоду. В Ам 8:5 упоминается о Т. зерном, в Притч 7:19 речь идет о торговой поездке.
II. Во время вавил. плена для многих иудеев Т. стала источником обогащения. В находящемся на севере вавил. городе Ниппуре в результате археол. раскопок были обнаружены сооружения, принадлежавшие большому торг. дому времен первых перс. царей. Надписи, сохранившие имена его владельцев, указывают на то, что это были евреи. В маккавейский период и во времена Ирода предпринимались попытки возродить морскую Т. через порты Яффы (Иоппии) и Кесарии. Т. занимались многие иудеи диаспоры (особенно после разрушения Иерусалима). Так народ земледельцев и скотоводов превратился в народ, занимающийся преимущ. Т.
III. НЗ содержит предостережения тем торговцам, для к-рых прибыль стала смыслом жизни (Иак 4:13); великий Вавилон изображен здесь как город, разбогатевший на Т. (Откр 18:1; особ. Откр 18:12.16). В 2 Кор 2:17, отзываясь о недобросовестных проповедниках, Павел говорит, что они "разменивают слово Божие по-торгашески" (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Павлу во время его путешествий неоднократно приходилось следовать по маршрутам морских торг. путей Римской империи (Деян 13:4.13; Деян 18:18; Деян 21:1-3.7; Деян 27:1; Деян 28:11-13).
Торжище, рынок, базарная (городская) площадь,
свободное пространство, площадь сначала у гор. -> ворот, а позднее в середине города (-> Город). Здесь шла торговля (Ис 23:3; Иез 27:12.13), здесь же производился суд (Деян 16:19) и велись беседы (Деян 17:17-28), а также взимались пошлины с торговцев и проезжих людей. На Т. происходили события обществ. жизни (Мк 12:38; Лк 11:43; Деян 17:17), здесь нанимались работники (Мф 20:3) и играли дети (Мф 11:16.17). Сюда приносили больных, чтобы Иисус их исцелил (Мк 6:56). (В Синод. пер. в ряде мест это понятие передано такими словами, как "улица", "открытое место", "народное собрание", и др. См. привед. в этой статье ссылки).

Тофел
("известковый раствор для побелки"), место, к-рое во Втор 1:1 упоминается рядом с местностью, обознач. как "равнина против Суфа", т.е. против Аравы.

Тофет
Это слово имеет в евр. языке два значения: "очаг" и "слюна", "мокрота". Место в -> долине сыновей Еннома, где израильтяне начиная с правления -> Манассии и до царствования -> Иосии приносили в жертву -> Молоху своих детей (4 Цар 23:10; 2 Пар 33:6; Иер 7:31.32; Иер 19:5.6.11-14). Это происходило на -> высоте (Иер 7:31; Иер 19:5), сооруж. для этой цели; более точных сведений о Т. нет.

Тоху,
левит из рода Каафа, сын Цуфа, предок Самуила (1 Цар 1:1). В 1 Пар 6:34 он назван Тоахом.

Трава
Евр и греч. слова, к-рые на рус. язык переводятся обычно как "Т.", чаще обозначают полевые растения вообще. В Быт 1:11 растит. мир делится на "зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое". Зеленая Т., как и сено, служит кормом для домашних животных (Втор 11:15; 3 Цар 18:5; Пс 103:14; Пс 146:8). Иногда Т. растет на крышах домов (4 Цар 19:26; Пс 128:6; Ис 37:27). Но в начале лета жаркий вост. ветер иссушает всякую зелень букв. за один день, поэтому засохшая Т. стала символом Божьего суда (Ис 42:15), бренности человеч. жизни (Пс 102:15.16; Ис 40:6-8; Мф 6:30) и земного богатства (Иак 1:10.11), а также олицетворением нечестивых безбожников (Пс 36:2). Следствием грехопадения стало то, что Бог приговорил человека "питаться полевою травою" (Быт 3:18). -> Зелень, зеленеть, цвести.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ---