Меню

Библейская Энциклопедия -- В --



Ваал
[евр. и арам. Баал].

1) божество, почитавшееся в Палестине и Сирии в качестве В. (букв. "владыка", "хозяин") определ. местностей и животных, обитающее в свящ. деревьях, горах и источниках. Крестьяне верили, что от него зависят урожай и прирост скота (Суд 6:25; 3 Цар 16:31; 3 Цар 18:26). Впервые имя семит. бога плодородия В. встречается в Египте во времена господства гиксосов, но и позже он почитался там в качестве божества. Возм., что в клинописных табличках из архива Телль-Амарны В. отождествляется с сир. богом бури, грома и молнии Ададом, или Хадду. В Сирии имя В. принадлежало другому божеству, "хозяину небес" (Баал-Шамем), к-рое, в свою очередь, было связано с вавил. богом Бел-Мардуком и почиталось в образе быка. При раскопках холма Рас-Шамра рядом с храмом Дагона, считавшегося, как и Эль (ср. -> Ашера), отцом В., был найден храм В., а также небольшие скульптурные изображения этого божества; на найденных там же клинописных дощечках часто встречается его имя. Женой В. являлась богиня Анат (часто она же - Астарта, или Ашера). О сильном влиянии культа В. в Ханаане свидет-вуют названия многих местностей (напр., Ваал-Фегор) и имена собственные, образованные от имени Баал (Ваалоф, Иероваал); даже Бог (Яхве) называется В. (см. Веалия = Яхве есть Ваал, 1 Пар 12:5);
2) на высотах Моава В. поклонялись еще во времена Валаама и Валака (Числ 22:41). В Палестине жертвенники В. существовали во времена судей (Суд 2:13; Суд 6:28-32), а после того как дочь тирского царя Ефваала Иезавель была выдана замуж за израил. царя Ахава, почитание сир.-финик. божества В. распространилось по всей стране. Противостояние истинного богослужения и идолопоклонства продолжалось вплоть до состязания пр. Илии со жрецами В. на горе Кармил (3 Цар 18:17-40); в этом отрывке (3 Цар 18:26) дается подробное описание служения В.: жрецы издавали громкие крики, скакали вокруг жертвенника, проливали собств. кровь в жертву В., призывали имя В. до полного изнеможения. В конце концов жрецы были убиты, и народ обратился к истинному Богу. Однако вскоре поклонение В. стало распространяться с новой силой.

Это продолжалось до тех пор, пока Ииуй не истребил В. в Израиле (4 Цар 10:18-28), однако в это же время в Иудее его культ находился под защитой Гофолии, дочери Иезавели и жены царя Иорама (2 Пар 21:6; 2 Пар 22:3). После свержения Гофолии храм В. в Иерусалиме был разрушен, жертвенники и изображения его уничтожены, а верховный жрец В. Матфан убит (4 Цар 11:18). Несмотря на это, поклонение В. возродилось как в Израиле (Ос 2:8), так и в Иудее. Царь Ахаз даже приказал отлить статуи В. (2 Пар 28:2). После того как Езекия искоренил идолопоклонство, его сын Манассия снова обратился к В. (4 Цар 21:3). Вслед за тем Иосия разрушил жертвенники и уничтожил статуи В. (4 Цар 23:4). Лишь после -> плена (V) опасность возрождения культа В. была окончат. устранена. Пророки в своих книгах часто упоминают культ В. (Иер 19:4; Иер 23:13; Ос 2:8; Ос 13:1; Соф 1:4), к-рый рассматривается ими как почитание "срама" [евр. бошет] (ср. имя Ешбаал, упоминающееся в 1 Пар 8:33, и имя Иевосфей [евр. Иш-Бошет, "муж срама"] из 2 Цар 2:8; то же - с именем Мемфивосфей (Мефибошет). Почитание В. было связано с развратом и культовой проституцией (3 Цар 14:24), с принесением родителями детей в жертву (Иер 19:5) и, наконец, с лобзанием идолов (3 Цар 19:18; Ос 13:2). Часто имя В. упоминается вместе с Астартами (Суд 2:13), а рядом с жертвенниками В. чаще всего находилось изображение Ашеры (Суд 6:30 - в Синод. пер. - "дерево"; 3 Цар 16:32 - в Синод. пер. - "дубрава"). Скорее всего, в древности происходило смешение культа В. с почитанием Яхве. Согл. Ос 2:16, элементы культа В. проявлялись и в поклонении Яхве. Но, возм., такое заимствование было неосознанным, и, по словам пророка, это смешение должно прекратиться после того, как Бог возродит Израиль. -> Веалия -> Веелиада.
II. ИМЕНА ЛИЦ И НАЗВАНИЯ МЕСТНОСТЕЙ
1) рувимлянин, сын Иоиля, живший до падения Северного царства (1 Пар 5:5);
2) вениамитянин, сын Иеила из Гаваона, праотец царя Саула (1 Пар 8:30; 1 Пар 9:36);
3) город в уделе колена Симеона (1 Пар 4:33), тождествен Ваалаф-Бееру;
4) [евр. Баала, "госпожа, владычица"], город, известный как -> Кириаф-Иарим (Ис Нав 15:9; 2 Цар 6:2), располож. на границе между уделами колен Иуды, Вениамина и Дана;
5) [евр. Баала], гора (Ис Нав 15:11) между Екроном и Иавнеилом.

Ваал-Вериф
[евр. Баал-Берит, "Ваал союза/завета" = "Господин, основатель, покровитель союза/завета/договора". В.-В., или Эль-Вериф (= "Бог союза/завета" Суд 8:33; Суд 9:4; Суд 9:46)], под этим именем в Сихеме около 1200 г. до Р.Х., во времена судей, почитали хананейское верховное божество (-> Ваал), подлинное имя к-рого неизвестно. После смерти Гедеона израильтяне снова обратились к хананейским божествам (Суд 8:33). Сын Гедеона Авимелех заключил с жителями Сихема именем В.-В. договор, согл. к-рому он становился царем (Суд 8:33; Суд 9:4.46). Этот союз, заключ. под знаком языч. божества, просуществовал только три года, т.к. "послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема" (Суд 9:22). Так Бог разрушил завет, к-рый Авимелех, пренебрегши заветом Божьим, заключил со своим народом. В клинописных док-тах, найденных при раскопках города Мари (XVIII-XVII вв. до Р.Х.), встречается выражение "убить осла", означающее "заключить союз". И т.к. Еммор, имя праотца жителей Сихема, означает "осел", а его потомки называются "сынами Еммора", т.е. "сыновьями осла" (см. Быт 33:18), то, вполне вероятно, что убой или разделка осла входили в ритуал жертвоприношения В.-В. и что подлинное имя божества могло быть Еммор [евр. Хамор].

Ваал-Гад
(возм., "Ваал счастья"), город у подножья горы Ермон (Ис Нав 11:17; Ис Нав 12:7; Ис Нав 13:5), возле одного из истоков Иордана. В.-Г. был, вероятно, одним из главных мест поклонения Ваалу и, скорее всего, идентичен Ваал-Ермону (1 Пар 5:23) и совр. г. Хасбея, располож. вост. Ермона.

Ваал-Гамон
("Ваал богатства" или "Ваал множества"), местность, где Соломон отдал виноградники внаем сторожам (Песн 8:11). Местоположение неизвестно.

Ваал-Гацор,
место возле города Ефрема, куда Авессалом пригласил всех сыновей царя, чтобы умертвить Амнона (2 Цар 13:23). В наст. время - гора Джебел-эль-Азур (1016 м), в 9 км от Вефиля.

Ваал-Ермон
("Ваал Ермона"):
1) город вблизи горы Ермон (1 Пар 5:23), вероятно, тождествен -> Ваал-Гаду (Ис Нав 11:17);
2) гора вост. Ливанских гор (Суд 3:3). Израилю не удалось победить живших там евеев. В.-Е. служил сев.-зап. границей земли, выделенной полуколену Манассии (1 Пар 5:23). Точно неизвестно, являлся ли В.-Е. местом на горе Ермон, посвящ. Ваалу, или городом на вост. склоне горы.

Ваал-Меон
("господин укрытия, жилища"), древний город аморреев на границе с Моавом (Числ 32:38; Иез 25:9), перешедший к колену Рувима и восстановленный рувимлянами. Он также называется Веон (Числ 32:3), или Беф-Ваал-Меон (Ис Нав 13:17). Согл. надписи на "камне Меши", В.-М. нек-рое время принадлежал царю Моава. Во времена великих пророков городом также владели моавитяне (Иер 48:23; Иез 25:9), называвшие его Бет-Меон. В наст. время город носит название Мейн и расположен прим. в 17 км юго-зап. Хесбана (библ. Есевон) и в 6 км юго-зап. Мадабы (библ. Медевы).

Ваал-Перацим
("Ваал разрыва"), место недалеко от Иерусалима, в долине Рефаим, где Давид победил филистимлян (2 Цар 5:17-20; 1 Пар 14:9-11). Возм., это была возвышенность между Иерусалимом и Вифлеемом (2 Цар 5:20) или же гора Перацим (Ис 28:21), где Господь разнес перед Давидом врагов его "как разносит вода" (2 Цар 5:20). Т.о., в названии В.-П. собственное имя Бога - Яхве - вновь заменяется титулом "Ваал". Когда филистимляне расположились лагерем в долине Рефаим, Давид, продвигаясь от холмов Одоллама, прошел через -> Шефелу и поднялся на вершину горы. Застав филистимлян врасплох, он разбил их сторожевые посты, а затем обрушился на их главный стан на равнине.

Ваал-Фамар
("Ваал пальмы"), город в уделе колена Вениамина (Суд 20:33), у к-рого израил. войско сразилось с вениамитянами. В перечне городов, составленном Евсевием, В.-Ф. отождествляется с холмом Расет-Тавил, располож. в километре сев.-вост. Телль-эль-Фула (т.е. Гивы Сауловой).

Ваал-Фегор
[евр. Баал-Пеор], божество, почитавшееся моавитянами (-> Ваал), к поклонению к-рому были совращены многие израильтяне (см. Числ 25:5).

Ваал-Цефон
("Ваал севера"), место, где израильтяне разбили стан, перед тем как переправиться через Чермное море (Исх 14:2.9; Числ 33:7). Оно находилось на побережье, около Мигдола и Пи-Гахирофа. Однако не исключено, что речь идет о горе. В таком случае это место отождествляется с совр. Джебель-Мурром, где древние финикийцы приносили жертвы Ваалу сев. ветра, вымаливая благоприятный ветер для плавания по Красному морю. Имя божества В.-Ц. упоминается среди имен иноземных идолов, почитавшихся в Мемфисе. -> Исход (V,4).

Ваала
("госпожа", "владычица"), город на юге удела колена Иуды (Ис Нав 15:29). Его местоположение точно неизвестно. Предположит. В. находился в местности Эль-Муталла, приблизит. в 7 км юго-вост. Вирсавии (Беэр-Шевы).

Ваалаф
("госпожа", "владычица"), город, построенный царем Соломоном (3 Цар 9:18; 2 Пар 8:6) и располож., вероятно, в области, изначально принадлежавшей колену Дана (Ис Нав 19:44).

Ваалаф-Беер
("госпожа источника"), погран. город колена Симеона (Ис Нав 19:8), известный также как южная Рама (Рамоф, 1 Цар 30:27). Вероятно, тождествен Валофу (Ис Нав 15:24) и Ваалу (II,3) (1 Пар 4:33). Точное местоположение неизвестно. Возм., В.-Б. находился недалеко от Реховофа.

Ваалис,
царь аммонитян во времена пр. Иеремии. С помощью -> Исмаила (4), сына Нафании, он убил Годолию, к-рого царь вавил. поставил начальником Иудеи. В. рассчитывал, что месть халдеев окончательно погубит царство Иуды и его собственное царство расширится (Иер 40:14).

Ваалоф (Валоф)
[евр. Баалат, мн.ч. от Ваала (госпожа)]:
1) погран. город удела колена Иуды (Ис Нав 15:24), возм., идентичен Ваалаф-Бееру, погран. городу колена Симеона (Ис Нав 19:8);
2) город, принадлежавший колену Ассира и располож. прим. в 9 км юго-вост. Авдона (3 Цар 4:16).

Ваалшалиша,
место, из к-рого некто принес Елисею хлебный начаток (4 Цар 4:42). Оно располагалось зап. Галгала; в наст. время называется Кафр-Тилт.

Ваан
-> Баана (5).

Ваана
-> Баана (3, 4, 5, 6).

Вааса
[евр. Баша], человек низкого происхождения (3 Цар 16:2), сын Ахии из колена Иссахара. Возм., В. был одним из военачальников в войске израил. царя Навата, против к-рого он организовал заговор. В. убил Навата при осаде Гавафона и на 24 года занял престол в Фирце (906-883 гг. до Р.Х.; 3 Цар 15:27-34). В., истребив весь род Иеровоама, продолжал поклоняться идолам и был обречен на суд Божий (3 Цар 14:7-11; 3 Цар 16:1-7). На протяжении всего своего правления В. воевал с царем Иудеи Асой (3 Цар 15:16), но эта война, видимо, носила характер погран. стычек, т.к., согл. 2 Пар 14:1; 2 Пар 15:15.19, в Иудее долгое время царило относит. спокойствие. Но в конце концов В. перешел к активным действиям, поводом к чему, возм., послужило участие его подданных в торжеств. благодарств. богослужении, устроенном -> Асой. В. отправился в г. Раму, ранее отвоевав Вефиль, Иешану и Ефрон, захвач. отцом Асы Авией у Иеровоама (2 Пар 13:19). Он начал укреплять Раму, угрожая тем самым Иерусалиму. Аса же в ответ на это уговорил союзника В. сир. царя Венадада разорвать союз и напасть на Северное царство. Сирийцы захватили города Аин (Ийон), Дан, Авел-Беф-Мааху (Авелмаим) и всю землю Неффалима. Это заставило В. остановить укрепление Рамы и отступить из города (3 Цар 15:17-22; 2 Пар 16:1-6). После смерти В. на престол взошел его сын Ила (3 Цар 16:6).

Вавилон
В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Название "Вавилон" [евр. Бавель] впервые встречается в связи с образованием царства Нимрода (Быт 10:10), а затем упоминается в рассказе о строит-ве башни (Быт 11:9). При этом название города связывается со значением "смешивать", "рассеивать". Евр слово бавель и греч./лат. Бабилон восходят к вавил. баб-или, к-рое, в свою очередь, является переводом шумер. названия кадингир-ра, что означает "врата Бога". В ВЗ, уже в рассказе о строит-ве башни, В. становится олицетворением могуществ. силы, противной Богу. Вавил. башня - предостерегающий символ человеч. гордыни, следствием к-рой стало смешение языков и рассеяние народов. Согл. вавил. преданию, город был основан богом Мардуком и разрушен царем Саргоном ок. 2350 г. до Р.Х. И хотя в результате археол. раскопок не было получено доказат-в существования на месте В. города до 1800 г. до Р.Х., из вавил. преданий следует, что на этом месте все же находился свящ. город. В тексте, датируемом учеными приблизит. 2250 г. до Р.Х., описывается восстановление в В. башни-храма (зиккурата). В этой эпопее, к-рой было дано название "строительство Вавилонской башни", говорится о башне (мигдоле), к-рая должна была стать символом города и исповедуемой в нем религии. Из Быт 11:8 можно сделать вывод, что ни сама башня, ни город не были достроены и что башня представляла собой ступенчатый храм, многоэтажный зиккурат. Впервые подобное строение было воздвигнуто в Вавилонии в нач. III тысячел. до Р.Х. на сооруженной рядом с главным храмом низкой платформе, на к-рой находилась целла божества. Согл. Шарр-кали-шарри, следующие упоминания о вавил. зиккурате связаны с его восстановлением царем Асархаддоном (681-669 гг. до Р.Х.).

Шумерское название зиккурата - "Этеменанки" ("Дом, являющийся основанием неба и земли, верхушка которого достигает неба"). Он был соединен с храмом Мардука. Это строение сильно пострадало при нашествии Синаххериба (библ. Сеннахирима) в 689 г. до Р.Х. и во время войны 652-648 гг. до Р.Х., но затем было восстановлено Навуходоносором II (604-562 гг. до Р.Х.). Оно было обнаружено Р.Кольдевеем в 1890 г. Это строение описано Геродотом, видевшим его около 460 г. до Р.Х. Нижний этаж здания имел в основании квадрат 90 х 90 м и выс. 33 м. Далее располагались еще пять этажей выс. от 6 до 18 м, площадь каждого из к-рых последовательно уменьшалась. На самом верху башни находилось святилище, в к-рое, как считалось, спускался с небес бог. Вавил. зиккурат был разрушен Ксерксом в 472 г. до Р.Х. Александр Македонский не успел восстановить его. В наст. время на месте некогда величественного здания находится котлован. Неизвестно, являются ли башня, упомянутая в гл. 11 Быт, и башня, описанная Геродотом, одним и тем же строением. Хотя в библ. рассказе, обнаруживающем все признаки историч. достоверности, говорится о башне как о здании, к-рого больше не существует. Как известно из многочисл. клинописных текстов, В. был в древности одним из самых могуществ. городов в Передней Азии. Его полит. влияние особенно окрепло во время правления Хаммурапи.

Позже В. был завоеван хеттами, а затем касситами, к-рые основали т.наз. касситскую династию, правившую в Вавилонии на протяжении нескольких столетий. Закат В. начался ок. 1100 г. до Р.Х., когда в стране развернулась ожесточенная борьба за власть между вавилонянами-аккадцами и халдеями, арам. кочевыми племенами, обосновавшимися на юге Вавилонии. Смена аккад. и халдейских царей на троне в В. часто зависела от воли Ассирии. В 689 г. до Р.Х. город был полностью разрушен Синаххерибом, но вслед за тем восстановлен его сыном Асархаддоном. После смерти Ашшурбанипала на трон в 626 г. до Р.Х. взошел Набопаласар, основавший Нововавилонскую монархию. Во время правления его сына Навуходоносора II В., ставший главным городом могуществ. империи, заново обрел cвое прежнее влияние. Роскошные строения огромного города заставили преисполненного гордыни царя воскликнуть: "Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!" (Дан 4:27). (О глиняных табличках с именем предпоследнего царя Иудеи, найденных под сводами знаменитых "висячих садов" (-> Раскопки, IV,2) -> Иехония.) В 539 г. до Р.Х. городом завладел перс. царь -> Кир (Дан 5). Пир Валтасара происходил в юж. крепости, в тронном зале дл. 52 м, шир. 17 м и выс. 20 м. Во время пиршества на стене зала появилась таинственная надпись. Попав под власть Персии, В. дважды поднимал восстание против Дария I (сына Гистаспа), но оба раза терпел поражение и в результате лишился своих укреплений. В 312 г. до Р.Х. В. был захвачен Селевком Никатором, основателем сир. династии Селевкидов, к-рый, разобрав гор. постройки, возвел из этого материала новый город Селевкию на берегу Тигра. Это было концом великого города, "красы царств, гордости Халдеев" (Ис 13:19). Тем самым сбылось пророчество Иеремии: "...и не будет обитаема во веки и населяема в роды родов" (Иер 50:39).
В НОВОМ ЗАВЕТЕ
В. в НЗ служит символом противной Богу могуществ. силы. Так, Иоанн говорит о В. как об оплоте грядущей власти антихриста (Откр 14:8; Откр 16:19; Откр 17:5; Откр 18:2.10.21) и тем самым скрыто указывает на Pим (подтверждением чему является упоминание в Откр 17:9 "семи голов суть семи гор") и его могущество, обращ. против Церкви Христовой. Вероятно, в 1 Петр 5:13 под В. также подразумевается.

Вавилония
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
В. лежала в низовье Тигра и Евфрата. Древние греки называли эту страну Бабилонией по имени ее главного города Бавеля, по-греч. Бабилона. В Быт 10:10 говорится о Нимроде: "Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар". Сеннаар - ветхозавет. название В. (Быт 11:2; Быт 14:1.9; Ис 11:11; Дан 1:2; Зах 5:11). Сами вавилоняне чаще называли свою страну Шумер и Аккад, т.к. на юге ее жили шумеры, а на севере - аккадцы. Аккадцы, в отличие от поселившихся в В. ранее их шумеров, были семитами. В наст. время эта область образует тер. юж. Ирака. В., занимавшая равнину площадью прим. 20 тыс. кв. км, на севере граничила с Ассирией, на востоке - с Эламом, на западе - с Аравийской пустыней, а на юге прилегала к Персидскому заливу.

ИСТОРИЯ
1) считается, что первые ШУМЕРЫ в IV тысячел. до Р.Х. спустились с гор на севере и вдоль Тигра направились в Месопотамию. В раннединастич. период (ок. 2800-2400 гг. до Р.Х.; этот период является переходным от бесписьменной доисторич. эпохи (3100-2800 гг. до Р.Х.) ко времени, с к-рого начинается древняя история) они захватили важнейшие города и вытеснили из них коренное население. С полным основанием ученые, и в том числе У.Ф.Олбрайт, указывают на то обстоят-во, что древнейшие гос-ва возникали именно в Месопотамии и Египте. Так, в В. особое внимание уделялось борьбе с ежегодным разливом рек, для чего была создана разветвленная система оросит. и отводных каналов. Организация работ, планирование, контроль за водохранилищами и дамбами требовали централизов. гос. руководства. Шумеры основали множество городов-государств, к-рые вели друг с другом кровавые войны.

Одним из самых известных был город Лагаш, к-рый дал название Лагашскому периоду. Во главе отдельных государств стояли цари-жрецы, носившие титул "энси". Конец господству шумеров положил царь АККАДА Саргон, основавший семит. династию царей Аккада (ок. 2371-2191 гг. до Р.Х.). Его царство простиралось от Элама до Средиземного моря и от Персидского залива до Армении. При Саргоне и его преемнике было создано большое число выдающихся произведений искусства и среди них, напр., стела в честь похода царя Нарам-Сина против племени луллубеев.

Затем в В. вторглись горные племена КУТИЕВ и захватили Аккад. Время господства кутиев (ок. 2230-2120 гг. до Р.Х.) отмечено новым расцветом Лагаша, к-рый стал последним расцветом шумер. цивилизации. Восстановлению своего былого величия город был обязан прежде всего энси Гудеа. Об этом свидет-вуют многочисл. надписи и произведения иск-ва, найденные при раскопках города. В -> Уре, вначале находившемся в зависимости от Лагаша, во времена третьей династии Ура (ок. 2113-2006 гг. до Р.Х.) было образовано самостоят. гос-во, правители к-рого именовали себя царями Шумера и Аккада. Это последнее шумер. гос-во, находившееся под сильным влиянием аккадцев, не устояло под натиском аморреев и эламитов (библ. еламитян) и в результате окончат. утратило свое полит. влияние. Богатые культурные и религ. традиции шумеров имели важное историч. и культурн. значение. В Шумере возникла клинопись, к-рая позже была приспособлена для аккад. и ассир. языков. Верховными богами шумеров были: Энлиль, бог земли и всего небесного пространства, и Эа (Энки), бог морских глубин. Богом луны считался Нанна (вавил. Син), солнца - Уту (вавил. Шамаш), богиней войны и плотской любви - Иннин, или Инана (вавил. Иштар -> Астарта). Следует также упомянуть и -> Таммуза (Фаммуза), умирающего и воскресающего бога плодородия, к-рого в народе почитали даже после того, как он был исключен из божественного пантеона вавилонян. О культе Таммуза говорится в Иез 8:14;

2) семит. влияние в Аккаде усилилось благодаря -> АМОРРЕЯМ, во многом способствовавшим упадку шумер. гос-ва. Сумуабум, основатель первой, или аморрейской, династии Вавилона, завоевал этот город, к-рый, судя по источникам, в то время не имел еще большого значения. Но повествование о смешении языков свидет-вует о том, что Вавилон стал известен очень рано (Быт 11:1-9). Шестым царем Вавилона из аморрейской династии был знаменитый Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.). Свод законов Хаммурапи ("Кодекс Хаммурапи"), найденный в 1902 г. при раскопках г. Сузы, был высечен на большой плите из черного диорита. Кроме обширного введения и заключит. слова, он включает 282 статьи. В верхней части камня размером больше человеч. роста изображен Хаммурапи, стоящий перед богом солнца Шамаше. Множество новых подробностей его царствовании стало известно из клинописного архива г. Мари. Так, выяснилось, что Хаммурапи разбил эламитянина Рим-Сина из Ларсы и Зимри-Лима из Мари. Он объявил Мардука (-> Вил), бога г. Вавилона, верховным вавил. божеством вместо Энлиля, назвав его "владыкой неба и земли". В области политики он добился более тесных связей между шумерами и аморреями. Главенствующим языком при нем стал аккадский;

3) уже во время правления преемников Хаммурапи могуществу Вавилона стали угрожать горные племена КАССИТОВ. Они захватили В. в XVI в. до Р.Х., после того как она была опустошена хеттами. На протяжении 450 лет правления кассит. царей в Месопотамии (ок. 1595-1174 гг. до Р.Х.) страна ни разу не достигла такого расцвета и могущества, как при Хаммурапи. Власть воинственных касситов пала с вторжением эламитов, к-рые, в свою очередь, были побеждены вавилонянином Навуходоносором I (ок. 1124 г. до Р.Х.). Но прошло еще немало времени, пока вавил. царям удалось вернуть себе былое могущество. В. пришлось пережить также возвышение ассирийцев, захвативших и разоривших страну. Для дальнейшего расцвета вавил. монархии большое значение имело то обстоят-во, что с 1000 г. до Р.Х. в Месопотамию стали проникать арам. племена халдеев, к-рые, обосновавшись в юж. В., постепенно распространяли свою власть и на другие тер. Так, напр., много хлопот Саргону II и Синаххерибу доставил халдейский царь Мардук-апла-иддин II (Беродах-Баладан -> Валадан) (4 Цар 20:12). В последние годы правления Ашшурбанипала (библ. Аснафара) и позже царем Вавилона, возм. под верховной властью Ассирии, был Кандалану;

4) НОВОВАВИЛОНСКОЕ (ХАЛДЕЙСКОЕ) ЦАРСТВО. В 626 г. до Р.Х. халд. царь Набопаласар основал нововавилонскую монархию. Отделившись от Ассирии, отражавшей нападение скифских племен, он вместе с мидийским царем Киаксаром в 612 г. до Р.Х. завоевал Ниневию. В результате этого Сирия и Палестина оказались в сфере непосредств. влияния Нововавилонской державы. Вавилон превратился в могуществ. силу, с к-рой с этих пор приходилось считаться Иудее. Но прежде Египет предпринял попытку установить в Сирии и Палестине свое господство. В 609 г. до Р.Х. иуд. царь -> Иосия был убит в сражении при Мегиддо, когда пытался преградить дорогу фараону -> Нехао (Нехо).

Затем Набопаласару удалось предотвратить взятие Харрана союзными войсками Египта и Ассирии. Незадолго до смерти Набопаласара его сын -> Навуходоносор II, одержав победу при Каркемише (Кархемисе, 605 г. до Р.Х.), завладел всеми областями вплоть до границы с Египтом. Навуходоносор II, царствовавший в 604-562 гг. до Р.Х., принадлежит, наряду с Хаммурапи, к числу знаменитых вавил. царей. У них было очень много общего: Хаммурапи оказался далеко не столь мирным царем, каким представлялся вначале, а Навуходоносор, подготовивший гибель независимого Иудейского гос-ва и разрушивший храм в Иерусалиме (-> Плен -> Иоаким -> Седекия), занимался законодат. деят-стью и вел в Вавилоне большое строит-во. Гордыня Навуходоносора (см. Дан 4:27) сродни самовозвеличиванию Хаммурапи, выраженному в его Кодексе. Гордый и разрушительный дух, присущий Вавилону, делает его в Библии воплощением могуществ. мировой силы, направленной против Бога и христиан (см. Быт 11:1; Откр 14:1; Откр 16-18:1). Великий Вавилон противопоставляется Новому Иерусалиму, и пророки предсказывают, что Вавилон постигнет Божий суд (Ис 13:1; Ис 47:1; Иер 50:1; см. также Пс 136:1). Сын Навуходоносора и его преемник Амель-Мардук (-> Евилмеродах - 561-560 гг. до Р.Х.) после короткого царствования был убит мужем своей сестры Нериглиссаром (-> Нергал-Шарецер - 560-556 гг. до Р.Х.). После того как в результате заговора был свергнут сын Нериглиссара Лабаши-Мардук, процарствовавший всего несколько недель, на престол был возведен Набонид (556-539 гг. до Р.Х.). Его правление, поддерживаемое жрецами, положило конец власти воен. партии. Он восстановил многие храмы и поручил придворным ученым исследовать их историю. Свою резиденцию Набонид на восемь лет перенес в фемайскую землю (оазис Тейма в Аравии), а в Вавилоне в это время правил его сын -> Валтасар (см. Дан 5). Между тем власть в Персии перешла в руки -> Кира, к-рый в 550 г. до Р.Х. покорил Мидию. В 539 г. до Р. Х. Кир завоевал Вавилон, Валтасар был убит, а Набонид взят в плен. Тем самым В. окончат. утратила свое могущество, и все попытки возвратить его были безрезультатны. Вавилоняне оказались под властью персов, на смену к-рым пришел Александр Македонский (331-323 гг. до Р.Х.), а затем сир. династия Селевкидов (312-64 гг. до РХ.). В дальнейшем, вплоть до III в. по Р.Х., В. входила в состав Парфянского царства.

Вагеб,
место в Суфе вблизи Арнона (Числ 21:14). -> Суфа.

Ваиезафа
[перс. Вайзата, "сын ветра"], один из сыновей Амана (Есф 9:9).

Вакбакар
-> Бакбукия.

Ваквук
-> Бакбук.

Вал
-> Крепость.

Вала,
город в уделе колена Симеона (Ис Нав 19:3), возм., тождествен -> Билге.

Валаам
[евр. Билеам, "господин народа", "губитель народа"], сын Веора, живший в Пефоре на Евфрате (Числ 22:5; Втор 23:5). Вероятно, это место можно отождествить с городом Питру на Заджуре, притоке Евфрата. Известно, что этот город был завоеван Салманасаром II. Живя в Месопотамии, В., очевидно, был известным прорицателем (Ис Нав 13:22). Когда израильтяне после победы над амор. царями расположились лагерем на равнинах Моава на вост. берегу Иордана, моавитский царь Валак, сын Сепфора, направил к В. послов с просьбой прийти и проклясть Израиль, т.к. знал, что и благословения, и проклятия В., как правило, сбываются (Числ 22:6). В посольстве Валака участвовали и мадиамские старейшины, из чего можно заключить, что между Моавом и Мадиамом существовал союз.

Гонцам пришлось проделать двадцатидневный путь, но В. отказался пойти с ними. Ночью ему явился Господь и запретил проклинать израил. народ. Возм., моавитскому царю было известно, что В. знает Бога Израиля, и именно поэтому он его пригласил. Валак не удовлетворился отказом и направил новых, более "знаменитых" посланников, чтобы они все-таки привели В. Бог позволил В. пойти с посланными, но с тем условием, чтобы он делал только то, что Господь скажет ему. Однако В. прельстился обещанными дарами (2 Петр 2:15; Иуд 1:11), чем навлек на себя гнев Божий. На пути В. встал ангел Господень (Числ 22:22). Ослица прорицателя ощутила его присутствие и чудесным образом заговорила с В. (2 Петр 2:16). "И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке" (Числ 22:31). Тогда В. признал за собой грех и решил повернуть обратно. Но ангел велел ему идти дальше и еще раз приказал говорить лишь то, что повелит ему Бог. В. обманул ожидания Валака и вместо проклятия произнес благословение народу Израиля (Числ 23:7-10.18-24; Числ 24:3-9.15-24). Господь использовал В. в качестве пророка, несмотря на то что тот прежде занимался волхвованием (Числ 24:1). Позднее В. дал совет мадианитянам, соседям и союзникам Моава (Числ 31:16), и самому Валаку (Откр 2:14) склонить израильтян к отпадению от Бога и к служению Ваал-Фегору (см. Числ 25). В. был убит, когда израильтяне совершали над мадианитянами Божий суд (Числ 31:7; Ис Нав 13:22). Он был врагом народа Божьего, несмотря на то что, вдохновленный Богом, произнес удивительное пророчество, в к-ром предсказал восхождение звезды от Иакова (Числ 24:17), и несмотря на его желание умереть смертью праведников (Числ 23:10). В. служил орудием Самому Господу, но был убит как враг Бога.

Валак
[евр. Балак, "он опустошил"], сын Сепфора, царь моавитян во времена странствования израил. народа по пустыне. Устрашась побед народа Божьего, он призвал прорицателя Валаама проклясть евреев. Но Бог воспрепятствовал этому, обратив проклятия Валаама в благословения. Позже В., следуя совету Валаама, попытался склонить израильтян к идолопоклонству и разврату, и это ему отчасти удалось (Числ 22:3 - Числ 25:5; Откр 2:14).

Валла
[евр. Билха, возм., "боязливость"], служанка Рахили, подаренная ей Лаваном (Быт 29:29). Страдавшая бесплодием Рахиль отдала В. в наложницы Иакову, чтобы та "родила на колени ее". Сыновья В. Дaн и Неффалим считались поэтому детьми Рахили (Быт 30:1-8). Позже Рувим за прелюбодеяние с В. (Быт 35:22) был лишен (почетного) права первородства (Быт 49:4).

Валоф
-> Ваалоф.

Валтасар:
1) [евр. Белшаццар, от нововавил. "да хранит (Бог) Бел царя"]. Согл. вавил. документальным источникам, В. был старшим сыном и соправителем последнего властителя Нововавилонского царства Набонида (556-539 гг. до Р.Х.). Его матерью была дочь Навуходоносора. Набонид, отправившись в третий год своего правления на завоевание оазиса Тейма в Аравии, передал в руки В., "сына царя", управление страной и командование войсками на севере царства. В. продолжал править вплоть до самого падения Вавилона, т.к. Набонид надолго задержался в Тейме, занимаясь переустройством города. Известно, что во время своего правления В. делал значит. дары вавил. храму. Это подтверждается и теми местами в Библии, где упоминается имя царя (Дан 5:1; Дан 7:1; Дан 8:1). В. в качестве соправителя Набонида (ср. Дан 5:29) стал последним вавил. царем. То обстоят-во, что Навуходоносор называется отцом В., полностью соответствует (независимо от степени их фактич. родства) принятой в то время при дворе форме выражения отношений между правителем, находящимся в наст. время у власти, и его предшественниками. События, приведшие к смерти В., непосредственно связаны с захватом Вавилона в 539 г. до Р.Х. персами под предводительством Гобрия, одного из военачальников -> Кира;
2) [евр. Белтешаццар, от нововавил. "да хранит (Бог Бел) его жизнь"]. Имя, данное начальником евнухов Навуходоносора -> Даниилу (Дан 1:7).

Вамоф-Ваал
("возвышенности Господина/Ваала"), местность сев. Арнона, где останавливались израильтяне во время странствования по пустыне (Числ 21:19). На этих высотах возле Медевы совершал жертвоприношения Валак (Числ 22:41). В.-В. был вместе с городами Дивон, Есевон и Беф-Ваал-Меон передан колену Рувима (Ис Нав 13:17). В надписи на -> "камне Меши" В.-В. называется Бет-Бамотом. Предположит. он находился прим. в 5 км юж. горы Нево.

Ванаия
Евр. -> Бани.

Ванея
[евр. Бенайя и Бенайяху, "Яхве создал" в значении "создал род", "наградил потомством"; аккад. "самому сотворить дитя"]:
1) левит из Кавцеила в Иудее, сын священника Иодая (Иоддая), князя племени Аарона, пришедшего вместе с остальными израил. родами в Хеврон, чтобы сделать Давида царем (2 Цар 23:20; 1 Пар 12:27; 1 Пар 27:5).

В. - один из храбрых у Давида, известный своими подвигами (2 Цар 23:20-23). Он командовал цар. телохранителями (в Синод. пер. - "Хелефеями и Фелефеями", 2 Цар 8:18) и был начальником третьего отделения в войске Давида; заместителем В. в отделении был его сын Аммизавад (1 Пар 27:5). В. вместе с другим своим сыном, Иодаем, был также советником царя (1 Пар 27:34). Оставшийся верным Давиду во время восстания Авессалома (2 Цар 15:18) и во время заговора Адонии, он вместе со священником Садоком и пр. Нафаном получил от царя поручение помазать на царство Соломона (3 Цар 1:10.32-38). В. исполнил смертный приговор над Адонией, Иоавом и Семеем (3 Цар 2:25.29-34.46) и был назначен Соломоном главным военачальником;

2) один из храбрых у Давида, родом из Пирафона (Пиратона) в уделе колена Ефрема, бывший начальником одиннадцатого отделения в войске Давида (2 Цар 23:30; 1 Пар 27:14);
3) "второстепенный" левит, участвовавший в переносе ковчега завета в Иерусалим и затем в самом городе игравший перед ковчегом на псалтирях (1 Пар 15:18.20; 1 Пар 16:5);
4) священник, игравший на трубе во время переноса ковчега завета в Иерусалим и затем - перед ковчегом в самом городе (1 Пар 15:24; 1 Пар 16:6);
5) левит из рода Асафа, дед Иозиила, жившего во времена Иосафата (2 Пар 20:14);
6) князь одного из родов колена Симеона (1 Пар 4:36);
7) левит, живший во времена Езекии, один из смотрителей при храме (2 Пар 31:13) (в Синод. пер. - Бенания);
8) отец Фалтии, одного из иуд. князей во времена Иезекииля (Иез 11:1.13);
9) четверо иудеев из семейств Пароша, Пахав-Моава, Вания и Нево, женившиеся на язычницах (Езд 10:25.30.35.43) (в Синод. пер. - Венаия, Езд 10:25.30; Бенаия, Езд 10:35.43);
10) [евр. Ванья], иудей из семейства Вания, женившийся на язычнице (Езд 10:36).

Ваний
Евр. -> Бани.

Вания
Евр. -> Бани.

Варавва
[евр. Бар-Абба, "сын отца"], разбойник, к-рый за убийство человека во время беспорядков в Иерусалиме находился в темнице к тому моменту, когда первосвященники прислали Иисуса к Пилату для вынесения приговора. У рим. наместников был обычай отпускать в праздник Пасхи одного преступника, к-рого выберет народ. Пилат попытался использовать этот обычай, чтобы освободить Иисуса. Но первосвященники подбили толпу требовать освобождения В., к-рого многие воспринимали как борца против власти Рима. В конце концов "превозмог крик их" (Лк 23:23), и Пилат освободил В. В нек-рых списках и переводах Ев. от Матфея отпущенный на свободу преступник называется Иисус Варавва, и Пилат, т.о., спрашивает: "Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Иисуса Варавву, или Иисуса, называемого Христом?" (Мф 27:17).

Варак
[евр. Барак, "молния"], сын Авиноама из г. Кедеса в уделе колена Неффалима. Царь хананеев Иавин, царствовавший в Асоре (Хацоре), с помощью своего военач. Сисары, жившего в Харошеф-Гоиме, на протяжении 20 лет угнетал израильтян. И тогда пророчица Девора, к-рая была в то время судьей Израиля, призвала к себе В. и по Божьему повелению поручила ему собрать 10 тыс. воинов из колен Неффалима и Завулона и отправиться к горе Фавор. В. поставил непременным условием, чтобы Девора сопровождала его, и это стоило ему славы победителя, т.к. Сисаре теперь суждено было погибнуть от руки женщины. Узнав, что израильтяне подошли к Фавору, Сисара выступил против них со всем своим войском и 900 боевыми колесницами. Но в долине Киссона В. атаковал хананеев, и они потерпели сокрушит. поражение. Сисара пеший бежал с поля боя и был убит женой Хевера Иаилью, в шатре к-рой он пытался укрыться. В результате Израилю удалось окончат. разгромить Иавина (Суд 4). Эта победа была воспета Деворой и В. в благодарств. песне, к-рую, исходя из архаичности ее языка, относят к наиб. древним частям ВЗ (Суд 5). В Послании к евреям В. назван в числе ветхозаветных мужей веры (Евр 11:32).

Варахиил
[евр. Берахэль, "Бог благословил"], отец Елиуя вузитянина, четвертого друга Иова (Иов 32:2.6).

Варахия
[евр. Йеверехьяху, "да благословит Яхве"], отец Захарии, современника Исаии (Ис 8:2) -> Берехия (7).

Варвары
[греч. барбарой]. Изнач. "варварами" греки называли представителей всех других племен и народов, язык к-рых был для них непонятен и казался неблагозвучным. Позднее с этим словом стало ассоциироваться представление о более низком уровне образования и культуры. Но для Павла, к-рый был призван исполнить Божье поручение, разницы между греками и варварами не существовало: он был послан ко всем людям (Рим 1:14). Перед Богом и в Церкви все равны; "нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского" (Гал 3:28; см. также Кол 3:11). В Деян 28:2.4 гостеприимные мальтийцы названы барбарой, что в Синод. пер. передано как "иноплеменники".

Вариисус
[евр. Бар-Иешуа, "сын Иисуса"], иуд. маг и лжепророк из свиты Сергия Павла, рим. наместника на Кипре, жившего в Пафе. Он называл себя Елима, что означает "волхв", "мудрец". Когда наместник пожелал услышать проповедь Варнавы и Павла, совершавших первое миссионерское путешествие, В. воспротивился этому, за что по слову Павла на нек-рое время ослеп. И тогда наместник, "увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню" (Деян 13:6-12).

Варка, варить:
1) евр. слово, имеющее значение "варить", "готовить пищу", в Библии иногда употребляется и в значении "печь", "испекать" (2 Цар 13:8; Втор 16:7). В остальных случаях оно обозначает приготовление к.-л. блюда в кипящей жидкости (Исх 23:19; 2 Пар 35:13; Иез 24:3). Чаще всего упоминается В. мяса (Лев 8:31; 1 Цар 2:13; 2 Пар 35:13; ср. Суд 6:19); о зажаривании говорится реже (см. Исх 12:9; 1 Цар 2:15; Ис 44:16). Употребление мяса не было повседневным явлением (ср. Ам 6:4; Лк 15:29), обычно речь шла о жертв. трапезе (Исх 29:31; Числ 6:19; Втор 16:7). Чаще варили овощные кушанья (Быт 25:29.34; 4 Цар 4:38). По субботам варить и жарить запрещалось (ср. Исх 16:23; Исх 35:3);
2) в ВЗ упоминаются как минимум четыре евр. названия сосудов для приготовления еды (Лев 7:9; 1 Цар 2:14; 4 Цар 4:38; Мих 3:3), но в чем состояло различие между ними, неизвестно. При раскопках наряду с глиняными горшками или мисками находили аналогичные предметы, сделанные из металла (ср. Иез 24:6.11).

Варкос
-> Баркос.

Варнава
[евр. Бар-Набба, "сын утешения, пророчества"]. Прозвище, данное апостолами левиту с Кипра Иосифу (в Синод. пер. - Иосия), к-рым он затем и назывался (Деян 4:36). Обладавший особым даром пророчества и учительства (Деян 13:1), В. обратился в веру сразу после Пятидесятницы. В первые месяцы образования христ. Церкви в Иерусалиме он продал свою землю и отдал деньги нуждающимся членам общины (Деян 4:37). Когда Павел впервые пришел в Иерусалим, В. принял его и отвел к апостолам (Деян 9:27). Вскоре после этого в Антиохии была основана первая община, состоявшая из обращенных в христ. веру язычников, и В. был послан туда. Он поучал и утверждал обращенных антиохийцев в истинах веры, призвав себе на помощь Павла, к-рый ранее удалился из Иерусалима в Тарс. После года учительства в Антиохии им было поручено доставить иерусалим. общине деньги, собранные для нее христианами из язычников (Деян 11:20-30), а затем, после возвращения в Антиохию, они были посланы церковью в первое миссионер. путешествие через Кипр во внутр. области Малой Азии.

В Листре, после того как апостолы исцелили парализованного, языч. население сочло их богами; В. назвали Зевсом, а Павла - Ермием (Гермесом), "потому что он начальствовал в слове" (Деян 12:25 - Деян 14:28). Когда же в церкви разгорелись споры между евреями и обращенными язычниками о необходимости обрезания и соблюдения заповедей Закона Моисея, касающихся пищи, В. и Павел засвидет-вовали в Иерусалиме о действии Духа Божьего среди обращенных и, достигнув всеобщего примирения, с доброй вестью вернулись в Антиохию (Деян 15:1; см. Гал 2:1-10). В связи с этими спорами Петр и В. однажды лицемерно уклонились от совместной трапезы с христианами из язычников, когда в Антиохию пришли евреи, посланные Иаковом. Вскоре после этого Павел попросил В. сопровождать его в след. миссионер. путешествии, но тот ответил отказом. Причиной этому стал Иоанн Марк, будущий автор Ев. от Марка, к-рый отстал и повернул обратно во время первого путешествия. В. хотел взять его с собой, но Павел больше не доверял Марку и отказался брать его. В результате "произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом" (Деян 15:36-41). Из кратких упоминаний о В. в посланиях Павла остается неясным, сошлись ли они с Павлом снова для совместной проповеди, но выбор, сделанный В. в пользу Иоанна Марка, явно повлиял на то, что позже Марк стал для Павла утешением и помощником в работе (1 Кор 9:6; Кол 4:10; 2 Тим 4:11).

Варсава
[евр. Бар-Шабба, "сын Савы"]:
1) Иосиф В., или Иуст, был наряду с Матфием предложен в апостолы на место Иуды. Жребий пал на Матфия (Деян 1:23.26);
2) прозвище Иуды, посланного с Силою сопровождать Павла и Варнаву из Иерусалима в Антиохию. Обладал пророч. даром (Деян 15:22.27.32).

Вартимей
[евр. Бартимай, "сын Тимея"], слепой нищий из Иерихона, к-рому Иисус вернул зрение (Мк 10:46-52). В Лк 18:35 речь идет об одном слепом, согл. же Мф 20:30 их было двое.

Варух
[евр. Барух, "благословенный"]:
1) сын Нирии, друг и писец пр. Иеремии. Его брат Сераия был главным постельничим царя Седекии (Иер 51:59). В четвертый год царствования Иоакима (605 г. до Р.Х.) В. записал в свитках пророчества Иеремии, продиктованные ему пророком по Божьему повелению. Иеремия наказал В. публично зачитать их в храме в день поста, чтобы призвать народ к обращению. Слуги и советники царя, узнав об этом, велели В. прийти и зачитать пророчества. Затем они поднесли свиток царю, перед этим посоветовав В. укрыться в надежном месте. Иоаким выслушал пророчества и, вопреки просьбам своих советников, часть за частью сжег свиток, а затем приказал схватить Иеремию и В. Но Господь укрыл их, и Иеремия, по Его повелению, продиктовал то же пророчество взамен сожженного, добавив к нему обличения в адрес царя и другие высказывания (Иер 36).

В этой опасной ситуации Господь сказал близкому к отчаянию В., что тот уцелеет среди всех бедствий, к-рые падут на страну во исполнение Божьего суда (Иер 45). Во время осады Иерусалима Навуходоносором Иеремия передал В. купчую на поле в Анафофе, заключ. им со своим двоюродным братом Анамеилом в знак того, что после суда Бог окажет Своему народу новые милости (Иер 32:9-15). После падения Иерусалима и убийства наместника Годолии оставшиеся иудеи вынудили Иеремию и В., к-рый, по их мнению, имел на пророка сильное влияние, переселиться вместе с ними в Египет (Иер 43:1-7);
2) сын Забвая, участвовавший в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:20);
3) священник, подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:6). Возм., то же лицо, что и предыдущее;
4) израильтянин из колена Иуды, отец Маасеи (Неем 11:5);
5) -> Апокрифы (I,Б,3).

Варфоломей
[евр. Бар-Талмай, "сын Фоломея"], один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, имя к-рого в первых трех Евангелиях называется рядом с именем Филиппа (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:14) и затем еще раз в числе учеников, бывших свидетелями вознесения Господнего (Деян 1:13). Иоанн его имени не называет, но упоминает -> Нафанаила, имя к-рого не встречается в других Евангелиях, а здесь стоит опять же рядом с именем Филиппа (Ин 1:45). Исходя из этого, можно предположить, что В. и Нафанаил - одно и то же лицо.

Васан
("мягкая, плодородная земля"), область вост. Иордана и сев. Галаада. На севере простиралась до Ермона и граничила с Гессурской и Маахской обл., на востоке достигала Аврана и Аравийской пустыни (Ис Нав 12:5). Евреи называли В. областью Аргов, землею 60 укрепленных городов, принадлежащих царству Ога (Втор 3:4), среди к-рых были Голан (Втор 4:43), Аштероф, Едреи (Втор 1:4) и Салха (Втор 3:10). Изначально В. населяли исполины. Аморреи, изгнавшие их, были разбиты Израилем в битве при г. Едреи, и В. перешел во владение к полуколену Манассии (Числ 21:33-35). После разделения Израиля область принадлежала Северному царству. Вероятно, во времена Ахава, Иорама и Ииуя В. либо частично, либо полностью находился под властью сирийцев (арамеев) (см. 3 Цар 22:3; 4 Цар 8:28; 4 Цар 10:33). Иеровоам II вновь отвоевал В. (4 Цар 14:25), а Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) присоединил землю к Ассирийскому царству (4 Цар 15:29). После возвращения евреев из вавил. плена В. был разделен на четыре области: Голанскую, Трахонитскую, Авранитскую и Ватанейскую, принадлежавшие царству Ирода Великого. Затем здесь правили четвертовластник Филипп и Ирод Агриппа II. В., обладавший плодородной почвой, был известен своими пастбищами, скотом и благосостоянием народа (Иер 50:19; Мих 7:14), славился своими дубами (Ис 2:13; Иез 27:6; Зах 11:2); и сегодня возвышенности В. покрыты вечнозелеными дубовыми рощами.

Васемафа
[евр. Басемат, "душистый бальзам"]:
1) жена Исава. В Быт 36:3.4.10.13.17 она названа дочерью Измаила и сестрой Наваиофа, а в Быт 26:34 - дочерью хеттеянина Елона. В других же местах дочь Елона зовут Ада (Быт 36:2), а дочь Измаила - Махалафа (Быт 28:9). Найти решение этой загадки пока не удалось;
2) дочь Соломона и жена Ахимааса, наместника в земле Неффалима (3 Цар 4:15).

Вафрий
[евр. Хофра; в совр. лит-ре - Априй], егип. фараон (588-569 гг. до Р.Х.), современник пр. Иеремии. В. продолжил борьбу против Навуходоносора, к-рая закончилась после битвы фараона Нехо (-> Нехао) с Навуходоносором в 601 г. до Р.Х., завершившейся безрезультатно. Поддержав восстание Иудейского царства против Вавилона, В., тем не менее, не смог спасти Иерусалим от разрушения (Иер 37:5-11). В ходе развернувшейся борьбы за власть В. погиб: его соперником выступил Амасис, к-рый и сменил его на престоле. Время правления В. было благоприятным периодом для Египта; пр. Иеремия, пришедший в Египет с иуд. беженцами именно в период правления В., предсказал его гибель (Иер 44:30).

Вафуил:
1) [евр. Бетуэл], сын Нахора, племянник Авраама и отец Ревекки (Быт 22:22; Быт 24:15.47; Быт 28:2);
2) [евр. Петуэл, "отрок Божий"], отец пр. Иоиля (Иоил 1:1).

Вацлиф
-> Бацлуф.

Вверху
-> Наверху, вверху, сверху, свыше.

Вдова
I. В. и -> сироты принадлежали у израильтян к группе людей, нуждающихся в защите и в этой связи особо упоминаемых в Законе. Господь запрещает притеснять их (Исх 22:21; Втор 24:17; Втор 27:19), гарантирует им участие в больших праздниках (Втор 16:11.14), их долю в десятине каждого третьего года (Втор 14:29; Втор 26:12), отдает им несобр. остатки урожая (Втор 24:19-21). Бог защищает В. и наказывает за причиняемую им несправедливость (Исх 22:22; Втор 10:18).

Господь - Отец сирот и судья В. (Пс 67:6; Пс 145:9; Притч 15:25). Там, где пророки призывают народ обратиться к Богу, они напоминают и о защите В. (Ис 1:17; Иер 7:6; Иер 22:3; Зах 7:10; ср. Иез 22:7; Мал 3:5). В. носили особую одежду (Быт 38:14.19). Если В. была бездетна и не могла вступить в брак с деверем (-> Брак, III,3), она возвращалась в дом своего отца (Лев 22:13). Ограничения относительно повторного брака существовали только для священнослужителей: первосвященник не мог жениться вторично, а священник мог жениться только на В. священника (Лев 21:14; Иез 44:22). Последовав за Ноеминью на ее родину (Руф 1:16), Pуфь поставила себя в положение беззащитной бездетной В. Во времена Иисуса В. Анна день и ночь находилась при храме, служа Богу молитвой и постом (Лк 2:36). Обет В., независимо от того, какой зарок она возложила на свою душу, должен был состояться (Числ 30:10). При первом упоминании Иеровоама, сына Наватова, названа и его мать Церуа, к-рая, вероятно, рано овдовела (3 Цар 11:26). То же, видимо, относится и к сводной сестре Давида, Саруе; Иоав, Авесса и Асаил постоянно упоминаются как сыновья Саруи, имя же их отца в Библии не названо (2 Цар 2:18.32). Хирам был сыном некоей израил. В., к-рая вышла замуж за тирянина (3 Цар 7:13). Финикийская В. из Сарепты дала пристанище Илии (3 Цар 17:8; Лк 4:25).

II. В. является действующим лицом притчи Иисуса о неправедном судье (Лк 18:1-8). Иисус обратил внимание учеников на пожертвование, сдел. В. (Мк 12:41-44), и порицал несправедливости, причиняемые В. фарисеями (Мк 12:40). В Наине Он возвратил сына В. к жизни (Лк 7:11-17). В древней Церкви В. оказались особой группой (Деян 9:39.41), получавшей ежедневное вспоможение, что привело к учреждению должности попечителей, или -> служителей (IV) (Деян 6:1). Забота о В. и сиротах - это "чистое и непорочное благочестие пред Богом" (Иак 1:27). Павел предоставляет В. свободу повторно выйти замуж за члена церкви, но благосклонно относится к ее решению оставаться В. (1 Кор 7:39). Повидимому, это его пожелание превратили в догму (1 Тим 5:11-13), поэтому апостол предупреждает о тех опасностях, к-рые возникли из-за этого непонимания. Он хочет, чтобы молодые В. исполняли свой долг жены во втором браке. В., у к-рых есть родственники, также должны найти свое место в семье (1 Тим 5:4.8.16). Только истинные В., одинокие и по-настоящему служащие Господу, а не ищущие благ для себя, должны находиться на довольствии церкви. Для таких В. Павел ставит следующие условия: женщина, овдовевшая после единств. брака, в к-ром она исполняла все обязанности в семье, должна быть не моложе 60 лет. О деят-сти В. в церкви из послания ничего неизвестно, но она вряд ли сильно отличалась от той, какую Павел предписывает пожилым женщинам вообще (Тит 2:3-5).

Веалия
[евр. Беалья, "Яхве-Ваал/Владыка"], вениамитянин, в числе других пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:5).

Ведро
-> Кувшин, ведро, водонос.

Веелиада
[евр. Беэльяда, "Ваал/Господь узнал, знает"], сын Давида, рожденный в Иерусалиме (1 Пар 14:7). Его также называют Елидав (Елиада), "Бог знает" (2 Цар 5:16; 1 Пар 3:8). Возм., вначале израильтяне называли Яхве Ваалом (= Господин; -> Веалия), и впоследствии, с распространением языч. идолопоклонства, это привело к изменению нек-рых имен (ср. имена, претерпевшие обратные изменения: Ишбошет (Иевосфей), Мефибошет (Мемфивосфей). Согл. Ос 2:18, нек-рые элементы культа Ваала проникли и в почитание Яхве, но это смешение, по словам пророка, должно было прекратиться с возрождением Израиля Богом. Возм., что сын Давида еще при жизни имел два имени.

Веельзевул:
1) в НЗ В. - это глава злых духов (Мф 12:24.27; Мк 3:22; Лк 11:18). Враги Иисуса говорили, что Он имеет в Себе В. (Мк 3:22), а фарисеи и книжники утверждали, что Он "изгоняет бесов силой бесовского князя" (Мф 12:24.27; Мк 3:22; Лк 11:15). В ответ Иисус указывал, что В. - это сам сатана, демонстрируя тем самым всю несостоятельность подобных обвинений (Мф 12:26; Мк 3:23.26; Лк 11:18; эти утверждения Иисуса предполагают существование единого царства демонов; подобные идеи можно встретить и в Кумранских рукописях). В семитских языках слово "В.", вероятно, означало "хозяин дома"; если это так, то Мф 10:25 можно толковать двояко;

2) имя В. трактуется неоднозначно: нек-рые ученые, вслед за Иеронимом, отождествляют В. с филистимским божеством (Ваал - "господин мух", см. 4 Цар 1:3) из Аккарона. Имя Баал-Зевув, упомянутое в 4 Цар 1:3 (МТ), вероятнее всего, является насмешливым прозвищем аккаронского божества баал-зевула ("князя Ваала"), у к-рого искал совета смертельно больной царь Израиля Охозия (4 Цар 1:1-6.16). Другие считают, что имя В. означает "господин небесного жилища". Вольц идентифицирует Зевула с дьяволом, в доказат-во чего приводит имя Забулюс, к-рым назван сатана в апокрифич. книге "Успение Моисея" (10:1). Учитывая, что в сочинениях раввинов слово завал ("удобрять", "унавоживать") употребляется для обозначения идолопоклонства, можно предположить, что имя В. означает "бог нечистот, навоза".

Везек
("разрыв", "молния"):
1) город в горах средней Палестины (1 Цар 11:8). В наст. время - г. Хирбет-Ибзик, в 5 км сев.-вост. Тевеца. В. располагался у впадения Иависа в Иордан; из него Саул отправился в поход против Иависа Галаадского;
2) город (Суд 1:4), вошедший в удел колена Иуды. Возм., совр. Хирбет-Бузка, располож. в 6 км сев.-вост. Гезера.

Век
-> Вечность.

Велиар или Велиал
("ужасный", "подлый"), имя, употребляемое в НЗ для обозначения сатаны (2 Кор 6:15). В ВЗ встречается выражение "сыны Велиала", к-рое относится ко всем нечестивым и злым людям (Втор 13:13; 1 Цар 25:25; 1 Цар 30:22; 2 Цар 23:6; 2 Пар 13:7; 1 Цар 1:16 - МТ: дочь Велиала). В Синод. пер. выражение "сыны Велиала" передается соотв. как "нечестивые люди", "злой человек", "негодные из людей", "нечестивые", "люди развращенные", а "дочь Велиала" - как "негодная женщина". В 2 Цар 22:5 слово "В." связано со словом "смерть": "потоки Велиала" (МТ) = "потоки беззакония" (Синод. пер.).

Величие
Слово "В." в Библии имеет значения: "вознесенность", "возвышенность", "слава Божия" (Втор 5:24; Иов 13:11; 1 Пар 29:11; Евр 1:3; Евр 8:1; Иуд 1:25); этим словом переданы разные др.-евр. и греч. слова. В. может относиться и к языч. божеству, а также характеризовать триумф царя (Есф 1:4).

Венадад
[евр. Бен-Хадад, "сын Хадада"], сир. (арам.) цари, правившие в Дамаске и бывшие в IX и VIII в. до Р.Х. непримиримыми врагами Израильского (Северного) царства в борьбе за господство над Сирией и Палестиной:
1) В. I, сын Тавримона и внук Хезиона, был призван иуд. царем Асой на помощь в войне против израил. царя Ваасы. В. I решил воспользоваться возможностью для расширения своего царства, разорвал договор с Ваасой, вторгся в сев. области Израиля и захватил Аин, Дан, Авел-Беф-Мааху, а также весь Киннероф и землю Неффалима. Как следствие, Дамаск получил контроль над торговыми путями, ведшими через Тир и Изреельскую долину в филистимскую землю и в Египет. Асе тем самым перестала грозить опасность со стороны Ваасы, к-рый хотел превратить отвоеванную у Иудеи Раму в мощную крепость. Но все же наиб. выгоды добилась для себя Сирия, ставшая противником как Иудеи, так и Израиля (3 Цар 15:18-22; 1 Пар 16:1-6). Найденная в сев. части Сирии надпись времен В. I подтверждает библ. сведения о его отце и деде. Неясно, однако, можно ли отождествлять личность Хезиона с Разоном (3 Цар 11:23-25), положившим начало возвышению Дамаска;
2) В. II, сир. царь, ставший впоследствии противником израил. царя Ахава. При осаде Самарии он был разбит, хотя был абсолютно уверен в своей победе. Год спустя он потерпел сокрушит. поражение при Афеке, но спас себе жизнь ценою заключения выгодного для Израиля договора (3 Цар 20:1-34). Затем три года между Израилем и Сирией царил мир (3 Цар 22:2), и даже был заключен временный союзнич. договор, т.к. обе страны опасались возможного нашествия ассир. царя Салманасара III.

В битве при Каркаре они и несколько других союзников объединили силы в борьбе против ассирийцев: у Ахава, согл. ассир. источникам, было 2 тыс. боевых колесниц и 10 тыс. человек войска, у царя Дамаска же - 1200 колесниц и 20 тыс. человек войска.

Как только ассирийцы отступили, Ахав попытался захватить Рамоф Галаадский, но потерпел поражение и был убит (3 Цар 22:2-36). При его сыне Иораме сирийцы продолжали войну против Израиля (4 Цар 5:2; 4 Цар 6:8-23), к-рая прерывалась время от времени новыми нападениями Салманасара на Дамаск (между 848 и 838 гг. до Р.Х.). Затем В. II вновь выступил против Самарии, осадил город и почти захватил его, но однажды ночью осаждающим показалось, что они слышат шум большого войска, идущего на подмогу израильтянам, и они в панике бежали (4 Цар 6:24 - 4 Цар 7:20). Вскоре после этого В. был убит Азаилом, вступившим на сир. престол (4 Цар 8:7-15). В ассир. описании битвы при Каркаре арам. царь называется Ададидри [евр. Хадад-Эзер]. Но из этого не следует, что В., современник Ахава, и В., живший во времена Иорама, - разные люди и что между ними правил некий Хадад-Эзер, к-рого можно идентифицировать с не названным по имени сир. царем из 3 Цар 22:2 - 4 Цар 6:23. Вероятнее всего, полное имя В. звучало как Бен-Хадад-Эзер ("cын Хадада, помощника"), и оно было сокращено иудеями и ассирийцами соотв. в Бен-Хадад и Адад-Идри. Более того, нек-рые ученые склонны считать и В., правившего во времена Асы и Ваасы, тем же самым царем. Но в таком случае время правления этого арам. царя составляло бы около 50 лет, что противоречит уже упомянутой надписи В. (1), к-рая, судя по форме букв, относится к середине IX в. до Р.Х;

3) В. III, сын и преемник Азаила, правивший в начале VIII в. до Р.Х. Ему, еще наследником престола воевавшему вместе с отцом против Израиля (4 Цар 13:3-7), не удалось сохранить господствующего положения Сирии. Уже во время правления Азаила ассир. царь Ададнерари III осадил Дамаск и обложил его данью. Израил. царю Иоасу удалось затем три раза разбить В. и вернуть завоеванные Азаилом израил. города (4 Цар 13:22-25; ср. 4 Цар 10:32.33). Вступив на севере своего царства при поддержке нескольких союзников в войну с царем Емафа Закиром, В. потерпел очередное поражение, о чем свидет-вует памятник, посвящ. победе Закира (-> Хадрах). Благодаря ослаблению Сирии в период правления В. Иеровоаму II удалось заново возвысить Израиль. В Иер 49:27 и в Ам 1:4 упоминаются дворцы В. в Дамаске.

Венаия
-> Ванея (9).

Венец, диадема
I: 1) В. (2 Цар 1:10; 4 Цар 11:12) - знак цар. власти и величия (Пс 20:4; Пс 88:40; Пс 131:18; Иер 13:18; Иез 21:26). В Палестине это был, как правило, надеваемый на лоб -> царя полукруглый обруч, часто украш. узором, а иногда и драг. камнями (2 Цар 12:30; Зах 9:16). (Егип. царский В.; ассир. цар. В.) В. перс. -> царицы упомянут в Есф 1:11; Есф 2:17. В. украшали также головы истуканов (2 Цар 12:30; 1 Пар 20:2). -> Украшение (II,9);
2) в метафорич. значении В. - это то, что украшает и придает достоинство: слава (Иов 19:9), мудрость (Притч 4:9), добродет. жена (Притч 12:4), седина (Притч 16:31). Бог венчает благочестивого человека милостью и щедростью (Пс 102:4);
3) "диадема святыни" (Исх 29:6; Исх 39:30) - это золотой полуобруч, к-рый носит на голове первосвященник;
4) под "диадемами" в Откр 12:3; Откр 13:1; Откр 19:12 подразумеваются цар. короны;
5) греч. слово стефанос (в Синод. пер. - "венец") означает венок из листьев - натур. или металлич. (Откр 4:4; Откр 14:14), к-рый вручался победителю в состязаниях (1 Кор 9:25), а также венчал головы победоносных полководцев. Таким В. победителя, как почетным знаком, Господь отметит в день Своего Второго пришествия тех, кто достойно прошел свой земной путь (1 Кор 9:25; 2 Тим 4:8; 1 Петр 5:4; Иак 1:12; Откр 2:10; Откр 3:11);
6) терновый венец -> Терние.
II. При изготовлении ковчега завета было предписано сделать наверху вокруг него золотой венец (Исх 25:11). Такие же венцы были предусмотрены как обрамление стола для хлебов приношения и жертвенника для приношения курений (Исх 30:3). Это обрамление, служа украшением, имело и практическое назначение. У ковчега завета венец препятствовал соскальзыванию на сторону крышки, покоившейся на четырёх боковых стенках.
Венец дома Иоава
[евр. Атрот-Бет-Йоав], (1 Пар 2:54) - насел. пункт в уделе Иуды, возм., недалеко от Вифлеема; точное местонахождение В.Д.И. неизвестно.

Вениамин
[евр. Бен-Ямин/Биньямин, "сын правой руки, счастья"]:
1) младший сын Иакова от Рахили, брат Иосифа. Рахиль, умершая при рождении сына, назвала его Бенони ("сын моего несчастья"), но Иаков изменил имя на Бен-Ямин ("сын счастья") (Быт 35:16-20). После того как Иаков потерял Иосифа, его любимым сыном стал В., что сыграло особую роль во время двух путешествий остальных сыновей Иакова в Египет. Будучи младшим ребенком в семье, В. был окружен любовью братьев. В благословении Моисея В. назван "возлюбленным Господом" (Втор 33:12), а в благословении Иакова - "хищным волком", что, вероятно, является указанием на его храбрость и способность к воен. делу (Быт 49:27). Оба этих достоинства были присущи его потомкам, к-рые перечислены в Быт 46:21; Числ 26:38-41; 1 Пар 7:6-12; 1 Пар 8:1-28;

2) колено В., потомки младшего сына Иакова и занимаемая ими область. Число способных воевать потомков В. возросло за время между двумя исчислениями народа с 35 400 до 45 600 человек. Тем самым, колено В. среди двенадцати колен переместилось с предпоследнего на седьмое место (Числ 1:37; Числ 26:41). Во время странствования по пустыне вениамитяне располагались на западе израил. стана, рядом с коленами Ефрема и Манассии, а выступать они должны были вслед за скинией и левитами (Числ 2:18.22). В Ханаане колену В. была выделена область, граничащая на севере с уделами колен Ефрема и Манассии, на юге - с уделом колена Иуды, на западе - с уделом колена Дана и на востоке - с рекой Иордан.

Удел колена В. был невелик, но имел влияние благодаря своим городам: Иерихону, Вефилю, Гаваону, Раме, Мицпе (Массифе) и Иерусалиму (Ис Нав 18:11-28). Гаваон вместе с тремя другими городами колена В. был передан во владение левитам (Ис Нав 21:17). В Кн. И.Нав подробно повествуется о завоевании земли, выделенной вениамитянам, а о завоевании уделов других колен дается лишь краткая информация общего характера. Колено В. было знаменито своими лучниками и пращниками, часть к-рых могла метать камни левой рукой, а другая часть - обеими руками (Суд 20:16; 1 Пар 8:40; 1 Пар 12:2; 2 Пар 14:8; 2 Пар 17:17). Из колена В. происходили судья Аод, обеспечивший Израилю 80 лет мира с моавитянами (Суд 3:12-30), и первый царь Израиля Саул. Правда, уже во время правления судей вениамитяне были почти полностью истреблены. Это явилось следствием того, что они встали на сторону жителей Гивы, к-рых народ хотел наказать за их преступление (Суд 19-21). После смерти Саула вениамитяне вместе с другими коленами пожелали видеть своим царем его сына Иевосфея (2 Цар 2:9). И когда царем всего Израиля стал Давид, давняя вражда колен Иуды и

В. разгорелась с новой силой (2 Цар 16:5-13; 2 Цар 20:1-22; Пс 7:1). Но все же Иерусалим, располагавшийся на границе их уделов и провозглашенный Давидом главным городом Израиля, оставался таковым вплоть до нового разделения колен при Ровоаме. И с тех пор Иуда и В. объединились для борьбы с десятью другими коленами (3 Цар 12:21). Вениамитяне вернулись из плена вместе с коленом Иуды (Езд 4:1; Езд 10:9), в то время как часть их оставалась жить в рассеянии (Есф 2:5). В НЗ образ типичного вениамитянина, посвятившего всего себя служению Господу, являет собой апостол Павел (Флп 3:5). В Иерусалиме именем В. назывались одни из ворот при доме Господнем (Иер 20:2) и одни из гор. ворот (Иер 37:13; Иер 38:7; Зах 14:10), через к-рые, вероятно, гнали овец. В пророчествах Иезекииля говорится о том, что колену В. перейдет во владение часть земли обетованной юж. Иерусалима, принадлежащая левитам (Иез 48:23). В числе 144 тыс. запечатленных из 12 колен Израилевых названы 12 тыс. вениамитян (Откр 7:8);
3) второй сын вениамитянина Билгана (1 Пар 7:10);
4) израильтянин, потомок Харима, взявший в жены язычницу (Езд 10:32). Возм., это то же лицо, что и В., участвовавший в восстановлении и освящении стен Иерусалима (Неем 3:23; Неем 12:34).

Вениамина ворота
-> Ворота Вениамина.

Венинуй
[евр. Бенину, возм., "сын правой руки" или "наш сын"], левит, во времена Неемии приложивший свою печать под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:13).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ---