Меню

Библейская Энциклопедия -- Я --


Яблоко, яблоня
Яблони в Палестине встречаются относит. редко. Лишь в окрестностях Ашкелона их произрастает много, причем хороших сортов. Но и до того как израильтяне овладели Ханааном, видимо, яблоня [евр. таппуах] была известным и любимым деревом, на что указывают названия отдельных местностей (ср. Ис Нав 15:34.53; Ис Нав 17:7). В более поздние времена яблоня упоминается Иоилем среди произрастающих в стране деревьев (Иоил 1:12). Особое место занимает образ яблони в Песне Песней (Песн 2:3; Песн 7:9; Песн 8:5). Соломон в Притч 25:11 сравнивает уместно сказанные слова с золотыми Я. Неверно понятое в лат. пер. слово - были перепутаны лат. слова малюм ("яблоко") и малюс ("зло") - привело к ошибочному представлению (нашедшему отражение и в иск-ве), будто Ева сорвала с древа познания добра и зла Я. (Быт 2:9.17). Ева сорвала с дерева "плод" (Быт 3:6).

Яван (Иаван)
("иониец, ионийский грек"), сын Иафета (Быт 10:2.4). В Библии именем Я. названы также малоазийские греки (Ис 66:19) и населенные греками города (Иез 27:13). В евр. тексте Иоил 3:6 (в Синод. пер. - "еллины"); Дан 8:21; Дан 10:20; Дан 11:2 (в Синод. пер. - "Греция"); Зах 9:13 (в рус. пер. -> Иония) словом "Я.", вероятно, названы греки из Селевкии.

Явление:
1) в общеупотребит. значении это слово означает событие, воспринимаемое человеком. Но иногда под Я. подразумеваются такие процессы, к-рые доступны только внутреннему зрению, как, напр., -> сновидения или -> видения (1 Цар 3:5; Дан 8:1; Деян 16:9). В особо значимые для Царства Божиего моменты Господь приближал небесный мир к Своим избранникам, чтобы укрепить их веру (Быт 18:1; Суд 6:12; Суд 13:3; Мф 17:3). К такого рода Я. относятся и Я. Бога в образе ангела (Быт 18:1; Быт 32:2-21; Числ 22:32; Ис Нав 5:13-15; Мф 28:2; Мк 1:13; Мк 16:5; Лк 1:11; Лк 22:43; Деян 12:7-11 и др.), а также Я. природы (Исх 19:16; Исх 20:18; Исх 24:17 и др.). Слава Господа являлась народу Израиля также в облаках и огне (Исх 16:10; Лев 9:23.24 и др.);

2) обетования ВЗ о Я. Господа (Пс 93:1; Пс 101:17; Ис 60:2; Зах 9:14; Мал 3:2) частично исполнились в Иисусе или полностью исполнятся в великий день Второго пришествия Иисуса Христа. Сын Божий, вочеловечившись, явился в этот мир (2 Тим 1:10; 1 Ин 1:2; 1 Ин 3:8; Евр 9:26). Воскресший явился во плоти не только ангелам, но и Своим апостолам (1 Тим 3:16; Деян 13:31; Деян 9:17; Деян 26:16.19; 1 Кор 15:1-8). В конце времен Он явится в Своей Божьей славе (Мф 24:30; 2 Фес 1:10; 1 Петр 5:4; Евр 9:28), это Я. спасет верующих и истребит неверующих (2 Фес 2:8; 1 Тим 6:14; 2 Тим 4:1; Тит 2:13). -> Второе пришествие Иисуса.

Явор
[евр. тидхар]. Слово, перевед. на рус. язык как Я., согл. Талмуду, обозначает вид можжевельника Juniperus phoenicea, схожего с более известным можжевельником J.communis (Ис 41:19). Главное различие между ними заключается в том, что ароматные ягоды дерева, произраставшего в Палестине, были не темно-синего, а красного цвета. Это дерево было широко распространено в Финикии, и то обстоят-во, что в Ис 60:13 оно называется "славой Ливана" (в Синод. пер. - "певг"), позволяет с уверенностью утверждать, что это действит. был можжевельник.

Ягаре-Оргим
[евр. Яаре-Орегим, букв. "леса ткачей"], отец Елханана, одного из храбрых у Давида, уроженец Вифлеема (2 Цар 21:19). В 1 Пар 20:5 он назван -> Иаиром (4).

Ягненок
-> Агнец, ягненок.

Яд:
1) [евр. хема, "яд"] (Втор 32:24; Иов 6:4; Пс 57:5), вещество, вызывающее отравление, - может означать также ярость (Быт 27:44) или гнев (4 Цар 5:12);
2) [евр. рош], слово, к-рым называют ядовитое, горькое на вкус растение (Втор 29:18; Пс 68:22; Иер 23:15; Ос 10:4), может также обозначать змеиный Я. (Втор 32:33). Ср. -> Желчь;
3) Я. применялся при изготовлении отравленных стрел (Иов 6:4) и отравленных напитков (Мк 16:18);
4) человеч. язык - это "неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда" (Иак 3:8; ср. Рим 1:29; Рим 3:13).

Язва
-> Болезнь.

Язва (моровая)
-> Болезнь.

Язык (речь)
I. ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Из всех земных созданий способность говорить присуща только человеку (см. помимо речей Бога, также Быт 3:1; 1 Кор 13:1; 2 Кор 12:4). С помощью Я. происходит общение людей, передается приобретенный и свой личный опыт. Т.о., Я. заключает в себе возможность оказывать влияние на людей. С помощью Я. человек может выразить свое отношение к происходящему и вступить в дискуссию и обмен мнениями (ср. Быт 2:23). Посредством Я. (молитвы) люди могут говорить с Богом, равно как и Бог говорит с ними (ср. -> Ответ, отвечать). Библия не содержит никакой особой философии Я. или учения о Я., она рассматривает Я. как дар, данный человеку при его сотворении (Быт 2:19-25).
II. ЯЗЫК ПОД ВЛАСТЬЮ ГРЕХА
Первый же диалог, приведенный в Библии (Быт 3:1-7), свидетельствует о том, что Я. уже порабощен грехом. Речь змея совращает человека к злу, и Адам замыкается перед Богом как раз после разговора с Ним (Быт 3:10-13). Оказавшись во власти греха, Я. перестает быть средством общения. Эта особенность Я. ведет ко -> лжи. Человеческая речь в принципе отличается от речи Бога. Слова человека могут быть ложью. Божьи слова всегда истинны (Числ 23:19). Ложь разрушает общность людей и создает вражду между ними (ср. Иак 3:1-12). Наряду с этим над человеческой речью с определ. времени тяготеет еще и особое Божье проклятие. Когда люди, объединившись в противлении Господу, решили построить "башню высотою до небес" и "сделать себе имя", Бог "смешал язык всей земли", разрушив тем самым еще имевшееся благодаря общему Я. внешнее единство людей (Быт 11:1-9). Смешение Я. свело на нет возмущение людей и их выступления против Бога. Разделением Я. и созданными т.о. границами между народами Бог лишил Я. большей части тех возможностей, к-рыми он обладал (см. Ин 8:43). Я. как пособник греха становится проклятием и вместо того, чтобы объединить человечество, образует разделяющую преграду между людьми (Втор 28:49; Пс 80:6; Ис 33:19; Иер 5:15). Слово "Я." становится равнозначным слову "народ" (Откр 7:9; Откр 13:7; Откр 17:15). В этом порабощении Я. грехом проявляется сущность греха как власти, разрушающей сначала общение человека с Богом, и, как следствие, общение людей между собой.

III. ЯЗЫК ПОД ВЛАСТЬЮ БЛАГОДАТИ
Несмотря на грех, Бог в Своем милосердии продолжает общение с людьми (см. Быт 3:9.11) и позволяет им говорить с Ним на их Я. Это относится также и к Израилю, но следует иметь в виду, что и этот народ испорчен грехом (см. Иез 3:5-7). Служение Иисуса является -> спасением, а значит, и исцелением. Поэтому речь учеников благодаря Божьей милости может быть исцелена от лжи (Мф 5:33-37). Верующий должен отвергать ложь, злую речь и все прочее, искажающее Я. (Еф 4:25.29; Еф 5:4; Кол 3:8-13). Обновление верующего Божьей силой включает в себя и обновление Я., на к-ром он говорит; внутри Церкви Я. вновь становится связующим средством (Еф 5:19; Кол 3:16), а в Духе Церковь восхваляет Бога на многих Я. (1 Кор 14:27-40), человеческих и ангельских (1 Кор 13:1; -> Говорение языками). Это с особой ясностью проявляется в событии Пятидесятницы, к-рое было чем-то большим, чем языковое чудо (Деян 2:1-11). Оно явилось предзнаменованием нового мира, где Я. уже не подвержен Божьему проклятию и спасение является совершенным.

Язык
как инструмент человеч. речи может использоваться как для греха (Иак 3:5-12), так и для прославления Бога (Флп 2:11). От греховных речей предостерегают Книга Иова, Псалмы и Притчи. Я. грешника - носитель лукавства (Иов 15:5), лести (Пс 5:10; Рим 3:13) и лжи (Пс 49:19; Пс 77:36). Пререкания (Пс 30:21), лесть (Притч 6:24), зло и грех вообще (Иов 20:12; ср. Пс 38:2) исходят от него. В метафорич. значении Я. назван змеей (Пс 139:4), бичом (Иов 5:21), мечом (Пс 56:5; Пс 63:4). Я. благочестивых, напротив, восхваляет и славит Господа (Пс 65:17; Пс 125:2), говорит о Его праведности (Пс 34:28). Богобоязн. человек остерегается обманывать и грешить в своих речах (Иов 27:4; Пс 38:2), ибо знает, что нет слова на его Я., к-рого не знал бы Бог (Пс 138:4). Во многих местах Библии слово "Я." синонимично словам "речь", "слово". -> Говорение языками.

Язычник
-> Народ, II.

Яйцо
В Библии Я. упоминается в числе продуктов питания (Лк 11:12 и др.), но белок Я. назван недостаточно вкусным (Иов 6:6). Птицы, высиживающие Я., находились под особой охраной (Втор 22:6). Человек, приобретающий богатство неправедным путем и не умеющий им распорядиться, сравнивается с куропаткой, сидящей на Я., к-рых она не несла (Иер 17:11).

Яма,
углубление в земле (2 Цар 18:17) или оборудованное углубленное место для хранения или размещения чего-н. (-> Колодец, источник -> Водоем; Исх 21:33; Иер 38:6; Мф 12:11); часто Я. выкапывали для того, чтобы устроить западню (Пс 7:16; Пс 56:7).

Якорь
Слово "Я." в Евр 6:19 употреблено как символ надежды, к-рая должна удерживать нас рядом с Христом. -> Корабль, кораблестроение.

Ямин (Иамин)
(евр. "десница"):
1) внук Иакова, сын Симеона. Его потомки образовали один из родов колена Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15; Числ 26:12);
2) потомок Иерахмеила из колена Иуды (1 Пар 2:27);
3) левит, современник Ездры (Неем 8:7).

Ярмо, иго
Я. - это деревянный хомут, с помощью к-рого запрягали двух животных в плуг или повозку. Я. крепилось веревками (Ис 58:6). Закон запрещал запрягать в одну упряжку двух разных животных, напр. вола и осла (Втор 22:10). Размер участка поля, обрабатываемого за день упряжкой волов, служил мерой площади (1 Цар 14:14; -> Меры длины, площади, объема и веса, I,3). Коровы, предназнач. для принесения в жертву, никогда не должны были носить Я. (Числ 19:2; Втор 21:3), т.е. не должны были раньше служить человеку (см. 1 Цар 6:7, а также цвет. ил. 2).

В Библии Я. часто служит символом угнетения. Пр. Иеремия появлялся на людях с Я. на шее, что должно было символизировать будущее господство Вавилона. Когда лжепророк Анания разбил деревянное Я. (см. Лев 26:13; Иез 30:18; Наум 1:13), Господь пообещал возложить на евреев и на другие народы Я. железное, т.е. подвергнуть их еще более тяжкому гнету (Иер 27:1; Иер 28:1; ср. Втор 28:48). Народ достигнет независимости, когда скинет враждебное Я. (Быт 27:40) или когда Я. будет снято с него (Ис 14:25). Все это говорит о том, что освобождение народа достигается отнюдь не его собств. силами. Однако Я. обозначает не только неправедный и враждебный гнет, жестокий и тяжкий по своей сути (3 Цар 12:4; Ис 47:6), но и благое и милостивое владычество Бога (Мф 11:29.30). Это Я. израильтяне постоянно разбивали своим нежеланием отказаться от идолослужения (Иер 5:5). Ап. Павел предостерегает христиан против преклонения "под чужое ярмо с неверными" (2 Кор 6:14). Повседневное общение с неверующими не должно превращаться в Я., т.е. вести христианина к зависимости от богопротивных принципов. Используемый Павлом образ Я., вероятно, перекликается со сказанным во Втор 22:10. Выражение "нести иго в юности" означает "учиться с детства смирению пред Богом" (Плач 3:27). В Деян 15:10; Гал 5:1 под игом подразумевается гнет предписаний Закона.

Ясень
Этим словом в Ис 44:14 переведено евр. название дерева орен, к-рое, возм., обозначает благородный лавр (Laurus nobilis).

Ясли
Вифлеемские Я. [греч. фатнэ] (Лк 2:7.12), вероятно, были теми яслями, куда обычно клали корм для скота и к-рые имелись в Палестине в каждом крестьянском доме (-> Дом, строительство дома, I,2).

Яспис
-> Драгоценные камни.

Ястреб
Словом "Я." в трех местах Синод. перевода (Лев 11:16; Втор 14:15; Иов 39:26) передано др.-евр. слово нец. Это слово обозначает нечистую для израильтян птицу, предположит. из малых хищных птиц Палестины, таких как Я., ястреб-перепелятник и сокол (ср. "с породою его" Лев 11:16). Частым зимним гостем, прежде всего в Иорданской долине, является собственно ястреб-перепелятник (Accipiter nisus); иногда он выводит птенцов в сев. холмистых местностях. Распространен в Палестине и несколько более крупный Я. (Accipiter gentilis). Из соколов представлен целый ряд различных видов, чаще всего это перелетные птицы (ср. Иов 39:26); среди прочих весьма распространена пустельга обыкновенная (Falco tinnunculus) и настоящий сокол, или сапсан (Falco peregrinus).

Ятба
(от евр. "быть добрым, хорошим"), родной город Мешуллемеф, матери иуд. царя Аммона (4 Цар 21:19). Местоположение города точно не известно. Согласно Иерониму, Я. находилась в уделе Иуды. Но т.к. из названного стиха это однозначно не следует, то нек-рые исследователи отождествляли Я. с Иотапатой Иосифа Флавия, располож. в долине Завулоновой. Возм., это совр. Йодфат, находящийся в 15 км сев. Назарета.

Яфий
-> Иафиа.

Яффа (Иоппия)
(евр. "прекрасная"). Вероятно, название этого приморского города, располож. на границе удела Дана (Ис Нав 19:46; ср. Суд 5:17), связано с евр. словом, означающим "становиться красивым", "украшать", "украшаться". В док-тах из архива Телль-Амарны этот город назван Я-пу или Я-а-пу, у ассирийцев - Я-ап-пуу, в новозаветное время он назывался Иоппия [греч. Иоппа] (Деян 9:36.43), а сегодня - это Яффа [евр. Яфо]. Строевой лес для первого и второго храмов привозился в Иерусалим из Ливана по морю через Я. (2 Пар 2:16; Езд 3:7). В Я. Иoна сел на корабль, чтобы "бежать от лица Господня" (Ион 1:3). Здесь же Петру в видении было явлено полотно с чистыми и нечистыми животными (Деян 10:8).

Яхазиил
-> Иахазиил (Яхазиил, Иозиил, Озиил), 5.

Яхзеия
["да узрит Яхве (страдания, чтобы помочь)"], сын Фиквы, израильтянин, современник Ездры (Езд 10:15).

Яхин (Иахин)
["да утвердит Он (Бог)"]:
1) сын Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15), прародитель одного из родов колена Симеона (Числ 26:12). В 1 Пар 4:24 он назван Иаривом, но возм., это ошибка переписчика;
2) глава 21-й чреды священников во времена Давида (1 Пар 24:17);
3) священник, живший в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (1 Пар 9:10; Неем 11:10);
4) Иахин и Воаз - названия двух почти девятиметровых медных столбов, к-рые царь Соломон распорядился установить по обе стороны входа в храм (3 Цар 7:15-22.41.42; 2 Пар 3:15-17). Во время разрушения храма Навузарданом они были разбиты, а металл отвезен в Вавилон (4 Цар 25:13-17). Нек-рые исследователи объясняют эти названия как сокращенные надписи на столбах. Медные столбы ученые сравнивают с каменными обелисками егип. или финик. храмов. Стоящие у входа в храм каменные колонны встречались в архитектуре Сирии, Финикии и Кипра; позднее этот стиль был воспринят архитектурой Ассирии и финикийских колоний в Зап. Средиземноморье. Колонны же храма Соломона были отлиты из металла. Венчающие их шарообразные или чашеобразные капители (3 Цар 7:41) в др.-евр. языке носят то же название, что и сосуд (чашечка) для елея, располож. в верхней части светильника (он упоминается в Зах 4:2.3). Поэтому эти колонны можно рассматривать и как огромные светильники или огненные жертвенники (эта версия была подтверждена археол. находками У.Ф.Олбрайта; он указывал на рисунки в гробницах, располож. в окрестностях города Мареши на юге Палестины, где справа и слева от входа были обнаружены изображения чаш для возжигания огня или курения благовоний).

Яхонт
-> Драгоценные камни.

Ячмень
[Hordeum sativum; евр. сеора; греч. крите]. На Ближнем Востоке и сегодня выращивают различные сорта ячменя. Его сеют в ноябре, а урожай собирают в первой половине апреля (в Египте - в марте). Град (седьмая егип. казнь) уничтожил в Египте урожай Я. (Исх 9:31). Простолюдины при выпечке хлеба заменяли дорогостоящую пшеницу Я. (Суд 7:13; Руф 3:15; 4 Цар 4:42; Иез 4:9; Ин 6:9.13). Смеш. с соломой Я. шел на корм лошадям (3 Цар 4:28). В рим. войске ячменный хлеб был пищей провинившихся солдат. Пятью ячменными хлебами и двумя рыбами Иисус насытил последовавших за ним в пустыню 5 тыс. человек, не считая женщин и детей (Ин 6:9-14).

Яшен,
отец или более отдаленный предок Ионафана (7), одного из храбрых у Давида (2 Цар 23:32). В 1 Пар 11:34 он назван Гашемом Гизонитянином.
Ящерица
(Lacertidae). В Палестине Я. встречаются повсеместно. Известно несколько их видов. ВЗ относит Я. к нечистым животным (Лев 11:29-47). В Лев 11:30 названы следующие рептилии:
1) под ЛЕТАА, возм., подразумевается насекомоядное пресмыкающееся геккон (Platydactylus muralis);
2) ХАМЕЛЕОНОМ [евр. коах] в Синод. пер., предположит., назван нильский варан (Varanus niloticus). Он достигает длины свыше 2 м, имеет темную окраску (от темно-оливкового до черно-зеленого) с расположенными поперечными рядами желтыми пятнами. Часто встречается в сев. Африке;
3) ХОМЕТ - так назван другой, точно не установленный вид ящериц, возм., Chalcides sepoides - змеевидная ящерица с маленькими, тонкими лапками;
4) под ЯЩЕРИЦЕЙ [евр. цав], возм., подразумевается крупная травоядная рептилия Uromastix spinipes.